Приветствую !
Удалось найти статью в газете «Известия» 1942 года, про батарею лейтенанта Гойхмана из 1077-го зенитного полка. Так же найдена фотографий бойцов этой батареи. По некоторым данным одно орудие этой батареи удалось вывести из окружения утром 24 августа, возможно оно и приведено на снимке.
Статья из газеты « Известия» :
Северо- западнее Сталинграда
Героическая батарея
«Зенитная батарея, где командиром старший лейтенант Гольфман, стояла на подступах к городу.
За последнее время, чаще всего по ночам, зенитчикам было много работы. Тяжело нагруженные самолеты противника пытались прорваться к городу. Посты воздушного наблюдения замечали их еще
на дальних подступах, сообщали об этом на батарею, и артиллеристы открывали заградительный огонь. Немцы поворачивали обратно, сбрасывая бомбы в степь. Иногда удавалось сбить самолет. Дико гудя он разматывал за собой черную ленту дыма, он падал на землю.
В журнале боевых действий, который вел Гольфман, появлялась короткая запись: «Такого-то числа, в столько-то часов и минут сбит «Ю-88». Командир был аккуратен и строг. Он любил порядок, и хотя его батарейцы в большинстве своем были молоды, работали они ловко и дружно.
В это утро на подступах к городу на очень большой высоте кружились одинокие «Мессершмитты>>. Потом появилась группа пикирующих бомбардировщиков. Батарея открыла огонь. Но почти одновременно западный пост боевого охранения сообщил, что прямо на батарею с большой скоростью движутся немецкие танки.
Зенитчики воюют против самолетов. Но Гольфман решил, что его батарея будет воевать против танков и против автоматчиков, против кого угодно, но ни один фашист не пройдет через рубеж батареи.
Он отдал приказ, чтобы огневики, не переставая обстреливать воздух, приготовились к наземному бою. Все, кто в эти минуты не был занят у орудий и аппаратов, выдвинулись вперед и, расположившись дугой, изготовились драться.
Немецкие танки, — а их было около полусотни, — выскочили внезапно. Очевидно, этой внезапностью нападения противник рассчитывал сломить батарею. Но едва они показались, батарея открыла заградительный огонь. Снаряды зениток разбивали броню немецких машин. Несколько танков уже
загорелось. Вдруг с фланга появилась пехота. Перебегая от бугорка прячась в рытвинах и канавах, немцы наступали на батарею. Их было не меньше двух рот.
-Шрапнелью! — скомандовал Гольфман.
Зенитчики видели, как падали немцы, как загорались фашистские танки, но все-таки враг наступал. Два танка подошли уже к насыпи, где окопались передовые бойцы. И вдруг из окопа навстречу им выскочило трое красноармейцев. С отчаянной смелостью бросились они прямо на танки. Полетели бутылки с горючим. Танки запылали.
Четыре часа продолжалось сражение. Под градом снарядов и пуль зенитчики отбивали натиск врага. Многие из батарейцев были убиты. Тяжело ранило Гольфмана. Командование взял на себя младший лейтенант Левченко.
В один из моментов боя осколком снаряда заклинило пушку. Она перестала стрелять. Мастер торопился исправить ее. Но уже к самым огневым позициям подползли враги. Орудийный расчет бросился в контратаку. Войны схватились с немцами врукопашную. Одни кололи немцев штыками, другие били прикладами или пустили в дело ножи.
Первое время батарея была связана телефоном с командным пунктом полка. Гольфман, а потом Левченко через каждые десять минут докладывали командиру о ходе боя. Когда связь оборвалась в штабе подумали, что с батареей все кончено. Но батарея дралась. Зенитчики заставили немецких танкистов выйти из боя. 17 танков были подбиты и сожжены.
