Не то что бы опасен — считается, что из-за бронирования его было трудно сбить. Хотя это противоречивая информация. Вот немецкий ас Альфред Гриславски сказал в своем интервью: «Самый трудный был, конечно, штурмовик, Ил-2. Сильно бронирован и для новичков было сбить его практически невозможно. Нужно было точно знать его уязвимые точки. Самым уязвимым у него был радиатор под брюхом. Мы били по нему. Там была заслонка и важно было открыть огонь до того, как летчик ее закроет. Внезапно, с первой атаки. Ил-2 с задним стрелком был еще труднее.»
С другой стороны, Ил-2 без заднего стрелка несли огромные потери от истребителей немцев.
Гость
АНДРЕЙ
Вот такие комменты приятно почитать. Взвешенно , с цитатой. Еще в тему. ГСС, летчик-штурмовик Черкашин Г.Г. в своем интервью приводит цитаты из записей боевого пути полка в 1944 году: «23.3.44. В период 17:35-18:00. Четыре пары Ил-2, ведущие: Ерашов, Тулакин, Дьяконов, Бурьянов. На высоте 500-700 метров в р-не западнее Вознесенское, были атакованы шестью Bf-109. Атаки производились по каждой паре штурмовиков в отдельности методом «палицы», сверху-сзади под углом пикирования 30-40 град. В результате воздушного боя летчик ст. л-т Филонов пушечно-пулеметным огнем сбил Bf-109, который упал в 2 км западнее Ястребиново. Наши потери: не вернулся с боевого задания командир 672 ШАП Г.С.С. м-р… Читать далее »
Да уж, потери на обычном уровне примерно аналогичных машин (типа легких бомбардировщиков с задним стрелком).
Сам факт внедрения заднего стрелка говорит о том, что большая опасность для Ил-2 была сзади-сверху.
Гость
АНДРЕЙ
Про потери илов вот интересная цифирь:
Из примерно 38 000 выпущеных за время войны и принятых военной приемкой Ил-2 и Ил-10 БОЕВЫЕ потери составили около 9600 машин. Относительные боевые потери НИЖЕ чем ,например, у истребителей , которых и было больше и потеряли больше.
Статистика наука точная. Про огромные потери ил-2 надо писать осторожнее.
Ну так такая оценка потерям Ил-2 и дается в описаниях тех событий. В начале войны и даже до середины 1943 года Ил-2 часто летали без прикрытия или с недостаточным прикрытием истребителей, оттого и потери большие. В книге О.Растренина «Ил-2» приводится статистика по среднему числу боевых вылетов на одну боевую потерю. С июня 1941 г. по июль 1942 года этот показатель составлял для Ил-2 — всего 13, для истребителей — 28. С августа 1942 по июнь 1943 — соответственно 26 и 69. А вот в другой своей книге он пишет, про действия конкретных соединений: http://militera.lib.ru/h/rastrenin_ov/04.html «Из этого числа на долю Ил-2… Читать далее »
Гость
Максим-пулемёт
Слышал инфу, что по статистике на одного погибшего лётчика штурмовика Ил-2 приходилось 7 погибших стрелков. Так ли это? И что стрелками 12,7-мм пулемёта УБТ на Ил-2 были в том числе штрафники?
В отношении в 1 к 7 не уверен, но то, что стрелков погибло больше я тоже читал. Про штрафников мне лично кажется надуманным.
Гость
Максим-пулемёт
Но я же сам не придумал. Говорю же, что где-то слышал (по телевизору) или читал. Может кто действительно знает?
Гость
АНДРЕЙ
Это соотношение потерь лётчик/стрелок было получено за время войсковых испытаний двухместного ил-2 зимой 1942/43 годов. Всего имелось 8 случаев поражения стрелков . Причем во всех случаях, кроме одного, летчики оставались невредимыми. То есть на одного вышедшего из строя летчика пришлось 8 убитых или РАНЕНЫХ стрелков. За время этих испытаний 16 двухместных самолетов Ил-2 с кормовым пулеметом УБТ выполнили 64 боевых вылета ,Провели 8 воздушных боев, в которых огнем стрелков было сбито 7 истребителей противника Bf109. Свои потери составили 3 штурмовика. Надо при этом обратить внимание, что в потери включены выжившие , но раненые стрелки. А вот до кучи фрагменты документов:… Читать далее »
Гость
Wild_Tom_Cat_666
на первых двухместных «Ил-2″стрелок не был прикрыт сверху ничем,затем фонарь-с частичным бронированием,пехотная каска тяжёлого типа и броненагрудник штурмовых бригад.Таким образомпотери стрелков от пулемётного огня снизились…Далее-удлиннение бронекоробки…А боевые потери советских ВВС составили 65% потерянных в годы войны самолётов,в отдельных частях доходило до 80%(«История ВТА ВВС»)
Гость
Wild_Tom_Cat_666
Я немного неправильно выразился,иногда небоевые потери доходили до 80%(в учебных и транспортных частях),но и 30% для боевой части немало…
Гость
Максим-пулемёт
А что на счёт штрафников?
