Фотокорреспондент Кохербер (Kocherber)
Спасибо, поищу инфу по автору на бундесархиве.
Снимок с Т-34 это в районе Орла...
Без конкретики: РГАКФД Боевые действия советского танкового десанта в районе Орловско-Курской дуги
Автор: на "Победа 41-45"
Пресс-служба администрации Курской области: Атака советских танковых частей в районе ст. Поныри – совхоз «1-е Мая»
Уточнение места: с. Подсоборовка, утро 6-го июля 1943 г.
Крупный план
Провел свое небольшое расследование, так как командирская башенка на Т-34 меня смущала: обнаружил вот такое фото
обратите внимание на тактические номера с добавлением буквы "м" , нашел подпись к этой фотографии: "Построение личного состава бригады по случаю вручения части гвардейского знамени за бои под Сталинградом" 27-я отдельная гвардейская танковая бригада, 14.05.1944, Румыния https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/ar132708
Потом нашел еще такие фото:
Как видно, тут фигурируют танки с номерами 300-м и 302-м, на ргакфд нашел первую "Танковый десант на броне танков Т-34 гвардии майора В.Ф.Ефимова на марше." 1944 http://photo.rgakfd.ru/photo/309334 четвертое фото есть на визуалриан https://visualrian.ru/search/44/5820592.html?query=кнорринг думаю там ошибка в описании с местом, но год - 1944 - точный. Проверил майора Ефимова, и действительно Ефимов Василий Федорович (1913 г.р.) был командиром 3-го батальона 27-й отдельной гвардейской танковой бригады. Исходя из всего этого можно сделать вывод, что танки на фото относятся к 27-й гв тбр, она действительно принимала участие в Курской битве, но никак не могла участвовать в боях за Поныри, так как действовала намного южнее и освобождала Белгород и Харьков, соответственно фото относится к лету 1944 года и сделано во время подготовки к Ясско-Кишиневской операции.
@Timon, интересная информация. А танки с борт номерами 300 и 302м вам не встречались на фото боев 43 г. на Курской дуге? Это может быть и ошибка источников, но больно уж многие источники говорят про Курскую дугу. И в 43 и в 44 бои были летом, а 27 гвард. воевала и там и там...
интересная информация. А танки с борт номерами 300 и 302м вам не встречались на фото боев 43 г. на Курской дуге?
Фотографий танков с такого типа номерами я не встречал. Но как я и говорил, смущение у меня вызвала командирская башенка, и вот я обнаружил инфу недалеко отсюда https://waralbum.ru/128344/ если производство Т-34 с командирской башенкой началось 1 июля 1943 года, то первые танки этого типа поступили бы в войска в лучшем случае к концу сражения
Не дают мне покоя танки ленд-лизовские и события вокруг них.
1. Пришли к тому, что на снимке Ливерпуль, а не Архангельск. Это факт.
2. Установлен фотограф, но его под фото не указываю. Т.к. на ВА есть такие же однофамильцы (Тейлор, он американец).
3. Дата снимка, согласно британскому архиву - 17.10.1941 г.
4. Согласно русской вики (ссылается на британцев) конвой прибыл в Скапа Флоу 16 окт. А 17-го уже вывел в Архангельск.
Вопрос: что не так? Ошибочная дата архива (или неверная подпись фотографа)? Эти танки не имеют отношения к конвою PQ-2?
То, что на снимке Скапа-Флоу (а не Ливерпуль) мне представляется сомнительным.
Какие будут мнения, товарищи???
Какие будут мнения, товарищи???
К примеру, возможна опечатка.
Конвой ушел из Ливерпуля 13 октября. Тот, кто печатал текст на обороте фото, мог впечатать неверную дату.
Или автор снимка мог ошибочно (или неразборчиво) доложить о дате события.
Ещё пришел в голову вариант, что эти танки могут предназначаться для следующих конвоев.
PQ-3 и PQ-4 вышли из Исландии в ноябре 1941. Википедия утверждает, что грузы на борту этих конвоев были в том числе и из Великобритании. Но ведь до Исландии их заранее надо как-то доставить из Британии.
@xx просто тут принципиальный момент. Хотелось бы избежать неточностей и грубых ляпов. Т.к. информация с ВА в инете разлетается очень быстро. Я уж не говорю про плагиатчиков и штамповальщиков описаний, в массе своей в ВК.
Сейчас дата под снимком не вяжется с упоминанием в описании о конвое, который уже как несколько дней в пути на Архангельск движется.
Хотелось бы избежать неточностей и грубых ляпов.
Сейчас дата под снимком не вяжется с упоминанием в описании о конвое, который уже как несколько дней в пути на Архангельск движется.
Думаю, что дату можно пока оставить, так как есть ссылка на источник, а упоминание про PQ-2 убрать до выяснения.
Видел я в Инете подписи под снимком, что это танки для PQ-4 грузят, но без ссылки на источник информации.
Попадалась подпись, что события происходят в Молотовске (Северодвинске), а плавучий кран прислали из Англии.
Хотя на местных сайтах видел информацию, что у нас в тех местах свои плавучие краны были.
Над фото, возможно, поработали ретушеры, чтобы из соображений безопасности невозможно было понять, где снято.
Те же стены с арками, огораживающие зону погрузки, выглядят как-то необычно для порта.
Потому я в указанных дате и месте съемки пока не уверен.
@xx я думаю, что они часть верхнюю построек портовых заретушировали. И это все-же Ливерпуль.
