Баня, гигиена, или ...
 
Уведомления
Очистить все

Баня, гигиена, или как появились духи в Европе

95 Записи
17 Пользователи
0 Лайки
8,567 Просмотры
Форум
(@neuman)
Записи: 190
Активный участник
Автор темы
 

Товарищи, хочу обсудить тему о гигиене, чистоте в средневековой европе. Вот все мы знаем и слышали со школы: "Русская баня", "Турецкая баня", "Финская баня". Но почему-то не слышали, лично я сам, про "французская", "английская", немецкая или испанская бани. Нет такого слова. Следовательно все правда, о том, как европейцы воняли страшно, где жрали, там и срали. О бане знать не знали. Если знали, то не хотели, ссылаясь на то что не хотят смыть с себя святую воду, полученную при крещении. Таким образом, европеец в средние века мылся в своей жизни только раз или два. Есть исторические данные, где королева Франции гордится, расказывая, что она мылась в своей жизни только два раза: 1) Во время крещения; 2) Перед бракосочетанием. Вот, так. Еще , есть версия, что духи изобрели, чтобы маскировать исходящий от тела вонь.
Добавлено: 06.01.2013 15:51:04

До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. Правда – она гораздо менее… хм… благоуханна. Причём это относится не только к мрачному Средневековью. В воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса принципиально ничего не изменилось. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота – грех, да и холодно – простудиться можно. Горячая же ванна нереальна – дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю – Святой Инквизиции – и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже – колесованием.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего 2 раза – при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьётся мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц – безобразно часто. http://ru-an.info/news_content.php?id=1738

 
Размещено : 6.01.2013 17:51
Srg70
(@srg70)
Записи: 964
Участник
 

Справедливость требует отметить наличие в Европе понятия "Римские бани", причем задолго до средневековья.
Кстати, а как обстояло дело с банями в русских деревнях в это время, имела ли её каждая крепостная семья, или была общинная? А может в боярскую ходили, по будним дням?
Про дрова согласен - Россия была обеспечена лучше Европы.

 
Размещено : 6.01.2013 21:28
Форум
(@juriy)
Записи: 1112
Постоянный участник
 
От: Neuman

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами

Мылись семьями???

 
Размещено : 6.01.2013 21:48
Форум
(@varyag74)
Записи: 3280
Почетный участник
 
От: Srg70

Кстати, а как обстояло дело с банями в русских деревнях в это время, имела ли её каждая крепостная семья, или была общинная?

Скорее всего у каждой своя. По сию пору сохраняется традиции при новостройке ставить сначала баню, а потом дом.

 
Размещено : 7.01.2013 4:17
Форум
(@anatol-ba)
Записи: 700
Постоянный участник
 
От: Varyag74

сначала баню, а потом дом.

В данных случаях она используется как временное жильё.

 
Размещено : 7.01.2013 6:15
Форум
(@zlovegro)
Записи: 321
Активный участник
 

Причём эти вонючки средневековые из французской братии Людовика не только не мылись но и заливали свою вонь невероятным количеством духов и благовоний. Смрад трудно представить какой был допустим от молодых барышень.

 
Размещено : 7.01.2013 6:26
Srg70
(@srg70)
Записи: 964
Участник
 
От: Varyag74

Скорее всего у каждой своя

От: anatol.ba

В данных случаях она используется как временное жильё.

Не разделяю вашей уверенности, иначе, откуда бы взялся, прославленный навека, навык мытья в русской печи.
Что в принципе не меняет общую картину - начав качественно мыться в античные времена, Европа к средним векам утратила этот навык. А мы продолжили и развили.

 
Размещено : 7.01.2013 9:02
Форум
(@varyag74)
Записи: 3280
Почетный участник
 
От: Srg70

навык мытья в русской печи.

Я думаю, это появилось намного позже, ибо кладка русской печи (в которой можно мыться) требует хорошего кирпича и мастерства при выполнении. Это я как имеющий опыт кладки печей говорю))) Печка "по-черному" для бани может выполнятся и из обычного камня.

 
Размещено : 7.01.2013 9:35
Форум
(@neuman)
Записи: 190
Активный участник
Автор темы
 
От: Srg70

Справедливость требует отметить наличие в Европе понятия "Римские бани", причем задолго до средневековья.

На счет античных времен да, и по сей день есть развалины "терм", римских бань, где кроме помыться можно было почитать, была библиотека, попить вина, играть в азартные игры. С приходом христианства, термам пришел кердык.

