Президент Чехословакии Э. Бенеш (Edvard Beneš, 1884-1948) проводит церемонию награждения советских полководцев-освободителей Чехословакии.Слева направо: маршал Иван Степанович Конев (1897-1973), генерал армии Андрей Иванович Еременко (1892-1970) и генерал-полковник танковых войск Павел Семенович Рыбалко (1894-1948). Среди наград А.И. Еременко находится Чехословацкий Военный крест 1939-1945 гг.
Сохранились воспоминания о том, что произошло с П.С. Рыбалко после церемонии награждения:
Почти сразу после окончания войны, знаменитый танковый командир был в числе других офицеров приглашен в Прагу, где президент Бенеш давал банкет- фуршет в честь освободителей Чехословакии.
«Даже со знаменитым танковым командармом Рыбалко, человеком бывалым, произошел казус… Он стоял в сторонке от общего кипения, окруженный командирами — танкистами из славного чехословацкого корпуса, с которыми ему не раз приходилось взаимодействовать в боях. Все с интересом рассматривали орден Белого льва, только что полученный командармом. Это крупный и очень красивый орден, в центре которого вычеканен вставший на дыбы лев, очень мужественный лев, с весьма отчетливо обозначенными мужскими признаками.
— А знаете, друзья, этот орден, пожалуй, нельзя надевать при дамах. Рискованно, — пошутил командарм.
Чехословацкие танкисты засмеялись, но командир их танкового полка очень многозначительно ответил:
— Наоборот, товарищ командарм, при дамах-то его и следует надевать. — И совсем уже всерьез добавил: — Что же вы ничего не кушаете? Что вам положить на тарелку?
И тут командарм вдруг увидел на столе грибы. Чудесные солевые рыжики, точно отлитые из позеленевшей старой бронзы. Ему положили этих грибов, и, к общему нашему удивлению, он налил себе стопку водки. Мне вспомнился разговор во время танковой атаки в Силезии, когда он неожиданно угостил меня каким-то морсом. А тут водка.
— Ничего не поделаешь, рыжик — гриб серьезный, он требует соответствующего сопровождения.
Вот рыжик-то нас и погубил. Возле командарма, грудь которого вся сверкала орденами, стояла статная, очень красивая женщина с розой в высокой прическе, поддерживаемой черепаховым гребнем. У нее было весьма смелое декольте. Сзади оно достигало предельного уровня. Красавица, постреливая любопытными взглядами из-под длинных ресниц, стояла к нам вполоборота, так что мы могли по достоинству оценить ее лебединую шею, мраморную спину и все остальное…
Так вот рыжик, который Павел Семенович, непривычно балансируя с тарелкой, попытался поддеть на вилку, выскочил из-под этой вилки, описал небольшую траекторию и угодил с тыла в глубокий вырез декольте испанской красавицы, которая, как оказалось, была женой мексиканского военного атташе. Не знаю, что уж там подумала эта дама, но только подняла страшный визг. Мы стояли оцепенев. Командарм, человек, известный своей выдержкой, храбростью, совсем растерялся. Он бормотал извинения, показывая на рыжики на своей тарелке. На его высоком, сократовском лбу выступила даже испарина. Лишь после того как один из чешских офицеров, говоривших по-французски, кое-как объяснил даме суть происшествия, она успокоилась, удалилась, а когда нахальный гриб был извлечен, она как ни в чем не бывало вернулась в зал, обаятельно улыбнулась, протянула смущенному Павлу Семеновичу карточку пригласительного билета и потребовала, чтобы столь знаменитый генерал, которого она назвала советским Гудерианом, оставил ей на память свой автограф.
Когда он выполнял эту просьбу, ей-богу, мне показалось, что рука храбрейшего человека дрожала».
Источник: Б.Полевой «Эти четыре года», М, Молодая гвардия, 1978, Т.2, С.280-281
Источник: Guido Knopp. "Die Große Flucht. Das Schicksal der Vertriebenen." Econ Ullstein List Verlag GmbH & Co. KG. München, 2001..
Категория: После Победы, Лидеры, Командование советских войск
Написать комментарий