Советский штурмовик «Пегас» на испытаниях. На фото — «вариант 04», проходивший испытания по сокращенной программе в июле 1943 г. По результатам испытаний признавалось улучшение обзора и повышение маневренности по сравнению с предыдущими вариантами, появилась возможность полета на одном моторе.
Данный штурмовик был разработан в конце лета 1942 года под руководством конструктора Д.Л. Томашевича в ЦКБ-29 НКВД. Из описания самолета: «В существующих условиях нужно и можно создать самолет, предназначенный для решения только одной задачи — уничтожения танков и мобильных войск, имеющий настолько простую конструкцию, что проектирование и постройка опытных машин займет не более трех месяцев. К 1 августа 1943 г. можно будет построить 15000 таких самолетов, без ощутимого напряжения промышленности и почти без загрузки смежников. Основная идея, лежащая в основе предполагаемого самолета состоит в том, чтобы исключить из конструкции все, что предназначено для решения других задач, оставить только минимум, который необходим для уничтожения танков.»
Испытания закончились летом 1943 года, когда необходимость в таком самолете отпала. «Пегас» в серию запущен не был.
Ишь ты какая летающая сноповязка (впечатление из-за открытых моторов и заклепок и заплаток на носу).
Двухлопастные винты в 1942 году? Однако.
Общий вид напоминает немецкий Hs-129.
Экономия во всём. На штурмовик были поставлены двигатели М-11 — надежные, недорогие и неприхотливые, хорошо освоенные авиапромышленностью и широко распространенные в советской авиации (например на самолётах У-2). М-11, кроме прочего, не требовали сложного оборудования при эксплуатации и ремонте, легко запускались в зимнее время и потребляли любой авиабензин. По подсчетам, для боевого вылета пяти противотанковых самолетов Томашевича топлива расходовалось столько же, сколько требовалось для обеспечения боевого вылета одного Ил-2.
Общая концепция тоже: двухмоторный самолёт штурмовик(два мотора для повышения живучести машины, подразумевалось, что она должна летать на одном моторе), использование не дефицитных двигателей(в случае «Пегаса» это М-11 от У-2, а у Hs-129B трофейных французских Гном-рон 14М) и прочих доступных материалов, древесины например, вместо дюралюминия, ткани и т.п. Хорошо что здравый смысл преобладал над желанием сэкономить.
Так и хочется добавить к этой концепции пилотов-смертников и девиз «Один танк — один самолёт».
Попробую успокоить возбудившихся критиков, самолет абсолютно не подходит под определение тележки для смертников. Кабина пилота изготавливалась из плоских листов брони толщиной 8-14 мм, козырек пилота выполнен из прозрачной брони 64 мм, над головой откидной бронезаголовник, по бокам откидные бронестворки. Общий вес брони 300 кг. Основные бензобаки 209л одновременно служили обтекателями двигателей, в случае повреждения или возгораня могли сбрасываться. Для возвращения на базу служили небольшие бронированные бачки по 16л. Вооружение самолета, кроме стационарного пулемета УБ, монтировалось на съемном лафете и предусматривало следующие варианты: 2хФАБ250 или ФАБ500; либо 9 РС-82 или РС-132; либо авиапушка НС-37; либо авиапушка ВЯ-23; либо четыре кассеты для… Читать далее »
gulaipole: Как видите самолет хорошо защищен и неплохо вооружен
По меркам 1942 года?!! При этом скорость около 200 км/ч и полное отсутствие защиты задней полусферы. Скорее действительно самолет для смертника, чем «хорошо защищенный и неплохо вооруженный» агрегат. Тут проще не лукавить, а признать, что этот самолет лишь реакция на катастрофические потери техники в 1941 году. Слава богу, что до войны с применеием такого штурмовика дело не дошло. Днем его полет длился бы только до первого истребителя немцев. Его применение было бы оправдано лишь ночью вместо У-2, Р-5 и т.д…
advokat517: По меркам 1942 года?!! При этом скорость около 200 км/ч и полное отсутствие защиты задней полусферы. Скорее действительно самолет для смертника, чем «хорошо защищенный и неплохо вооруженный» агрегат. Тут проще не лукавить, а признать, что этот самолет лишь реакция на катастрофические потери техники в 1941 году. Слава богу, что до войны с применеием такого штурмовика дело не дошло. Днем его полет длился бы только до первого истребителя немцев. Его применение было бы оправдано лишь ночью вместо У-2, Р-5 и т.д… Открою Вам как человеку пишущему о том о чем не знаете небольшой для Вас секрет 1-минимальная скорость Ме-109 153… Читать далее »
Уважаемый advokat517, не надо сравнивать ударный самолет и истребитель для боя с которым он никогда не предназначался. Ударные самолеты должны действовать под прикрытием своих истребителей тем есть что противопоставить скорости и массе секундного залпа противника, лидирующая группа штурмовиков или истребителей-бомбардировщиков зачистит ЗА. Только после этого узко специализированные (см. подпись под фото) Пегасы займутся уничтожением танков.
