Японская подводная лодка I-8 (тип J-3) в гавани французского Бреста в день прибытия из перехода из Сингапура.
I-8, подводная лодка типа «Дзюнсен, проект J-3» (Junsen Type J-3 / 巡潜三型), заложена на верфи «Кавасаки Кобе» (Kawasaki Kobe) 11 октября 1934 г., спущена на воду 20 июля 1936 г., достроена 5 декабря 1938 г. Она и её систершип I-7 были крупнейшими японскими подлодками, введёнными в строй до начала Второй мировой на Тихом океане. Конструкция была основана на проекте KD (Kaidai). Обе субмарины участвовали в атаке на Пёрл-Харбор. Они также осуществляли патрулирование с применением гидропланов Yokosuka E14Y.
В 1943 г. в рамках миссии по доставке грузов в рамках обмена технологиями I-8 совершила рейс в оккупированную Германией Францию и обратно. Данные миссии совершались в соответствии с Тройственным пактом в целях обмена стратегическим сырьём и промышленными изделиями между Германией, Италией и Японией. Первоначально для доставки грузов применялись грузовые суда. Однако впоследствии, когда их применение стало невозможным, для перевозок стали привлекать подводные лодки. Попытки трансокеанских переходов предприняли лишь семь подводных лодок: японские I-30 (апрель 1942), I-8 (июнь 1943), I-34 (октябрь 1943), I-29 (ноябрь 1943), I-52 (марта 1944), немецкие U-180 и U-511 (август 1943).
Из них I-30 подорвалась на мине, I-34 потоплена британской подлодкой «Таурус» (HMS Taurus, P399), I-29 — американской подлодкой «Софиш» (USS Sawfish, SS-276), I-52 — американской морской авиацией.
1 июня 1943 г. I-8 под командованием Синдзи Утино (Shinji Uchino) вышла из гавани Куре в сопровождении подлодки I-10 и плавбазы «Хие Мару» (Hie Maru). Их груз включал две хорошо зарекомендовавшиеся себя кислородные торпеды Тип 95, торпедные аппараты, чертежи системы автоматической балансировки и новый морской разведывательный самолёт Yokosuka E14Y. На субмарине также присутствовала дополнительная команда из 48 человек под командованием Садатоси Нориты (Sadatoshi Norita). Она должна была перейти на немецкую подводную лодку (U-1224, Тип IXC/40) и привести её в Японию для реверс-инжиниринга.
Спустя девять дней субмарина прибыла в Сингапур, где приняла на борт груз хинина, олова и сырого каучука. После этого она отправилась на японскую базу в Пинанге (Penang), в оккупированной Малайе.
21 июля I-8 вошла в Атлантический океан. Там она попала в сильные шторма, но всё же смогла дойти до оккупированной немцами Франции.
20 августа I-8 встретилась с немецкой подлодкой U-161 под командованием капитан-лейтенанта Альбрехта Ахиллеса (Albrecht Adolf Konrad Achilles). На I-8 перешли два немецких радиста с радарным детектором FuMB 1 «Metox» 600A, который установили на мостике I-8. Когда I-8 вошла 29 августа в Бискайский залив Люфтваффе выслали для её воздушного прикрытия несколько Ju-88. Два дня спустя субмарина без происшествий вошла в Брест.
Японской подводной лодке был оказан тёплый приём. В течение месяца для её команды устраивались вечеринки и поездки в Париж и Берлин. Немецкие новостные агентства заявляли, что «теперь в Атлантическом океане действуют даже японские подлодки».
5 октября I-8 вышла из Бреста с грузом немецкого оборудования: пулемёты, бомбардировочные прицелы, двигатель Daimler-Benz для торпедного катера, палубные часы, сонарное оборудование, прицелы для зенитных орудий, электрические торпеды и пенициллин. На борту подлодки также следовали контр-адмирал Йокои Тадао (Yokoi Tadao), военно-морской атташе в Берлине с 1940 г., капитан Хосоя Сукеёси (Hosoya Sukeyoshi), военно-морской атташе во Франции с декабря 1939 г., три немецких офицера и четыре техника по радарному и гидрофонному оборудованию.
В Южной Атлантике, у мыса Доброй Надежды, I-8 попала в район штормов, что задержало её прибытие в Сингапур. Она передала немцам по радио свои координаты, однако эта радиограмма была перехвачена Союзниками. За перехватом последовала неудачная атака противолодочной авиации. 5 декабря I-8 прибыла в Сингапур, а 21 декабря вернулась, наконец, в Куре, Япония, пройдя в общей сложности 30 000 морских миль (56 000 км).
Несмотря на заслуженную славу единственной подлодки, совершившей в военное время поход из Японии в Германию и обратно, I-8 впоследствии, при новом командире Тацуносукэ Ариидзуми (Tatsunosuke Ariizumi) и команде, снискала печальную известность за обращение с военнопленными.
26 марта 1944 г. во время похода в Индийский океан I-8 торпедировала 5 787-тонное нидерландское грузовое судно «Тьисалак» (SS Tjisalak). Субмарина всплыла среди обломков. После непродолжительной перестрелки с расчётами оборонительного оружия судна выживших подобрали и разместили на палубе подлодки. Вскоре после затопления судна его команду и пассажиров (всего 97 чел.) связали парами. Затем японские моряки стали резать их мечами и избивать разводными ключами и молотками, после чего выживших застрелили и сбросили за борт. Шестеро с «Тьисалака» смогли выжить и найти спасательный плот. Позднее их подобрал пароход «Джеймс О. Уайлдер» (SS James O. Wilder) типа «Либерти».
Два месяца спустя I-8 стала участником ещё одного инцидента, когда подлодка потопила двумя торпедами 7 176-тонный американский пароход «Жан Николе» (SS Jean Nicolet) типа «Либерти». 100 человек команды покинули горящее судно и сели на спасательные плоты. Выживших снова собрали на палубе подводной лодки. Резня продолжалась несколько часов, поскольку людей уводили по одному за рубку, где их и убивали. Из-за приближения самолёта подлодка совершила срочное погружение. Остававшиеся на палубе пленные оказались в воде, большая часть из них утонула. Данные источников разнятся, но принято считать, что до спасательного плота добрались 23 чел., с которого их 30 часов спустя подобрал британский тральщик «Хокса» (HMS Hoxa). Пятеро пленных доставили на подлодке в Японию. Один из них, Фрэнсис Дж. О’Гара (Francis J. O’Gara), после войны был найден живым в концлагере. В его честь был назван новый пароход типа «Либерти» — SS Francis J. O’Gara. Таким образом, О’Гара стал единственным живым человеком, в честь которого назвали пароход типа «Либерти».
I-8 потопила множество других торговых судов. При этом команды этих судов несли большие потери, либо даже гибли в полном составе, что предусматривало состав доп. военных преступлений. Капитан Ариидзуми, поощрявший и участвовавший в расправах, совершил самоубийство после капитуляции Японии. Несколько членов команды пережили войну, но найти и отдать под суд удалось только троих. Одному из них был предоставлен иммунитет в обмен на показания против бывших сослуживцев, а также разрешение на возвращение в США. Других судили и приговорили к разным срокам заключения, которые были сокращены решением японского правительства в 1955 г.
В конце 1944 г. подводную лодку I-8 переделали в носитель человекоуправляемых торпед-камикадзе «Кайтен» (Kaiten / 回天). 31 марта 1945 г. американские эсминцы «Моррисон» (USS Morrison, DD-560) и «Стоктон» (USS Stockton, DD-646) потопили подлодку в районе Окинавы.
Написать комментарий