Здание с проломом — это дом Энгельгардта, Невский проспект. д. 30. До войны там были обычные коммунальные квартиры. Есть данные, что именно в этом доме в 1929-1937 гг. жил М. И. Кошкин — конструктор танка «Т-34».
Пролом образовался вследствие попадания немецкой бомбы в ноябре 1941 г. Дом стали восстанавливать уже в 1944 г., а в 1949 г., как раз в месте пролома открылся Малый зал Ленинградской филармонии.
Вероятнее всего, снимок сделан уже после снятия блокады. Об этом говорит явно «живой» троллейбус. Приказ «О восстановлении Троллейбусной службы» был подписан 10 февраля 1944 года.Трамвайное движение в Ленинграде был восстановлено весной 1942 г., а троллейбусы были собраны в парки и законсервированы.
Не факт. Вполне возможно, что на фото как раз ноябрь 1941 г. Троллейбусное сообщение в Ленинграде продолжалось до конца ноября. Снег на улице объясняется ранней зимой. Уже в середине октября 1941 г. температура опустилась до -6, а в конце месяца выпал снег.
К тому же некоторые троллейбусы вполне могли быть просто брошены на линиях. Если в 1940 г. троллейбусный парк Ленинграда насчитывал 133 троллейбуса, то в мае 1944 г. на линии вышли только около 30.
Кстати, на фото, если не ошибаюсь, троллейбус производства Ярославского автозавода — ЯТБ-1. Таких по состоянию на 1941 г. в парках Ленинграда имелось 126 штук.
VIACHESLAV III: К тому же некоторые троллейбусы вполне могли быть просто брошены на линиях.
Крыша троллейбуса и окна в снегу. Задние стёкла вроде выбиты. Люди перед ним не собираются расступаться. Троллейбус есть и на картине художника.
ВЫВОД: троллейбус действительно брошен.
VIACHESLAV III: Вполне возможно, что на фото как раз ноябрь 1941 г
Наибольший диссонанс с 1941 г. вызывает фигура художника. По рассказам блокадников, самое тяжелое время пришлось на зиму 1941-42 г. И трудно представить, чтобы кто-то жег последние калории рисуя на морозе — просто не смог бы, упал. Троллейбусы в 41 г., и правда, стояли на улицах, убирали их потом, 42-43 г. А этот стоит на рабочей раскатанной дочерна полосе.
Весной 1942 года жители города вышли на уборку улиц и дворов, а при такой работе теряют больше калорий, чем при рисовании. При работающих трамваях слишком много идущих пешком, так что скорее всего зима 41-42 года.
Перед троллейбусом виден какой-то завал и толпа людей, так что, вряд ли он поедет… Следуя вашей логике, город должен был в указанное вами время просто лежать и ничего не делать… Не убедительно. Вы наверняка знаете, что многих в блокаду, особенно в первую зиму, спасли именно их ноги. Нужно было искать дрова, доставать еду, ходить за водой, кому-то надо было убирать трупы, очищать город от обломков зданий, тушить пожары. Не забывайте, что и промышленность города работала непрерывно. При развале транспорта в 1941-1942 гг., рабочие ходили на заводы (на Кировский, Адмиралтейский, к примеру) пешком и так же возвращались. Ученый Д. С. Лихачев… Читать далее »
У меня машина ночует на улице под окнами. Если ночью шел снегопад, и я на работу еду не больше 40-60км то так весь день и езжу вот с таким сугробом на крыше и капоте. Чтобы смело снег нужно разгонять 60-80км что не всегда удобно делать в городе. А троллейбусы быстрее 40-60 как раз и не ездили тогда. Если троллейбус и стоит, то совсем недавно. усы у него без снега.
Это наверное все-таки начало блокады. Помните «эта сторона улицы наиболее опасна»? И как раз на этой стороне столько народа. У меня учительница-блокадница рассказывала,что еще несколько лет после войны ленинградцы инстиктивно по южным сторонам улиц старались передвигаться. Провода натянуты, а они даже сейчас быстро проседают. Ну и первые этажи, обшитые досками — скоро их пустят на дрова,это явно не стратегический объект под охраной
Для начала зимы слишком много слежавшегося снега и ледяных глыб.
Похоже как раз на конец зимы / начало весны, и люди, видимо заняты уборкой скопившегося снега и расчисткой Невского. И люди уже выглядят достаточно бодро и не истощенными.А тот момент, что они не боятся артобстрела, как раз иожет говорить что немцев уже отогнали достаточно далеко от города. Вот и художник вышел запечатлеть эти события. Так что возможно это зима / весна 44 года.
Вначале думалось что пееред троллейбусом пропорошенная насыпь песка.Для тушения зажигалок и пожаров.
Но присмотревшись кажется что не арка а разорванна центральная часть дома .Которая вначале показалась аркой. И перед троллейбусом груда обломков.
Петербуржцы посмотрите на Невском этот дом и арку.Неужели такая огромная арка до крыши
Ленинградский художник Вячеслав Владимирович Пакулин за работой над пейзажем «Дом книги. Проспект 25 Октября», 1942 год.
Где-то читал, что рисовать в городе во время блокады разрешалось только ему.
Художник делал серию картин того периода.
Ленинградский художник Вячеслав Владимирович Пакулин за работой над пейзажем «Дом книги. Проспект 25 Октября» (1942)
Старая фотография : автор Николай Хандогин.
Здание с проломом — это дом Энгельгардта, Невский проспект. д. 30. До войны там были обычные коммунальные квартиры. Есть данные, что именно в этом доме в 1929-1937 гг. жил М. И. Кошкин — конструктор танка «Т-34».