Наступила ночь. Десятки ракет освещали место сражения. У батарейцев не хватало патронов, не было больше гранат. Автоматчики пробрались к ним в тыл и отрезали дорогу, по которой можно было бы доставить боеприпасы. Левченко организовал вылазку. Группа бойцов подкралась к уже попавшимся немцам и, неожиданно атаковав их, захватила миномет, два пулемета и несколько ящиков с минами и патронами. Это оружие зенитчики использовали против врага.
Они дрались целую ночь. Подступы к батарее были густо усеяны трупами немцев, остатками разбитых и сожженных вражеских машин.
На рассвете к зенитчикам подошло подкрепление. Справа от дороги теснили немцев наши танкисты. Слева в атаку пошел истребительный батальон. Мало бойцов осталось на героической батарее. Многие из них погибли в жарком бою. Но они сделали свое дело. Враг был остановлен.
В. ПОЛТОРАЦКИЙ,
спец. корреспондент «Известий».
2 сентября. (По телеграфу).
Из наградного листа на лейтенанта ГОЙХМАНА Генриха Вольфовича:
« Не имея личного оружия, под умелым командованием в условиях густого кустарника и плохой видимости, и непрерывной бомбежки, и минометного огня бойцы и командиры в течении суток, находясь в полном окружении, отражали неоднократные атаки врага. С 21-го часа вечера, всю ночь и утро следующего дня батарея одним орудием и трофейными винтовками и пулеметами удерживали занятый рубеж и не дали противнику прорваться к мосту.
В этом бою противник потерял до 80-ти солдат и офицеров. Уничтожено 3 танка, 4 автомашины и сбит 1 самолет.
Лейтенант Гойфман был тяжело ранен.»
По данным ОБД "Мемориал" лейтенант Гойхман Г.В., 1920 г. р. умер от ран в звакогоспитале 2.09.1942 г. Захоронение неизвестно.
Фото из книги "Сталинградская битва" 2002, том первый.
Из наградного листа на командира взвода управления 3-й батареи, 1077 Зенитно-Артиллерийского полка младшего лейтенанта ЛЕВЧЕНКО Петра Леонтьевича. 1908 г.р :
«Под непрерывным пулеметным и минометным огнем противника обеспечил поднос снарядов, ходил в разведку, выявил расположение противника и его вооружение. Находясь в окружении, он повел отделение в атаку, отбросил просочившуюся группу автоматчиков, вывел из окружения раненых и матчасть. Отделение бойцов было вооружено трофейным оружием...»
Батарея лейтенанта Гойхмана видимо была последней, из 1077 ЗенАп, кто вел бой 23 августа, и ночью 24-го. По всей видимости батарея занимала позиции у Мокрой Мечетки, на подступах к Тракторному заводу.
Еще одно неизвестное фото найдено на сайте РГАКФД, подписано "В районе Сталинграда". Возможно это та же батарея из 1077-го зенитного полка.
Здравствуйте ,я очень интересуюсь историей Сталинградской битвы ,особенно боями на севере Сталинграда . Хочу поделиться своими мыслями по поводу боев за высоту 147,6 в районе села Орловки . Известно ,что с прорывом немцев к Волге 23 августа и последовавшими за этим попыткам советских войск срезать узкий коридор по которому велось снабжение прорвавшихся войск ,значение этой высоты стало очень большим . Являясь самой высокой точкой в данном районе она позволяла контролировать огромную территорию ,от Городища до Ерзовки и значительную часть Сталинграда до Мамаева кургана .Понимая важность высоты командование 62 армии приказало командиру 4 ТК генерал-лейтенанту Мишулину В.А. ударом корпуса из района Ерзовки занять высоту 147,6 и обеспечить ее оборону . Однако из за того ,что командование корпуса плохо ориентировалось на местности корпус не дошел до высоты 147,6 а укрепился на балке Сухая Мечетка . В штаб армии был послан доклад в котором утверждалось .что корпус занял высоту 147,6 и даже ворвался в село Орловка .Командование 62 армии на основании этого доклада не приняло никаких других мер .