Главная » Техника » Самолеты » Самолеты СССР » Ил-2 » Поврежденный штурмовик Ил-2

Поврежденный штурмовик Ил-2

27 июня 2009 Добавил Editor 51 комментарий
Поврежденный штурмовик Ил-2

Севший на вынужденную посадку, «на брюхо» в расположении немцев советский штурмовик Ил-2.

Теги: , , ,
Категория: Ил-2

Оригинал

Поделиться:

Вставка фото на сайт или в блог:


0 Администрации «Военного альбома» не известно, имеются ли какие-либо ограничения на копирование и иное использование этой фотографии.
Если вы хотите использовать не только фотографию, но и ее описание, то это возможно в соответствии с пунктом 2 «Условий использования» сайта «Военный альбом».
Поврежденный истребитель И-16, захваченный немцами Советский танк КВ-1, подбитый на торговой площади Мценска



51 комментарий »

  • avatar Вадим пишет 25 июля 2009 в 1:00 (ЛС):

    Хотя Ил-2 считался самым опасным для немецких летчиков, некоторые асы умудрялись сбивать более 50 этих штурмовиков

    Thumb up 0 Thumb down 1
  • avatar АНДРЕЙ пишет 25 июля 2009 в 12:56 (ЛС):

    А в чем, если не секрет, была опасность ил-2 для немецких летчиков?

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • Editor пишет 25 июля 2009 в 13:21 (ЛС):

    Не то что бы опасен — считается, что из-за бронирования его было трудно сбить. Хотя это противоречивая информация. Вот немецкий ас Альфред Гриславски сказал в своем интервью: «Самый трудный был, конечно, штурмовик, Ил-2. Сильно бронирован и для новичков было сбить его практически невозможно. Нужно было точно знать его уязвимые точки. Самым уязвимым у него был радиатор под брюхом. Мы били по нему. Там была заслонка и важно было открыть огонь до того, как летчик ее закроет. Внезапно, с первой атаки. Ил-2 с задним стрелком был еще труднее.»

    С другой стороны, Ил-2 без заднего стрелка несли огромные потери от истребителей немцев.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar АНДРЕЙ пишет 25 июля 2009 в 14:26 (ЛС):

    Вот такие комменты приятно почитать. Взвешенно , с цитатой.

    Еще в тему. ГСС, летчик-штурмовик Черкашин Г.Г. в своем интервью приводит цитаты из записей боевого пути полка в 1944 году:

    «23.3.44. В период 17:35-18:00. Четыре пары Ил-2, ведущие: Ерашов, Тулакин, Дьяконов, Бурьянов. На высоте 500-700 метров в р-не западнее Вознесенское, были атакованы шестью Bf-109. Атаки производились по каждой паре штурмовиков в отдельности методом «палицы», сверху-сзади под углом пикирования 30-40 град. В результате воздушного боя летчик ст. л-т Филонов пушечно-пулеметным огнем сбил Bf-109, который упал в 2 км западнее Ястребиново.

    Наши потери: не вернулся с боевого задания командир 672 ШАП Г.С.С. м-р Ерашов, подбит самолет летчика Середкина, который произвел посадку на своем аэродроме на фюзеляж. Ранен воздушный стрелок.

    24.3.44. Группа – семь Ил-2. Ведущий Амосов. В группе с целью контроля летит командир дивизии гв. полковник Исупов. В районе Нов. Катериненталь были атакованы четырьмя истребителями Bf-109. Атаки производились из облаков. В результате воздушного боя сбит и не вернулся с боевого задания комдив п-к Исупов. Ведущий – лейтенант Амосов сбит, и упал на своей территории. Воздушный стрелок выбросился на парашюте и прибыл в часть.

    24.3.44 Группа шесть Ил-2. Ведущий ст. л-т Филонов. В р-не Александровка на высоте 600 метров атакованы шестью Bf-109. Атаки производились сверху-сзади. В результате воздушного боя сбито 3 Bf-109, наши потери – 2 самолета. Воздушный стрелок Сазонов сбил один Bf-109, упал у развилки дорог 3 км. южнее Анетовка. Л-к Черкашин сбил 1 Bf-109, упал в 0,5 км южнее Анетовка. Л-ки Серегин (будущий Герой Советского Союза, которому суждено будет разбиться вместе с Гагариным) и Мариненко пушечно-пулеметным огнем сбили 1 Bf-109, который упал в р-не станции Трипратное. Наши потери: сбито два самолета. Л-к Бурьянов упал в р. Южный Буг, л-к Семиренко упал на своей территории. Л-к Семиренко жив и вернулся в часть, воздушный стрелок и самолет сгорели.»

    Что интересно ,по данным Черкашина немцы били не снизу по радиатору, как говорит Гриславски, а сверху-сзади.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • Editor пишет 25 июля 2009 в 22:36 (ЛС):

    Да уж, потери на обычном уровне примерно аналогичных машин (типа легких бомбардировщиков с задним стрелком).

