Советский линейный корабль «Архангельск» в плавании. Это бывший английский супердредноут Royal Sovereign, который 30 мая 1944 года был передан СССР в счет репараций с Италии и переименован в «Архангельск».
Никакой пользы от появления в составе нашего флота этого линкора не было. Наоборот, для его укомплектования потребовалась почти тысяча высококлассных специалистов, которых в 1944 году было не так уж и много.
А вот немцы так не считали и даже планировали уничтожить «Архангельск» с помощью сверхмалых подводных лодок «Бибер» из состава 265-й флотилии сверхмалых подводных лодок.
По ряду причин, прежде всего из-за низких ТТХ «Биберов», операция не состоялась и «Архангельск» продолжил и дальше стоять на якоре без всякой пользы…
KAPRAL: Никакой пользы от появления в составе нашего флота этого линкора не было.
Боевая техника, территории, сырьё и прочие бонусы лишними никогда не бывают. Дают- надо брать. А то , что Вы так пишете про боевой корабль- значить поверхностно ознакомились с вопросом.
Я, кончно, не специалист и не претендую на истину в последней инстанции, но может Вы мне объясните, какая была польза от «Архангельска», кроме чисто теоретической угрозы немецким коммуникациям в Норвегии?
Не лучше ли бы было вместо линкора попросить у союзников десяток эсминцев?Полученные по ленд-лизу эсминцы Достойный, Доблестный, Деятельный, Дерзкий, Жгучий, Живучий, Жесткий и Жаркий,в отличии от «Архангельска», использовались довольно активно и пользы от них гораздо больше, чем от стоящего без дела линкора.
Какая-то подозрительная по выгоде для нас сделка. Репарации с Италии, почему-то англичане в счет этих репараций сбагривают в СССР видимо ненужный им корабль. Англы в очередной раз «кинули» союзника.
Этот линкор им в то время действительно был не нужен. Но говорить о сбагривании барахла тоже не стоит. Итальянским корабям на севере делать нечего. Не приспособлены они к Баренцеву морю. Вот и взяли у англичан то, что дают из расчёта корпус за корпус. «Архангельск» по своим характеристикам был самый мощным корабль в ВМФ СССР. К тому же передовался во временное пользование. В 1949 его британцам вернули.Как и крейсер с эсминцами.
KAPRAL: Не лучше ли бы было вместо линкора попросить у союзников десяток эсминцев?Полученные по ленд-лизу эсминцы Достойный, Доблестный, Деятельный, Дерзкий, Жгучий, Живучий, Жесткий и Жаркий,в отличии от «Архангельска», использовались довольно активно и пользы от них гораздо больше, чем от стоящего без дела линкора. 1. После одновременной гибели лидера и двух эсминцев ЧФ в 1943 действовал приказ, запрещающий крупным кораблям выходить в море без разрешения Ставки. А она его давала только эсминцам СФ для сопровождения ковоев и только в пределах действия базовой авиации. 2. При разделе итальянского флота СССР полагался определённый набор кораблей. Вот его аналоги от Британии и получили. Эсминцы… Читать далее »
DINAMIT: Боевая техника, территории, сырьё и прочие бонусы лишними никогда не бывают. Дают- надо брать. А то , что Вы так пишете про боевой корабль- значить поверхностно ознакомились с вопросом.
Не понял этого посыла. Вы вот любите требовать цифры, факты — так просветите, в чем поверхностность сказанного KAPRAL’ом? В чем там польза была? Линкор на грани списания, на него потратили кучу денег (цифры искать лень, но работы на таком корабле дешевыми не бывают), чтобы всего лишь использовать его как учебный корабль, да потом еще, всего через 5 лет, вернули его обратно.
Вот уж получили возмещение ущерба от итальянцев, ага!
Geograf: К тому же передовался во временное пользование. В 1949 его британцам вернули.Как и крейсер с эсминцами.
Кстати, может ли кто-то пояснить — почему во временное пользование? Ущерб нам итальянцы наносили отнюдь не временный, не исправляющийся самостоятельно.
