Бункер «Дора» (Dora I) для подводных лодок в порту норвежского города Тронхейм (Tronheim) во время строительства.
Строительство бункера было начато в апреле 1941 года мюнхенской фирмой Sager & Wörner и организацией Todt. При строительстве использовался труд военнопленных и заключенных концлагерей. Бункер был закончен 20 июля 1943 года и передан 13-й флотилии подводных лодок кригсмарине.
Размеры бункера — 153 на 105 метров, вместимость — 16 подводных лодок типа VII-C. Крыша и стены бункера были сделаны из армированного бетона, толщина крыши — 3,5 метра, стен — 3 метра.
Бункер сохранился до наших и в настоящее время используется как склад, боулинг клуб, архив и ремонтные мастерские.
Как профессиональный строитель не могу не отметить высокого качества строительства. Используется деревянная опалубка, однако доски подогнаны самым тщательным образом, также используется дополнительная арматура, проходящая через тело бетона для удержания опалубки стягивая ее с двух сторон стен (особенно актуально при бетонировании массивных конструкций, когда в опалубку поступают массы незатвердевшего бетона большого объема). Рабочие швы ровные, что свидетельствует о высоком профессионализме строителей.
Друзья, поверьте, это очень высокий уровень строительного профессионализма, особенно учитывая уровень механизации строительства в то время ( например, образцы зодчества советских, да и российских военных строителей выглядят порой значительно хуже, даже на стартовых комплексах космических ракет и шахтах ракет баллистических :) ) А саботировать при строительстве никому не дадут бригадиры и мастера немцы, максимум — на бетонном заводе в бетон добавлять меньше цемента чем нужно, но такие вещи отслеживаются элементарно и повсеместно ( кстати, практика подписывания актов на скрытые работы инженерами при строительстве существовала и тогда ).
Как профессиональный строитель не могу не отметить высокого качества строительства. Используется деревянная опалубка, однако доски подогнаны самым тщательным образом, также используется дополнительная арматура, проходящая через тело бетона для удержания опалубки стягивая ее с двух сторон стен (особенно актуально при бетонировании массивных конструкций, когда в опалубку поступают массы незатвердевшего бетона большого объема). Рабочие швы ровные, что свидетельствует о высоком профессионализме строителей.
Горизонтальные как-то не особо ровные.
Саботаж заключенных
Там особо не посаботируешь!
Друзья, поверьте, это очень высокий уровень строительного профессионализма, особенно учитывая уровень механизации строительства в то время ( например, образцы зодчества советских, да и российских военных строителей выглядят порой значительно хуже, даже на стартовых комплексах космических ракет и шахтах ракет баллистических :) ) А саботировать при строительстве никому не дадут бригадиры и мастера немцы, максимум — на бетонном заводе в бетон добавлять меньше цемента чем нужно, но такие вещи отслеживаются элементарно и повсеместно ( кстати, практика подписывания актов на скрытые работы инженерами при строительстве существовала и тогда ).