Командир японской подводной лодки I-58 капитан 3-го ранга Мотицура Хасимото (橋本 以行, 1909—2000) у перископа. 1944 — 1945 гг.
Хасимото до назначения на должность командира I-58 служил минным офицером на I-24 и в дальнейшем последовательно командовал подводными лодками I–158 и РО–44. Наиболее известный эпизод из боевой биографии Мотицуры Хасимото — потопление 30.07.1945 г. подводной лодкой I-58 под его командованием американского тяжелого крейсера»Индианаполис» (USS Indianapolis, CA-35, тяжелый крейсер типа «Портленд»), следовавшего из Гуама на о. Лейте после доставки атомной бомбы «Малыш» на базу ВВС США на остров Тиниан.
Из воспоминаний Хасимото об атаке «Индианаполиса», изложенных в его книге «Потопленные»:
«Цель начала вырисовываться яснее, можно было предположить, что перед нами крупный военный корабль противника, видна была большая мачта. Класс корабля теперь стал ясен. Можно было определить высоту мачты — она составляла 27 м. Это был либо линейный корабль, либо тяжелый крейсер. Дистанция до цели сократилась до 3650 м. Для залпа были намечены дистанция 1830 м и курсовой угол правого борта 45°. Гидроакустик доложил, что противник идет с большой скоростью. Вначале я поверил этому, но визуальное наблюдение показало, что ход корабля был не слишком велик, и при расчете я принял скорость равной 20 узлам. Я был настолько занят расчетами атаки обычными торпедами, что даже не отдал приказ о подготовке к выпуску человеко-торпед, хотя их водители просили меня об этом, я решил использовать их лишь в том случае, если атака обычными торпедами потерпит неудачу.
Луна была у нас по корме, и корабль противника теперь уже был хорошо виден. Ясно вырисовывались две кормовые башни и решетчатая мачта. Я принял его за линейный корабль типа «Айдахо». Экипаж лодки с нетерпением ожидал приказа о торпедном залпе. В лодке стояла мертвая тишина. В таких случаях «глазами» лодки являются перископ командира, а «ушами» — шумопеленгаторы. Кроме командира, никто не мог знать, что делалось наверху. Люди с напряжением ждали следующего приказа. Водители человеко-торпед спрашивали меня: «Что с противником?»; «Где он?»; «Почему нас не выпускаете?»
Благоприятный момент для залпа приближался. Я изменил величину курсового угла до 60° и дистанцию до 1370 м и начал сближение для залпа. Наконец громким голосом скомандовал: «Аппараты товсь!» — «Залп!» Торпеды выстреливались с интервалом в две секунды. Из торпедного отсека доложили: «Все торпеды вышли, все в порядке!» Шесть торпед, подобно вееру, понеслись навстречу вражескому кораблю. Я быстро взглянул в перископ, но ничего подозрительного не было видно. Направив лодку на параллельный с противником курс, мы с нетерпением стали ждать взрывов. Каждая минута казалась вечностью. Наконец у носовой, а затем у кормовой артиллерийской башни правого борта корабля поднялись два столба воды, вслед за которыми последовали вспышки ярко-красного пламени. Затем у башни № 2 поднялся еще один столб воды. Взрывы, казалось, окутали корабль. «Попадание!», «Попадание!» — кричал я всякий раз, как торпеда поражала цель. Команда пустилась от радости в пляс.»
«Индианаполис» был поражен двумя торпедами и затонул в течении 12 минут, став последним крупным кораблем ВМС США, потопленным во Второй Мировой войне. В результате потопления, утонуло, погибло от голода, жажды, ран и атак акул 883 человека из состава экипажа крейсера.
18.08.2017 г. обломки «Индианаполиса» были обнаружены исследовательской группой на дне Тихого океана на глубине свыше 5400 метров.
Написать комментарий