Ангийские корабли передавались нам до тех пор, пока не появиться возможность перевести в порты СССР итальяцев. После войны английские корабли вернули прежним хозяевам и получили то, что должны были получить изначально: линкор «Юлий Цезарь», крейсер «Герцог Де Аоста», 5 эсминцев, 2 подлодки.
Кстати, может ли кто-то пояснить — почему во временное пользование? После капитуляции Италии советское правительство требовало немедленного раздела итальянского флота. Однако союзники по политическим соображениям (они в это время высадились в Италии, вели там тяжёлые бои и поддерка итальянцев им была необходима) решили отложить этот вопрос до окончания войны.Однако, что бы не портить отношения с СССР, и так довольно натянутыми из-за постоянных переносов сроков открытия второго фронта, предложили Сталину во временное пользование в счёт будущего раздела итальянского флота свои корабли — 1 линкор,1 крейсер, 8 эсминцев и 4 подводные лодки. Согласие было получено и эти корабли вошли в состав ВМФ… Читать далее »
Посыл «нахаляву хлорка- творог» не требует обоснования. Это аксиома.
Editor: просветите, в чем поверхностность сказанного KAPRAL’ом
Меня всегда удивляет категоричность заявлений типа «никакой пользы от линкора не было«. Прям таки никакой-никакой? Или почти никакой? Или в рублях пользу не оценить?
Editor: Линкор на грани списания, на него потратили кучу денег
Нет. Несмотря на то, что корабль считался устаревшим, состояние его материальной части было хорошее. Заводских ремонтов и докований корабль за всё время пребывания в советском флоте ни разу не проходил. Лишних денег Советское государство на содержание линкора не потратило.
Editor: В чем там польза была? Объясняю. Во время передачи корабля советскому ВМФ целых 4 месяца наши моряки осваивали корабль ,находясь непосредственно в Англии. Это позволило нашим офицерам посмотреть изнутри на флот её величества, вплотную ознакомиться с опытом, традициями, морской практикой лучших моряков планеты. Опыт- он, сцуко, бесценен. Для советского флота в середине 40-х годов получение даже устаревшего линкора было весьма своевременным. Ведь первая послевоенная кораблестроительная программа предусматривала пополнение советского ВМФ крупными артиллерийскими кораблями: тяжелыми крейсерами пр. 82 и легкими крейсерами пр. 68К и 68бис, а позднее — линейными кораблями и крейсерами новых проектов. А ведь после окончания войны у… Читать далее »
KAPRAL: почти тысяча высококлассных специалистов, В период получения корабля высококлассных специалистов на флоте осталось не так много. Ситуация на фронтах позволяла вздохнуть более свободно, не только на флоте, но и в армии. Почитайте воспоминания ветеранов: и высококлассным лётчикам, и танкистам, и представителям других родов войск уже с середины 1944 года стали предлагать обучение в военных училищах, а офицерам — в академиях. Руководство страны жило не одним днём: специалисты нужны всегда. А новейший (по сравнению с нашими) корабль, как раз и позволял провести подготовку таких специалистов. К сожалению, сейчас не вспомню чьи воспоминания, но большинство из этих тысячи высококлассных специалистов (не… Читать далее »
KAPRAL: Наоборот, для его укомплектования потребовалась почти тысяча высококлассных специалистов, которых в 1944 году было не так уж и много. Забыл сразу написать: формирование экипажа для «Архангельска» происходило в основном за счёт моряков линкора «Марат» (с 31 мая 1943 года «Петропавловск») , который де-факто с 23 сентября 1941 года кораблём уже не являлся. Появление «Архангельска» на нашем флоте фактически спасло всех этих моряков от профессиональной деградации, позволило сохранить кадры и подготовить их к освоению новых больших кораблей. KAPRAL: Не лучше ли бы было вместо линкора попросить у союзников десяток эсминцев? Нет, не лучше. Появление «Архангельска» увеличило количество линкоров в советском… Читать далее »
Я думаю сыграло определенную роль то, что линкор в 1943 году прошел переоборудование в США. На нем была установлена современная радиолокационная аппаратура. Было что поизучать, чему поучиться! Это, конечно, не самая главная причина, но и сбрасывать ее со счетов тоже не стоит.
