Эскадренный миноносец проета 7У «Свободный» , потопленный 10 июня 1942 года германскими пикировщиками VIII- го авиакорпуса генерал В. фон Рихтгофена в Корабельной бухте Севастополя.
9 июня 1942 года эсминец конвоировал из Новороссийска в Севастополь санитарно-транспортное судно «Абхазия». В ночь на 10 июня корабли ошвартовались в Севастополе. К 4.30 «Свободный» закончил выгрузку доставленного боезапаса и дымовых шашек и начал обстрел батарей противника. Через несколько минут «Свободный» подвергся пяти авианалетам, повторявшимся с интервалом в 10-15 минут, каждый раз на эсминец сбрасывалось по 12 — 15 бомб. В 6.40 «Свободный» перешёл в более безопасное место — Корабельную бухту и ошвартовался левым бортом у стенки артиллерийских мастерских. В 8.00 последовали новые воздушные атаки. От осколков на «Свободном» появились первые людские потери. Примерно в 10.30 сразу несколько бомб взорвались на расстоянии 5-7 м от кормы. В обшивке образовалось множество пробоин и вмятин, загорелись дымовые шашки. Впоследствии вблизи правого борта произошло еще несколько взрывов, число осколочных повреждений продолжало расти. К 13 часам у причала Сухарной балки от прямых попаданий авиабомб затонула «Абхазия».
Роковой для «Свободного» авианалет начался в 13.15. Эсминец атаковали сразу двадцать семь Ju-87: 15 зашли с носа и 12 — с кормы. Зенитчики открыли яростный огонь, но было поздно: корабль получил 9 прямых попаданий бомбами весом 100-250 кг. Одна угодила в щит 2-го 130-мм орудия, две — в ходовой мостик, одна — в район первой трубы, одна — во 2-е машинное отделение, две — в кормовой мостик и две — в кормовую часть корпуса. Корабль был полностью разрушен, загорелся мазут, начали рваться поднесенные к зенитным орудиям снаряды. Из экипажа 67 человек погибли, многие были ранены, в том числе и командир — капитан 3 ранга П.И. Шевченко. В данной ситуации был отдан единственно правильный приказ — покинуть корабль. «Свободный» лег на грунт с креном 50° на правый борт. Носовая надстройка осталась над водой и горела в течение 3 суток.
Эсминец был поднят и сдан на слом в 1953 году.
Стоящий корабль для пикировщика цель абсолютно беззащитная. С правого борта Юг и Юнкерсы могли заходить от солнца, с носа и с левого борта мешают постройки и зенитчики могли обнаружить не заходящий, а только уже пикирующий самолет. В этот момент заграждающий огонь не успеть поставить. Только с кормы сектор просматривался относительно удачно да и то Центральный городской холм так же сильно завышал горизонт. Сам переход на это место немцами просматривался с их позиций на Северной стороне -могли наводить авиацию очень точно. Так что это был не лучший маневр и не безопасное место. Это либо ошибка (которая похуже преступления)либо необходимость погрузки для… Читать далее »
Обелиск эсминцу «Свободный» в современном Севастополе на мысе Павловский Корабельной бухты (150 метров от места гибели корабля). Памятник открыт в 1950г. На обелиске выбита 71 фамилия погибших и умерших от ран моряков.
А я вот такое прочитал: в ночь на 10 июня корабли ошвартовались у причала №3 в Северной бухте. К 4.30 «Свободный» закончил выгрузку доставленного боезапаса и дымовых шашек и, получив приказ обстрелять батареи противника, занял позицию у стенки торпедной мастерской. А через несколько минут над бухтой появились «юнкерсы» и «хейнкели». Поначалу «Свободному» везло: первые пять налетов, повторявшиеся через каждые 10-15 минут, не причинили ему вреда, хотя каждый раз на эсминец сбрасывалось по 12 — 15 бомб. В 6.40 использование дымовых завес над Северной бухтой решили прекратить: под их покровом немецкие танки пытались прорвать линию обороны на Северной стороне. В связи… Читать далее »
Поведение Черноморского флота вообще не объяснимо никакой военной логикой. Обладая абсолютным превосходством в вымпелах, в огневой мощи на всем черноморском ТВД, флот позволил загнать себя в Поти и практически не высовывался. Немногие выходы для обеспечения десантов или артобстрелов нефтепромыслов в Румынии были организованы из рук вон плохо и привели к неоправданным потерям кораблей безо всякой пользы. В тех же случаях, когда риск был оправдан, корабли отстаивались у стенки, их таким образом сберегали. Так и сберегали до списания на иголки.
