Советский ас, летчик-истребитель, Герой Советского Союза Михаил Баранов. Сталинград, 1942 г. Михаил Баранов — один из лучших летчиков-истребителей Второй мировой войны, самый результативный на момент своей гибели, причем множество его побед было одержано в начальный, самый трудный период войны. Если бы не его случайная гибель, он был бы таким же прославленным пилотом, как Покрышкин или Кожедуб.
В «Военном альбоме» есть еще одна фотография Михаила Баранова.
Баранов Михаил Дмитриевич (21.10.1921 — 17.01.1943)
Герой Советского Союза, заместитель командира эскадрильи 183-го истребительного авиационного полка 289-й истребительной авиационной дивизии 8-й воздушной армии Юго-Западного фронта, старший лейтенант.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Южном фронте. К октябрю 1941 года уничтожил лично 5 самолётов противника. 5 и 6 ноября награждён двумя орденами Красного Знамени, а 8 ноября в воздушном бою сбил He-111 и Me-109. В феврале 1942 года назначен заместителем командира эскадрильи.
Старший лейтенант Михаил Баранов к июню 1942 года совершил 176 боевых вылетов, лично сбил 20 вражеских самолётов и 6 уничтожил во время штурмовок на аэродромах.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 578) Михаилу Баранову присвоено 12 августа 1942 года.
6 августа 1942 года Михаил Баранов вылетел по тревоге в составе группы истребителей Як-1 на перехват вражеских бомбардировщиков Ju-87, шедших к городу Котельниково под прикрытием истребителей Мессершмит Bf.109F. Cилы были неравными, но советские лётчики вступили в бой. Баранов сбил два «мессершмитта» и один Ю-87, но в ходе боя у него кончились боеприпасы. После этого Баранов сбил еще один Me-109, нанеся ему удар крылом по хвосту. Затем сошелся с еще одним немецким истребителем на встречных курсах, таранил его, но и его самолет получил сильные повреждения и упал. Баранов приземлился на парашюте и вскоре вернулся в свой полк.
Во время приземления повредил ногу и позвоночник. Медкомиссия отстранила его от полётов, но он продолжал летать. Вскоре был назначен штурманом полка, а затем переведён в 9-й гвардейский Одесский истребительный авиационный полк. Из-за недолеченных ран часто болел. В одном из полётов в середине ноября 1942 года судорога свела ногу. Его направили в дом отдыха. Там ему стало хуже и он попал в госпиталь. В полк вернулся 15 января 1943 года с медицинским заключением: «Подлежит амбулаторному лечению в части, к полётам временно не допускать». 17 января он добился разрешения подняться в воздух. В первом вылете отказал один из приборов. Тогда Баранов вылетел на другом самолёте. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа самолёт вдруг накренился, перевернулся на спину и в таком положении упал на землю и взорвался. Лётчик погиб.
Был похоронен в городе Котельниково Волгоградской области. После войны перезахоронен в Волгограде на Мамаевом кургане. Менее чем за год боёв совершил 285 боевых вылетов, в 85 воздушных боях сбил лично 31 вражеский самолёт и 28 — в составе группы, 6 самолётов уничтожил на аэродромах.
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени.
Не совсем неэтично спорить по поводу результативности наших лётчиков — кто больше, кто меньше. Но есть некоторые факты. Борис Феоктистович Сафонов погиб 14 мая 1942г. На его счету было 30 личных побед и 3 в группе.
Да, сравнивать вклад летчиков-истребителей в победу только по числу сбитых врагов — неверно и неэтично по отношению к воинам той войны.
Об этом очень хорошо сказано в послесловии М.Спика
к его книге «Асы союзников» Слишком в разных условиях все воевали!
А у Б.Сафонова официальное число побед 17+2, плюс 1+2 предположительно.
Но 3 Ю-88 ему засчитали в день гибели только по радиодокладам — достоверных данных нет, поэтому логично их тоже занести в предположительные.
Ну почему же все сравнения не уместны?
Вот именно сравнение счетов лётчиков наших и немецких, считаю, явно не уместно, т.к. у нас в первую очередь старались выполнить поставленную задачу и при этом добивались таких результатов, а у немцев преобладала свободная охота и пополнение личных счетов (с накрутками или без, это отдельная тема). А от этого и само понятие задачи и самого воздушного боя разное, к слову сказать.
А вот так это фото выглядит в цвете . Как будто вчера офицера сфотографировали…
Вызывает восхищение конечно же!
И он, и миллионы, других, что не были елитой и «сталинскими» орлами… но также самоотверженно бились за Русь!
А как определить, был человек «елитой» или нет?
Не совсем неэтично спорить по поводу результативности наших лётчиков — кто больше, кто меньше. Но есть некоторые факты. Борис Феоктистович Сафонов погиб 14 мая 1942г. На его счету было 30 личных побед и 3 в группе.
Да, сравнивать вклад летчиков-истребителей в победу только по числу сбитых врагов — неверно и неэтично по отношению к воинам той войны.
Об этом очень хорошо сказано в послесловии М.Спика
к его книге «Асы союзников» Слишком в разных условиях все воевали!
А у Б.Сафонова официальное число побед 17+2, плюс 1+2 предположительно.
Но 3 Ю-88 ему засчитали в день гибели только по радиодокладам — достоверных данных нет, поэтому логично их тоже занести в предположительные.
(См. М.Быков «Советские асы 1941-45», с.446)
вообще сравнения неуместны для тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной Войне. Все победу ковали.
Ну почему же все сравнения не уместны?
Вот именно сравнение счетов лётчиков наших и немецких, считаю, явно не уместно, т.к. у нас в первую очередь старались выполнить поставленную задачу и при этом добивались таких результатов, а у немцев преобладала свободная охота и пополнение личных счетов (с накрутками или без, это отдельная тема). А от этого и само понятие задачи и самого воздушного боя разное, к слову сказать.