Для интересующихся предлагаю разбор боевого эпизода с U-848 5 ноября 1943 года ( http://waralbum.ru/57630/ ).
Место - центральная часть южной Атлантики (10-09 S, 18-00 W). Ближайшая база ВМС США - остров Вознесения (около 250 км), на ней все самолеты и базировались, с нее вылетали, на нее и садились.
Непосредсивенно в бомбардировке лодки участвовало 5 самолетов - 3 «Либерейтора» (Consolidated B-24 Liberator) в варианте PB4Y-1 из 107-й эскадрильи и 2 «Митчела» (North American B-25 Mitchell) из 1-го смешанного авиасоединения.
Отчет пилотов 107-й эскадрильи (на английском) находится http://uboatarchive.net/U-848-ASW-6.htm .
Анализ всего эпизода (на английском) находится http://uboatarchive.net/U-848-Analysis.htm .
В текстах этих двух документов есть небольшие расхождения во времени событий (от 1 до 10 минут), я ориентировался на отчет пилотов 107-й.
Хронология событий (время местное) с дополнениями при необходимости:
0623 В-24 бортовой номер B-12 (лейтенант Болдуин) взлетел с базы на о. Вознесения на противолодочное патрулирование.
0632 В-24 бортовой номер B-4 (лейтенант Форд) взлетел с базы на о. Вознесения на противолодочное патрулирование.
1110 B-12 (Болдуин) обнаружил U-848 в точке с координатами 10-09 S. - 18-00 W.
Обращает на себя внимание, что самолет находился в патрулировании уже чуть меньше 5 часов.
1125 От B-4 (Форд) на базу пришло сообщение о первой атаке B-12-ым (Болдуин) U-848.
Первая атака была сюрпризом для немцев - В-12 удалось приблизиться незамеченным достаточно близко из-за облаков.
Курс лодки - 90 градусов, скорость 15 узлов, курс самолета - 180 градусов, скорость - 250 узлов, угол атаки - 90 градусов, высота сброса - 75 футов (около 25 метров). Сброшено 6 бомб, 2 взорвались перед лодкой, 4 - за лодкой.
Похоже, что в тот момент В-4 находился между базой и В-12 и использовался в качестве ретранслятора сообщений.
1147 От B-4 (Форд) на базу пришло сообщение о второй атаке B-12-ым (Болдуин) U-848.
Именно в этой атаке (она и изображена на http://waralbum.ru/57630/ ) U-848 была повреждена и потеряла способность к погружению.
Угол атаки - 60 градусов, курс самолета - 155 градусов, курс лодки - 275 градусов, скорость лодки 15 узлов, примерная скорость самолета 252 узла. Высота сброса бомб - 25 футов (около 8 метров). Сброшено три бомбы, все взорвались перед лодкой.
1155 От B-4 (Форд) на базу пришел запрос прислать корабль в район 10-09 S. 18-00 W.
1210 От B-4 (Форд) на базу пришло сообщение от B-12-го о том, что U-848 повреждена и не может погрузиться. Координаты 10-09 S; 18-00 W.
1209 В-24 бортовой номер B-8 (лейтенант Хилл) взлетел с базы на о. Вознесения.
1233 Запрос от B-4 (Форд) на базу на перевооружение и другой самолет в помощь. Остаток топлива до 1340.
1235 Ответ с базы В-4-му - Другой самолет уже в пути.
1245 B-4 (Форд) установил визуальный контакт с U-848 и атаковал ее.
Первый заход: Угол атаки - 100 градусов, курс лодки - 250 градусов, курс самолета - 150 градусов, скорость - 250 узлов, высота сброса - 60 футов. Сброшено 6 бомб.
Второй заход: угол атаки - 240 градусов, высота сброса - 25 футов. Сброшено 3 бомбы.
1247 От капитана Мэйна (1-е смешанное авиасоединение) - "вылетаю на В-25, буду через 1,5 часа".
1305 База информирует B-8 (Хилл) о задержке с вылетом B-25.