что бы обеспечить защиту высоты 147.6 . На самом деле высота была занята противником 31 августа 1942 года ,но об этом командование узнало только спустя несколько дней . В прошлом году Волгоградскими поисковиками на высоте были найдены останки советских солдат ,у одного находилась записка которая косвенно подтверждает дату захвата высоты немцами .«Час назад умер Емельянов Володя из Башкирии, и я, Дигин Василий Николаевич, остался один. Фашисты ведут жестокий минометный обстрел, я ранен, и мне не прожить долго. Ночью оставшиеся в живых из роты перебежали к фашистским гадам, но кара их все равно настигнет. Я остаюсь на этом месте, умру, но не сдамся врагам. Сообщите моей жене Анне Федоровне в Чкаловскую область, что я, как только мог, защищал Родину. Мы все равно победим!!! 30 августа 1942. Дигин В.Н. Отомстите за меня, ребята!». В этом году были найдены предположительно останки неизвестного разведчика который вероятно не смог преодолеть линию фронта при возвращении назад . У него была при себе самодельная карта с обозначением позиций противника в районе высоты 147,6 по состоянию на 22-00 3 сентября . Судя по схеме силы немцев составляли около батальона со средствами усиления. В том числе 3 гаубичные батареи , 1 минометная ,6 противотанковых пушек и 8 танков . Совершенно непонятно как немцы смогли этими силами нанести нашим танковым корпусам такие огромные потери . Прошу поделиться любой информацией .
Добавлено: 08.07.2017 12:22:38
Хотел приложить фото донесения и карты ,но не смог .
Хотел приложить фото донесения и карты ,но не смог
Посмотри "личные сообщения" (правый верхний угол)
Спасибо получилось . Масштаб 1-10000.
Удивительные находки!Хорошо бы Василию Николаевичу памятник поставить на высоте.Герой!
Добавлено: 09.07.2017 11:13:25
Также непонятно как командиры 4 тк перепутали местность и заняли не те высоты.Там же железная дорога ,которая огибает выс 147,6 служит прекрасным ориентиром,который просто невозможно перепутать.Чтобы атаковать высоту,им просто физически необходимо было бы форсировать полотно железной дороги.
При расследовании этого случая командование 62 армии пришло к выводу ,что причиной явилось полное не владение топографией командира корпуса . Который был снят с командования и назначен с понижением командиром бригады . Удивляет другое ,если генералу и позволено не владеть топографией то куда смотрели работники штаба которые просто обязаны разбираться в картах . К тому же в корпусе была разведрота которая должна была первая выдвинуться в указанный район для проведения разведки сил противника .
Добавлено: 09.07.2017 16:45:14
И потерять 140 танков из 160 за два дня-это надо талант иметь.
Его ведь за это и наказали . Сейчас попробую выложить донесение середины сентября где указано ,что в районе высоты 147,6 стоят около 300 наших подбитых танков . Но не могу понять как немцам это удавалось ...
На довоенной карте М-38-114 1937 года этой ж.д нет.
Добавлено: 09.07.2017 17:45:12
Собственно особых талантов и не надо.С севера на Сталинград два пути- дефиле между балками Сухая Мечетка и балкой Конная и второй -вдоль железной дороги от разъезда 564 на Гумрак. В остальных местах непроходимые для танков балки.
На довоенной карте М-38-114 1937 года этой ж.д нет.
Карта РККА юг СССР 1936 год - есть железка (правда высота обозначена 144)
http://www.retromap.ru/m.php#l=0120092&r=1419365&z=13&y=48.854741&x=44.532646
На довоенной карте М-38-114 1937 года этой ж.д нет.
Карта РККА юг СССР 1936 год - есть железка (правда высота обозначена 144)
http://www.retromap.ru/m.php#l=0120092&r=1419365&z=13&y=48.854741&x=44.532646
Была там железка.Ее постепенно разбирали на строительство блиндажей,так как при раскопках много попадается перекрытий из шпал.Также эта петля железной дороги обозначена на выложенном рисунке разведчика,так что спорить нечего.А между 37 и 42 м годами интервал пять лет,вполне пригодный чтоб построить ветку жд,по тем то темпам строительства.