Уважаемый DINAMIT. Огромное спасибо за изложенную информацию о гибели сан. транспорта «Абхазия». Еще несколько дней назад ( из-за ошибке в документах), я ничего не знал о гибели своего деда( Михайловский Тимофей Александрович по документам Алексеевич). Единственная информация о нем была дата гибели 10.06.1942, и место гибели было указано Черное море. Теперь мы получили письмо, в котором была недостающая для поиска информация. Теперь мы точно знаем, что он был сигнальщиком в команде погибшего санитарного транспорта «Абхазия». Эти несколько дней я пытаюсь найти максимальную информацию о судне, его команде, и о гибели » Абхазии». Ваша информация с картами и маршрутами была очень… Читать далее »
Mihaylovskiy: Буду вам очень благодарен, если Вы вышлете мне всю имеющуюся у Вас информацию (или ссылки) о судьбе этого судна и команды.
Всю информацию для описания фотографии я брал из открытых инет-источников. Пользовался инет-поисковиками. Желаю Вам удачи в дальнейшем поиске информации по родственнику.
А здесь «Свободный» небольшое время после гибели, ещё не сняты флаг и гюйс:
Вид с воздуха:
Стоящий корабль для пикировщика цель абсолютно беззащитная. С правого борта Юг и Юнкерсы могли заходить от солнца, с носа и с левого борта мешают постройки и зенитчики могли обнаружить не заходящий, а только уже пикирующий самолет. В этот момент заграждающий огонь не успеть поставить. Только с кормы сектор просматривался относительно удачно да и то Центральный городской холм так же сильно завышал горизонт. Сам переход на это место немцами просматривался с их позиций на Северной стороне -могли наводить авиацию очень точно. Так что это был не лучший маневр и не безопасное место. Это либо ошибка (которая похуже преступления)либо необходимость погрузки для… Читать далее »
«Абхазия», потопленная в Сухарной балке в тот же день:
Обелиск эсминцу «Свободный» в современном Севастополе на мысе Павловский Корабельной бухты (150 метров от места гибели корабля). Памятник открыт в 1950г. На обелиске выбита 71 фамилия погибших и умерших от ран моряков.
Схематично изобразил последнее плавание «Свободного» и «Абхазии»:
А я вот такое прочитал: в ночь на 10 июня корабли ошвартовались у причала №3 в Северной бухте. К 4.30 «Свободный» закончил выгрузку доставленного боезапаса и дымовых шашек и, получив приказ обстрелять батареи противника, занял позицию у стенки торпедной мастерской. А через несколько минут над бухтой появились «юнкерсы» и «хейнкели». Поначалу «Свободному» везло: первые пять налетов, повторявшиеся через каждые 10-15 минут, не причинили ему вреда, хотя каждый раз на эсминец сбрасывалось по 12 — 15 бомб. В 6.40 использование дымовых завес над Северной бухтой решили прекратить: под их покровом немецкие танки пытались прорвать линию обороны на Северной стороне. В связи… Читать далее »
Поведение Черноморского флота вообще не объяснимо никакой военной логикой. Обладая абсолютным превосходством в вымпелах, в огневой мощи на всем черноморском ТВД, флот позволил загнать себя в Поти и практически не высовывался. Немногие выходы для обеспечения десантов или артобстрелов нефтепромыслов в Румынии были организованы из рук вон плохо и привели к неоправданным потерям кораблей безо всякой пользы. В тех же случаях, когда риск был оправдан, корабли отстаивались у стенки, их таким образом сберегали. Так и сберегали до списания на иголки.
Жаль что не Subcaliber флотом командывал, вот бы показал фашистам как воевать нужно!
Уважаемый DINAMIT. Огромное спасибо за изложенную информацию о гибели сан. транспорта «Абхазия». Еще несколько дней назад ( из-за ошибке в документах), я ничего не знал о гибели своего деда( Михайловский Тимофей Александрович по документам Алексеевич). Единственная информация о нем была дата гибели 10.06.1942, и место гибели было указано Черное море. Теперь мы получили письмо, в котором была недостающая для поиска информация. Теперь мы точно знаем, что он был сигнальщиком в команде погибшего санитарного транспорта «Абхазия». Эти несколько дней я пытаюсь найти максимальную информацию о судне, его команде, и о гибели » Абхазии». Ваша информация с картами и маршрутами была очень… Читать далее »
Всю информацию для описания фотографии я брал из открытых инет-источников. Пользовался инет-поисковиками. Желаю Вам удачи в дальнейшем поиске информации по родственнику.
Другой ракурс. В цвете. Июль 1942 года.
Корабль как человек. жалко до слез.