Амурский мост в оккупированном Днепропетровске. Сфотографирован в сентябре 41-го, в момент подрыва немцами свисающего судоходного пролёта. Этот подъёмный (нижний, железнодорожный, поднимавшийся к верхнему, автомобильному), судоходный пролёт в августе 41-го, при отступлении, взорвали сапёры Красной Армии.
Амурский мост самый старый мост в Днепропетровске (построен в 1884 году), так и зовётся местными жителями - "Старый мост". Восстановлен полностью в 1955г (от старого моста остались одни опоры и внешняя схожесть конструкции). Параллельно со старым мостом был сооружен похожий по конструкции одноярусный железнодорожный мост, открытый в 1977 году.
Другой Мерефо-Херсонский одноколейный, железнодорожный мост (это единственный в Европе железнодорожный мост, который имеет криволинейную траекторию). Названый немцами "мост генерала Клейста" в честь Эвальда фон Клейста, командующего немецкой 1-й танковой группой (с 06.10.1941 года — 1-я танковая армия), которая с трудом взяла город.
Итальянские саперы на сооружении двух временных, деревянных пролётов железнодорожного, Мерефо-Херсонского моста через Днепр, подорванных в августе 41-го сапёрами отступающей Красной Армии.
Во время отхода нацисты уничтожили мост полностью, оставив только руины железобетонных арок. Восстановлен по проекту, разработанному коллективом «Днепрогипротранса» под руководством Е. Г. Тетерука. На восстановление моста было израсходовано около 50 млн рублей и 30 000 кубометров высококачественного бетона. Мост считался стратегическим и вплоть до середины 50-х годов на мосту несли караульную службу наряды солдат с пулемётами.
Сам Клейст прибыл на "открытие" моста, после ремонта.
Тот же, уже восстановленный итальянцами мост, но с другого, левого берега (фото зимой 41-го года). Виден сам обмелевший, левый берег Днепра (после взрыва ДНЕПРОГЭСа), деревянные опоры и временные деревянные пролёты самого моста, Монастырский (Комсомольский) остров, там где мост делает изгиб, и правый, высокий берег Днепра. На нижнем, современном фото изображена так же опора ЛЭП, не попавшая в кадр выше. Хотя возможно что провод, на верхнем снимке (правый, верхний угл кадра) как раз с неё и оборван, и висит с той опоры, что стоит на левом берегу.
А вот что оставили после себя немцы - на снимке крыло моста с правого берега Днепра на ост.Монастырский (быв. Комсомольский) фото - лето 1945г.
И аэрофотосъемка 1945г. - взорванное крыло моста с левого берега до судоходных пролётов, а так же взорваны сами судоходные пролёты (во время оккупации усиленные деревянными фермами).
Фото уже целого моста
г. Днепропетровск
Детская железная дорога в парке им.Чкалова. 1943г. Фрицы катаются со Сталиным.
Гостиница "Украина", пр. Карла Маркса, 1943-44гг.
Хотел "Украина" в 90-х
Швейная фабрика им.Володарского. Зима 1942-43г.
Спасо-Преображенский кафедральный собор
25 октября 1943г 152-я стрелковая дивизия и 39-я гвардейская стрелковая дивизия вошли в Днепропетровск, освободив город от немецких войск. Многие здания были разрушены, многие заминированы. На некоторых сохранившихся после войны зданиях остались надписи - результат работы сапёров:"Проверено, мин нет", и подпись кто и когда сделал разминирование. Кто-то из местных жителей, отдавая дань памяти этим людям обновляют эти надписи (где-то надписи были в рамке и под стеклом), а кто-то из местных не настолько достоин что бы отдавать этот долг.
Здесь фото надписей "ПРОВЕРЕНО, МИН НЕТ": http://katerinoslav.blogspot.ru/2011/03/1943.html
Освобождённый Днепропетровск: пуск первого трамвая по пр.Карла Маркса, сбитый и расстрелянный Пушкин, восстановление деревянного жд.моста, руины старого жд. вокзала, разбитые з-ды в том числе и з-д им. Петровского, горы книг вынесенные на улицу из здания горевшего ДГУ.
На старом фото перед церковью берёзовые кресты на могилах фрицев...
На старом фото перед церковью берёзовые кресты на могилах фрицев...
Ну вот и всё, еcли раньше чёрные копари не добрались - перероют весь луг в поисках жирного лежня.
Харьков, Площадь Конституции, Театр кукол, и Харьковский автотранспортный техникум 1942г.
Харьков, площадь Конституции, дом 12/1, начало Московского пр-та, зима 1942г.
Харьков, ул.Полтавский шлях, д.14, бывшая г-ца "Москва", 1941г.
Харьков, Площадь Свободы(площадь Лейбштандарт), 1942г.
Харьков, площадь Свободы, до войны г-ца "Интернационал", 1942г. В период оккупации гостиница использовалась как тюрьма и место казни жителей. В период войны здание сильно пострадало, перестроено в 1972-м году. Сейчас это одна из главных гостиниц города, носит название «Харьков» и расположена по адресу площадь Свободы дом №7.
Над зданием гостиницы пролетает транспортный самолёт Ju. 52.
Харьков, Павловская площадь, гостиница «Астория», 1942г. В 1943 году в результате бомбардировки гостиница частично пострадает и будет полностью восстановлена после войны.
Харьков. Привокзальная площадь. 1942 г.
Харьков, здание Госпрома, 1942г.
Про Харьков есть хорошая фотогалерея "Связь времён": http://www.oplot.info/comment/16204
Советские военнопленные на железнодорожной станции в Старом Осколе. Благодаря стараниям Евгения Симонова найдено точное место и привязка к местности.
Колонна итальянских солдат на улице Карла Маркса в оккупированном Ворошиловграде.
Фото в ВА http://waralbum.ru/266576/
Фото в ВА http://waralbum.ru/114140/ «Großdeutschland» в селе Девица Семилукского района Воронежской области
Фото в ВА http://waralbum.ru/295551/ Ракурсы разные, но для "ориентирования на местности" - самое то.
Харьковская губерния, Волчанский уезд, село Ново-Бурлуцкое. Николаевская церковь.
Ныне - село Новый Бурлук, Печенежский район, Харьковская область. Церковь стояла: 49.872986, 37.095185
Интересно, у меня там родственники жили и живут в Харьковской области в этом районе.
http://waralbum.ru/296089/
Ленинградская улица после немецкого артобстрела
На фотографии улица Разъезжая, вид в направлении на перекресток с улицей Марата
Основой точкой опознания послужил фасад Ямского рынка
Моторошно как то, впечатляет.
Моторошно как то
Извиняюсь за серость, а синонимы есть какие-то?