1329 B-4 (Форд) приземлился на базе на о. Вознесения.
1343 B-8 (Хилл) атаковал U-848. Угол атаки - 90 градусов, курс самолета - 180 градусов, скорость - 208 узлов, курс лодки 270 градусов, скорость 4-6 узлов, высота сброса - 100 футов.
1345 B-8 (Хилл) информирует о пожаре во второй двигателе и повреждении пропеллера.
1350 B-8 (Хилл) - "возвращаюсь на базу".
1412 B-25 бортовой номер #540 (капитан Мэйн) вылетел с базы.
1453 PBY-5A (майор Орр 1-е смешанное авиасоединение) вылетел с базы.
1501 B-25 бортовой номер #629 (майор Экинс) вылетел с базы.
1513 В-24 бортовой номер B-4 (лейтенант Тейлор) вылетел с базы.
1515 U-848 перестала терять масло, скорость выросла до 10-12 узлов.
1526 B-25 бортовой номер #133 (лейтенант Карпентер 1-е смешанное авиасоединение) вылетел с базы.
1538 B-12 (Болдуин) докладывает о том, что U-848 lдо сих пор в надводном положении. Координаты 1009 S - 1800 W, скорость от 6 до 8 узлов.
1545 B-25 #540 (Мэйн) прибыл в район атаки.
1605 B-8 (Хилл) приближается к базе (8 миль).
1611 B-8 (Хилл) приземлился на базе.
1620 B-25 #540 (Мэйн) атаковал U-848.
Первый заход: Угол атаки - 0 градусов при заходе, фактически около 45 градусов из-за поворота лодки, курс самолета - 90 градусов, скорость - 200 узлов, курс лодки при заходе - 270 градусов, при сбросе - 225 градусов. Сброшено 2 бомбы, взрывы на расстоянии 200 и 250 футов от лодки.
Второй заход: Угол атаки - 0 градусов при заходе, фактически около 45 градусов из-за поворота лодки, курс самолета - 100 градусов при заходе, 140 - при сбросе, курс лодки при заходе - 270 градусов, при сбросе - 225 градусов. Сброшено 4 бомбы, 4-ая бомба взорвалась на расстоянии в 20 футов от кормы лодки.
1625 B-25 #540 (Мэйн) - рапорт о повреждении гидравлической системы и о возвращении на базу.
1627 B-12 (Болдуин) - рапорт о возвращении на базу.
1630 B-25 #629 (Экинс) - рапорт о нахождении в 30 милях от цели. B-12 (Болдуин) остается поддерживать контакт.
1635 B-25 #629 (Экинс) - рапорт о визуальном контакте с U-848.
1640 B-12 (Болдуин) - рапорт о возвращении на базу.
1641 B-25 #540 (Мэйн) - рапорт о возможности атаки 629-м. ("He can really throw it up here.").
1642 Встреча B-12 (Болдуин) и В-4 (Тейлор).
1647 B-25 #629 (Экинс) атаковал U-848. Угол атаки - 270 градусов при заходе, фактически около 315 градусов из-за поворота лодки, курс самолета - 270 градусов, скорость самолета - 210 узлов, курс лодки при заходе - 270 градусов, при сбросе - 225 градусов. Сброшено 6 бомб, одна из бомб взорвалась на расстоянии в 25 футов от лодки.
1650 B-4 (Тейлор) - рапорт о визуальном контакте с U-848. В-4 атаковал U-848.
Первый заход: Угол атаки - 320 градусов, курс лодки - 245 градусов, скорость 8-10 узлов, курс самолета - 90 градусов, скорость - 265 узлов. Сброшено 5 бомб.
Второй заход: угол атаки - 0, скорость - 165 узлов, высота сброса - 50 футов. Сброшено 4 бомбы.
1657 B-25 #540 (Мэйн) - запрос аварийной посадки [для 629] - шасси не выпускаются.
1659 B-4 (Тейлор) - рапорт о трех спасательных шлюпках в воде.
1702 Встреча B-12 (Болдуин) и PBY-5A (Орр).
