Финские солдаты осматривают советский тяжелый бомбардировщик ТБ-3 №198 (серийный номер 22198) 7-го тяжелого бомбардировочного авиационного полка совершивший вынужденную посадку на лед озера Муртоселкё.
Самолет вылетел 10.03.1940 г. в составе шести ТБ-3 для нанесения бомбового удара по финской узловой железнодорожной станции Лаппекарда.
В состав экипажа входили: командир корабля — старший лейтенант Карепов Сергей Тимофеевич, 1907 г.р.; правый лётчик — лейтенант Воробчиков Николай Григорьевич, 1916 г.р.; штурман корабля — старший лейтенант Каган Борис Моисеевич, 1913 г.р; бортовой техник — воентехник 1 ранга Шестихин Кирилл Васильевич, 1910 г.р.; младший авиатехник — воентехник 2 ранга Нурмухамедов Махмут Шагимарданович, 1912 г.р.; воздушный стрелок-радист — старшина Глоба Николай Григорьевич, 1915 г.р.; воздушный стрелок — старшина Захаров Григорий Васильевич, 1913 г.р.; воздушный стрелок — старшина Затонов Алексей Александрович, 1913 г.р.
После бомбардировки, в районе станции Вика, отставший на развороте самолёт Карепова, трижды снизу сзади атаковал одиночный Gloster «Gladiator» под управлением шведского летчика унтер-офицера Гидеона Карлссона. Советским лётчикам удалось посадить поврежденную, тяжёлую машину на лёд озера озера Муртоселкё без особых повреждений.
После приземления экипаж принял бой. В ходе перестрелки погибли Воробчиков Н.Г., Шестихин К.В. и Нурмухамедов М.Ш. Когда боеприпасы подошли к концу, застрелились командир корабля и штурман — Карепов С.Т. и Каган Б.М. Стрелки — Глоба Н.Г., Затонов А.А. и Захаров Г.В. попали в плен.
Все произошло под конец войны, линия Маннергейма была прорвана, советские войска подходили к Выборгу, летчики это наверняка осознавали и тем не менее приняли бой и решили не попадать в руки врага. Патриоты своей страны. И профессионалы ( про особенности полета зимой в открытой кабине упоминать не буду ), судя по повреждениям ( сосенка в плоскости, потеря винтов, следы повреждения обшивки и остекления ) , машине досталось, и посадить ее стоило больших трудов.
«В ходе перестрелки погибли Воробчиков Н.Г., Шестихин К.В. и Нурмухамедов М.Ш. Когда боеприпасы подошли к концу, застрелились командир корабля и штурман — Карепов С.Т. и Каган Б.М. Стрелки — Глоба Н.Г., Затонов А.А. и Захаров Г.В. попали в плен.»
Один маленький и безнадёжный бой вместил все варианты решения в выборе «смерть или плен». Кто-то гибнет, кто-то стреляется, а кто-то сдаётся.
Как-то все сразу заострили внимание на героизме летчиков на земле, а летчик на то и лётчик, чтобы быть в небе. Почему они отстали на повороте? Бомберы должны держать строй и прикрывать друг друга перекрёстным огнём стрелков. И как биплан с 4-мя пулёметами винтовочного калибра в три очереди «завалил» их? Самолёт не горел (иначе бы фоткать было нечего), сумел приземлиться — значит управление не перебито, вероятно (моё мнение) три атаки ястребка это три повреждённых движка и на последнем они пошли на вынужденную.
А кто знает — куда делся самолёт? Утоп по весне или финны всё-таки уволокли со льда? И где это озеро Муртоселкё, никак на картах не найду. Может оно теперь имеет русское название где-нибудь в северной части Карелии за Валаамом?
Про Рованиеми я тоже читал. Так вопрос про озеро, на карте вокруг Рованиеми такого названия нет. И понятно, что их сбили уже на отлёте от цели, а маршрут вообще мог бы быть совсем не прямой.
Все произошло под конец войны, линия Маннергейма была прорвана, советские войска подходили к Выборгу, летчики это наверняка осознавали и тем не менее приняли бой и решили не попадать в руки врага. Патриоты своей страны. И профессионалы ( про особенности полета зимой в открытой кабине упоминать не буду ), судя по повреждениям ( сосенка в плоскости, потеря винтов, следы повреждения обшивки и остекления ) , машине досталось, и посадить ее стоило больших трудов.
«В ходе перестрелки погибли Воробчиков Н.Г., Шестихин К.В. и Нурмухамедов М.Ш. Когда боеприпасы подошли к концу, застрелились командир корабля и штурман — Карепов С.Т. и Каган Б.М. Стрелки — Глоба Н.Г., Затонов А.А. и Захаров Г.В. попали в плен.»
Один маленький и безнадёжный бой вместил все варианты решения в выборе «смерть или плен». Кто-то гибнет, кто-то стреляется, а кто-то сдаётся.
Вариант попасть в плен в бессознательном состоянии Вами не рассматривается?
Как-то все сразу заострили внимание на героизме летчиков на земле, а летчик на то и лётчик, чтобы быть в небе. Почему они отстали на повороте? Бомберы должны держать строй и прикрывать друг друга перекрёстным огнём стрелков. И как биплан с 4-мя пулёметами винтовочного калибра в три очереди «завалил» их? Самолёт не горел (иначе бы фоткать было нечего), сумел приземлиться — значит управление не перебито, вероятно (моё мнение) три атаки ястребка это три повреждённых движка и на последнем они пошли на вынужденную.
Я писал — «варианты выбора». Когда человек находится в сознании.
Тогда пардон. Тем не менее, вариант погибнуть это тоже не выбор, от желания человека не зависит.
Зачем было стреляться? Не вижу смысла. Сдались бы, потом по окончании боевых действий были бы освобождены, и снова могли бы встать в строй.
Это опасная дорога размышлений, так и до предательства недалеко.
— Если бы вариант погибнуть зависел от желания солдата, за всю историю войн не погибло бы ни одного человека.))
Имели ли стрелки личное оружие или гранаты, чтобы не стреляться из авиационного пулемета — кто-нибудь может прояснить?
Летный состав имел по штату револьвер Наган
А кто знает — куда делся самолёт? Утоп по весне или финны всё-таки уволокли со льда? И где это озеро Муртоселкё, никак на картах не найду. Может оно теперь имеет русское название где-нибудь в северной части Карелии за Валаамом?
Пишут, что 10 марта 1940 года шесть ТБ-3 авиагруппы комбрига И.Т. Спирина бомбили станцию и город Рованиеми, а не Лаппекарда.
Про Рованиеми я тоже читал. Так вопрос про озеро, на карте вокруг Рованиеми такого названия нет. И понятно, что их сбили уже на отлёте от цели, а маршрут вообще мог бы быть совсем не прямой.
Озеро на картинке отмечено.
А что известно про результаты удара? Попали во что-нибудь или просто так бомбардировщик погиб?