Герой Советского Союза летчик-истребитель старший лейтенант Алексей Степанович Хлобыстов (23.02.1918 — 13.12.1943 г.). На фронте с июня 1941 г. 8 апреля 1942 г. в одном из боевых вылетов на Карельском фронте А. С. Хлобыстов на истребителе «Томахаук» Mk.IIb совершил двойной таран, уничтожив немецкие истребители Bf.110 и Bf.109. Алексей Хлобыстов не только выполнил два тарана в одном бою, но и вернулся на аэродром с сильно поврежденным крылом своего самолета. 14 мая 1942 г. на поврежденном во время воздушного боя самолете Хлобыстов совершил свой третий воздушный таран, уничтожив немецкий истребитель Bf.109. 13 декабря 1943 г. командир эскадрильи 20-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии капитан А.С. Хлобыстов погиб, выполняя разведывательный полет над территорией, занятой противником. По одной из версий А. Хлобыстов столкнулся во время полета с самолетом своего ведомого. К моменту гибели он совершил 335 боевых вылетов, в которых сбил 7 самолетов лично и 24 в группе.
Немного матчасти: цельнометаллический истребитель P-40 имел крыло 5-и лонжероной констрикции. Обычно(во всём мире) использовалась конструкция из двух лонжеронов (советские чаще всего были деревянными и не только на Лагг-е).
Поэтому при таране наши летчики на отечественных самолётах старались винтом срубить хвостовое оперение врага, а на P-40 для этих целей лучше подходило крыло.
Насколько я знаю для тарана достаточно просто близко подлететь к вражескому самолету и винтом, или крылом повредить хвостовое оперение, совсем не обязательно в буквальном смысле его таранить его лоб в лоб.
slavon1988: Насколько я знаю для тарана достаточно просто близко подлететь к вражескому
Слово «просто» здесь несколько излишне )) Но, надо сказать, что был ещё по крайней мере один похожий случай: Лисконоженко тоже совершил два тарана в одном бою (причём второй — уже будучи тяжело раненным) и тоже совершил аварийную посадку. Конечно, некий элемент удачи в обоих случаях был, но, как поётся в песне, «везенье — не простое ремесло»; гораздо большую роль сыграла смелость и, что крайне немаловажно, мастерство пилотов.
Просто старший лейтенант Хлобыстов очень хорошо изучил матчасть и знал особенности своей боевой машины. цитата:»…Столь высокая прочность крыла была обусловлена прежде всего его необычной конструкцией. В то время как практически на всех истребителях того периода применялось одно — или двухлонжеронное крыло, на Р-40 оно было пятилонжеронным.». Более того — на сайте «подвиг народа» — можно ознакомится с копией представления летчика к награде и подробного описания подвига.
Alexx: Просто старший лейтенант Хлобыстов очень хорошо изучил матчасть и знал особенности своей боевой машины Вы знаете, какой у Хлобыстова был налёт на самолёте Киттихок на момент гибели? 7 часов 38 минут при общем налёте 369 час. 06 мин. при 310 боевых вылетах (310 час. 25 мин.). У Колегаева соответственно 9 час. 10 мин. и общий 129 часов. Имеет 4 боевых вылета (3 часа 10 минут). По поводу неимоверной прочности пятилонжеронного крыла Р-40. Надо учитывать, что стенка лонжеронов была выполнена из тонкого листового дюраля. И не известно, что было прочнее при столкновении-крыло обычной одно- или двухлонжеронной конструкции, или пятилонжеронное от… Читать далее »
Мне понравился Ваш комментарий. Единственное, хотел бы уточнить: М.Ю. Быков в своей известной энциклопедии «Победы сталинских соколов» — М., Яуза-Эксмо, 2008 — пишет (с. 528), что у А.С. Хлобыстова было 335 боевых вылетов.
Три тарана и самолёт цел???
Мне кажется просто агитация. что то невероятно…
+
Третий таран был позднее, написано ведь.
Да и два тоже не мало…
Если подвиг Хлобыстова, как вы предполагаете сфабрикован, то подтвердите свое предположение предметно.
Немного матчасти: цельнометаллический истребитель P-40 имел крыло 5-и лонжероной констрикции. Обычно(во всём мире) использовалась конструкция из двух лонжеронов (советские чаще всего были деревянными и не только на Лагг-е).
Поэтому при таране наши летчики на отечественных самолётах старались винтом срубить хвостовое оперение врага, а на P-40 для этих целей лучше подходило крыло.
P-40 машиной была прочной, которая позволила совершить этот двойной таран. Подвиг Хлобыстова абсолютный факт, без сомнений.
Насколько я знаю для тарана достаточно просто близко подлететь к вражескому самолету и винтом, или крылом повредить хвостовое оперение, совсем не обязательно в буквальном смысле его таранить его лоб в лоб.
Слово «просто» здесь несколько излишне )) Но, надо сказать, что был ещё по крайней мере один похожий случай: Лисконоженко тоже совершил два тарана в одном бою (причём второй — уже будучи тяжело раненным) и тоже совершил аварийную посадку. Конечно, некий элемент удачи в обоих случаях был, но, как поётся в песне, «везенье — не простое ремесло»; гораздо большую роль сыграла смелость и, что крайне немаловажно, мастерство пилотов.
Просто старший лейтенант Хлобыстов очень хорошо изучил матчасть и знал особенности своей боевой машины. цитата:»…Столь высокая прочность крыла была обусловлена прежде всего его необычной конструкцией. В то время как практически на всех истребителях того периода применялось одно — или двухлонжеронное крыло, на Р-40 оно было пятилонжеронным.». Более того — на сайте «подвиг народа» — можно ознакомится с копией представления летчика к награде и подробного описания подвига.
Вот тут http://sk16.ru/forum/viewtopic.php?p=3542#p3542 есть информация по «тараненому» Хлобыстовым 110-му.
Alexx: Просто старший лейтенант Хлобыстов очень хорошо изучил матчасть и знал особенности своей боевой машины Вы знаете, какой у Хлобыстова был налёт на самолёте Киттихок на момент гибели? 7 часов 38 минут при общем налёте 369 час. 06 мин. при 310 боевых вылетах (310 час. 25 мин.). У Колегаева соответственно 9 час. 10 мин. и общий 129 часов. Имеет 4 боевых вылета (3 часа 10 минут). По поводу неимоверной прочности пятилонжеронного крыла Р-40. Надо учитывать, что стенка лонжеронов была выполнена из тонкого листового дюраля. И не известно, что было прочнее при столкновении-крыло обычной одно- или двухлонжеронной конструкции, или пятилонжеронное от… Читать далее »
Мне понравился Ваш комментарий. Единственное, хотел бы уточнить: М.Ю. Быков в своей известной энциклопедии «Победы сталинских соколов» — М., Яуза-Эксмо, 2008 — пишет (с. 528), что у А.С. Хлобыстова было 335 боевых вылетов.
Не знаю, почему такая разница. У меня выписка из акта расследования причин лётных боевых потерь в частях ВВС КА. Источник ЦАМО, фонд 258 иад.