В рамках этой статьи мы продолжаемцикл материалов, посвященных посещениям мест боёв нами и нашими коллегами из Ленинградской области и Карелии в рамках сообщества сайта «Военный альбом».
Для нас – группы путешественников по местам боев с «ВА», эта история началась весной 2017 г. Друг нашего коллеги по проекту KAREL рассказал о воспоминаниях своего отца, где фигурировал торчащий из болота хвост советского «четырехмоторного самолета», обнаруженный им недалеко от его карельской деревни. Естественно, такая информация нас заинтересовала. Основные вопросы были следующие: Каков тип самолета? Как сложилась судьба экипажа? К какой боевой части относился самолет? Каковы обстоятельства его падения? Было решено проверить имеющуюся информацию в «камеральных условиях», собирая данные из архивов и опрашивая знакомых бывавших в тех местах в прошлом. Уже на первом этапе версия того, что самолёт в болоте является четырёхмоторным вызвала у нас сомнение. Районы применения самолетов типа ТБ-3 и ТБ-7 в период ВОВ и советско-финской войны и место его нынешнего нахождения (падения) не совпадали. Небольшая вероятность на нахождение на месте ТБ-3 все же была, поскольку не все самолето-вылеты этих ЛА за 1941 – 1942 гг. сегодня можно отследить даже «живя в архивах». Потери же Пе-8 имеют чёткую привязку к местности по каждому борту. Выяснилось, что и поисковики и охотники слышали и даже видели когда-то хвост этого самолета, торчащий из болота в интересуемом районе. Однако на этом все подробности заканчивались. В разговорах с местными поисковиками не раз упоминалось, что скорее всего, история с «самолётом в болоте» имеет послевоенное происхождение и на месте крушения отсутствуют останки экипажа. В связи с этим интерес представителей поисковых отрядов к предмету наших поисков был близок к нулю. Помимо этого, местная народная молва дошедшая до нас через расспросы местных жителей, сохранила воспоминания о «энкавэдешниках», которые прибыв на место вынужденной посадки самолета, забрали экипаж и все вооружение.
Представив все возможные варианты типов ЛА, принадлежность к тому или иному подразделению ВВС РККА и хронологию развития событий было выдвинуто множество версий произошедшего. Поскольку любая версия требует подтверждения, мы решили приступить к полевым изысканиям.
Первый выезд на место падения самолета в район оз. Сямозеро был совершен в сентябре 2017 года. Он прошел при участии наших карельских товарищей, которые нашли само место падения с помощью местного проводника. Место падения представляло собой наполненную водой и водорослями воронку, окруженную заболоченным лесом. Наши товарищи обнаружили первые фрагменты самолета, сделали первые фотографии, которые сразу отвергли версию о ТБ-3 (металл центроплана и плоскостей ТБ-3 гофрирован). Первые наблюдения показали, что самолёт сильно дефрагментирован. Судя по всему, часть фюзеляжа и плоскостей остававшихся на поверхности в течении многих лет были растащены жителями близлежащих деревень. Делалось это при помощи вил с загнутыми концами, петлей из проволоки и багров. Первый пробный выезд добавил пищи для размышления, но не дал ответа на основные вопросы.
Волнительный поиск места падения
Обнаруженное место падения самолета
Найденные фрагменты обшивки самолета
Найденные фрагменты обшивки самолета
Найденные фрагменты обшивки самолета
До наступления морозов в ноябре 2017 была предпринята ещё одна поездка на место падения. В усиление нашей карельской группе во главе с KARELом направились петербургские коллеги Blue Fox и Мишка на Сервере. В тот раз поездка сопровождалась такими техническими средствами, как металлодетекторы и поисковый магнит. Забегая вперед, стоит сказать, что она принесла новые вводные для решения задачи по идентификации самолёта.
Первыми находками стали бронебойно-зажигательные патроны калибра 7,62 х 54 авиационного пулемёта ШКАС. На тип патронов красноречиво указала маркировка «Ш» и фрагменты звеньев пулемётной ленты. Помимо патронов, была промерена глубина и найдено предположительное место крупного плоского обломка под слоем воды и ила.
Возникла идея зимнего выезда, когда после промораживания болота появиться возможность локально откачать часть воды и понизить ее уровень при помощи мотопомпы. После этого, облачившиеся в специальные костюмы добровольцы, смогли бы обследовать дно воронки ногами, руками и поисковыми щупами.
Продумывая уже становящийся реальностью большой зимний выезд, мы собирали все имеющиеся материальные и кадровые ресурсы. Были подготовлены мотопомпа, бензогенератор, волокуши для транспортировки, зимняя палатка и другую важную амуницию, большинство которой предстояло опробовать в зимних условиях впервые. На этапе подготовки благодаря информации коллеги Водяного, получилось познакомиться с дайверами, которые сильно заинтересовались поездкой ее целями.