Пролом образовался вследствие попадания немецкой бомбы в ноябре 1941 г. Дом стали восстанавливать уже в 1944 г., а в 1949 г., как раз в месте пролома открылся Малый зал Ленинградской филармонии.
Вероятнее всего, снимок сделан уже после снятия блокады. Об этом говорит явно «живой» троллейбус. Приказ «О восстановлении Троллейбусной службы» был подписан 10 февраля 1944 года.Трамвайное движение в Ленинграде был восстановлено весной 1942 г., а троллейбусы были собраны в парки и законсервированы.
Не факт. Вполне возможно, что на фото как раз ноябрь 1941 г. Троллейбусное сообщение в Ленинграде продолжалось до конца ноября. Снег на улице объясняется ранней зимой. Уже в середине октября 1941 г. температура опустилась до -6, а в конце месяца выпал снег.
К тому же некоторые троллейбусы вполне могли быть просто брошены на линиях. Если в 1940 г. троллейбусный парк Ленинграда насчитывал 133 троллейбуса, то в мае 1944 г. на линии вышли только около 30.
Кстати, на фото, если не ошибаюсь, троллейбус производства Ярославского автозавода — ЯТБ-1. Таких по состоянию на 1941 г. в парках Ленинграда имелось 126 штук.
Крыша троллейбуса и окна в снегу. Задние стёкла вроде выбиты. Люди перед ним не собираются расступаться. Троллейбус есть и на картине художника.
ВЫВОД: троллейбус действительно брошен.
Наибольший диссонанс с 1941 г. вызывает фигура художника. По рассказам блокадников, самое тяжелое время пришлось на зиму 1941-42 г. И трудно представить, чтобы кто-то жег последние калории рисуя на морозе — просто не смог бы, упал. Троллейбусы в 41 г., и правда, стояли на улицах, убирали их потом, 42-43 г. А этот стоит на рабочей раскатанной дочерна полосе.
Весной 1942 года жители города вышли на уборку улиц и дворов, а при такой работе теряют больше калорий, чем при рисовании. При работающих трамваях слишком много идущих пешком, так что скорее всего зима 41-42 года.
Перед ним — сугроб.
Перед троллейбусом виден какой-то завал и толпа людей, так что, вряд ли он поедет… Следуя вашей логике, город должен был в указанное вами время просто лежать и ничего не делать… Не убедительно. Вы наверняка знаете, что многих в блокаду, особенно в первую зиму, спасли именно их ноги. Нужно было искать дрова, доставать еду, ходить за водой, кому-то надо было убирать трупы, очищать город от обломков зданий, тушить пожары. Не забывайте, что и промышленность города работала непрерывно. При развале транспорта в 1941-1942 гг., рабочие ходили на заводы (на Кировский, Адмиралтейский, к примеру) пешком и так же возвращались. Ученый Д. С. Лихачев… Читать далее »
защита окон первого этажа из досок не снята. Значит снимок не послеблокадный.
У меня машина ночует на улице под окнами. Если ночью шел снегопад, и я на работу еду не больше 40-60км то так весь день и езжу вот с таким сугробом на крыше и капоте. Чтобы смело снег нужно разгонять 60-80км что не всегда удобно делать в городе. А троллейбусы быстрее 40-60 как раз и не ездили тогда. Если троллейбус и стоит, то совсем недавно. усы у него без снега.
Это наверное все-таки начало блокады. Помните «эта сторона улицы наиболее опасна»? И как раз на этой стороне столько народа. У меня учительница-блокадница рассказывала,что еще несколько лет после войны ленинградцы инстиктивно по южным сторонам улиц старались передвигаться. Провода натянуты, а они даже сейчас быстро проседают. Ну и первые этажи, обшитые досками — скоро их пустят на дрова,это явно не стратегический объект под охраной
Для начала зимы слишком много слежавшегося снега и ледяных глыб.
Похоже как раз на конец зимы / начало весны, и люди, видимо заняты уборкой скопившегося снега и расчисткой Невского. И люди уже выглядят достаточно бодро и не истощенными.А тот момент, что они не боятся артобстрела, как раз иожет говорить что немцев уже отогнали достаточно далеко от города. Вот и художник вышел запечатлеть эти события. Так что возможно это зима / весна 44 года.
Вначале думалось что пееред троллейбусом пропорошенная насыпь песка.Для тушения зажигалок и пожаров.
Но присмотревшись кажется что не арка а разорванна центральная часть дома .Которая вначале показалась аркой. И перед троллейбусом груда обломков.
Петербуржцы посмотрите на Невском этот дом и арку.Неужели такая огромная арка до крыши
Прочитайте мой первый коммент. Вроде как ясно написано, что пролом вследствие попадания бомбы, повлекшей за собой обвал перекрытий.
VIACHESLAV III Примите извинения и конечно спасибо за подробную информацию.
Это воскресник по уборке города 8 марта 1942 года. Фотография того же дня на Литейном проспекте: http://waralbum.ru/87084/
Ленинградский художник Вячеслав Владимирович Пакулин за работой над пейзажем «Дом книги. Проспект 25 Октября», 1942 год.
Где-то читал, что рисовать в городе во время блокады разрешалось только ему.
Художник делал серию картин того периода.
Ленинградский художник Вячеслав Владимирович Пакулин за работой над пейзажем «Дом книги. Проспект 25 Октября» (1942)
Старая фотография : автор Николай Хандогин.
Сам пейзаж можно посмотреть здесь: https://vk.com/wall-50957736_139914