Гость
Максим-пулемёт
Это из Википедии про Ил-2: «…Тяжелой и неразрешенной проблемой была так же защита стрелка-радиста. Если пилот, находившийся в бронекапсуле был защищен от пуль и осколков, то стрелок не имел никакого прикрытия и поражался практически любым видом оружия с любой (кроме лобовой) проекции самолета. Следствием этого являлась высокая смертность среди стрелков-радистов (по некоторым оценкам, превышала смертность пилотов в 2 и более раз)…».
Насчет штрафников в качестве стрелков — есть их упоминания в книге А.Драбкина «Я дрался на Ил-2» (которая, как известно, состоит из интервью с пилотами-ветеранами): 1: «У меня несколько стрелков было. Поначалу к нам штрафников присылали.» 2: «В начале войны стрелками сажали кого угодно — штрафников, пехотинцев, механиков, а потом стали готовить в специализированных школах.» 3: «А.Д. Вы что-нибудь слышали о том, что штрафников направляли стрелками на Ил-2? — Был у нас стрелком воздушный стрелок-радист с бомбардировщика. За что его осудили, не знаю, но он был боевой, видно, чтобы оправдать доверие, рвался летать. От одного летчика к другому переходил. Только отлетаем,… Читать далее »
Гость
FiS35
Основаниями для освобождения лиц, отбывающих наказание в штрафных войсковых подразделениях являлись:
Отбытие срока наказания (не более 3-х месяцев).
Полученное военнослужащим, отбывающим наказание средней тяжести или тяжелого ранения, требовавшего госпитализации.
Досрочно решением политсовета армии по ходатайству командира штрафного войскового подразделения в виде поощрения в отношении военнослужащих, проявивших исключительное мужество и храбрость… так, что врядли давали 1год.
>Сам факт внедрения заднего стрелка говорит о том, что большая опасность для Ил-2 была сзади-сверху.
Это было ясно изначально. И самолет был сразу предусмотрен двухместным.
Но по факту, оказалось что самолет не дает заявленных ТТХ из-за своей тяжести и Илюшин убрал место стрелка. Позже, из-за высоких потерь, предъявляемые к штурмовику ТТХ снизили и вернули стрелка на место.
Гость
raptor0738
Складывается впечатление ,какого то то психоза по поводу штрафников, что в фильмах что в книгах что в умах.Можно подумать что воевали только они и войска НКВД. Нынче это модно ? Не хочу показаться необьективным , но вам не кажется что большинство фоток именно с немецкой стороны -захваченные т34. подбитый Ил2 …….. итд..это конечно интересно . взгляд с другой стороны на события,но наши войска что тоже сбивали и захватывали .ИМХО.
Хотя Ил-2 считался самым опасным для немецких летчиков, некоторые асы умудрялись сбивать более 50 этих штурмовиков
А в чем, если не секрет, была опасность ил-2 для немецких летчиков?
Не то что бы опасен — считается, что из-за бронирования его было трудно сбить. Хотя это противоречивая информация. Вот немецкий ас Альфред Гриславски сказал в своем интервью: «Самый трудный был, конечно, штурмовик, Ил-2. Сильно бронирован и для новичков было сбить его практически невозможно. Нужно было точно знать его уязвимые точки. Самым уязвимым у него был радиатор под брюхом. Мы били по нему. Там была заслонка и важно было открыть огонь до того, как летчик ее закроет. Внезапно, с первой атаки. Ил-2 с задним стрелком был еще труднее.»
С другой стороны, Ил-2 без заднего стрелка несли огромные потери от истребителей немцев.
Вот такие комменты приятно почитать. Взвешенно , с цитатой. Еще в тему. ГСС, летчик-штурмовик Черкашин Г.Г. в своем интервью приводит цитаты из записей боевого пути полка в 1944 году: «23.3.44. В период 17:35-18:00. Четыре пары Ил-2, ведущие: Ерашов, Тулакин, Дьяконов, Бурьянов. На высоте 500-700 метров в р-не западнее Вознесенское, были атакованы шестью Bf-109. Атаки производились по каждой паре штурмовиков в отдельности методом «палицы», сверху-сзади под углом пикирования 30-40 град. В результате воздушного боя летчик ст. л-т Филонов пушечно-пулеметным огнем сбил Bf-109, который упал в 2 км западнее Ястребиново. Наши потери: не вернулся с боевого задания командир 672 ШАП Г.С.С. м-р… Читать далее »
Да уж, потери на обычном уровне примерно аналогичных машин (типа легких бомбардировщиков с задним стрелком).
Сам факт внедрения заднего стрелка говорит о том, что большая опасность для Ил-2 была сзади-сверху.
Про потери илов вот интересная цифирь:
Из примерно 38 000 выпущеных за время войны и принятых военной приемкой Ил-2 и Ил-10 БОЕВЫЕ потери составили около 9600 машин. Относительные боевые потери НИЖЕ чем ,например, у истребителей , которых и было больше и потеряли больше.
Статистика наука точная. Про огромные потери ил-2 надо писать осторожнее.