 
Размещено : 7.01.2013 10:41
Форум
(@vogul)
Записи: 2753
Участник
 
От: Neuman

Товарищи, хочу обсудить тему о гигиене, чистоте в средневековой европе.

Более злободневных тем нет?
Хотя нас, конечно, очень радует вшивость средневековых европейцев :)

 
Размещено : 7.01.2013 12:07
Srg70
(@srg70)
Записи: 964
Участник
 
От: Neuman

С приходом христианства, термам пришел кердык.

Я правильно понял - христианство было принципиальным врагом римских бань и именно оно виновато в том, что Европа потом долго не мылась?
Прежде чем ответить вспомните, что со временем христианство пришло и на Русь, но бани не закрыло. Вроде бы, или у Вас есть сведения об обратном?

 
Размещено : 7.01.2013 12:18
Форум
(@kazimirchik)
Записи: 1122
Постоянный участник
 
От: Juriy

Мылись семьями???

"О русских банях писали многие иностранные путешественники. Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий - чужестранец потому, что он не любил бани. ’Русские,- сообщает Олеарий,- могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню’. Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал ’мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором’. Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе.
Однако дворяне и богатые люди отдавали предпочтения большим общественным баням и ходили туда не ради мытья, а ради пара и релаксации. Ведь в больших парилках создается совершенно уникальный и потрясающий эффект, которого практически невозможно достигнуть в небольших домашних баньках. Впрочем, и в общественных (’торговых’) банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе. Многие "просветители" и "моралисты" того времени считали общие бани главным очагом разврата, доступным для горожан того времени, когда публичные дома еще отсутствовали, а проституция была бытовой, военной и банной. Ни один иностранец, посетивший Московию в 15-17 веках, не обошел молчанием столь чуднОго явления, как совместный помыв мужчин и женщин, что в принципе было обычным и в Европе того времени, но иностранцев удивляла свобода нравов и отношений при помывке. По их общему мнению, русские были совершенно лишены ложной стыдливости, присущей по их мнению каждому цивилизованному(то есть европейскому) человеку. В бани приходили семьями, с малыми детьми. Здесь же, в общем зале, промежду всех, работали гулящие девки, именуемые растиральщицами. Для состоятельных клиентов всех сословий специально имелись отдельные кабинеты и закутки. В обязанности растиральщиц входили не только обмахивания клиентов большими ветвями свежим паром (вениками работали более крепкие мужики), не только полная помывка, но и прочие радости, коли того клиент захочет случайным образом. ... Анна Иоанновна пробовала первой разделить бани на мужские и женские, но удалось это только Екатерине Великой. В 1743 г. сенатским указом было запрещено в ’торговых’ банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста - соответственно в мужскую".
http://www.samru.ru/relax/sauna/67.html

 
Размещено : 7.01.2013 18:32
Форум
(@karel)
Записи: 251
Высший уровень
 

"Невозможно представить нигде в России такого количества нечистот, какое легко видеть на любой из окраин Города-Светоча (Парижа). У нас хотя бы прикопали, но французы совершенно равнодушны к зловонию".
В.Ф. Ходасевич "Письма к Н. Берберовой".

 
Размещено : 7.01.2013 21:54
Форум
(@neuman)
Записи: 190
Активный участник
Автор темы
 
От: Srg70

Я правильно понял - христианство было принципиальным врагом римских бань и именно оно виновато в том, что Европа потом долго не мылась?
Прежде чем ответить вспомните, что со временем христианство пришло и на Русь, но бани не закрыло. Вроде бы, или у Вас есть сведения об обратном?

У меня есть сведения о том, что в Русь, пришло христианство Православное, а в западную европу христианство Католическое. А это уже, разница.

 
Размещено : 8.01.2013 11:43
Srg70
(@srg70)
Записи: 964
Участник
 
От: Neuman

У меня есть сведения о том, что в Русь, пришло христианство Православное, а в западную европу христианство Католическое. А это уже, разница.

И чем же по отношению к банному вопросу отличаются католическая и православная библии?
Кстати, христианство ниоткуда не пришло, оно в Римской империи и зародилось. А через некоторое время ей самой пришел "кердык". Принесли его люди крайне простые и суровые, варвары одним словом. Порушили они не только баню, но и все остальное. Так причем здесь различия, если к моменту "кердыка", христианство еще не поделилось?

 
Размещено : 8.01.2013 18:52
Форум
 dim
(@dim)
Записи: 232
Активный участник
 
От: Srg70

ринесли его люди крайне простые и суровые,  варвары одним словом.

