Главная » Сюжеты » Фронтовая жизнь » Жизнь немецких войск » Захваченный советский зенитный пулемет «Максим»

Захваченный советский зенитный пулемет «Максим»

16 июля 2009 Добавил Editor 30 комментариев
Захваченный советский зенитный пулемет «Максим»

Немецкий солдат у трофейного советского зенитного пулемета. Обычный пулемет «Максим» M/09-09 (образца 1910 года) установлен на универсальном станке Владимирова образца 1931 года, позволяющем пулемету вести огонь по воздушным целям.

Теги: , ,
Категория: Жизнь немецких войск

Оригинал

Поделиться:

Вставка фото на сайт или в блог:


0 Администрации «Военного альбома» не известно, имеются ли какие-либо ограничения на копирование и иное использование этой фотографии.
Если вы хотите использовать не только фотографию, но и ее описание, то это возможно в соответствии с пунктом 2 «Условий использования» сайта «Военный альбом».
Памятник Ленину в захваченном селе Выстрел из немецкой 150-мм пушки



30 комментариев »

  • avatar Wild_Tom_Cat_666 пишет 20 августа 2009 в 21:57 (ЛС):

    Явно Ганс старается для фотографии

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Wild_Tom_Cat_666 пишет 20 августа 2009 в 22:19 (ЛС):

    Ганс явно позирует...

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Дмитрий пишет 30 августа 2009 в 17:57 (ЛС):

    не факт что это зенитный. просто на треноге. зенитные были счетверенные максимы.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Максим-пулемёт пишет 2 сентября 2009 в 19:00 (ЛС):

    Конечно не факт. Как сказано — обычный пулемёт системы Максима, но образца 1910/30 г., а не 1910 г. (на кожух взгляните), на универсальном станке системы Владимирова в положении для стрельбы по воздушным целям. А что это за обозначение пулемёта М/09-09? Сами придумали или где? Помимо счетверённой зенитной установки обр. 1931 г. была ещё и зенитная тренога обр. 1928 г. к пулемёту «Максим».

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar АНДРЕЙ пишет 4 сентября 2009 в 1:33 (ЛС):

    Фото возможно взято с зарубежного источника. Потому что обозначение «Максим» M/09-09 родом из Финляндии. После выхода Финляндии из состава Российской Империи ей досталось приблизительно 600 пулеметов с русских складов. Российские пулеметы в калибре 7.62x54R моделей 1905 и 1910 были установленны на тяжелом колесном станке Соколова . В наименованиях финского военного инвентаря, обе модели были приняты под одним обозначением ' мод. 09-09 '. Первое обозначение м./09 касается оружия непосредственно, тогда как — «09» обозначение колесного станка. Позднее станок Соколова был заменен финским станком ,обозначенным- модель 1921. Прежнее российское оружие с этим новым станком, было тогда переименовано в ' мод. 09-21 '.

    Идем далее. Зенитный ли это пулемет? По воздушным целям можно было стрелять с любого станка от Максима . Всего станков, насколько мне известно, было четыре:

    1. станок А.А. Соколова образца 1910 года массой 44,23 кг, стрельба по воздушным целям обеспечивалась с использованием дополнительной стойки к станку. Этот станок мы видим в художественных фильмах про войну.

    2. станок-тренога с вертлюгом М.Н. Кондакова образца 1928 года массой 38 кг, для стрельбы по воздушным целям использовались зенитные прицелы образца 1929,1936 и 1941 годов. Ещё есть упоминание о склад­ной треноге М.Н. Кондакова обр. 1928 г. с телескопическими ногами массой 16 кг.

    3. универсальный колесно-треножный станок С.В. Владимирова образца 1931 года массой 39 кг, для стрельбы по самолетам пулеметный станок с вертлюгом снимался с колесного хода, из сошников выдвигались телескопические трубы, превращая таким образом колесный станок в зенитную треногу, оснащался зенитными кольцевыми прицелами образца 1929; 1936; 1941 и 1943 годов.

    4. счетверенная зенитная пулеметная установка Н.Токарева образца 1931 года , для стрельбы по самолетам, летящим на высотах до 1400 м при скорости до 500 км/час оснащалась зенитными кольцевыми дистанционными прицелами образца 1929 и 1936 годов.

    Тот , что на этой фотке(станок Владимирова) из-за своих недостатков не получил в Красной Армии широкого применения. Теперь по прицелам для станка Владимирова:

    1.зенит­ный прицел обр. 1929 г.-дистанционный кольцевой

    2.зенит­ный прицел обр. 1936 г. -имел пять колец в переднем визире

    3.зенит­ный прицел обр. 1938 г. -упрощенный вариант прицела обр. 1936 г.

    4.зенит­ный прицел обр. 1941 г. -был уни­фицирован с прицелом к пулемету ДШК

    5.зенит­ный прицел обр. 1943 г. -кольцевой ра­курсный

    Ни одного из них я на фотке не вижу. По самолетам особо не постреляешь. Хотя, может в расчёте этого пулемета был отличник боевой и политической, снайпер по призванию...