Поисковый магнит нашел еще один бронебойно-зажигательный «масленок»
«Маслят» нашлось на секундную очередь ШКАСа
Зимний выезд
Поездка была осуществлена 13-14 января 2018 года. Прежде всего, стоит отметить состав участников. Он получился максимально большой за всю историю наших выездов. Среди коллег и примкнувших к нам были участники из Москвы, Санкт-Петербурга и Петрозаводска. Многим пришлось преодолеть для встречи и совместной работы весьма длинный путь.
Карельская дорога на пути к цели
Суровый мост через Свирь в утреннем Лодейном Поле
Группа приближается к месту остановки у точки сбора
Первым испытанием после пути и сбора группы была расчистка места рядом с дорогой под стоянку наших транспортных средств. Путь от стоянки до лагеря у болота занял около двух часов и был непрост. Первые, высланные вперёд, молодые и активные участники нашей поездки, под предводительством опытного коллеги KARELa проложили тропу на болото к самолёту, доставляя нелёгкую ношу из оборудования и снаряжения. Они же принесли и невесёлую новость, что болото не промёрзло даже сверху. Интересный нам участок, расположенный в болоте, приобрел бы эффект сообщающихся сосудов. От использования помпы было решено отказаться и все наши надежды были возложены на дайверов. Получив отличную зарядку, слегка отдохнув за горячим кофе, мы принялись обустраивать лагерь.
Расчистка площадки для транспортных средств группы
Дорога по снежной целине до лагеря
Путь до лагеря
Чтобы успеть отработать в течение светового дня наша команда разбилась на группы и приступила к действию: Кто-то расчищал снег, пытаясь добирался до льда, кто-то делал полыньи и проводил разведку поисковым щупом и магнитом, кто-то оборудовал лагерь, разводил и поддерживал огонь.
Специалист по разведению огня и его поддержке на уровне в деле
Костровище и место для посиделок готово
Хранитель очага
Разбивка лагеря
Разбивка лагеря
Воронка после расчистки от снега
Начало работы поисковым щупом
Распил льда под лунки для погружения дайверов
В то время, когда работы по подготовке участка к погружению еще продолжались, наши дайверы начали облачаться «в свое царское».
В процессе совместной работы на поисковый магнит удалось вытащить некий металлический баллон.
Работа дайверов
Даже замерзающий на воздухе редуктор не останавливал энтузиастов (отогреваем горячей водой)
Работы продолжались два дня подряд. Вечером первого дня после наступления темноты наша группа собралась в лагере, что бы обсудить итоги и спланировать ход дальнейших работ.
Пока в котелках готовились чай и глинтвейн, мы поглащали шашлык и набирались сил.
Двое наших коллег вызвались остаться добровольцами лагере на ночь, остальные убыли на ночевку к знакомым или в отели в близлежащие населенные пункты.
С утра картина карельской природы была наполнена дымкой и зимним спокойствием.
В дальнейшем, после завтрака и карельского чая работа продолжилась. Дайверы, погружаясь по очереди два дня подряд, практически вытянули всю заведомо малоперспективную (после новости о непромерзшем болоте) поездку.
В числе находок были: различные патрубки и трубы, рваные куски металла из магнитных и немагнитных сплавов, обрывок проводов, патроны пулеметов ШКАС и др. Благодаря идентификации отдельных осколков у нас появилось гипотетическое место нахождения одного из моторов (его номер смог бы определить с высокой долей вероятности машину и экипаж) Помимо этого, благодаря работе девушки-дайвера по очевидным признакам, мы предполагаем место где под слоем ила лежит шасси.
По результатам обследования обломков, штудирования профильной литературы и консультаций с историками авиации и техническими специалистами-авиаторами сделаны следующие выводы:
1.Металлический фрагмент из немагнитного металла криволинейного профиля является картером авиационного мотора М-100 или М-103:
2.Улитка нагнетателя:
3.Металлический баллон — резервуар гидравлической системы (например, системы выпуска шасси):
4.Медные соты — фрагмент масляного радиатора:
5.Испорченные водой, падением и, предположительно, послевоенным лесным пожаром патроны к пулемёту ШКАС выпуска 1938, 1939, 1940 гг.
6.Дюралевые обломки (см. фото из сентябрьского выезда) – верх средней части фюзеляжа и зализа крыла (как раз там и устанавливались баллоны гидросистемы).
7.Ряд патрубков, металлических труб, проводов и осколков, которые не смогли дать более или менее точного представления, элементами каких конструкций или агрегатов они являлись.
Выводы по существующим находкам.
