По Интерам добавлю: " Изначально M-5-6 в количестве 500 штук построили для армии США, но затем в полном составе отправили в СССР. Более мощный вариант М-5H-6 строили только для морской пехоты и флота." (с)
Немцы частенько камуфлировали захваченные ЗИС-5.
Но обычно они этим не заморачивались.
Вот показательное фото: немцы, один помогает, а другой подгоняет палкой местных женщин и детей, занятых вероятно уборкой снега с дороги, в вытаскивании трофейного ЗиС-5, груженого колючей проволокой, завязшего в снегу.
ЗИС-5 на службе у немцев, огромная подборка
http://beutepanzer.ru/Beutepanzer/su/truck_car/zis-5/zis_5-1.htm
Но наши тоже иногда выдавали такие шедевры камуфляжа, что дух захватывает...
А вот камуфляж ЗиС-5, закупленных в 1936 Литовской армией в значительном количестве.
А вот камуфляж ЗиС-5
Это не "6" (трёхосный) здесь и выше, в качестве эвакуатора?...
Да, пардон, 6-ки, просто речь шла про камуфляж, от того и недогляд.
Практически любой транспорт в Советском Союзе, будь он размером хоть немногим крупнее обычной «легковушки», мог иметь двойное назначение. Вот, скажем, хорошо всем известные автобусы ЛАЗ серии 695. Те самые, которыми при Союзе были наводнены улицы большинства наших городов. Вы никогда не обращали внимание, что в правой части передка у них сделан здоровенный люк?
Сейчас станет видно на примере ЛАЗа более старой модели 695Б. Вот таким вот образом этот люк открывался:
А вот как он использовался:
Как видно, люк этот служил для загрузки в салон носилок с больными и ранеными. Ведь все автобусы в Советском Союзе считались мобилизационным резервом и в «особый период», то есть во время боевых действий, подлежали мобилизации и переоборудованию в санитарный транспорт. Все сиденья, за исключением нескольких, удалялись из салона, а вместо них монтировались «этажерки» для фиксации носилок, укладки с предметами для ухода за ранеными, питьевые бачки, светомаскировочные шторы и другое оборудование. В собранном виде в салоне того же самого автобуса ЛАЗ-695Б это выглядело вот так:
Вот в автобусах обычных городских ЛиАЗ-677, никаких дополнительных люков ни в передней, ни в задней части кузова предусмотрено не было, поскольку ширина задних дверей позволяла свободно производить загрузку носилок прямо через них, на широкую и достаточно низкую заднюю площадку, конечно при снятых поручнях. А открытые ширмовые дверцы автобусов ЛАЗ достаточного просвета в проемах уже не оставляли.
Что характерно, никакой «самопальщины» при подобном переоборудовании пассажирских автобусов в санитарные не требовалось, поскольку все необходимые унифицированные закладные элементы для монтажа стоек и подвесов для носилок устанавливались в салонах всех отечественных автобусов еще с завода!
А городские автобусы ЛиАЗ-677 дополнительно получали еще и съемный кронштейн, который при переоборудовании в «санитарку» надлежало установить в задней части кузова, чтобы затем повесить на него запасное колесо. В обычной эксплуатации 677-му возить с собой «запаску» не полагалось вовсе – ведь, случись что, ему на помощь из парка должна была прибыть «техничка» с новым колесом. Но с учетом жизненных реалий многие водители городских ЛиАЗов предпочитали возить запасное колесо всегда с собой.
А теперь – небольшой ретроспективный экскурс по более мелким советским автобусам, начиная от самых маленьких. Вот, к примеру, переоборудованный салон микроавтобуса РАФ-977:
А вот в старые круглые «пазики» загружать носилки полагалось через люк в задней стенке кузова, а в мирной жизни этот люк обычно использовался в катафалочных целях:
В курганские «коробочки» грузить раненых было еще проще, ведь у них в задней части кузова была полноценная распашная дверь!
