https://waralbum.ru/49187/
За спиной солдат видно здание трансформаторной подстанции (Transformační a měnící stanice Vokovice), расположенной на улице Kladenská:
http://www.zanikleobce.cz/index.php?detail=229417
В Википедии данное сооружение называется Měnírna Bořislavka:
https://cs.wikipedia.org/wiki/Měnírna_Bořislavka
Это же здание видно справа на фото с этническими немцами:
Для сравнения вид подстанции с того же ракурса:
http://www.zanikleobce.cz/index.php?detail=229407
Очень похоже на то, что высокий солдат в танковом шлеме и его товарищ справа в пилотке с автоматом за спиной попали на этот снимок:
Спасибо, внесены дополнения. Фото переехало в подкат. "Освобождение Праги". Сделал в тексте ссылку на другое фото с подстанцией.
Если подробности найдутся
Офицер, который стоит слева на фото
> < очень похож на офицера, попавшего на видео, посвященное этому расстрелу и размещенное здесь (1.21): https://www.stream.cz/krvava-leta/borislavka-zdokumentovana-brutalni-vrazda-prevazne-nemeckych-civilistu-303397
Съемка производится утром. На видео за спиной у офицера видны два дома, которые крайние справа в ряду домов на фото.
То есть, водили его, похоже, дальше от места съемки фото, где-то за подстанцией.
Ещё вечером участники колонны стояли на дороге с достаточно безмятежным видом.
А уже утром офицера ведут сквозь толпу, из которой кто-то бьёт его по голове.
Вероятно, колонну на ночь оставили в кинотеатре, а к утру что-то произошло, что спровоцировало расстрел.
Чехи пишут о стрельбе со стороны домов, которые видны на дальнем плане. Выходит, либо решили отомстить местным из колонны, либо новых немцев в этих домах наловили. Пленных, похоже, расстреливать не стали.
Это всё, конечно, в качестве версии (не для описания).
По поводу фотографий https://waralbum.ru/187198/ , https://waralbum.ru/80603/ , https://waralbum.ru/380610/
Судя по статье экскурсовода Шмидке Александра https://t.me/blokada_ekskursii/1641
все эти фотографии связаны с одним и тем же событием и сделаны в районе Новой Ладоги
"Регулярно показывая туристам знаменитые фотографии конного обоза на Ладоге, я обращал внимание на странную деталь, объяснения которой не находил. На заднем плане были видны корабли и баржи, причём некоторые ещё с дымящими трубами. Проблема была в том, что в бухте Петрокрепость, где пролегал путь ледовой Дороги Жизни, они могли оказаться только случайно. В 1941 году в Кобоне ещё не было порта - что они забыли в той бухте? Я успокоил себя объяснением, что корабли туда занесло штормами. И во всех источниках пишут ( https://t.me/blokada_ekskursii/1630), что это ледовая трасса. Но сомнения оставались, и как оказалось, они были обоснованны. Итак, обо всём порядку.
Последний караван судов с продовольствием из Новой Ладоги пришёл в Осиновец 27 ноября 1941 года. Ледовая трасса через Ладогу действовала уже 4 дня, но муки через неё привозилось катастрофически мало. 26 числа привезли 124 тонн, 27 - 126 тонны. Но чтобы выпечь всем обещанную с 20 ноября пайку смертника в 125 грамм нужно было 600 тонн муки в день. Как писал Сталин руководству города об организации ледовой трассы, "всё это дело малонадёжное ( https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/373491-shifrotelegramma-i-v-stalina-m-s-hozinu-i-a-a-zhdanovu-ob-ustroystve-zimney-frontovoy-avtomobilnoy-dorogi-27-noyabrya-1941-g#mode/inspect/page/1/zoom/4 )", и говоря холодным языком математики и физики, он был абсолютно прав.
Навигация официально закончилась ещё 15 ноября, а только что пришедшие корабли шли в Осиновец 3 дня вместо обычных 12 часов. Ледовый покров крепчал с каждым днём, и температура держалась сильно ниже ноля. И тогда руководство Ладожской флотилии решается на безумный или отважный, кому как нравится, шаг. На следующий день, 28 ноября, оно отряжает последний караван в Новую Ладогу - группу кораблей, способных в теории пройти 105 километров во льдах. Это была канонерская лодка, два транспорта, одна баржа, тральщик и тот самый эпроновский "Сталинец", о котором я писал здесь ( https://t.me/blokada_ekskursii/1541) и здесь ( https://t.me/blokada_ekskursii/1569).