1702 B-25 #629 (Экинс) - рапорт о том, что U-848 тонет.
1703 B-12 (Болдуин) - рапорт о атаке В-4-го (Тейлор), о взрыве U-848, о спасательных шлюпках в воде и о подсчете спасшихся.
1721 B-4 (Тейлор) - рапорт о координатах спасательного судна (HMS Fort Cumberland) в 17-40 W. 10-20 S.
1723 B-25 #629 (Экинс) - рапорт о использовании emergency IFF. (Showing 33 miles 2900).
1725 B-4 (Тейлор) - рапорт о разрушении U-848, спасенных в воде и о сбросе им спасательных плотов и продовольствия.
1730 B-12 (Болдуин) - запрос своих координат на радаре.
1745 B-12 (Болдуин) - ответ с базы (координаты).
1750 PBY-5A (Орр) - визуальный контакт со спасенными.
1833 B-12 (Болдуин) приземлился на базе.
1838 B-25 #540 (Мэйн) приземлился на базе.
1829 B-4 (Тейлор) - рапорт о нахождении над спасательным судном (HMS Fort Cumberland по версии пилота) и пытается направить его к спасшимся. На спасательном судне не могут понять все правильно. B-4 (Тейлор) - приказ вернуться на базу.
HMS Fort Cumberland, похоже, не стал заниматься поиском, хотя находился от спасшихся в 35 милях.
1851 B-25 #629 (Экинс) приземлился на базе.
1915 B-4 (Тейлор) информирует об остатке топлива на 2,5 часа до примерно 2145.
1928 B-4 (Тейлор) информирует об остатке топлива до примерно 2115.
2136 B-4 (Тейлор) приземлился на базе.
2223 PBY-5A (Орр) приземлился на базе.
Основной вывод: Лодка была повреждена первым же самолетом со второй атаки так, что не смогла погрузиться. Остальные самолеты занимались добиванием лодки.
Хорошая заметка! 5+
Ну АК73 научную работу представил! Солидно. Неделю разбираться...
Далее, собственно, фотографии:
Первая атака (В-12, Болдуин):
В правом нижнем углу видна бомба над водой.
Взрывы глубинных бомб. По всей видимости, лодке очень хорошо досталось в первой атаке и основные повреждения она получила именно в ней, хотя Болдуин увидел утечку масла после второй атаки.
Лодка изменила курс, уходя от второго захода. В этом случае ей это удалось - Болдуин пролетел мимо лодки. На этом фото видно, что за лодкой уже тянется масленный след.
Добавлено: 14.12.2011 21:27:06
Вторая атака (В-12, Болдуин):
Это фото есть на ВА.
Заметно, что корма у лодки находится под водой.
Добавлено: 14.12.2011 21:31:21
Третья атака (В-4, Форд):
Добавлено: 14.12.2011 21:36:50
Шестая атака (В-4, Тейлор):
Первый заход:
Второй заход:
Последняя бомба еще в воздухе возле кормы лодки.
Дополнение: после того, как в 42-м году вдоль маршрутов следования конвоев были размещены эскадрильи патрульной авиации, а взятие на вооружение Либерейтора в патрульной версии PB4Y позволило перекрыть "черную дыру" в центре Атлантики, потери Кригсмарине резко возросли. Причем большинство из них происходило при попытке подлодки экстренно погрузиться при обнаружении атакующего самолета. Штатного зенитного вооружения было явно недостаточно. На той же "девятке" первоначально полагалось 1Х105-мм, 1Х37-мм и один 20-мм Эрликон.
В попытке исправить положение, количество стволов ЗА было резко увеличено. На "девятках" расширили крылья на рубке, и ставили там уже 2 спарки Эрликонов, да и 37-мм заменили на спарку. Это и видно на фотах U-848. Таким образом, зенитное вооружение лодок IX типа было не хуже, чем на британских эсминцах военной постройки (классы Q, S, T - те же 2 спарки Эрликонов, спарка 40-мм Бофорсов и 1Х4" (102-мм) вместо одной банки ТА ).
При этом командирам ПЛ с усиленным зенитным вооружением приказом было категорически запрещено погружаться в случае атаки патрульного самолета, что и видно в данном случае. В данной ситуации летчики оказались удачливее....