Пегас не пошел в серию по множеству причин, лично я считаю что главным было то что к 43-му году выяснилась крайне низкая эффективность действия самолетов против бронированных целей.
К 43-му году не выяснилась, а возникла вследствие резкого усиления бронирования, крайне низкая эффективность действия не самолётов против бронированных целей, а самолётных пушек против новых танков. Но стали массово применяться очень эффективные кассетные ПТАБ-2,5-1,5, коих на этой «сноповязалке» аж четыре кассеты. По прочим бронецелям, кроме новых танков, и были и будут эффективны и пушки и ПТАБы. Если применять такой самолёт над полем боя на малой высоте, то истребители ему угрожать не будут, низко над полем боя ничего кроме ИЛ-2 не летало. А над своей территорией прикроют, ведь не 41-й год.
Самолёт такого типа интерес представляет. Другое дело покритиковать предлагаемый вариант. К эффективности бронирования требования очень высокие, главная угроза — обстрел из стрелкового оружия. А двигатели не за бронёй. И даже бронированного кока нет. Отдельное попадание М-11 может быть и выдержит, всё таки воздушное охлаждение, но пулемётного обстрела не выдержит точно. И второе. Скорость вроде маловата. На малой скорости и малокалиберная зенитная будет успевать прицелиться, тут уж и 14-мм броня не спасёт.
П.М.Стефановский «Триста неизвестных»: Не получил путевки в небо и самолет той же «фирмы» «пегас» с двумя моторами М-11Ф. Облетывал я его вскоре после истребителя С-110. Эта машина — плод патриотического почина людей, стремившихся, находясь в глубоком тылу, внести свой вклад в дело разгрома ненавистного врага. Они рассуждали приблизительно так: современный бронированный штурмовик сложен и стоит довольно дорого, страна не может выпустить их в огромном количестве, значит, нужно создать простой, дешевый бронированный самолет, доступный малоподготовленным летчикам, который наша промышленность могла бы производить в колоссальных сериях. «Пегас» я облетал в феврале 1943 года. Энтузиасты создали неплохую машину. Она имела весьма приличные летные… Читать далее »
Hs 129 и одноместные ИЛ-2 несли потери от истребителей при действиях в глубине обороны противника, где истребители противника хозяева в воздухе. Hs 129 был также непригоден и для действий на небольшой высоте над полем боя, здесь хозяйничали ИЛ-2, с которыми Hs 129 конкурировать не мог. «Пегас» предлагался как узкоспециализированный бронированный штурмовик для для действий на небольшой высоте над полем боя. Схема его использования: непродолжительный полёт под прикрытием истребителей до линии фронта, атака на небольшой высоте целей на поле боя, возвращение на свой аэродром под прикрытием истребителей. Единственная ему угроза при таком применении — обстрел с земли. За счёт этого «Пегас»… Читать далее »
Ишь ты какая летающая сноповязка (впечатление из-за открытых моторов и заклепок и заплаток на носу).
Двухлопастные винты в 1942 году? Однако.
Общий вид напоминает немецкий Hs-129.
Экономия во всём. На штурмовик были поставлены двигатели М-11 — надежные, недорогие и неприхотливые, хорошо освоенные авиапромышленностью и широко распространенные в советской авиации (например на самолётах У-2). М-11, кроме прочего, не требовали сложного оборудования при эксплуатации и ремонте, легко запускались в зимнее время и потребляли любой авиабензин. По подсчетам, для боевого вылета пяти противотанковых самолетов Томашевича топлива расходовалось столько же, сколько требовалось для обеспечения боевого вылета одного Ил-2.
To Editor:
Общая концепция тоже: двухмоторный самолёт штурмовик(два мотора для повышения живучести машины, подразумевалось, что она должна летать на одном моторе), использование не дефицитных двигателей(в случае «Пегаса» это М-11 от У-2, а у Hs-129B трофейных французских Гном-рон 14М) и прочих доступных материалов, древесины например, вместо дюралюминия, ткани и т.п. Хорошо что здравый смысл преобладал над желанием сэкономить.
Так и хочется добавить к этой концепции пилотов-смертников и девиз «Один танк — один самолёт».
Концепция самолета экономия во всем, кроме жизни летчика. Хорошо, что хватило разума не пустить в серию.
Слышал что сам Сталин мудрое решение принял.
Попробую успокоить возбудившихся критиков, самолет абсолютно не подходит под определение тележки для смертников. Кабина пилота изготавливалась из плоских листов брони толщиной 8-14 мм, козырек пилота выполнен из прозрачной брони 64 мм, над головой откидной бронезаголовник, по бокам откидные бронестворки. Общий вес брони 300 кг. Основные бензобаки 209л одновременно служили обтекателями двигателей, в случае повреждения или возгораня могли сбрасываться. Для возвращения на базу служили небольшие бронированные бачки по 16л. Вооружение самолета, кроме стационарного пулемета УБ, монтировалось на съемном лафете и предусматривало следующие варианты: 2хФАБ250 или ФАБ500; либо 9 РС-82 или РС-132; либо авиапушка НС-37; либо авиапушка ВЯ-23; либо четыре кассеты для… Читать далее »
Как я угадал со «сноповязкой»!