@xx Вряд ли танки доставляли в Исландию каким-то промежуточным судном. У Рейкьявика(и Скапа-Флоу) просто формировался конвой - собирались уже гружёные в других местах суда, подходили корабли охраны.
Насчёт стен с арками можете не сомневаться: обычное явление для разграничения портово-торговых территорий в старину. Есть в средиземноморских городах, карибском бассейне и даже в В. Новгороде.
@ridalaw Насчёт даты снимка.
Возможно, это верная дата, но просто не время сьёмки, а день сдачи фотоплёнки редактору/цензору по прибытию в Скапа-Флоу.
@xx Вряд ли танки доставляли в Исландию каким-то промежуточным судном. У Рейкьявика(и Скапа-Флоу) просто формировался конвой - собирались уже гружёные в других местах суда, подходили корабли охраны.
Насчёт стен с арками можете не сомневаться: обычное явление для разграничения портово-торговых территорий в старину. Есть в средиземноморских городах, карибском бассейне и даже в В. Новгороде.
Я ничего не писал про "промежуточное судно". Просто дата погрузки судна в английском порту в таком случае будет отличаться от даты отправки конвоя из Исландии.
Насчет стен с арками.
Был я, наверно, в десятке-другом средиземноморских портов, карибских портов с полдюжины точно посетил и даже был в В.Новгороде.
Нигде не видел столь бессмысленных портовых сооружений...
Ну вы бы фото подобного "обычного явления" выложили бы для убедительности...
Обратил внимание на человека с веревочкой, стоящего на пристани и ориентирующего подвешенный танк.
Это, скорее, признак разгрузки. При погрузке такому человеку лучше находиться на плавучем кране, а не на пристани:
Это сильно противоречит версии "Ливерпуль".
На других фото танк висит поперек крана, и его без "веревочки" на кран не загрузить:
Для полноты клинической картины выложу ещё фото с другой ретушью (без арочных стен):
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/4581052/pub_6045e0f3665e4413f3bf2021_6046054e665e4413f3fac68f/scale_1200
Фото это даже есть в фотоальбоме, размещенном на официальном сайте администрации Северодвинска (Молотовска в те годы):
https://www.severodvinsk.info/docs/other/Raznoe/2020.05.13_Vse_dlya_fronta!_Vse_dlya_pobedy!_Gorod_Severodvinsk_-_gorod_Molotovsk._1941_-_1945._Istoricheskaya_spravka.pdf
Написано, что это "разгрузка судов в порту Молотовска".
А также, что:
"Альбом подготовили специалисты управления организации муниципальной службы и агентства социальной рекламы. Партнёрами проекта, предоставившими уникальные фотографии, документы и другие материалы, выступили северодвинский городской краеведческий музей и Севмаш".
Я ничего не писал про "промежуточное судно". Просто дата погрузки судна в английском порту в таком случае будет отличаться от даты отправки конвоя из Исландии.
Насчет стен с арками.
Был я, наверно, в десятке-другом средиземноморских портов, карибских портов с полдюжины точно посетил и даже был в В.Новгороде.
Нигде не видел столь бессмысленных портовых сооружений...
"Бессмысленными" Вы их называете, потому что они очень мешали средневековым электровозам и портовым кранам?))
По мере развития техники и нарастания масштабов перевозки стены действительно стали мешать и их постепенно сносили. Оставили совсем уж древние и создающие городской ансамбль.
Чтобы не заметить в В Новгороде аркаду напротив кремля, надо хорошенько медовухой накачаться.)
В гуглокартах в ливерпульском порту я нашёл немало "бесполезных" стен, но все они либо глухие, либо далековато от причала.Судя по заброшенным зданиям складов, от которых остались одни стены, век назад таких сооружений было гораздо больше.
Насчёт доставки танков из Ливерпуля к месту сбора конвоев. Если 17октября грузили судно для PQ3, ему пришлось бы три недели болтаться в ожидании отправки. Ну оочень слабо верится в такую нерешительность/расточительность.
Обратил внимание на человека с веревочкой, стоящего на пристани и ориентирующего подвешенный танк.
Это, скорее, признак разгрузки.
Это сильно противоречит версии "Ливерпуль".Для полноты клинической картины выложу ещё фото с другой ретушью (без арочных стен):
Написано, что это "разгрузка судов в порту Молотовска".
А как это противоречит? Как раз подтверждает Вами же выложенную инфу от Тейлора.
Любые версии с разгрузкой в наших портах можно отбросить по одной простой причине - климат не тот.)
Да и поздние конвои сомнительны: в Британии в середине ноября не настолько жарко, чтобы нараспашку прогуливаться по набережным.
в В Новгороде аркаду напротив кремля
Аркаду Гостиного двора я, разумеется, видел, но не видел в том месте ничего похожего на порт, и никак её с портовыми сооружениями не ассоциировал.
Хотя, да, с большой вероятностью к этому месту в старину могли прибывать суда.
Хорошо, не будем отметать версию, что по какой-то причине в каком-то порту оказалась такая стена.
Да и поздние конвои сомнительны: в Британии в середине ноября не настолько жарко, чтобы нараспашку прогуливаться по набережным.
Ну к примеру вчера в Ливерпуле +12 было. В четверг +14 обещают... Вполне адекватно для такой погоды люди одеты.
А как это противоречит? Как раз подтверждает Вами же выложенную инфу от Тейлора.
По Тейлору танки погружают на краны.
Исходя из наличия "человека с веревочкой" на пристани, больше похоже на то, что танки наоборот выгружают.