Главная » Война » Восточный фронт » Оборона Крыма » Оборона Севастополя » Потопленный эсминец «Свободный» [1]

Потопленный эсминец «Свободный» [1]

30 декабря 2009 Добавил DINAMIT 13 комментариев
Потопленный эсминец «Свободный» [1]

Эскадренный миноносец проета 7У «Свободный» , потопленный 10 июня 1942 года германскими пикировщиками VIII- го авиакорпуса генерал В. фон Рихтгофена  в Корабельной бухте Севастополя.

9 июня 1942 года эсминец конвоировал из Новороссийска в Севастополь санитарно-транспортное судно «Абхазия». В ночь на 10 июня корабли ошвартовались в Севастополе. К 4.30 «Свободный» закончил выгрузку доставленного боезапаса и дымовых шашек и начал обстрел батарей противника. Через несколько минут «Свободный» подвергся пяти авианалетам, повторявшимся с интервалом в 10-15 минут, каждый раз на эсминец сбрасывалось по 12 — 15 бомб. В 6.40  "Свободный" перешёл в более безопасное место — Корабельную бухту и ошвартовался левым бортом у стенки артиллерийских мастерских. В 8.00 последовали новые воздушные атаки. От осколков на «Свободном» появились первые людские потери. Примерно в 10.30 сразу несколько бомб взорвались на расстоянии 5-7 м от кормы. В обшивке образовалось множество пробоин и вмятин, загорелись дымовые шашки. Впоследствии вблизи правого борта произошло еще несколько взрывов, число осколочных повреждений продолжало расти. К 13 часам у причала Сухарной балки от прямых попаданий авиабомб затонула «Абхазия».

Роковой для «Свободного» авианалет начался в 13.15. Эсминец атаковали сразу двадцать семь Ju-87: 15 зашли с носа и 12 — с кормы. Зенитчики открыли яростный огонь, но было поздно: корабль получил 9 прямых попаданий бомбами весом 100-250 кг. Одна угодила в щит 2-го 130-мм орудия, две — в ходовой мостик, одна — в район первой трубы, одна — во 2-е машинное отделение, две — в кормовой мостик и две — в кормовую часть корпуса. Корабль был полностью разрушен, загорелся мазут, начали рваться поднесенные к зенитным орудиям снаряды. Из экипажа 67 человек погибли, многие были ранены, в том числе и командир — капитан 3 ранга П.И. Шевченко. В данной ситуации был отдан единственно правильный приказ — покинуть корабль. «Свободный» лег на грунт с креном 50° на правый борт. Носовая надстройка осталась над водой и горела в течение 3 суток.
Эсминец был поднят и сдан на слом в 1953 году.

Теги: , , , ,
Категория: Лучшее, Оборона Севастополя, Советские корабли

Оригинал

Поделиться:

Вставка фото на сайт или в блог:


0 Администрации «Военного альбома» не известно, имеются ли какие-либо ограничения на копирование и иное использование этой фотографии.
Если вы хотите использовать не только фотографию, но и ее описание, то это возможно в соответствии с пунктом 2 «Условий использования» сайта «Военный альбом».
Эсминец Немецкий танк Pz.III и его экипаж



13 комментариев »

  • avatar DINAMIT пишет 30 декабря 2009 в 13:55 (ЛС):

    А здесь «Свободный» небольшое время после гибели, ещё не сняты флаг и гюйс:

    Thumb up 1 Thumb down 0
  • avatar DINAMIT пишет 30 декабря 2009 в 13:56 (ЛС):

    Вид с воздуха:

    Thumb up 1 Thumb down 0
  • avatar mvl01 пишет 30 декабря 2009 в 19:33 (ЛС):

    Стоящий корабль для пикировщика цель абсолютно беззащитная. С правого борта Юг и Юнкерсы могли заходить от солнца, с носа и с левого борта мешают постройки и зенитчики могли обнаружить не заходящий, а только уже пикирующий самолет. В этот момент заграждающий огонь не успеть поставить. Только с кормы сектор просматривался относительно удачно да и то Центральный городской холм так же сильно завышал горизонт. Сам переход на это место немцами просматривался с их позиций на Северной стороне -могли наводить авиацию очень точно. Так что это был не лучший маневр и не безопасное место. Это либо ошибка (которая похуже преступления)либо необходимость погрузки для эвакуации чего то важного со складов артмастерских или CМЗ, причальная стенка которого начинается чуть далее и идет в право к сухим докам.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar DINAMIT пишет 5 января 2010 в 17:31 (ЛС):

    «Абхазия», потопленная в Сухарной балке в тот же день:

    Thumb up 1 Thumb down 0
  • avatar DINAMIT пишет 5 января 2010 в 17:41 (ЛС):

    Обелиск эсминцу «Свободный» в современном Севастополе на мысе Павловский Корабельной бухты (150 метров от места гибели корабля). Памятник открыт в 1950г. На обелиске выбита 71 фамилия погибших и умерших от ран моряков.

