Экипаж бомбардировщика B-24 «Lady Be Good» 514-й бомбардировочной эскадрильи 375-й бомбардировочной группы.
Самолет пропал во время возвращения на базу после бомбардировки портовых сооружений в гавани Неаполя (Италия) 4 апреля 1943 года.
Он был обнаружен только 9 ноября 1958 года, когда британские геологи, летевшие над ливийской пустыней в 640 км к югу от города Салух (Soluch), заметили на земле разбитый самолет. Наземная экспедиция добралась до него в марте 1959 года. На борту не было ни самих членов экипажа, ни их парашютов. Было понятно, что экипаж покинул машину в воздухе. Неуправляемый самолет удачно приземлился, проехав более 600 метров по песку, пока фюзеляж не разломился надвое. В целом самолет, с учетом повреждений от аварии и длительного нахождения в пустыне, хорошо сохранился. Радиостанция и пулеметы находились в рабочем состоянии, чай в найденном термосе был пригоден для питья.
Было выяснено, что самолет сбился с курса во время возвращения на базу и пролетел около 600 км вглубь Ливийской пустыни. Когда у самолета начало кончаться горючее (двигатели № 1, 2 и 3 остановились), экипаж покинул машину. У одного члена экипажа парашют не раскрылся, и он погиб. Остальные собрались вместе на земле и попытались добраться до ближайшего населенного пункта. Они считали, что находятся недалеко от побережья моря, но на самом деле добраться до него у них не было шансов.
Тела восьми членов экипажа были найдены в пустыне в 1960 году. Пять из них находились в 80 милях (129 км) от места приземления парашютов — изможденные летчики, пройдя такое расстояние, остановились, не имея сил продолжать путь, а трое еще способных идти отправились искать помощь, но она так и не пришла — Рипслингер умер в пустыне в 21 миле (33 км) от них, а Шелли после этого смог пройти еще 11,5 миль (18 км). Тело девятого члена экипажа (Мура) найдено не было (есть сообщение, что в 1953 году британский патруль обнаружил в пустыне в том же районе останки человека и похоронил их — возможно, это и был Мур).
Записи в дневнике лейтенанта Роберта Тонера говорят о том, что экипаж прошел расстояние в 130 км за 5 дней по 55-градусной жаре. Трое летчиков, отправившиеся дальше, прожили еще три дня. Многие эксперты, ознакомившись с делом, говорили, что эти люди не должны были продержаться в таких условиях более двух дней, ведь запасы воды и продовольствия остались в самолете, который упал в 25 километрах к югу от места приземления летчиков на парашютах и не был обнаружен ими, так как они пошли в обратную сторону — на север, к морю.
На фотографии слева направо:
1-й лейтенант Уильям Хаттон (William J. Hatton ) – пилот;
2-й лейтенант Роберт Тонер (Robert F. Toner) – второй пилот;
2-й лейтенант Дипи Хэйс (D.P. Hays) – штурман;
2-й лейтенант Джон Воравка (John S. Woravka) – бомбардир (парашют не раскрылся);
техник-сержант Гарольд Рипслингер (Harold J. Ripslinger) – инженер;
техник-сержант Роберт ЛаМотт (Robert E. LaMotte) – радист;
старший сержант Гай Шелли (Guy E. Shelly) – стрелок;
старший сержант Вернон Мур (Vernon L. Moore) – стрелок (тело не найдено);
старший сержант Самюэль Адамс (Samuel E. Adams) – стрелок.
Ну какие это герои! Путаете понятия. Героизм — это когда человек сознательно делает выбор. А здесь сплошное наложение неблагоприятных обстоятельств, которое в итоге привело к драматическому концу. Неопытность экипажа (первый боевой вылет), пыльная буря, ночь и сильный попутный ветер. Пример того, что иногда надо включать голову и предпринимать действия, а не тупо следовать по указанному курсу. 2 часа полета вглубь пустыни — это перебор.
Сняли — только документальное. Дело даже не в ошибке, а в профнепригодности штурмана. Найденные в самолёте карты и журналы показали что в полете штурман не вёл прокладку, не делал счислений, и не пытался определить местоположение самолёта, что и стоило жизни 9 человек.
vova potomok: В том, что заблудились похоже ошибка штурмана и смерть всего экипажа на нём. В любом случае герои!!!!
Героизма здесь конечно нет. Это трагический случай. Такие бывают на войне. И вешать вину целиком на штурмана я бы не стал. В конце концов он не сам себя назначил на эту должность. Если назначили, значит считали, что он профпригоден. Думаю он выполнял свои обязаности используя все свои знания и умения, если он конечно не самоубийца. Над пустыней конено эта ошибка не так фатальна. Гораздо хуже, когда это происходит над океаном. И узнать об этом гораздо сложнее.
Полная история «Lady Be Good» не в формате сайта, но драматизм делает ее очень интересной. Написал пост в своем блоге, переведя информацию с разных сайтов и добавил фото: http://zharkov.livejournal.com/386527.html.