Не такие уж и простые.
В военном отношении хорошо обученный, вооруженный, закованный в доспехи варвар противостоял фактически голожопому (в прямом смысле слова), ничем не мотивированному, морально разложившемуся римскому воину.

 
Размещено : 8.01.2013 21:41
Форум
(@neuman)
Записи: 190
Активный участник
Автор темы
 
От: Srg70

И чем же по отношению к банному вопросу отличаются католическая и православная библии?

Ни чем. Баня на Руси зародилась до христианства, как и масленница. В отличие от западно- европейцев, христиане Руси не были мракобесами и психо- фанатиками. Вероятно на Руси в защиту бани может сыграл, знаменитое: "Житие на Руси, есть питие (брага)", с добавлением,..... и в бане мытие".))))

 
Размещено : 9.01.2013 10:01
Srg70
(@srg70)
Записи: 964
Участник
 
От: Neuman

Баня на Руси зародилась до христианства,

С этого мы начали - в Риме тоже до христианства.

От: Neuman

В отличие от западно- европейцев, христиане Руси не были мракобесами и психо- фанатиками

Можете это подтвердить каким-нибудь фактом - например, сожжения за мытьё?
Переходя на Ваш уровень аргументации.

От: Neuman

Но почему-то не слышали, лично я сам, про "французская", "английская", немецкая или испанская бани.
Следовательно все правда, о том, как европейцы воняли страшно,

Людей низкого звания звали "смерд" (смердящий, вонючий), можно ли из этого сделать вывод, русский запах принципиально отличался от западноевропейского?

 
Размещено : 9.01.2013 12:27
Форум
(@vogul)
Записи: 2753
Участник
 

Мыться или нет и как часто мыться - этот вопрос в средневековье решался исходя из языческих обычаев и различных суеверий. В каждом народе (популяции) по своему.

 
Размещено : 9.01.2013 12:35
Форум
(@neuman)
Записи: 190
Активный участник
Автор темы
 
От: Srg70

Людей низкого звания звали "смерд" (смердящий, вонючий), можно ли из этого сделать вывод,  русский  запах
принципиально отличался от западноевропейского?

Темный ты человек, бая называешь собакой, а сам хочешь баем стать.))))) Ладно по существу. Пожалуйста мистер Srg700: СМЕРД — в Киевской Руси 11—12 вв. сел. житель, по мнению нек-рых историков, зависимый (в отличие от свободного "людина"). В Новгородской и Псковской землях 13—15 вв. — сел. житель, живущий в погосте и несущий повинности в пользу города. С кон. 15 в. в связи с ликвидацией боярских республик термин "С." теряет соц. смысл, сохраняясь в обыденной речи как уничижит. назв.

Яндекс.Словари › Гуманитарный словарь, 2002

Еще:Смерд
(стар.) — В наших древних памятниках слово С. употребляется в двух смыслах — более тесном и более широком; в первом оно означает пахаря, сельского рабочего, а во втором — все свободное сельское население и даже иногда все население в противоположность князю, отчего в "Русской Правде" однажды оно заменено словом "иной", т. е. всякий другой человек кроме князя. В древних переводных памятниках С. соответствует греческому ίδιώτης — частный человек, простолюдин. По "Русской Правде" и по летописным известиям, С. наказываются продажей не иначе как с согласия или по приказу князя или другой подлежащей власти, имеют недвижимую собственность, несут повинности в пользу государства и с этою целью образуют податные единицы, платят дань князю, носят оружие и входят в состав войска. Главное занятие их — земледелие. За обиду, нанесенную С., взыскивалось 3 гривны ("Русская Правда", академич. список, ст. 31); за убийство С., по предположению проф. Сергеевича, платили 40 гривен. Из одного места Ипатской летописи (под 1240 г.) видно, что С. могли подниматься до высших слоев и даже до звания боярина; по крайней мере, галицкие бояре, по летописи, происходили "от племени смердья". По почину Лешкова, в нашей историко-юридической литературе довольно долго принимали С. за особый класс, состоявший в некотором ближайшем отношении к князю (проф. Никольский, проф. Цитович, проф. Никитский, проф. В. О. Ключевский, который утверждает, что С. — государственный крестьянин, живший на княжеской, государственной земле). Ср. В. И. Сергеевич, "Русские юридические древности" (т. I, СПб., 1890).
В. Р—в.

 
Размещено : 9.01.2013 19:00
Страница 1 / 5