    ВЫВОД: эта фотка должна называться так -"Немецкий солдат у трофейного советского 7.62мм пулемета Максим образца 1910/30 года, установленном на универсальном станке Владимирова образца 1931 года, позволяющем пулемету вести огонь в том числе и по воздушным целям."

    А вот так в годы Первой мировой войны осуществлялась стрельба по самолетам со станка Соколова:

    Thumb up 1 Thumb down 0
  • avatar Максим-пулемёт пишет 4 сентября 2009 в 7:23 (ЛС):

    Согласен. Финское обозначение пулемёта М/09-09 мне не попадалось. Но относить установку от счетверённой ЗПУ к категории «станок» не совсем правильно, мягко говоря.

    По станкам могу дополнить, что до станка Соколова к пулемёту «Максим» в Российской империи использовалось несколько установок:

    — крепостной колёсный однобрусный лафет со щитом, сиденьем для наводчика, баком для воды — 172,3 кг;

    — полевой колёсный лафет — 231 кг;

    — тренога «Виккерс» обр. 1904 г.;

    — тренога «Виккерс» обр. 1909 г.;

    — тренога «Виккерс» обр. 1910 г. с колёсным ходом и щитом.

    В 1915 г. к «Максиму» приняли лёгкий и более простой в производстве станок системы И.Н. Колесниеова, выпускавшийся «казёнными заведениями». Масса станка 30,7 кг, щита к нему — 8,2 кг. Ставились «Максимы» и на германские трофейные салазочные станки Schlitten 08. Про кустарные и импровизированные станки и установки упомину вскльзь. В войсках к станку Соколова была разработана стойка с обоймой для зенитной стрельбы. Тот же Колесников в 1915 г. изготовил треножный «станок для стрельбы по воздушным аппаратам», дававший круговой обстрел и большие углы возвышения. Фёдоров представил зенитную установку, изготавливаемую из подручных материалов. ЗПУ своей системы предложил Путиловский завод По финскому пулёмету на треножном станке М21 добавлю, что были финские модификации М32 и М32-33 на этом станке.

    Но давайте про кожух ствола поговорим. Почему-то в большей части литературы пулемёты «Максим» с гофрированным кожухом ствола, изображённым на фото, именуются обр. 1910/30 гг. Но ведь в годы Первой мировой войны тоже подобные кожухи на пулемёты обр. 1910 г. устанавливались. Мне попадалось лишь одно фото такого пулемёты (можете, например, увидеть его на обложке и стр. 6 журнала ТиВ №2 за 2003 год («Пулемёты в Первой мировой войне»), да в инете оно есть. Много ли было выпущено таких пулемётов обр. 1910 г.?

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • Editor пишет 4 сентября 2009 в 9:51 (ЛС):

    Фото из немецкой фотохроники (как и 99% многочисленных фотографий брошенных советских танков и подбитых самолетов здесь), обозначение техники оттуда же. Менять описание, с вашего позволения, не буду, так как в комментариях вами дана исчерпывающая информация по вопросу и она служит хорошим дополнением к моему описанию. :-)

    Thumb up 0 Thumb down 1
  • avatar Максим-пулемёт пишет 5 сентября 2009 в 6:44 (ЛС):

    Про станки к «Максиму» допустил опечатку. Правильно станок И.Н. Колесникова. Ни одного фото пулемёта «Максим» на станке системы Колесникова обр. 1915 г. мне не попадалось. Раз станок приняли на вооружение, да и изготовили их немало (Петроградский арсенал в 1916 г. сдал 1240 таких станков, в 1917 г. — 824, Брянский арсенал за этот же период — 850, а ещё такие станки выпускали на Петроградском орудийном заводе и в Киевском арсенале). Выходит более 2 тысяч станков было! И где они? Знатоки, дайте ссылочку, пожалуйста.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar АНДРЕЙ пишет 5 сентября 2009 в 11:57 (ЛС):

    Вот фото зенитного расчёта 1942 года. Что за станок? Тренога М.Н. Кондакова ,1928 г. (16 кг)?

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Максим-пулемёт пишет 5 сентября 2009 в 14:14 (ЛС):

    Да. Складная зенитная тренога конструктора М.Н. Кондакова обр. 1928 г. Тренога имеет вертлюг для пулемёта, центральную трубу и три трубчатые телескопические ноги. Угол возвышения пулемёта на треноге достигае 88 градусов. Перед ВОВ в пулемётной роте стрелкового батальона по штату полагалось иметь одну такую треногу.

    По станкам и установкам к «Максиму» могу ещё добавить. На тачанки устанавливались также складные зенитные установки с пулемётом «Максим».

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar АНДРЕЙ пишет 5 сентября 2009 в 14:32 (ЛС):

    По описанию подходит, но фото с подписью «тренога Кондакова» не нашел пока.

    Вот забавная фотка с таким же станком:

    «Легковой автомобиль «Форд-А», вооруженный пулеметом Максима на маневрах. Московский военный округ, октябрь 1929 года».