А вот современные (фото 2017 года), два полноприводных автобуса ПАЗ-3206 с санитарным оборудованием – через их окна видны стойки и ремни для подвешивания носилок, и люк сзади как положено - остался на месте.
3 мая 1943 года на шасси ГАЗ-64 примерили установку легкой 37-мм пушки.
Изыски бандерлогов - если шарахнет то ног у водилы могед и не останется.
Этот пост – о доброй советской традиции находить военное применение практически любому гражданскому транспорту. Ранее это было продемонстрировано это на примере городских автобусов ( http://waralbum.ru/bb/viewtopic.php?pid=133993#p133993 ), а сегодня вы сможете узнать, сколько фугасных реактивных снарядов для БМД-20 за один раз способен увезти самосвал-«сельхозник» ГАЗ-САЗ-53Б, сколько человек личного состава с полным снаряжением может поместиться в полукруглом кузове строительного самосвала-бетоновоза ЗИЛ-ММЗ-555 и сколько танковых дизелей влезает в полуприцеп седельного тягача МАЗ-504. В СССР все это самым тщательным образом это было просчитано в 1969 году, и результаты этих подсчетов свели в справочный фотоиллюстрированный альбом. Всего в этом справочнике содержится добрая сотня картинок; некоторые из них сейчас будут представлены вашему вниманию.
Первым «экспонатом» у нас сегодня будет сельскохозяйственный самосвал ГАЗ-САЗ-53Б. По своему изначальному роду деятельности он был призван перевозить в колхозах зерновые культуры, силос, картофель и прочий навоз. Оснащен он прямоугольной бортовой платформой с 3-сторонней разгрузкой. Поверх основных цельнометаллических бортов конструкцией предусмотрена установка дополнительных деревянных надставок, практически удваивающих полезную вместимость (до 9 кубических метров). Испытуемый же экземпляр «газика» побывал на 38-м Опытном заводе Министерства обороны, где его оснастили съемными деревянными лавками и длинной металлической лестницей-трапом. Залезать в кузов через высоченные надставные борта – удовольствие сомнительное. Но вариантов нет, на этом самосвале задний борт нельзя откинуть вниз, как на простом бортовом грузовике, поскольку его навеска выполнена на верхних петлях. Как видно на фотографиях, в транспортном положении снятые лавки крепились снаружи правого бокового борта, а снятая лесенка – снаружи заднего борта.
На трех лавочках «газика» удалось разместить 21 бойца. При грузоподъемности машины в районе 3,5 тонн коэффициент использования грузоподъемности (КИГ) составил 0,63.
Теперь на очереди перевозка армейских грузов. Картина маслом: мирный «газон»-зерновоз под завязку загружен смертоносным тяжелым вооружением… 200-мм фугасные реактивные снаряды МД-20-Ф для реактивной системы БМД-20 – чересчур громоздкие, «с шапкой» в кузов влезло только 10 штук, недоиспользовано 18% грузоподъемности. А вот 140-мм турбореактивные снаряды М-14-ОФ для пусковой установки БМ-14 – для этой машины самое то: при исчерпании грузоподъемности занимают уже почти весь объем платформы (на этом фото и далее верхние ярусы груза не установлены для удобства подсчетов). Также идеально укладываются в «газон» ящики с противотанковыми минами ТМ-57 (КИГ в этом случае достигает значения 0,99). А на нижнем правом фото показана погрузка в кузов 28 авиабомб модели ОФАБ-100. Как видно, поместились они отлично – как буд-то тут и были – но с перегрузом в 550 килограмм, водиле это надо будет учитывать.
Сельский «газон» прекрасно подошел и для перевозки трех контейнеров типа КП-2 под ГСМ либо одной бочки типа Р-4 с горючим (в обоих случаях, правда, зафиксирован перегруз порядка полутонны). Танковых дизелей без упаковочных ящиков влезло три единицы, а полковой танковый комплект с запчастями разместился в кузове целиком. Что тут скажешь - к строевой службе «газон» годен.