Корабль снят во время перехода из Скапа-Флоу в Ваенгу. К сожалению это был единственный боевой поход линкора в составе нашего флота.
Никакой пользы от появления в составе нашего флота этого линкора не было. Наоборот, для его укомплектования потребовалась почти тысяча высококлассных специалистов, которых в 1944 году было не так уж и много.
А вот немцы так не считали и даже планировали уничтожить «Архангельск» с помощью сверхмалых подводных лодок «Бибер» из состава 265-й флотилии сверхмалых подводных лодок.
По ряду причин, прежде всего из-за низких ТТХ «Биберов», операция не состоялась и «Архангельск» продолжил и дальше стоять на якоре без всякой пользы…
Боевая техника, территории, сырьё и прочие бонусы лишними никогда не бывают. Дают- надо брать. А то , что Вы так пишете про боевой корабль- значить поверхностно ознакомились с вопросом.
Его углем топили?
такую громадину углем не потопишь)))
Я, кончно, не специалист и не претендую на истину в последней инстанции, но может Вы мне объясните, какая была польза от «Архангельска», кроме чисто теоретической угрозы немецким коммуникациям в Норвегии?
Не лучше ли бы было вместо линкора попросить у союзников десяток эсминцев?Полученные по ленд-лизу эсминцы Достойный, Доблестный, Деятельный, Дерзкий, Жгучий, Живучий, Жесткий и Жаркий,в отличии от «Архангельска», использовались довольно активно и пользы от них гораздо больше, чем от стоящего без дела линкора.
Мазут. Наибольший запас топлива 3150 тонн.
Какая-то подозрительная по выгоде для нас сделка. Репарации с Италии, почему-то англичане в счет этих репараций сбагривают в СССР видимо ненужный им корабль. Англы в очередной раз «кинули» союзника.
Этот линкор им в то время действительно был не нужен. Но говорить о сбагривании барахла тоже не стоит. Итальянским корабям на севере делать нечего. Не приспособлены они к Баренцеву морю. Вот и взяли у англичан то, что дают из расчёта корпус за корпус. «Архангельск» по своим характеристикам был самый мощным корабль в ВМФ СССР. К тому же передовался во временное пользование. В 1949 его британцам вернули.Как и крейсер с эсминцами.
KAPRAL: Не лучше ли бы было вместо линкора попросить у союзников десяток эсминцев?Полученные по ленд-лизу эсминцы Достойный, Доблестный, Деятельный, Дерзкий, Жгучий, Живучий, Жесткий и Жаркий,в отличии от «Архангельска», использовались довольно активно и пользы от них гораздо больше, чем от стоящего без дела линкора. 1. После одновременной гибели лидера и двух эсминцев ЧФ в 1943 действовал приказ, запрещающий крупным кораблям выходить в море без разрешения Ставки. А она его давала только эсминцам СФ для сопровождения ковоев и только в пределах действия базовой авиации. 2. При разделе итальянского флота СССР полагался определённый набор кораблей. Вот его аналоги от Британии и получили. Эсминцы… Читать далее »
Не понял этого посыла. Вы вот любите требовать цифры, факты — так просветите, в чем поверхностность сказанного KAPRAL’ом? В чем там польза была? Линкор на грани списания, на него потратили кучу денег (цифры искать лень, но работы на таком корабле дешевыми не бывают), чтобы всего лишь использовать его как учебный корабль, да потом еще, всего через 5 лет, вернули его обратно.
Вот уж получили возмещение ущерба от итальянцев, ага!
Кстати, может ли кто-то пояснить — почему во временное пользование? Ущерб нам итальянцы наносили отнюдь не временный, не исправляющийся самостоятельно.
Ангийские корабли передавались нам до тех пор, пока не появиться возможность перевести в порты СССР итальяцев. После войны английские корабли вернули прежним хозяевам и получили то, что должны были получить изначально: линкор «Юлий Цезарь», крейсер «Герцог Де Аоста», 5 эсминцев, 2 подлодки.