    Сам факт внедрения заднего стрелка говорит о том, что большая опасность для Ил-2 была сзади-сверху.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar АНДРЕЙ пишет 27 июля 2009 в 0:05 (ЛС):

    Про потери илов вот интересная цифирь:

    Из примерно 38 000 выпущеных за время войны и принятых военной приемкой Ил-2 и Ил-10 БОЕВЫЕ потери составили около 9600 машин. Относительные боевые потери НИЖЕ чем ,например, у истребителей , которых и было больше и потеряли больше.

    Статистика наука точная. Про огромные потери ил-2 надо писать осторожнее.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • Editor пишет 27 июля 2009 в 0:49 (ЛС):

    Ну так такая оценка потерям Ил-2 и дается в описаниях тех событий. В начале войны и даже до середины 1943 года Ил-2 часто летали без прикрытия или с недостаточным прикрытием истребителей, оттого и потери большие. В книге О.Растренина «Ил-2» приводится статистика по среднему числу боевых вылетов на одну боевую потерю. С июня 1941 г. по июль 1942 года этот показатель составлял для Ил-2 — всего 13, для истребителей — 28. С августа 1942 по июнь 1943 — соответственно 26 и 69.

    А вот в другой своей книге он пишет, про действия конкретных соединений:

    militera.lib.ru/h/rastrenin_ov/04.html

    «Из этого числа на долю Ил-2 пришлось 300 вылетов, Пе-2 и А-20В «Бостон» — 166 и истребителей — 644 вылета.

    Безвозвратные потери воздушных армий при дневных ударах по аэродромам 6 и 7 мая составили 70 самолетов Ил-2, 44 истребителей и 13 бомбардировщиков Пе-2 и «Бостон».

    Согласно отчетам штабов штурмовых авиаполков девять самолетов Ил-2 были сбиты истребителями люфтваффе, восемь — огнем зенитной артиллерии, 36 — не вернулись с боевого задания и 17 — списаны после вынужденных посадок.

    Примерно в 63% боевых вылетов штурмовики вели воздушные бои с немецкими истребителями, и каждый вылет Ил-2 сопровождался обстрелом зенитной артиллерии противника. Можно считать, что в воздушных боях с истребителями люфтваффе было потеряно около 45 самолетов Ил-2. Остальные потери в штурмовиках пришлись на долю немецких зенитчиков. При этом боевая живучесть Ил-2 не превысила 4,3, а летчика — 5,8 самолето-вылета.»

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Максим-пулемёт пишет 3 сентября 2009 в 19:22 (ЛС):

    Слышал инфу, что по статистике на одного погибшего лётчика штурмовика Ил-2 приходилось 7 погибших стрелков. Так ли это? И что стрелками 12,7-мм пулемёта УБТ на Ил-2 были в том числе штрафники?

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Michael пишет 3 сентября 2009 в 19:37 (ЛС):

    В отношении в 1 к 7 не уверен, но то, что стрелков погибло больше я тоже читал. Про штрафников мне лично кажется надуманным.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Максим-пулемёт пишет 3 сентября 2009 в 19:42 (ЛС):

    Но я же сам не придумал. Говорю же, что где-то слышал (по телевизору) или читал. Может кто действительно знает?

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar АНДРЕЙ пишет 3 сентября 2009 в 22:09 (ЛС):

    Это соотношение потерь лётчик/стрелок было получено за время войсковых испытаний двухместного ил-2 зимой 1942/43 годов. Всего имелось 8 случаев поражения стрелков . Причем во всех случаях, кроме одного, летчики оставались невредимыми. То есть на одного вышедшего из строя летчика пришлось 8 убитых или РАНЕНЫХ стрелков.

    За время этих испытаний 16 двухместных самолетов Ил-2 с кормовым пулеметом УБТ выполнили 64 боевых вылета ,Провели 8 воздушных боев, в которых огнем стрелков было сбито 7 истребителей противника Bf109. Свои потери составили 3 штурмовика. Надо при этом обратить внимание, что в потери включены выжившие , но раненые стрелки.

    А вот до кучи фрагменты документов:

    Потери 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ с 12.03.43 по 29.04.45 составили

    Пилотов — 121. / Стрелков — 103.

    Потери летного состава 175 гвардейского ШАП (874 ШАП)

    год /Летчики /Стрелки

    1942/ 14/ —

    1943 /30 /24

    1944 / 16/ 17

    1945 /4 /6

    Из документов видно , что потери лётчик/стрелок в ходе реальной боевой эксплуатации крутятся вокруг соотношения 1/1. Мне кажется это действительно так. Предположу почему именно:

    -потеря стрелка сильно облегчала расправу над всем штурмовиком, после гибели стрелка наступала очередь погибнуть и пилоту.

