Фу-Го — кодовое название бомбардировочных аэростатов шарообразной формы, разработанных в Японии для бомбардировок территории США. Заполненный водородом аэростат весом 12 кг и диаметром 10 метров нёс осколочно-фугасную бомбу весом 15 кг и четыре зажигательных боеприпаса весом по 5 кг. Оболочка шаров изначально изготавливалась из прорезиненного шёлка, но в условиях жесткого дефицита нефти Япония была вынуждена отказаться от использования в проекте синтетического каучука. Вместо шёлка в результате стали использовать бумагу «васи», обладавшую хорошей газонепроницаемостью. Производство этой бумаги в Японии велось лишь в виде сравнительно небольших квадратных кусков, поэтому оболочка аэростата склеивалась из множества фрагментов. Предполагалось, что шары станут дешёвым оружием, которое достигнет США на восходящих потоках воздуха и будет сеять хаос в канадских и американских городах, лесах и сельскохозяйственных угодьях. Под аэростатом закреплялась гондола с барометрическим автопилотом, боевой нагрузкой и балластом. Гондола имела форму колеса с четырьмя спицами и изготавливалась из алюминия. По её периметру подвешивались мешки с балластом — песком. Общий полезный вес составлял 454 килограмма. Управление шаром осуществлялось с помощью барометрического автопилота. Устройство удерживало аэростат на высоте в 9—11 км, где воздушное течение было наиболее эффективным. При подъеме аэростата выше 11 километров альтиметр, реагируя на изменение давления воздуха, открывал клапан и стравливал водород из оболочки. При снижении шара ниже 9 километров альтиметр замыкал контакты электрической системы, которая приводила в действие пиропатроны, сбрасывающие мешки с балластом. С целью стабилизации шара мешки с балластом сбрасывались парами, с противоположных концов гондолы. Шар был рассчитан на полет в течение трёх дней. По расчетам конструкторов, этого времени должно было хватить, чтобы преодолеть 8000 километров и добраться до территории Соединённых Штатов. Таймер отсчитывал 72 часа и по их истечении сбрасывал бомбовую нагрузку вместе с оставшимся балластом. Пиропатрон, сбрасывающий бомбы, одновременно поджигал шнур небольшой зажигательной бомбы, расположенной в оболочке аэростата, чтобы полностью уничтожить аэростат после сброса бомб и оставить американцев в неведении относительно природы японского оружия.
В период с ноября 1944 года по апрель 1945 года Япония запустила более 9300 огненных воздушных шаров. Около 300 бомб с таких шаров были найдены или наблюдались в Северной Америке. Это было примерно втрое меньше расчетного японского минимума (японцы полагали, что порядка 900 шаров достигнут территории США). Несколько шаров были обнаружены на островах Тихого Океана, и по крайней мере два шара были отнесены ветром обратно и приземлились на территории Японии. Сбрасываемые с шаров бомбы не нанесли практически никакого ущерба. 10 марта 1945 года один из последних запущенных шаров единственный раз поразил стратегически важный объект. Бомба с аэростата вывела из строя линию электропередач в штате Вашингтон. По иронии судьбы, эта линия электропередач питала энергией Хэнфордский комплекс проекта «Манхэттен» (кодовое название американской ядерной программы), которому пришлось переключиться на аварийное питание. Единственными жертвами бомбардировки стали 5 мая 1945 года Элси Митчелл (Elsie Mitchell — беременная жена пастора из Южного Орегона) и пятеро детей в возрасте от 11 до 14 лет. Во время школьного пикника в лесу в районе городка Блай (Bly) дети обнаружили упавший аэростат, лежащий на земле. Когда женщина и подростки приблизились к гондоле, произошёл взрыв осколочного заряда, убивший всех шестерых. На месте трагедии установлен памятник.
Написать комментарий