На довоенной карте М-38-114 1937 года этой ж.д нет.
Добавлено: 09.07.2017 17:45:12Собственно особых талантов и не надо.С севера на Сталинград два пути- дефиле между балками Сухая Мечетка и балкой Конная и второй -вдоль железной дороги от разъезда 564 на Гумрак. В остальных местах непроходимые для танков балки.
Да бросьте вы чушь писать.Там мы на легковушках обычных катаемся по тем балкам,а вы непроходимые для танков.
На довоенной карте М-38-114 1937 года этой ж.д нет.
Карта РККА юг СССР 1936 год - есть железка (правда высота обозначена 144)
http://www.retromap.ru/m.php#l=0120092&r=1419365&z=13&y=48.854741&x=44.532646
По ссылке послевоенная карта.Но это не меняет дела.Железка была.
В этих условиях 12 сентября 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли решение о начале строительства железной дороги Сталинград – Владимировка, которое доверили провести строительному управлению № 10 во главе с Михаилом Леонтьевичем Бондаренко. Строителям было придано несколько специальных формирований НКПС, в том числе Военно-эксплуатационное отделение № 12 (ВЭО-12), располагавшее штабом квалифицированных железнодорожников разных специальностей. До войны они прокладывади железнодорожную линию Арцыз – Измаил к берегам Дуная, работали под Москвой. А теперь надо было от Ахтубы проложить линию к левому берегу Волги, соорудить паромную переправу с временным выходом к тракторному заводу и постоянным на станцию Гумрак, а затем через Орловку и далее, обогнув Сталинград с запада полукольцом, выйти на станцию Канальная.
По ссылке послевоенная карта.Но это не меняет дела.Железка была.
Нда, не могло быть этой железки на довоенных картах. Линию Гумрак - Владимировка (с переправой через Волгу в районе нынешней ГЭС) построили осенью 41 года. Решение ЦК ВКПб и СНК от 12 сентября 1941 года.
Удивительные находки!Хорошо бы Василию Николаевичу памятник поставить на высоте.Герой!
Добавлено: 09.07.2017 11:13:25Также непонятно как командиры 4 тк перепутали местность и заняли не те высоты.Там же железная дорога ,которая огибает выс 147,6 служит прекрасным ориентиром,который просто невозможно перепутать.Чтобы атаковать высоту,им просто физически необходимо было бы форсировать полотно железной дороги.
Дигину с Емельяновым уже поставили памятник на могиле на Россошинском мемориальном кладбище .
Удивительные находки!Хорошо бы Василию Николаевичу памятник поставить на высоте.Герой!
Добавлено: 09.07.2017 11:13:25Также непонятно как командиры 4 тк перепутали местность и заняли не те высоты.Там же железная дорога ,которая огибает выс 147,6 служит прекрасным ориентиром,который просто невозможно перепутать.Чтобы атаковать высоту,им просто физически необходимо было бы форсировать полотно железной дороги.
Дигину с Емельяновым уже поставили памятник на могиле на Россошинском мемориальном кладбище .
На этой высоте найдены еще три именных бойца, все из Башкирии. Один из них мой дед - Рябко К.А.. Он был найден первым. Также найдены несколько неизвестных бойцов. Сейчас на высоте стоит памятный знак. В следующем году с родственниками найденных бойцов поставим общий памятник всем известным и неизвестным бойцам, найденным на этой высоте.
Спасибо поисковикам за их труд! Особая благодарность поисковику Виталию Г., благодаря которому только с этой высоты столько бойцов вернулись с войны.
На фото кружка моего деда
Да бросьте вы чушь писать.Там мы на легковушках обычных катаемся по тем балкам,а вы непроходимые для танков.
чушь вы пишите.
Как можно сравнивать способность ездить там на легковушке и организацию тактического наступления танковой бригады?
Все основные прорывы наши старались делать на ровных плато, где танкам самое место.