Советские истребители И-16 тип 24 4-го гвардейского авиаполка ВВС Краснознаменного Балтийского флота на аэродроме Новая Ладога. Ближний истребитель на фото — машина командира эскадрильи гвардии старшего лейтенанта Г. Д. Цоколаева. Фотография сделана, предположительно, весной 1942 г.
За годы войны Г. Д. Цоколаев совершил более 500 боевых вылетов. Более 100 раз штурмовал войска и технику противника, уничтожил в Балтийском море 10 катеров с экипажами, сбил в воздушных боях 26 вражеских самолетов (6 лично и 20 в группе), провёл 82 разведки в глубоком тылу противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Геннадию Дмитриевичу Цоколаеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 651).
«Пневматики» шасси на досках — весна 1942-го, заморозки еще не редкость, резина может примерзнуть к сырому грунту, а на доске — она сухая, колодки убрать и на взлёт…
Вероятно это «технические» башмаки, используемые при ремонте, обслуживании (что судя по соседним машинам и производится), т.к. с машиной находящейся в строю с такими башмаками, в случае срочного вылета, придется производить дополнительные, лишние манипуляции.
Уважаемый Alex GM возможно вы правы, но есть пара моментов, по которым мне кажется, что установка башмаков производилась не только на период ТО, но вообще на период стоянки на грунтовом аэродроме.
1. Фуфаички на движках могут сохранить тепло, но на непродолжительный период времени, значит самолёты регулярно совершают вылиты или хотя бы прогревают двигатели.
2. Подобная мера сильно экономит время в период повышенного увлажнения земли. Яркий пример можно увидеть на этой фото Попытка вручную вытащить увязший самолет Ю-52 [1]»>
Не все так просто с этими самолетами — похоже это дежурное звено в готовности №2. Самолеты стоят в линейку на открытой стоянке, летчики возле машин, двигатели прогреты и укрыты чехлами, в дальнем самолете оружейник занят пулеметами. Башмаки, я думаю, проблемой не станут. Интересно что видно всего три машины, по воспоминаниям В.Ф.Голубева 4ГИАП еще с зимы 41-го летал парами. Четвертый еще не подоспел?
«…Башмаки, я думаю, проблемой не станут…»
В принципе, да. Самолет окатывается назад и башмаки выдергиваются, делов секунд на 8-10.
Рассматривая фотографию можно еще заметить:
* вторая машина тоже стоит на башмаках, просто вид перекрывается щитком шасси и ногой механика.
* у второй машины, похоже, стоит автостартер — виден вал передачи вращения и правое крыло автомобиля.
* два передних самолета в зимней окраске, третий — зеленый.
* ОЗ на киле только у первой машины.
Легендарные «ишачки» с козырьками вместо полноценных фонарей. Бывая с внуками в питерском Военно-морском музее и разглядывая «ишачок» гениального Бориса Феоктистовича Сафонова, я не перестаю делиться восхищением с внуками: ведь на И-16 наши асы сбивали немцев (Ме-109 !!!) уже в июне 1941 г.
«Исправно» не значит «эффективно», да и то, что асы на нём кого-то сбивали, тоже мало о чём говорит, кроме самоотверженности наших асов. Использование ишачков в 1943-м и даже 1941-м — от очень и очень непростой жизни. Капитан Очевидность подсказывает, что в 1943-м для борьбы со 190-ми гораздо лучше подходил Як-9…
У меня сложилось впечатление что тнз Башмаки всётаки состоят из 2-х деталей: нижней доски и самого деревянного башмака. Это видно из-за разного растояния от переднего среза доски до передней части самого башмака. Для вылета необходимо просто выдернуть или выбить башмак, а самолёт скатится с доски(как и закатить на неё) трудностей не представляет.
Еще пара мелочей, указывающих на ремонт:
— щитки на шасси на первом самолете отсутствуют;
— на втором и третьем отсутствуют коки винтов;
— на первом, похоже, открыта левая часть капота — сверху видно задранную часть чехла, да и снизу чехол не натянут.
Про башмаки — они самодельные — размеры могут и не соблюдаться.
Обратите внимание на аэродром — «Старая Ладога». С него поднимались самолёты для прикрытия «дороги жизни». Со штукой он справлялся, а мессершмитт на высотах до 500 м преимущества не имел. По этому вёрткие ишачки с прикрытием наземных объектов и коммуникаций справлялись и дожили до 43.
На всех высотах мессеры 1943 года имели преимущество перед И-16 в одном важном аспекте: из-за гораздо большей скорости, скороподъёмности и скорости пикирования они могли навязать ишачкам тот бой, который был нужен мессерам. А со штуками ишачки справлялись, только если не было сопровождения. На Ладоге или где-то ещё, по сравенению с мессерами и фокке-вульфами ишачёк в 1943-м безнадёжно устарел, и более современные типы были бы гораздо эффективнее, о чём я и написал в предыдущем посте.
