Захваченный немцами советский бронеавтомобиль БА-10.
Советский средний бронеавтомобиль БА-10 был выпущен в 1938 году. Он был защищен противопульным бронированием (лоб корпуса 10-15 мм, борт корпуса и корма — 10 мм, крыша 6 мм, днище — 4 мм), вооружен 45-мм пушкой 20К и двумя 7,62-мм пулеметами ДТ. Броневик оснащался 4-цилиндровым двигателем «ГАЗ-М-1» мощностью 50 л.с., что позволяло БА-10 развивать максимальную скорость 53 км/ч. Общий выпуск БА-10 составил 3311 машин.
В ходе боев лета 1941 года средние бронеавтомобили БА-10 использовались очень активно, причем зачастую наряду с задачами по разведке, связи и боевого охранения их часто использовали для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что вело к неоправданно большим потерям.
Тем не менее, при грамотном использовании, благодаря 45-мм пушке, советские бронемашины могли с успехом бороться и с немецкими легкими танками. Так, 22 июня 1941 года в результате грамотно организованной засады взвод из 6 бронемашин БА-10 под командованием старшего лейтенанта танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса Суровцева подбил и уничтожил 6 немецких легких танков и большое количество мотоциклов.
Но, несмотря на отдельные случаи успешного использования, в первые два месяца войны большая часть БА-10 приграничных округов была потеряна. В войсках БА-10 использовались до 1944 года, а в некоторых подразделениях до конца войны.
Это были хорошие машины. Жаль, что мы не смогли их правильно применить!
Гость
АНДРЕЙ
Машина хороша настолько, насколько хорош ее экипаж. Нет плохих машин (танков, самоходок), есть неумелые экипажи и бездарные командиры. И наоборот.
Пример Суровцева это доказывает.
Вот интересная фотка использования БА-10 в конце войны:
«БА-10 на шасси ГАЗ-АА в качестве контрольно-пропускного пункта на одной из дорог. 1-й Белорусский фронт, осень 1944 года»
Гость
СБ
А ведь БА-10 на двухосном шасси ГАЗ-АА очень редкий экземпляр. Найти бы ещё фото двухосного БА-10 на шасси Зис-5.
Гость
АНДРЕЙ
Обозначу цель поисков.
Гость
АНДРЕЙ
Схема не загрузилась, попробуем еще раз.
Гость
СБ
А фото?
Гость
АНДРЕЙ
Вот первые результаты.
Гость
АНДРЕЙ
Вот немцы из захваченного четырехколесного БА-10 что-то смастерили себе:
Причем тут башни с орудием явно нет, только курсовой пулемёт. И общую форму рубки значительно переделали.
Гость
АНДРЕЙ
Я , если честно, не в курсе, как на этих фотках отличить БА-10 на базе ГАЗ-АА от БА-10 на базе ЗиС-5.
И последняя:
Гость
АНДРЕЙ
Максим Коломиец пишет в своей книге «Броня на колесах». М.,2007г про БА-10 на 2-осных шасси: «…на Ижорском заводе было изготовлено еще несколько машин, отличавшихся по конструкции. Так, в одной из немецких частей, действовавших под Ленинградом, зимой 1941 года использовался броневик на шасси ГАЗ-АА, представлявший собой переднюю часть корпуса БА-10, к которому была приварена броневая коробка с люками в бортах и наблюдательной башенкой на крыше. По немецким данным, эта машина была захвачена у частей Красной Армии. Есть фото похожей машины, но с передней частью по типу полубронемашины ГАЗ и установленным на крыше прибором ПТК…К 13 октября на ленинградском заводе № 189… Читать далее »
Гость
СБ
ГАЗ-АА и ЗИС-5 можно отличить по колесам: крепление на 5-ти и на 6-ти гайках, кроме того, задняя подвеска ГАЗ-АА кантилеверная с характерным смещением оси.
Гость
Максим-пулемёт
На схемах, приведённых Андреем, все отличия прекрасно видно.
Это были хорошие машины. Жаль, что мы не смогли их правильно применить!
Машина хороша настолько, насколько хорош ее экипаж. Нет плохих машин (танков, самоходок), есть неумелые экипажи и бездарные командиры. И наоборот.
Пример Суровцева это доказывает.
Вот интересная фотка использования БА-10 в конце войны:
«БА-10 на шасси ГАЗ-АА в качестве контрольно-пропускного пункта на одной из дорог. 1-й Белорусский фронт, осень 1944 года»
А ведь БА-10 на двухосном шасси ГАЗ-АА очень редкий экземпляр. Найти бы ещё фото двухосного БА-10 на шасси Зис-5.
Обозначу цель поисков.
Схема не загрузилась, попробуем еще раз.
А фото?
Вот первые результаты.
Вот немцы из захваченного четырехколесного БА-10 что-то смастерили себе:
Причем тут башни с орудием явно нет, только курсовой пулемёт. И общую форму рубки значительно переделали.
Я , если честно, не в курсе, как на этих фотках отличить БА-10 на базе ГАЗ-АА от БА-10 на базе ЗиС-5.
И последняя:
Максим Коломиец пишет в своей книге «Броня на колесах». М.,2007г про БА-10 на 2-осных шасси: «…на Ижорском заводе было изготовлено еще несколько машин, отличавшихся по конструкции. Так, в одной из немецких частей, действовавших под Ленинградом, зимой 1941 года использовался броневик на шасси ГАЗ-АА, представлявший собой переднюю часть корпуса БА-10, к которому была приварена броневая коробка с люками в бортах и наблюдательной башенкой на крыше. По немецким данным, эта машина была захвачена у частей Красной Армии. Есть фото похожей машины, но с передней частью по типу полубронемашины ГАЗ и установленным на крыше прибором ПТК…К 13 октября на ленинградском заводе № 189… Читать далее »
ГАЗ-АА и ЗИС-5 можно отличить по колесам: крепление на 5-ти и на 6-ти гайках, кроме того, задняя подвеска ГАЗ-АА кантилеверная с характерным смещением оси.
На схемах, приведённых Андреем, все отличия прекрасно видно.
А что представляет собой БА-32? Наткнулся на фото в кн. Отто Кариуса «Тигры в грязи».Была такая или опечатка?
Фото у Кариуса некачественное, но, похоже, это обычный БА-10. БА-32 не было, даже среди опытных образцов не встречал.
в первый раз слышу про БА-32. Может О. Кариус имел в виду какой-нибудь другой бронеавтомобиль выпуска 1932 г. или модели 1932 г.?