Наш второй испытуемый – строительный самосвал ЗИЛ-ММЗ-555. Для своего времени это была весьма своеобразная машина, в которой благодаря полукруглому сечению кузова легко возили даже бетон: поскольку на днище нет углов, то и груз (бетон) к нему практически не прилипал. И вот даже этот самосвал умудрились приспособить для перевозки личного состава, причем помимо лавок и спинок-надставок в кузов пришлось ставить еще и специальные упоры для ног – ведь ровного пола в таком кузове попросту нет! В результате «зилок» смог увезти в своем кузове 3-кубовой размерности 15 бойцов, но при грузоподъемности в районе 4,5 т КИГ при этом остается очень и очень скоромным – 0,38.
Небольшой кузов ЗИЛа был ожидаемо плохо приспособлен для транспортировки легковесных грузов. Вот, например, сухари в мешках, даже будучи нагруженными со здоровенной горкой, использовали лишь 1,2 тонны грузоподъемности (КИГ равен 0,28). Ничуть не лучше обстояли дела и с покрышками для грузовиков ГАЗ, коих уместилось лишь 1,34 тонны (КИГ равен 0,3). Контейнеров КП-2 с горючим в кузов влезло 2 штуки (КИГ=0,58), а резервуар РА-2М с окислителем для ракетного топлива – всего один, но в этом случае хоть КИГ получился более-менее приличный (целых 0,73).
Из-за скругленной формы зиловского кузова тарные грузы в ящиках размещаются в нем не лучшим образом: с грехом пополам удалось впихнуть в него лишь 1,54 тонны противопехотных мин модели ПМД-6. Более компактные ящики со взрывчаткой укладываются уже получше: их помещается аж 3,3 тонны. А маленькими и весьма тяжелыми гусеничными траками без упаковки удается занять уже весь кузов с полным использованием грузоподъемности. Но в то же время легких парашютов в машине уместилось всего на 1,3 тонны.
На фото слева – погрузка минного трала КМТ-4: он занимает весь полезный объем кузова, да только весит при этом всего 1,4 тонны, поэтому КИГ оказался равным только 0,31. Ниже показана погрузка реактивных снарядов 9М14 для ПТРК «Малютка» в ящиках. КИГ тут получается еще меньше – всего 0,23, поскольку в нижней округлой части платформы остается много пустоты. Справа показана погрузка авиабомб ОФАБ-100 и САБ-500: из-за громоздкости в зиловский кузовок они тоже укладываются никак не оптимально, используя лишь 37…42% от запаса грузоподъемности.
А вот опять строительный самосвал, только на этот раз более тяжелый – 7-тонный МАЗ-503Б. Его кузовок вместимостью 5 кубометров лишь немножко подлиннее зиловского, хотя бы пол у него ровный. Трансформация по уже знакомому принципу: маленькие деревянные надставки для бортов, выполняющие попутно роль спинок, деревянные лавки, металлическая лесенка. Причем лесенку на сей раз сделали короткой, потому как наружные усилители заднего борта платформы предполагалось использовать как подножки. Ох, и какими скользкими они становились после того, как на них налипала мокрая глина с солдатских сапог… Между тем, в кузове МАЗа удалось разместить 21 бойца – прямо как в более легком «газоне». А ведь у МАЗа-то грузоподъемность вдвое выше газоновской – 7 тонн, и «расходовалась» она в данном случае всего лишь на 31%. Страшно даже представить, как при такой небольшой загрузке трясло солдатиков на жестких деревянных лавках в кузове этого самосвала.