Любопытно, что по сайтам кочует представление о 55-градусной жаре со ссылкой на дневник второго пилота Тонера. Я специально просмотрел оригинал дневника, чтобы убедиться, что такой записи там нет. Зато есть записи о холодных ночах, когда температура опускалась до 35 градусов, очевидно, по Фаренгейту, что соответствует приблизительно 2 градусам Цельсия. Про дневное время Тонер пишет, что было довольно тепло. Т.е. экипаж страдал больше от холода, чем от жары.
Написано же, что самолет пропал 4 апреля 1943 года, т.е. все события происходили с 4 по 9 апреля. Кто отдыхал в том же Египте в начале апреля, тот вспомнит, что ни о какой 55 градусной жаре там речи быть не может. Вечером люди гуляют в свитерах и куртках.
dl: Любопытно, что по сайтам кочует представление о 55-градусной жаре со ссылкой на дневник второго пилота Тонера. Может, это 55 по Фаренгейту? Тогда получается около 13-ти по Цельсию, наверно, реальная дневная температура для Ливийской пустыни в апреле. И 35 по Фаренгейту (верно, около 2-х по Цельсию) очень хорошо иллюстрирует ночной холод. Но кончина экипажа, конечно, ужасна и трагична. 600 километров для четырехмоторного самолета, может, и немного, но людям такое расстояние не пройти:(((( Хотя они и так прошли немало за сравнительно небольшой срок. Но надо было держаться самолета с запасами пищи и воды и рацией. Тем более что он не особенно… Читать далее »
Воля к жизни всегда вызывает уважение!
Да, это большое мужество люди мучились на сильной жаре и искали до последнего спасения.
Герои!
«Радиостанция и пулеметы находились в рабочем состоянии, чай в найденном термосе был пригоден для питья».
И это за двенадцать лет при такой жаре в пустыне???
В том, что заблудились похоже ошибка штурмана и смерть всего экипажа на нём. В любом случае герои!!!!
Ну какие это герои! Путаете понятия. Героизм — это когда человек сознательно делает выбор. А здесь сплошное наложение неблагоприятных обстоятельств, которое в итоге привело к драматическому концу. Неопытность экипажа (первый боевой вылет), пыльная буря, ночь и сильный попутный ветер. Пример того, что иногда надо включать голову и предпринимать действия, а не тупо следовать по указанному курсу. 2 часа полета вглубь пустыни — это перебор.
Нераскрывшийся парашют был самой легкой смертью …
Настоящий триллер. Как по нему ещё кино не сняли?
Сняли — только документальное. Дело даже не в ошибке, а в профнепригодности штурмана. Найденные в самолёте карты и журналы показали что в полете штурман не вёл прокладку, не делал счислений, и не пытался определить местоположение самолёта, что и стоило жизни 9 человек.
Потому, что нет хэппи-энд. Пусть не герои, но всё равно — смерть приняли на войне.
Героизма здесь конечно нет. Это трагический случай. Такие бывают на войне. И вешать вину целиком на штурмана я бы не стал. В конце концов он не сам себя назначил на эту должность. Если назначили, значит считали, что он профпригоден. Думаю он выполнял свои обязаности используя все свои знания и умения, если он конечно не самоубийца. Над пустыней конено эта ошибка не так фатальна. Гораздо хуже, когда это происходит над океаном. И узнать об этом гораздо сложнее.
Полная история «Lady Be Good» не в формате сайта, но драматизм делает ее очень интересной. Написал пост в своем блоге, переведя информацию с разных сайтов и добавил фото: http://zharkov.livejournal.com/386527.html.
Любопытно, что по сайтам кочует представление о 55-градусной жаре со ссылкой на дневник второго пилота Тонера. Я специально просмотрел оригинал дневника, чтобы убедиться, что такой записи там нет. Зато есть записи о холодных ночах, когда температура опускалась до 35 градусов, очевидно, по Фаренгейту, что соответствует приблизительно 2 градусам Цельсия. Про дневное время Тонер пишет, что было довольно тепло. Т.е. экипаж страдал больше от холода, чем от жары.
Написано же, что самолет пропал 4 апреля 1943 года, т.е. все события происходили с 4 по 9 апреля. Кто отдыхал в том же Египте в начале апреля, тот вспомнит, что ни о какой 55 градусной жаре там речи быть не может. Вечером люди гуляют в свитерах и куртках.
dl: Любопытно, что по сайтам кочует представление о 55-градусной жаре со ссылкой на дневник второго пилота Тонера. Может, это 55 по Фаренгейту? Тогда получается около 13-ти по Цельсию, наверно, реальная дневная температура для Ливийской пустыни в апреле. И 35 по Фаренгейту (верно, около 2-х по Цельсию) очень хорошо иллюстрирует ночной холод. Но кончина экипажа, конечно, ужасна и трагична. 600 километров для четырехмоторного самолета, может, и немного, но людям такое расстояние не пройти:(((( Хотя они и так прошли немало за сравнительно небольшой срок. Но надо было держаться самолета с запасами пищи и воды и рацией. Тем более что он не особенно… Читать далее »