Найденный элемент картера, жалюзи масляного радиатора и улитка нагнетателя с большой долей вероятности говорят о двигателе М-103, которым были оснащены бомбардировщики СБ. Баллон аккумулятора гидросистемы так же можно встретить на фотографиях с элементами конструкции СБ-2.
Компоновочная схема бомбардировщика СБ-2М-103
Двигатель М-103
Историческая справка. В рамках данной статьи для общего понимания наконец пришло время дать историческую справку о грозных событиях середины лета 1941 г. на интересующем нас театре боевых действий. Итак, июль 1941 г. на Петрозаводском направлении. Финские и немецкие войска рвутся к Петрозаводску и Свири. Усиливать авиацию 55-й смешанной авиационной дивизии Карельского фронта нечем. Все пополнения идут в Западные области СССР для того что бы любым способом сдерживать прорывы немецких танковых групп.
Тем временем, на Петрозаводском направлении одной из наиболее боеспособных бомбардировочных частей ВВС РККА был 72-й сбап с местом базирования на аэродромах Бесовец (61°53′08.5″N 34°09′08.2″E) и Гирвас (62°28′49.1″N 33°44′44.7″E). На вооружении авиаполка стояли 45 бомбардировщиков СБ (в том числе 5 неисправных), а также 4 Пе-2, еще не освоенных экипажами. К середине июля 1941 г. авиаполк был уже изрядно потрепан, как в части авиатехники, так и в части летного состава. Большие потери сопровождали эту авиачасть с первого дня боевой работы — печально известного вылета группы СБ на бомбардировку финского аэродрома Йоройнен 25.06.1941 г., В том вылете полком было потеряно 9 СБ-2. Тем не менее, авиация 55-й САД и 72-ф сбап в том числе всеми имеющими силами продолжали наносить бомбово-штурмовые удары по наступающему противнику. Несмотря на частое отсутствие истребительного прикрытия, советские бомбардировщики бомбили перекрестки дорог в прифронтовой зоне, ближние тылы и наступающие колонные финских войск.Скорее всего именно один из этих самолетов ВВС РККА, подбитый в июле 1941 г. южнее озера Сямозеро и его экипаж, является героем этой статьи.
Место падения говорит о том, что события, приведшие к падению самолета, произошли в июне – июле 1941 г. Именно в этот период авиация 55-й САД вела интенсивные боевые действия в том районе. И именно в июле 1941 г. в журналах боевых действий 55-й САД и 26-й истребительной эскадрильи ВВС Финляндии (LLv 26) зафиксированы воздушные бои и потери советских бомбардировщиков СБ из 72-го сбап (единственного авиаполка в том районе, где стояли на вооружении СБ-2) в районе Сямозера. Изучая документы по боевым действиям на интересуемый период, мы пришли к выводу, что наиболее близок к судьбе нашего самолета эпизод следующего воздушного боя.
Из ЖБД 55-й САД:
«14.07.1941 г. группа из 5 бомбрдировщиков СБ-2 72 сбап бомбила скопление войск противника западнее Муанто. По советским данным в результате боя с финскими истребителями был подбит один из советских бомбардировщиков, который в районе Сям-озеро ушел со снижением. Пилот лейтенант Емецсовершил вынужденную посадку у Сямозера, штурман лейтенант Киселев погиб, пытаясь спастись с парашютом.
По финским данным:
«Звено «Фиатов» G.50 из 1/LLv 26 14.07.1941 в 10.30-11.30 патрулировали в районе Толваярви — Лайомоланярви, и у Сямозеро (Суоярви) встретило 3 советских бомбардировщика СБ. В завязавшемся бою старшина Ойва Туоминен подбил 2 СБ, один из которых в огне спикировал к одному из озёр, два летчика покинули самолет с парашютами; другой СБ также упал в озеро».
Вместо заключения
Выезд завершен. Опять начинается «работа в архивах». Уже видны очертания тех результатов, которые мы ставили перед собой в начале изысканий. Поэтому сейчас мы не ставим точку, мы ставим запятую. Возможно, мы не сделали тех находок, которые дали бы полную информацию по конкретному борту. Однако, был получен большой опыт проб и ошибок , приобретены навыки, опробовано оборудование, а круг поисков значительно сузился.
К этому самолёту мы обязательно вернемся. Вернёмся, когда позволит погода, жизненные обстоятельства и возможность собраться нашей дружной командой.
Выражаем большое спасибо: Вадиму, нашим дайверам Юлии и Михаилу, Алексею, нашему координатору и организатору Дмитрию, Сергею, еще одному Дмитрию, Наталье, Александру и его отцу, Марине, еще одному Сергею, Евгению и другим коллегам и товарищам, а также нашим близким за терпение.
Благодарим Blue Fox за ценные дополнения к публикации.