Фото в первом столбце: в кузов МАЗа влезают 4-тонная бочка Р-4 с ГСМ или пара резервуаров РА-2М с компонентами ракетного топлива. Во втором столбце показаны погрузка мягкой резинотканевой бочки МР-4 для ГСМ (раньше даже не знал о существовании таких штук, честно говоря) и коробки с противотанковыми минами ТМ-57. В обоих случаях имеющаяся грузоподъемность используется всего лишь наполовину (КИГи везде подписаны). Третий столбец – погрузка 1,7 тонны сухарей и трех фугасных авиабомб ФАБ-1500 общим весом 5,82 тонны.
Для погрузки ящиков с крупнокалиберными унитарными патронами и снарядами, ПТУРСами и выстрелами к противотанковому гранатомету СПГ-9 кузов самосвала МАЗ-503Б подходит совсем неважно, позволяя использовать в лучшем случае половину запаса грузоподъемности (КИГ – от 0,23 до 0,58). Зато мелкорасфасованных патронов калибра 7,62 мм при загрузке чуть выше надставок в кузов влезает ровно 7 тонн! Вот только какой же знатный геморрой, наверное, их оттуда потом выгружать, когда укладка в кузове получилась очень плотная, а ни одного борта откинуть нельзя… На последнем фото – загрузка 8 цилиндрических укупорок под реактивные снаряды модели МД-20-Ф: то, как идеально точно они легли в кузов, вообще наводит на мысль, что возможность их перевозки была заложена инженерами в конструкцию самосвальной платформы еще на стадии ее проектирования!
Последние погрузки с самосвалом МАЗ-503Б: покрышки для «газонов» и КрАЗов, ящики с запасными частями, контейнеры КП-2 и ящики со взрывчаткой. Из всего этого ассортимента всю грузоподъемность самосвала не смог «съесть» ни один из грузов, более-менее нормальный КИГ получился только у «комплекта запчастей № 1» (0,83) и взрывчатки (0,72).
А вот подошла очередь канонической сцепки из седельного тягача ЗИЛ-130В1 с бортовым полуприцепом ОдАЗ-885: на шести лавках в его кузове поместились уже 36 бойцов! Это, между прочим, больше, чем количество мест для сидения в салоне у автобуса ЛАЗ-695Н! Грузоподъемность такого автопоезда – даже больше, чем у МАЗа-самосвала: 7,5 тонн, а объем платформы равен 8 кубометрам (а с надставными бортами уже все 12,5 кубов). КИГ здесь получился равным 0,52.
Соотношение грузоподъемности и вместимости зиловского полуприцепа вышло оптимальным в случаях перевозки патронов, выстрелов для гранатометов, мешков с мукой: по этим позициям КИГ=1 при полном использовании объема. Хорошо (лишь с небольшим перегрузом) в кузове размещаются металлические 200-литровые бочки. Пара топливных резервуаров Р-4 тоже влезают в кузов хорошо, но перегруз при этом уже вплотную приближается к 500 кг. А деревянные бочки с животными жирами, полностью заняв платформу, недоиспользуют 22% грузоподъемности.
Запчасти, контейнеры КП-2 и сухпайки размещаются в кузове хорошо (КИГ по ним равен 0,75…1), а вот для коробок с макаронами и шин к грузовикам КрАЗ вместимость платформы полуприцепа оказывается сильно недостаточной (КИГ=0,45 и 0,65 соответственно).
В первом столбце – автопоезд загрузили ящиками с противотанковыми и противопехотными минами (КИГ=0,87 и 0,82). Во втором столбце показана загрузка громоздкими, но очень легкими подвесными баками (в одиночные самосвалы они не помещались вовсе), а также пятью ящиками с танковыми дизелями суммарным весом около 6 тонн. Третий столбец – это 4 авиационные бомбы ФАБ-1500, загрузить которые удалось с откинутым задним бортом (и перегрузом на 260 кг), и 12 ящиков с «комплектами изделия ИС» (за этим достаточно нейтральным названием на деле скрываются ракеты К-51).
Последний экспонат сегодняшней «выставки» — седельный тягач МАЗ-504 с полуприцепом МАЗ-5245 с грузоподъемностью 13,5 т. Объем кузова 13,5 кубов номинально и 16 кубов с надставными бортами. В его платформу поместилось аж 46 бойцов, использовав 36% грузоподъемности.