    Thumb up 1 Thumb down 0
  • avatar DINAMIT пишет 5 января 2010 в 18:34 (ЛС):

    Схематично изобразил последнее плавание «Свободного» и «Абхазии»:

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar sergey пишет 5 января 2010 в 19:56 (ЛС):

    А я вот такое прочитал:

    в ночь на 10 июня корабли ошвартовались у причала №3 в Северной бухте. К 4.30 «Свободный» закончил выгрузку доставленного боезапаса и дымовых шашек и, получив приказ обстрелять батареи противника, занял позицию у стенки торпедной мастерской. А через несколько минут над бухтой появились «юнкерсы» и «хейнкели». Поначалу «Свободному» везло: первые пять налетов, повторявшиеся через каждые 10-15 минут, не причинили ему вреда, хотя каждый раз на эсминец сбрасывалось по 12 — 15 бомб.

    В 6.40 использование дымовых завес над Северной бухтой решили прекратить: под их покровом немецкие танки пытались прорвать линию обороны на Северной стороне. В связи с этим «Свободный» перешел в более безопасное место — Корабельную бухту и ошвартовался левым бортом у стенки артиллерийских мастерских.

    так вот а где это торпедная мастерская? Получается перешвартовок было две. С 4.30 до 7.00 была ещё одна!

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Subcaliber пишет 6 марта 2010 в 0:46 (ЛС):

    Поведение Черноморского флота вообще не объяснимо никакой военной логикой. Обладая абсолютным превосходством в вымпелах, в огневой мощи на всем черноморском ТВД, флот позволил загнать себя в Поти и практически не высовывался. Немногие выходы для обеспечения десантов или артобстрелов нефтепромыслов в Румынии были организованы из рук вон плохо и привели к неоправданным потерям кораблей безо всякой пользы. В тех же случаях, когда риск был оправдан, корабли отстаивались у стенки, их таким образом сберегали. Так и сберегали до списания на иголки.

    Thumb up 1 Thumb down 1
  • avatar RK_341 пишет 18 марта 2010 в 18:54 (ЛС):

    Жаль что не Subcaliber флотом командывал, вот бы показал фашистам как воевать нужно!

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Mihaylovskiy пишет 5 апреля 2010 в 16:35 (ЛС):

    Уважаемый DINAMIT.

    Огромное спасибо за изложенную информацию о гибели сан. транспорта «Абхазия».

    Еще несколько дней назад ( из-за ошибке в документах), я ничего не знал о гибели своего деда( Михайловский Тимофей Александрович по документам Алексеевич). Единственная информация о нем была дата гибели 10.06.1942, и место гибели было указано Черное море. Теперь мы получили письмо, в котором была недостающая для поиска информация. Теперь мы точно знаем, что он был сигнальщиком в команде погибшего санитарного транспорта «Абхазия». Эти несколько дней я пытаюсь найти максимальную информацию о судне, его команде, и о гибели « Абхазии». Ваша информация с картами и маршрутами была очень ценной для меня и моих близких. Спасибо Вам большое.

    Буду вам очень благодарен, если Вы вышлете мне всю имеющуюся у Вас информацию (или ссылки) о судьбе этого судна и команды.

    Заранее благодарен Вам , с уважением Юрий. ( mukan-jurij@mail.ru : mkn-yr@ukr.net )

    Thumb up 1 Thumb down 0
  • avatar DINAMIT пишет 5 апреля 2010 в 16:59 (ЛС):

    Mihaylovskiy: Буду вам очень благодарен, если Вы вышлете мне всю имеющуюся у Вас информацию (или ссылки) о судьбе этого судна и команды.

    Всю информацию для описания фотографии я брал из открытых инет-источников. Пользовался инет-поисковиками. Желаю Вам удачи в дальнейшем поиске информации по родственнику.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar DINAMIT пишет 12 апреля 2010 в 19:46 (ЛС):

    Другой ракурс. В цвете. Июль 1942 года.

    Thumb up 1 Thumb down 0
  • avatar RED_BARON пишет 16 апреля 2010 в 17:47 (ЛС):

    Корабль как человек. жалко до слез.

    Thumb up 1 Thumb down 0

Прокомментировать:

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для того, чтобы оставить комментарий.

Комментирование пока что недоступно: требуется регистрация или авторизация.