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Максим-пулемёт пишет 5 сентября 2009 в 16:59 (ЛС):

    И это зенитная тренога Кондакова. Фотографий этой треноги с пулемётом «Максим» достаточно. Меня заинтересовала фотография «Расчёт зенитной установки на маневрах, 1930-е годы» на стр. 38 спец. выпуска журнала Оружие №5 за 2003 год «Всё о пулемётах Максим» (авторы текста Плотников С.Е. и Федосеев С.Л.). Фото авторам было предоставлено издательством «Стратегия КМ». В инете фотка не попадалась. Установку или станок определить не могу. Может кто поможет?

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar АНДРЕЙ пишет 5 сентября 2009 в 17:06 (ЛС):

    Предлагаю сюда эту фотку залить, либо дать ссылку на журнал «Оружие».

    В развитие темы станков. Вот так выглядела тренога образца 1904 года:

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar АНДРЕЙ пишет 5 сентября 2009 в 17:10 (ЛС):

    Тренога Виккерса образца 1910 года с колёсным ходом и щитом:

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Максим-пулемёт пишет 6 сентября 2009 в 12:19 (ЛС):

    На Восточном фронте определённое распространение в частях Вермахта получили в числе прочих и советские станковые пулемёты «Максим». В частности ими вооружались иностранные военные формирования РОА, УПА и т.п. Немцев с «Максимом» на фото, в т.ч. и времён ПМВ, не так уж и много (мне попадалось не более десятка фотографий). В журнале «Оружие» №1 за 2005 год на стр. 58 (это спец. выпуск, посвящённый пулемётоам Третьего Рейха, автор текста С. Монетчиков) интересная фотография 1942 года с пулемётным расчётом трофейной советской счетверённой ЗПУ обр. 1931 г., получившей у немцев обозначение MG.216(r). А вот немецкое обозначение самого пулемёта «Максим» мне не попадалось (в отличии от ДП, ДТ, ДШК). Может есть у кого-то инфа?

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Максим-пулемёт пишет 6 сентября 2009 в 12:42 (ЛС):

    Обсуждая станки и установки к пулемётам «Максим» что-то упустили корабельные установки. Про корабельные установки царской России информации мало. Мне попадалось лишь одно фото пулемёта «Максим» (правда обр. 1910/30 г.) на корабельной тумбовой установке. Про советские установки немного ещё расскажу, если позволите. В 1928 г. в ПКБ ТОЗ предложили спроектировать спаренную, строенную и счетверённую ЗПУ под пулемёты «Максим». К 1930 г. конструкторы Н.Ф. Токарев, Г.Г. Куренков, С.А. Прилуцкий и А.И. Панов выполнили задание. По результатам испытаний лучшей оказалась счетверённая ЗПУ системы Токарева, та самая, принятая на вооружение в 1931 г. (фотографии остальных ЗПУ мне не известны). Были ли отличия этой ЗПУ в вариантах: стационарная, самоходная, корабельная? Ещё об одной ЗПУ. Так ЗПУ обр. 1931 г. переделывали под авиационный пулемёты системы Надашкевича ПВ-1 (создан на базе «Максима»), снятые с самолётов (калибр 7,62 мм был уже не эффективен, да и пулемёт для авиации — устарел). Связанный с прицелом второй слева «Максим» на ЗПУ сохранялся, а три остальных — заменялись на ПВ-1 (фото ЗПУ не попадалось). Однако такая переделка оказалась сложной для массового производства, поэтому Н.Ф. Токарев разработал упрощённую строенную установку, состоящую из основания и вертлюга с головкой. Основание представляло собой трубу с тремя подкосами и тремя лапами для крепления на платформе. На качающейся головке устанавливались три ПВ-1. В 1941 г. успели изготовить 626 таких ЗПУ. Они производились и в 1942 г., использовались при обороне Ленинграда и Сталинграда. В литературе и инете попадалось лишь одно фото этой ЗПУ на бронепоезде, датируемое декабрём 1941 г.

    Только в феврале 1943 г. 7,62-мм пулемётные установки вывели из состава зенитных полков и зенитных дивизий РГК.

    Если у кого-то есть ещё информация или фотографии по этой теме — прошу дать ссылку или разместить.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Максим-пулемёт пишет 6 сентября 2009 в 12:44 (ЛС):

    Фото корабельной тумбовой установки пулемёта «Максим»

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar АНДРЕЙ пишет 6 сентября 2009 в 13:05 (ЛС):

    Ув. Максим-пулемёт, перед заливкой фото пересохрани её в формате JPEG.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar АНДРЕЙ пишет 6 сентября 2009 в 13:20 (ЛС):

    Редкое фото по теме «станки максима». Здесь мы видим, немцев, осматривающих место боестолкновения. На переднем плане погибший пулеметчек, видимо немецкий (камрады накрыли труп), и немецкий вариант пулемета максим MG-08 (Maschinengewehr 08) на треножном станке в положении для стрельбы лёжа.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • Editor пишет 6 сентября 2009 в 13:29 (ЛС):

    Андрей, отличная «живая» фотография, добавил на сайт, спасибо!

    Thumb up 0 Thumb down 0

Прокомментировать:

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для того, чтобы оставить комментарий.

Комментирование пока что недоступно: требуется регистрация или авторизация.