Различные типовые комплекты запчастей занимают весь объем кузова, но с двукратно различающимся КИГ (от 0,5 до 0,98). Шин зиловской размерности влезает 7,83 тонны, мешков с сухарями – лишь чуть больше 4 тонн. В последнем столбце – загрузка танковых дизелей: вверху – без тары (8 шт.), внизу – в деревянных ящиках (6 шт.).
Последние загрузки тягача МАЗ-504: первый столбец – 10,2 тонны противотанковых мин ТМ-57 и 13 тонн ящиков со взрывчаткой — хорррроший новогодний фейерверк бы получился )) Посередине – ящики с тремя авиационными двигателями суммарным весом 2,9 тонны (КИГ=0,22 – меньше, чем у мешков с сухарями). В правом столбце – загрузка 4 комплектов 15-местных сборных убежищ КВС-У из волнистой стали и подвесных баков. Последние, к слову, свисают позади кузова аж на пару метров: да уж, прежде с перевозкой негабарита было проще ))
Итальянский артиллерийский трактор (тягач) Pavesi P4 на испытаниях в британской армии; 1929-й год.
Серия тягачей (5 машин), предназначенных для испытаний британцами была произведена в том же 1929-м году на мощностях Armstrong Siddeley
На рубеже 1930-х и 1940-х годов, фирма Cook Brothers из Лос-Анджелеса представила армии США свой оригинальный бронированный автомобиль для использования в пустыне, а так же по труднопроходимой обычной технике местности, в котором применялась колесная формула 8 × 8. Бронемашина называлась EDV - Экспериментальная пустынная машина
Армия США заинтересовалась этой интересной разработкой, и на основе ее решила сделать заказ на прототип истребителя танков на аналогичном шасси с примененной колесной формулой 8 × 8.
Так возникла идея создания истребителя танков (самоходной артиллерийской установки) T55 под названием Cook Interceptor.
T55 и T55E1
Работы по созданию истребителя танков Т55 начались в 1941 году. Первый прототип был произведен в 1942 году, его отправили на полигонные испытания. Прототип колесного истребителя танков неплохо перемещался по труднопроходимой местности, однако было выявлено много мелких недочетов и сбоев.
В результате, американская армия заказала еще один прототип - T55E1, который должен был стать улучшенной версией своего предшественника.
Строительство нового прототипа было завершено в 1943 году и немедленно отправлено на испытания в Абердинский испытательный полигон.
T55E1 оказался существенно лучше своего предшественника T55. Прототип с успехом справлялся с испытаниями, без особых проблем поднимаясь на склоны под углом до 37 градусов, а так же преодолевая водные преграды до 0,9 метров глубиной. Максимальную скорость на шоссе T55E1 развивал до 96,5 км/ч
Вооружен T55E1 был 76-ти мм пушкой М7, а так же зенитным пулеметом Browning M2HB калибра 12,7 мм
Несмотря на первоначальный энтузиазм, в 1943 году программа по созданию маневренных истребителей танков была полностью свернута. Достаточно хорошие результаты полигонных испытаний, показанные прототипом T55E1, не убедили руководство армии США в необходимости производства, посчитав, что данные разработки на тот момент не имеют никаких перспектив.
https://zen.yandex.ru/media/guns_review/kolesnye-istrebiteli-tankovt55t55e1-nerealizovannyi-proekt-ssha-5c671a6eb46ce100ae92df5b
А вот что ранее, в конце 20-х делали американцы, это было время экспериментов. В 1928-30 годах было построено 6 броневиков на шасси коммерческих грузовиков. Все они были в общем-то похожи, но самым интересным получился Armoured Car T9. В качестве базы для трехместной боевой машины выступило шасси "Плимута", боевая масса оказалась немногим больше 1,5 тонн. Размеры видны по фото. Американские военные особо не оценили идею, и дальше опытов дело не пошло.