По меркам 1942 года?!! При этом скорость около 200 км/ч и полное отсутствие защиты задней полусферы. Скорее действительно самолет для смертника, чем «хорошо защищенный и неплохо вооруженный» агрегат. Тут проще не лукавить, а признать, что этот самолет лишь реакция на катастрофические потери техники в 1941 году. Слава богу, что до войны с применеием такого штурмовика дело не дошло. Днем его полет длился бы только до первого истребителя немцев. Его применение было бы оправдано лишь ночью вместо У-2, Р-5 и т.д…
advokat517: По меркам 1942 года?!! При этом скорость около 200 км/ч и полное отсутствие защиты задней полусферы. Скорее действительно самолет для смертника, чем «хорошо защищенный и неплохо вооруженный» агрегат. Тут проще не лукавить, а признать, что этот самолет лишь реакция на катастрофические потери техники в 1941 году. Слава богу, что до войны с применеием такого штурмовика дело не дошло. Днем его полет длился бы только до первого истребителя немцев. Его применение было бы оправдано лишь ночью вместо У-2, Р-5 и т.д… Открою Вам как человеку пишущему о том о чем не знаете небольшой для Вас секрет 1-минимальная скорость Ме-109 153… Читать далее »
Уважаемый advokat517, не надо сравнивать ударный самолет и истребитель для боя с которым он никогда не предназначался. Ударные самолеты должны действовать под прикрытием своих истребителей тем есть что противопоставить скорости и массе секундного залпа противника, лидирующая группа штурмовиков или истребителей-бомбардировщиков зачистит ЗА. Только после этого узко специализированные (см. подпись под фото) Пегасы займутся уничтожением танков.
Пегас не пошел в серию по множеству причин, лично я считаю что главным было то что к 43-му году выяснилась крайне низкая эффективность действия самолетов против бронированных целей.
К 43-му году не выяснилась, а возникла вследствие резкого усиления бронирования, крайне низкая эффективность действия не самолётов против бронированных целей, а самолётных пушек против новых танков. Но стали массово применяться очень эффективные кассетные ПТАБ-2,5-1,5, коих на этой «сноповязалке» аж четыре кассеты. По прочим бронецелям, кроме новых танков, и были и будут эффективны и пушки и ПТАБы. Если применять такой самолёт над полем боя на малой высоте, то истребители ему угрожать не будут, низко над полем боя ничего кроме ИЛ-2 не летало. А над своей территорией прикроют, ведь не 41-й год.
Самолёт такого типа интерес представляет. Другое дело покритиковать предлагаемый вариант. К эффективности бронирования требования очень высокие, главная угроза — обстрел из стрелкового оружия. А двигатели не за бронёй. И даже бронированного кока нет. Отдельное попадание М-11 может быть и выдержит, всё таки воздушное охлаждение, но пулемётного обстрела не выдержит точно. И второе. Скорость вроде маловата. На малой скорости и малокалиберная зенитная будет успевать прицелиться, тут уж и 14-мм броня не спасёт.
П.М.Стефановский «Триста неизвестных»: Не получил путевки в небо и самолет той же «фирмы» «пегас» с двумя моторами М-11Ф. Облетывал я его вскоре после истребителя С-110. Эта машина — плод патриотического почина людей, стремившихся, находясь в глубоком тылу, внести свой вклад в дело разгрома ненавистного врага. Они рассуждали приблизительно так: современный бронированный штурмовик сложен и стоит довольно дорого, страна не может выпустить их в огромном количестве, значит, нужно создать простой, дешевый бронированный самолет, доступный малоподготовленным летчикам, который наша промышленность могла бы производить в колоссальных сериях. «Пегас» я облетал в феврале 1943 года. Энтузиасты создали неплохую машину. Она имела весьма приличные летные… Читать далее »
Hs 129 и одноместные ИЛ-2 несли потери от истребителей при действиях в глубине обороны противника, где истребители противника хозяева в воздухе. Hs 129 был также непригоден и для действий на небольшой высоте над полем боя, здесь хозяйничали ИЛ-2, с которыми Hs 129 конкурировать не мог. «Пегас» предлагался как узкоспециализированный бронированный штурмовик для для действий на небольшой высоте над полем боя. Схема его использования: непродолжительный полёт под прикрытием истребителей до линии фронта, атака на небольшой высоте целей на поле боя, возвращение на свой аэродром под прикрытием истребителей. Единственная ему угроза при таком применении — обстрел с земли. За счёт этого «Пегас»… Читать далее »