    -если истребитель точно накрывал кабину ил-2 то шансов выжить было мало у обоих. Броневой лист толщиной 6 мм позади стрелка защищал только от пулеметного огня при атаках истребителей противника СТРОГО со стороны хвоста самолета и от осколков зенитных снарядов, разорвавшихся СЗАДИ фюзеляжа. Строго позади ил-2 думаю очень редко кто-либо летал, а зенитные снаряды взрывались и спереди, и сверху , и снизу, и сбоков.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Wild_Tom_Cat_666 пишет 3 сентября 2009 в 22:35 (ЛС):

    на первых двухместных «Ил-2»стрелок не был прикрыт сверху ничем,затем фонарь-с частичным бронированием,пехотная каска тяжёлого типа и броненагрудник штурмовых бригад.Таким образомпотери стрелков от пулемётного огня снизились...Далее-удлиннение бронекоробки...А боевые потери советских ВВС составили 65% потерянных в годы войны самолётов,в отдельных частях доходило до 80%(«История ВТА ВВС»)

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Wild_Tom_Cat_666 пишет 3 сентября 2009 в 22:41 (ЛС):

    Я немного неправильно выразился,иногда небоевые потери доходили до 80%(в учебных и транспортных частях),но и 30% для боевой части немало...

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Максим-пулемёт пишет 5 сентября 2009 в 8:05 (ЛС):

    А что на счёт штрафников?

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar Максим-пулемёт пишет 5 сентября 2009 в 8:07 (ЛС):

    Это из Википедии про Ил-2: «...Тяжелой и неразрешенной проблемой была так же защита стрелка-радиста. Если пилот, находившийся в бронекапсуле был защищен от пуль и осколков, то стрелок не имел никакого прикрытия и поражался практически любым видом оружия с любой (кроме лобовой) проекции самолета. Следствием этого являлась высокая смертность среди стрелков-радистов (по некоторым оценкам, превышала смертность пилотов в 2 и более раз)...».

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • Editor пишет 6 сентября 2009 в 0:04 (ЛС):

    Насчет штрафников в качестве стрелков - есть их упоминания в книге А.Драбкина «Я дрался на Ил-2» (которая, как известно, состоит из интервью с пилотами-ветеранами):

    1: «У меня несколько стрелков было. Поначалу к нам штрафников присылали.»

    2: «В начале войны стрелками сажали кого угодно — штрафников, пехотинцев, механиков, а потом стали готовить в специализированных школах.»

    3: «А.Д. Вы что-нибудь слышали о том, что штрафников направляли стрелками на Ил-2?

    — Был у нас стрелком воздушный стрелок-радист с бомбардировщика. За что его осудили, не знаю, но он был боевой, видно, чтобы оправдать доверие, рвался летать. От одного летчика к другому переходил. Только отлетаем, он опять на вылет просится!»

    А вот интересная подробность: 30 вылетов стрелком — как год в штрафбате (где тоже не в тылу и не в штабе сидели):

    4: «Ему дали десять лет лагерей с заменой годом штрафбата. Затем решили, что квалифицированного штурмана гробить в штрафбате негоже, и заменили год штрафбата тридцатью вылетами стрелком на Ил-2.»

    Однако это всего 4 упоминания из 14 интервью, т.е. штрафники бывали не у всех. Один ветеран прямо ответил, что о практике использования штрафников в качестве стрелков не слышал.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar FiS35 пишет 6 сентября 2009 в 2:18 (ЛС):

    Основаниями для освобождения лиц, отбывающих наказание в штрафных войсковых подразделениях являлись:

    Отбытие срока наказания (не более 3-х месяцев).

    Полученное военнослужащим, отбывающим наказание средней тяжести или тяжелого ранения, требовавшего госпитализации.

    Досрочно решением политсовета армии по ходатайству командира штрафного войскового подразделения в виде поощрения в отношении военнослужащих, проявивших исключительное мужество и храбрость... так, что врядли давали 1год.

    Thumb up 1 Thumb down 0
  • avatar АНДРЕЙ пишет 6 сентября 2009 в 2:48 (ЛС):

    Перепутал дедушка-ветеран, с кем не бывает...

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar vrn_histpage пишет 10 сентября 2009 в 12:42 (ЛС):

    >Сам факт внедрения заднего стрелка говорит о том, что большая опасность для Ил-2 была сзади-сверху.

    Это было ясно изначально. И самолет был сразу предусмотрен двухместным.

    Но по факту, оказалось что самолет не дает заявленных ТТХ из-за своей тяжести и Илюшин убрал место стрелка. Позже, из-за высоких потерь, предъявляемые к штурмовику ТТХ снизили и вернули стрелка на место.

    Thumb up 0 Thumb down 0
  • avatar raptor0738 пишет 12 сентября 2009 в 0:39 (ЛС):

    Складывается впечатление ,какого то то психоза по поводу штрафников, что в фильмах что в книгах что в умах.Можно подумать что воевали только они и войска НКВД. Нынче это модно ? Не хочу показаться необьективным , но вам не кажется что большинство фоток именно с немецкой стороны -захваченные т34. подбитый Ил2 ........ итд..это конечно интересно . взгляд с другой стороны на события,но наши войска что тоже сбивали и захватывали .ИМХО.

    Thumb up 2 Thumb down 0

Прокомментировать:

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь для того, чтобы оставить комментарий.

Комментирование пока что недоступно: требуется регистрация или авторизация.