В чём состоял расчёт экспедиции, рационально объяснить сложно. Возможно, надеялись на то, что удастся проскочить сотню километров и потом ещё сотню обратно - если так можно назвать медленное пыхтение вперёд под взрывы льда зарядами аммонала. Возможно надеялись на оттепель - парадоксальным образом вопреки своим же надеждам на укрепление льда на Дороге Жизни. Не имея ледокола, шанс быть раздавленным льдом или отнесённым ледовым дрейфом на многочисленные скалы и мели Ладоги был крайне высок. Но если люди бросаются в огонь, чтобы спасти своих близких, почему бы не рвануть через лёд?
Выйдя из Осиновца 28 ноября, корабли за 3 дня почти смогли дойти до Новой Ладоги. На расстоянии 5-13 миль от цели они упёрлись в толстые льды 1 декабря ( https://militera.lib.ru/h/kovalchuk_vm/02.html). И тогда вновь вопреки логике, климату и судьбе к ним из порта решают везти муку, чтобы загрузить их и отправить обратно. Впрочем, логика всё же была: в конце ноября наступила оттепель, потому 1 и 2 декабря по льду Ладоги смогли привезти всего лишь 30 и 40 тонн муки соответственно. Это примерно по 6-7 грамм на человека в день. Караван же мог привезти до 2000 тонн - в столь отчаянном положении любой риск был оправдан.
Первые конные обозы смогли подойти к кораблям только через 3 дня, 4 декабря. С целью запечатлеть погрузку на них муки был присланы фотографы Тарасевич и Федосеев, благодаря ( https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/A-1-photo/1AR-6/10331) подписям которых ( https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/A-1-photo/1AR-6/10278) я и смог определить место съёмки. Погрузка продолжалась ещё целых 5 дней, однако температура вновь упала, и шансы на возвращение кораблей на западный берег таяли с ежедневным укреплением льда. В итоге прибывший в порт адмирал Трибуц личным приказом остановил ставшую совершенно безнадёжной операцию, и караван остался на зимовку во льдах.
Операция эта оказалась забытой на фоне трагических событий того времени, и даже её фотографические свидетельства приписали совсем другому месту..."
Это фото наверное тоже относиться к этой истории https://waralbum.ru/356384/
> Время съемки: сентябрь 1941
По данным Бундесархива снято сильно позднее, в октябре 1942.
Ещё известен автор - Курт Хайне (Kurt Heine)
https://www.bild.bundesarchiv.de/dba/de/search/?yearfrom=&yearto=&query=Bild+183-B22163
> В кадре автомобиль, на котором передвигался американский фотограф и кинооператор Жюльен Брайан (Julien Bryan, 1889 – 1974), и его съемочная группа в осажденной Варшаве.
Он же американец, так что не Жюльен, а Джулиен. Именно так он у нас именуется в списке фотографов.
https://waralbum.ru/?f1=%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%BD+%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%B0%D0%BD+%28Julien+Bryan%29&wpcfs=preset-0
> Автомобиль принадлежал Стефану Радлинскому (Stefan Starzyński, стоит спиной, в униформе),
Чуть попутали - Радлиньский в оригинале - Stefan B. T. Radliński.
https://eng.ipn.gov.pl/en/digital-resources/publications/7016,The-Siege-of-Warsaw-in-the-photographs-of-Julien-Bryan.html
> которого мэр Варшавы Стефан Старжинский (Stefan Starzyński)
Не "Старжинский", а "Стажиньский". В польском сочетание звуков "рж" крайне редко. Устоявшиеся неправильные варианты типа "Кржижановский" для некоторых исторических деятелей, в расчёт, само собой, не берём.
> Стэнли Кубич Stanley Kubicz
Оригинал имени в скобки не заключили.
> В кадре автомобиль, на котором передвигался американский фотограф и кинооператор Жюльен Брайан (Julien Bryan, 1889 – 1974), и его съемочная группа в осажденной Варшаве.