Категория: Блог
Замечательный выезд/поход получился. Погода побаловала. Не было ни оттепели, ни трескучего мороза. Жалко, что болото недостаточно промерзло. И тем не менее нет ощущения неудачи, хоть основная цель пока не достигнута. Спасибо всем участникам за прекрасную компанию!
Учитывая габариты и вес помпы, я даже самую малость рад:) А если серьезно, то мне лично, помимо прочего, очень полезно было опять погрузиться в компоновочные схемы потенциальных объектов поиска для информации к размышлению.
Ноябрьский выезд. Подготовлена заготовка для подъема зацепленного дайверами предмета. Она будет в значительной степени укреплена дополнительными конструкциями, которые изготавливаются в текущий момент. Ну и генерал мороз нам в помощь.
Мартовский (третий «зимний») поход 2019г состоялся. Главный итог: ДВИГАТЕЛЬ ПОДНЯТ!!! Трудно переоценить помощь карельских поисковиков присоединившихся к группе «энтузиастов с Военного Альбома» и выполнивших огромный объем работы. В том числе в этот раз на их плечи легла вся тяжесть «водных процедур». В ходе предыдущих выездов был накоплен бесценный опыт. Благодаря усилиям бессменного организатора и вдохновителя наших походов Дмитрия «Blue Fox»а снаряжение для подъема становилось с каждым разом все совершеннее, а его количество заставляло мечтать о снегоходе. Заранее разрабатывались и изготавливались конструкции для подъема обломков самолета, в чем нам была оказана посильная помощь людей, неравнодушных к нашим начинаниям. Большие надежды возлагались… Читать далее »
Продолжение отчета о поездке в марте 2019г.
По доступным на сегодняшний день данным СБ с таким номером мотора не существовало. Разница в одну единицу. Но все равно это другой номер. Возможно это опечатка в архивных документах. Как подсказывают коллеги, с очень большой вероятностью это мотор М-103 советского бомбардировщика СБ, сбитого 19 сентября 1941 года юго-западнее Сямозера. Однозначный ответ может дать только второй двигатель.
Продолжение следует? )))
Замечательный выезд/поход получился. Погода побаловала. Не было ни оттепели, ни трескучего мороза. Жалко, что болото недостаточно промерзло. И тем не менее нет ощущения неудачи, хоть основная цель пока не достигнута. Спасибо всем участникам за прекрасную компанию!
Учитывая габариты и вес помпы, я даже самую малость рад:) А если серьезно, то мне лично, помимо прочего, очень полезно было опять погрузиться в компоновочные схемы потенциальных объектов поиска для информации к размышлению.
Шикарная у вас получилась поездка. Яркий фотоотчёт. Завидую) Будем ждать лютых морозов. Но будут они, видимо, уже не в эту зиму.
Лютые не лютые, но сейчас у нас минус 18. Неделя другая такой погоды и болото достаточно промерзнет.
А вот габариты помпы вгоняют в тоску ))
Нужен снегоход! Вот бы с местными договориться об аренде))
Вроде Сергей что-то говорил об этом;)
Несколько фотографий из выезда, осуществленного 17.08 — 19.08.
Продолжение.
Продолжение 2.
Продолжение 3.
Ноябрьский выезд. Подготовлена заготовка для подъема зацепленного дайверами предмета. Она будет в значительной степени укреплена дополнительными конструкциями, которые изготавливаются в текущий момент. Ну и генерал мороз нам в помощь.
Мартовский (третий «зимний») поход 2019г состоялся. Главный итог: ДВИГАТЕЛЬ ПОДНЯТ!!! Трудно переоценить помощь карельских поисковиков присоединившихся к группе «энтузиастов с Военного Альбома» и выполнивших огромный объем работы. В том числе в этот раз на их плечи легла вся тяжесть «водных процедур». В ходе предыдущих выездов был накоплен бесценный опыт. Благодаря усилиям бессменного организатора и вдохновителя наших походов Дмитрия «Blue Fox»а снаряжение для подъема становилось с каждым разом все совершеннее, а его количество заставляло мечтать о снегоходе. Заранее разрабатывались и изготавливались конструкции для подъема обломков самолета, в чем нам была оказана посильная помощь людей, неравнодушных к нашим начинаниям. Большие надежды возлагались… Читать далее »
Молодцы!
Продолжение отчета о поездке в марте 2019г.
По доступным на сегодняшний день данным СБ с таким номером мотора не существовало. Разница в одну единицу. Но все равно это другой номер. Возможно это опечатка в архивных документах. Как подсказывают коллеги, с очень большой вероятностью это мотор М-103 советского бомбардировщика СБ, сбитого 19 сентября 1941 года юго-западнее Сямозера. Однозначный ответ может дать только второй двигатель.
Продолжение следует? )))
Да, эти четыре дня стоили больших физических и душевных нагрузок.