Кстати, итальянский линкор был старше «Архангельска». В строй вступил ещё в 1913 году. В 1933-1937 был модернизирован.
Кстати, может ли кто-то пояснить — почему во временное пользование? После капитуляции Италии советское правительство требовало немедленного раздела итальянского флота. Однако союзники по политическим соображениям (они в это время высадились в Италии, вели там тяжёлые бои и поддерка итальянцев им была необходима) решили отложить этот вопрос до окончания войны.Однако, что бы не портить отношения с СССР, и так довольно натянутыми из-за постоянных переносов сроков открытия второго фронта, предложили Сталину во временное пользование в счёт будущего раздела итальянского флота свои корабли — 1 линкор,1 крейсер, 8 эсминцев и 4 подводные лодки. Согласие было получено и эти корабли вошли в состав ВМФ… Читать далее »
Посыл «нахаляву хлорка- творог» не требует обоснования. Это аксиома.
Меня всегда удивляет категоричность заявлений типа «никакой пользы от линкора не было«. Прям таки никакой-никакой? Или почти никакой? Или в рублях пользу не оценить?
Нет. Несмотря на то, что корабль считался устаревшим, состояние его материальной части было хорошее. Заводских ремонтов и докований корабль за всё время пребывания в советском флоте ни разу не проходил. Лишних денег Советское государство на содержание линкора не потратило.
Editor: В чем там польза была? Объясняю. Во время передачи корабля советскому ВМФ целых 4 месяца наши моряки осваивали корабль ,находясь непосредственно в Англии. Это позволило нашим офицерам посмотреть изнутри на флот её величества, вплотную ознакомиться с опытом, традициями, морской практикой лучших моряков планеты. Опыт- он, сцуко, бесценен. Для советского флота в середине 40-х годов получение даже устаревшего линкора было весьма своевременным. Ведь первая послевоенная кораблестроительная программа предусматривала пополнение советского ВМФ крупными артиллерийскими кораблями: тяжелыми крейсерами пр. 82 и легкими крейсерами пр. 68К и 68бис, а позднее — линейными кораблями и крейсерами новых проектов. А ведь после окончания войны у… Читать далее »
KAPRAL: почти тысяча высококлассных специалистов, В период получения корабля высококлассных специалистов на флоте осталось не так много. Ситуация на фронтах позволяла вздохнуть более свободно, не только на флоте, но и в армии. Почитайте воспоминания ветеранов: и высококлассным лётчикам, и танкистам, и представителям других родов войск уже с середины 1944 года стали предлагать обучение в военных училищах, а офицерам — в академиях. Руководство страны жило не одним днём: специалисты нужны всегда. А новейший (по сравнению с нашими) корабль, как раз и позволял провести подготовку таких специалистов. К сожалению, сейчас не вспомню чьи воспоминания, но большинство из этих тысячи высококлассных специалистов (не… Читать далее »
KAPRAL: Наоборот, для его укомплектования потребовалась почти тысяча высококлассных специалистов, которых в 1944 году было не так уж и много. Забыл сразу написать: формирование экипажа для «Архангельска» происходило в основном за счёт моряков линкора «Марат» (с 31 мая 1943 года «Петропавловск») , который де-факто с 23 сентября 1941 года кораблём уже не являлся. Появление «Архангельска» на нашем флоте фактически спасло всех этих моряков от профессиональной деградации, позволило сохранить кадры и подготовить их к освоению новых больших кораблей. KAPRAL: Не лучше ли бы было вместо линкора попросить у союзников десяток эсминцев? Нет, не лучше. Появление «Архангельска» увеличило количество линкоров в советском… Читать далее »
Я думаю сыграло определенную роль то, что линкор в 1943 году прошел переоборудование в США. На нем была установлена современная радиолокационная аппаратура. Было что поизучать, чему поучиться! Это, конечно, не самая главная причина, но и сбрасывать ее со счетов тоже не стоит.