При этом командирам ПЛ с усиленным зенитным вооружением приказом было категорически запрещено погружаться в случае атаки патрульного самолета, что и видно в данном случае. В данной ситуации летчики оказались удачливее....
Да, именно удачливее.
Интересно бы еще узнать о двух следующих вещах:
- был ли на лодке выделенные матросы-зенитчики? На других лодках такие расчеты иногда существовали.
- был ли на лодке обнаружитель радара или собственно радар? Этот вопрос интересен в связи с тем, что самолет Болдуина обнаружил лодку визуально, так как радар самолета был на тот момент выключен, так как пилот перекачивал топливо.
- странно так же, что спасшихся с лодки искать не стали, корабль там недалеко был. Или темнеть там уже начало, или боялись, что другая лодка подойдет.
Не исключено, кстати, что один из самолетов или военнослужащих принимал участие в инциденте с "Лаконией", который случился в этом же районе за год до потопления U-848.
Спасибо за отличный рассказ.
При этом командирам ПЛ с усиленным зенитным вооружением приказом было категорически запрещено погружаться в случае атаки патрульного самолета, что и видно в данном случае. В данной ситуации летчики оказались удачливее....
Да, именно удачливее.
Интересно бы еще узнать о двух следующих вещах:
- был ли на лодке выделенные матросы-зенитчики? На других лодках такие расчеты иногда существовали.
- был ли на лодке обнаружитель радара или собственно радар? U-848.
Скорее всего, расчеты МЗА состояли из одного комендора - наводчика штатного, остальные номера - матросы других специальностей, свободные от вахты. Это ведь не линкор, внутри тесно....
Судя по фотам - радара нет. Был детектор радаров - "Метокс". Представлял собой бревно с рамкой, которое в надводном положении вытягивали из рубки и монтировали там. О нем хорошо написано в "Стальных гробах" Вернера. Его не любили из-за громоздкости, длительности монтажа-демонтажа в боевых условиях и ненадежности, а вскоре он вообще перестал работать. Его к тому времени срочно сняли с вооружения. До конца войны других детекторов так и не появилось. Официальная версия Кригсмарине: у англичан на патрульных самолетах появился детектор слабого излучения "Метокса", и, таким образом, он стал демаскировать лодки.
Реальная же ситуация описана в мемуарах Аллена Даллеса
http://lib.aldebaran.ru/author/dalles_allen/
Метокс перестал работать потому, что был настроен на метровую волну, а патрульные самолеты были перевооружены новыми радарами дециметрового диапазона. Немцы допросили английского летчика со сбитого патрульного самолета, и он им, не моргнув глазом, соврал про "детектор слабого излучения "Метокса"...... Немецкие физики, которых привлекли для проверки показаний, подтвердили, что теоретически такое возможно, хотя и очень сложно.
Возникла паника, последовала срочная команда выкинуть Метоксы и больше их не доставать, хотя в реальности можно было восстановить работоспособность Метокса всего лишь поставив в схему конденсатор другой емкости....:)
Вот так, одна удачная ложь , имевшая стратегическое значение.....
По спасению: в твоем же посте написано, что были переданы координаты спасательной эскадрилье, а один из самолетов пытался направить на спасение эскорт ближайшего конвоя. Но морячки сделали вид, что не поняли....
В общем, не нам их судить, это был 43 год....
Недавно разместил фото командира U-848 на ВА http://waralbum.ru/61754/ .
Вот, тут фото тонущей U-175. Та же девятка, только в первоначальном вооружении. Разница с батареей U-848 налицо.
Не совсем та же "девятка" - U-848 это IXD2, а U-175 - это IXC.
Эти два подтипа много чем отличались (водоизмещение, размеры, экипаж, количество торпед, дальность плавания и так далее, долго перечислять) и, в частности, зенитным вооружением.
Зенитное вооружение конкретно на U-848 и U-175 стояло как раз свойственное подтипам IXD2 и IXC соответственно. То есть, разумеется, отличалось, поскольку подтипы разные.