Ну так такая оценка потерям Ил-2 и дается в описаниях тех событий. В начале войны и даже до середины 1943 года Ил-2 часто летали без прикрытия или с недостаточным прикрытием истребителей, оттого и потери большие. В книге О.Растренина «Ил-2» приводится статистика по среднему числу боевых вылетов на одну боевую потерю. С июня 1941 г. по июль 1942 года этот показатель составлял для Ил-2 — всего 13, для истребителей — 28. С августа 1942 по июнь 1943 — соответственно 26 и 69. А вот в другой своей книге он пишет, про действия конкретных соединений: http://militera.lib.ru/h/rastrenin_ov/04.html «Из этого числа на долю Ил-2… Читать далее »
Слышал инфу, что по статистике на одного погибшего лётчика штурмовика Ил-2 приходилось 7 погибших стрелков. Так ли это? И что стрелками 12,7-мм пулемёта УБТ на Ил-2 были в том числе штрафники?
В отношении в 1 к 7 не уверен, но то, что стрелков погибло больше я тоже читал. Про штрафников мне лично кажется надуманным.
Но я же сам не придумал. Говорю же, что где-то слышал (по телевизору) или читал. Может кто действительно знает?
Это соотношение потерь лётчик/стрелок было получено за время войсковых испытаний двухместного ил-2 зимой 1942/43 годов. Всего имелось 8 случаев поражения стрелков . Причем во всех случаях, кроме одного, летчики оставались невредимыми. То есть на одного вышедшего из строя летчика пришлось 8 убитых или РАНЕНЫХ стрелков. За время этих испытаний 16 двухместных самолетов Ил-2 с кормовым пулеметом УБТ выполнили 64 боевых вылета ,Провели 8 воздушных боев, в которых огнем стрелков было сбито 7 истребителей противника Bf109. Свои потери составили 3 штурмовика. Надо при этом обратить внимание, что в потери включены выжившие , но раненые стрелки. А вот до кучи фрагменты документов:… Читать далее »
на первых двухместных «Ил-2″стрелок не был прикрыт сверху ничем,затем фонарь-с частичным бронированием,пехотная каска тяжёлого типа и броненагрудник штурмовых бригад.Таким образомпотери стрелков от пулемётного огня снизились…Далее-удлиннение бронекоробки…А боевые потери советских ВВС составили 65% потерянных в годы войны самолётов,в отдельных частях доходило до 80%(«История ВТА ВВС»)
Я немного неправильно выразился,иногда небоевые потери доходили до 80%(в учебных и транспортных частях),но и 30% для боевой части немало…
А что на счёт штрафников?
Это из Википедии про Ил-2: «…Тяжелой и неразрешенной проблемой была так же защита стрелка-радиста. Если пилот, находившийся в бронекапсуле был защищен от пуль и осколков, то стрелок не имел никакого прикрытия и поражался практически любым видом оружия с любой (кроме лобовой) проекции самолета. Следствием этого являлась высокая смертность среди стрелков-радистов (по некоторым оценкам, превышала смертность пилотов в 2 и более раз)…».
Насчет штрафников в качестве стрелков — есть их упоминания в книге А.Драбкина «Я дрался на Ил-2» (которая, как известно, состоит из интервью с пилотами-ветеранами): 1: «У меня несколько стрелков было. Поначалу к нам штрафников присылали.» 2: «В начале войны стрелками сажали кого угодно — штрафников, пехотинцев, механиков, а потом стали готовить в специализированных школах.» 3: «А.Д. Вы что-нибудь слышали о том, что штрафников направляли стрелками на Ил-2? — Был у нас стрелком воздушный стрелок-радист с бомбардировщика. За что его осудили, не знаю, но он был боевой, видно, чтобы оправдать доверие, рвался летать. От одного летчика к другому переходил. Только отлетаем,… Читать далее »
Основаниями для освобождения лиц, отбывающих наказание в штрафных войсковых подразделениях являлись:
Отбытие срока наказания (не более 3-х месяцев).
Полученное военнослужащим, отбывающим наказание средней тяжести или тяжелого ранения, требовавшего госпитализации.
Досрочно решением политсовета армии по ходатайству командира штрафного войскового подразделения в виде поощрения в отношении военнослужащих, проявивших исключительное мужество и храбрость… так, что врядли давали 1год.
Перепутал дедушка-ветеран, с кем не бывает…
>Сам факт внедрения заднего стрелка говорит о том, что большая опасность для Ил-2 была сзади-сверху.
Это было ясно изначально. И самолет был сразу предусмотрен двухместным.
Но по факту, оказалось что самолет не дает заявленных ТТХ из-за своей тяжести и Илюшин убрал место стрелка. Позже, из-за высоких потерь, предъявляемые к штурмовику ТТХ снизили и вернули стрелка на место.
Складывается впечатление ,какого то то психоза по поводу штрафников, что в фильмах что в книгах что в умах.Можно подумать что воевали только они и войска НКВД. Нынче это модно ? Не хочу показаться необьективным , но вам не кажется что большинство фоток именно с немецкой стороны -захваченные т34. подбитый Ил2 …….. итд..это конечно интересно . взгляд с другой стороны на события,но наши войска что тоже сбивали и захватывали .ИМХО.