Он же американец, так что не Жюльен, а Джулиен. Именно так он у нас именуется в списке фотографов.
https://waralbum.ru/?f1=%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%BD+%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%B0%D0%BD+%28Julien+Bryan%29&wpcfs=preset-0> Автомобиль принадлежал Стефану Радлинскому (Stefan Starzyński, стоит спиной, в униформе),
Чуть попутали - Радлиньский в оригинале - Stefan B. T. Radliński.
https://eng.ipn.gov.pl/en/digital-resources/publications/7016,The-Siege-of-Warsaw-in-the-photographs-of-Julien-Bryan.html> которого мэр Варшавы Стефан Старжинский (Stefan Starzyński)
Не "Старжинский", а "Стажиньский". В польском сочетание звуков "рж" крайне редко. Устоявшиеся неправильные варианты типа "Кржижановский" для некоторых исторических деятелей, в расчёт, само собой, не берём.
> Стэнли Кубич Stanley Kubicz
Оригинал имени в скобки не заключили.
Спасибо, огрехи написания исправлены. Автор снимка тоже теперь корректно указан.
> Время съемки: сентябрь 1941
По данным Бундесархива снято сильно позднее, в октябре 1942.
Ещё известен автор - Курт Хайне (Kurt Heine)
https://www.bild.bundesarchiv.de/dba/de/search/?yearfrom=&yearto=&query=Bild+183-B22163
Спасибо, поправил. Описка была, разумеется, речь на снимке о 1942 году.
На Госкаталоге указаны автор, точное место и дата съемки - "Кинеловский В.С. Западный фронт. Разгром немцев под Москвой. Первые трофеи. Бойцы 8 Гвардейской им. И.В.Панфилова стрелковой дивизии осматривают подбитый немецкий танк в д.Крюково. 8 декабря 1941 г." https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10303175
На фото https://waralbum.ru/236227/ бортовой техник 890-го авиационного полка дальнего действия 45-й авиационной дивизии дальнего действия воентехник 1-го ранга Алексей Павлович Граменицкий (20.03.1914 – 14.01.1979). Автор фото Соловьев
Источники информации https://photo.rgakfd.ru/photo/719682
https://pamyat-naroda.ru/heroes/person-hero93945947/
https://весь-ряжск.рф/persons/g/gpamenitskij-aleksej-pavlovich.html
на фото https://waralbum.ru/320125/ похоже имеется ввиду командир орудия 384 ап 193 сд Яновский Николай Демьянович
К фото https://waralbum.ru/52401/ можно добавить источник и чуть более подробную информацию.
Мой поиск. Судя по сайту, танкисты из 1-го батальона 22-го тп 11-й тд под командованием капитана Гаврилова. После тяжелых боев и окружения, 11 тд была 27.08.41 расформирована, обращена на формирование 132тбр.
Гаврилов- вероятно Гаврилов Виктор Андреевич. В ссылке хоть и указано "гвардейский", но время выбытия 08.08.1941г и место (ЮЗФ) хорошо ложатся на то время тяжелых боев. Кроме того, на этом же сайте есть его "дело" без упоминания гвардии.
Упоминаемая река - очевидно Днестр, бои шли у Кишинева.
По танкистам на фото.
Обухов С.Е. - вероятно Обухов Сергей Евстафьевич, лейтенант;
Королев В.Н. - возможно Королев Казьма Федотович, рядовой, пропал без вести 08.1941г;
Леонов В.И. (В.М.)- может Леонов Михаил Никитович, правда он из 21 тп и имя-отчество другие.
на фото https://waralbum.ru/320125/ похоже имеется ввиду командир орудия 384 ап 193 сд Яновский Николай Демьянович
Дополнено, спасибо.
на фото https://waralbum.ru/431955/ повар Борбат Роман Макарович и Кузьмин Михаил Григорьевич из 3-й гвардейской механизированной бригады.
на фото https://waralbum.ru/431955/ повар Борбат Роман Макарович и Кузьмин Михаил Григорьевич из 3-й гвардейской механизированной бригады.
Дополнено, спасибо.
Вот по этому фото: https://waralbum.ru/432054/
Очень некорректный заголовок и описание, в следствие дословного перевода из источника слова "le mitrailleur", как пулеметчик.
В случае с самолетом в русском языке употребляется слово стрелок, а не пулеметчик, но учитывая что в носовой части "Мародера" находится место бомбардира, то и проверяет пулемет перед вылетом именно он. Таким образом, предлагаю заменить в заголовке и описании "пулеметчик", на "бомбардир".
Газета Карельского фронта.
Спасибо. Информация об авторе и авиамеханиках добавлена в описание.
Вот по этому фото: https://waralbum.ru/432054/
предлагаю заменить в заголовке и описании "пулеметчик", на "бомбардир".
Пулеметчик заменен на бомбардира.