В данном случае ситуацию несколько спасает то, что полк всё-таки гвардейский.
Подскажите, пожалуйста, знатоки: с этими «фуфайками» на капоте летали?
«Фуфайка» — это чехол на капот, с ним не летали, его одевали на стоянке, чтобы двигатель медленнее остывал.
Интересные башмаки под колёсами самолёта. По всей видимости для того, чтоб за время стоянки колёса не уходили в грунт. Под крылом направляющие с РС.
«Пневматики» шасси на досках — весна 1942-го, заморозки еще не редкость, резина может примерзнуть к сырому грунту, а на доске — она сухая, колодки убрать и на взлёт…
Вероятно это «технические» башмаки, используемые при ремонте, обслуживании (что судя по соседним машинам и производится), т.к. с машиной находящейся в строю с такими башмаками, в случае срочного вылета, придется производить дополнительные, лишние манипуляции.
Уважаемый Alex GM возможно вы правы, но есть пара моментов, по которым мне кажется, что установка башмаков производилась не только на период ТО, но вообще на период стоянки на грунтовом аэродроме.
1. Фуфаички на движках могут сохранить тепло, но на непродолжительный период времени, значит самолёты регулярно совершают вылиты или хотя бы прогревают двигатели.
2. Подобная мера сильно экономит время в период повышенного увлажнения земли. Яркий пример можно увидеть на этой фото Попытка вручную вытащить увязший самолет Ю-52 [1]»>
Не все так просто с этими самолетами — похоже это дежурное звено в готовности №2. Самолеты стоят в линейку на открытой стоянке, летчики возле машин, двигатели прогреты и укрыты чехлами, в дальнем самолете оружейник занят пулеметами. Башмаки, я думаю, проблемой не станут. Интересно что видно всего три машины, по воспоминаниям В.Ф.Голубева 4ГИАП еще с зимы 41-го летал парами. Четвертый еще не подоспел?
«…Башмаки, я думаю, проблемой не станут…»
В принципе, да. Самолет окатывается назад и башмаки выдергиваются, делов секунд на 8-10.
Рассматривая фотографию можно еще заметить:
* вторая машина тоже стоит на башмаках, просто вид перекрывается щитком шасси и ногой механика.
* у второй машины, похоже, стоит автостартер — виден вал передачи вращения и правое крыло автомобиля.
* два передних самолета в зимней окраске, третий — зеленый.
* ОЗ на киле только у первой машины.
Легендарные «ишачки» с козырьками вместо полноценных фонарей. Бывая с внуками в питерском Военно-морском музее и разглядывая «ишачок» гениального Бориса Феоктистовича Сафонова, я не перестаю делиться восхищением с внуками: ведь на И-16 наши асы сбивали немцев (Ме-109 !!!) уже в июне 1941 г.
Кстати, в 4-м ГвИАПе ишачки исправно служили до начала 43-го, имея в противниках уже Fw.190.
«Исправно» не значит «эффективно», да и то, что асы на нём кого-то сбивали, тоже мало о чём говорит, кроме самоотверженности наших асов. Использование ишачков в 1943-м и даже 1941-м — от очень и очень непростой жизни. Капитан Очевидность подсказывает, что в 1943-м для борьбы со 190-ми гораздо лучше подходил Як-9…
У меня сложилось впечатление что тнз Башмаки всётаки состоят из 2-х деталей: нижней доски и самого деревянного башмака. Это видно из-за разного растояния от переднего среза доски до передней части самого башмака. Для вылета необходимо просто выдернуть или выбить башмак, а самолёт скатится с доски(как и закатить на неё) трудностей не представляет.
Еще пара мелочей, указывающих на ремонт:
— щитки на шасси на первом самолете отсутствуют;
— на втором и третьем отсутствуют коки винтов;
— на первом, похоже, открыта левая часть капота — сверху видно задранную часть чехла, да и снизу чехол не натянут.
Про башмаки — они самодельные — размеры могут и не соблюдаться.
С уважением
Обратите внимание на аэродром — «Старая Ладога». С него поднимались самолёты для прикрытия «дороги жизни». Со штукой он справлялся, а мессершмитт на высотах до 500 м преимущества не имел. По этому вёрткие ишачки с прикрытием наземных объектов и коммуникаций справлялись и дожили до 43.
На всех высотах мессеры 1943 года имели преимущество перед И-16 в одном важном аспекте: из-за гораздо большей скорости, скороподъёмности и скорости пикирования они могли навязать ишачкам тот бой, который был нужен мессерам. А со штуками ишачки справлялись, только если не было сопровождения. На Ладоге или где-то ещё, по сравенению с мессерами и фокке-вульфами ишачёк в 1943-м безнадёжно устарел, и более современные типы были бы гораздо эффективнее, о чём я и написал в предыдущем посте.
В данном случае ситуацию несколько спасает то, что полк всё-таки гвардейский.