Некоторые автомобили семейства "Тигр"
Тут посмотрел ранее вставленные в тему Григорием ( griha45 ) отечественные разработки на основе полугусеничного грузового автомобиля ЗиС-42 http://waralbum.ru/bb/viewtopic.php?pid=2083#p2083 , однако некоторые из них так и не засветились - бронетранспортёры ТБ-42 и Б-3
С ЗиС-42, фактически модернизированного ЗиС-22, полностью демонтировалась транспортная площадка и кабина водителя, на месте которых предполагалось установить бронированный корпус, внешне схожий корпусом немецких бронетранспортеров типа Sd.Kfz.251252 «Ганомаг».
База для ТБ-42, полугусеничный грузовик ЗиС-42
Все бронелисты устанавливались под рациональными углами наклона, борта были выполнены двускатными. Двигатель защищался капотом с двухсекционными лобовыми жалюзи, а для доступа к агрегатам силовой установки имелось два прямоугольных люка в верхних наклонных бронелистах.
Макет бронетранспортера ТБ-42. Корпус машины и правда напоминает «ганомаг»
Кабина водителя была отделена от транспортного отсека бронеперегородкой. Обзорность водителю обеспечивали четыре люка закрываемые в боевом положении бронированными крышками: два в лобовом листе и два по бортам. Кроме того, предусмотрели возможность ведения огня из пулемета пехотного калибра типа ДП или ДТ, для чего справа от водителя (под смотровым люком) сделали круглую бойницу.
Транспортно-десантный отсек был рассчитан на перевозку 14 человек или аналогичного по массе груза (около 1500 кг). Над местом каждого солдата имелся прямоугольный люк. Экипаж состоял из 2 человек: водителя и его помощника, также выполнявшего функции пулеметчика.
Проект бронетранспортера ТБ-42 был принят к реализации в начале 1943 года, однако для начала решили построить полноразмерный макет корпуса. «На бумаге» ТБ-42 смотрелся прекрасно, но даже и тут было ясно, что машина будет перетяжелена.
Вес брони и оборудования в лучшем случае составит около 500 кг, боевая масса приблизиться к 8500 кг, а это уже далеко выходило за пределы той нагрузки, на которую были рассчитаны двигатель и рама ЗиС-42. Говорить о сохранении прежней проходимости, маневренности и управляемости, тут было нельзя.
Тщательно взвесив все за и против, специалисты главного автобронетанкового управления решили не передавать ТБ-42 в серийное производство и обойтись экспортными поставками.
Первоначально планировалось построить 5 экспериментальных ТБ-42 для фронтовых испытаний, но проект так и не прошел дальше деревянного макета.
http://armedman.ru/avtobronetehnika/1937-1945-avtobronetehnika/polugusenichnyiy-bronetransportyor-tb-42.html
Дальше во время войны шли модернизации и переделки выпускавшихся на ЗиСе полугусеничных грузовиков/тягачей ЗиС-22/42, Их основой также был грузовик ЗИС-5, но уже другие перспективные силовые агрегаты и доработанные гусеничные движители с передними ведущими звездочками и четырьмя опорными катками от легкого танка Т-70М. Название тягач получил - АТ-3.
Управление им осуществлялось как при помощи передних колес, так и путем подтормаживания гусеницы одного из бортов. На испытаниях с буксируемой гаубицей он развивал скорость не более 37 км/ч.
Заводские испытания полугусеничного тягача АТ-3 с гаубицей. 1943 год
В начале 1944 года, с оглядкой на боевые машины воюющих сторон, на основе АТ-3 был построен опытный полугусеничный пулеметный бронетранспортер Б-3 с открытым 12-местным бронекорпусом для транспортировки пехоты, разведки, охранения, буксировки орудий и эвакуации раненых. Первоначально планировалось установить на нем пробный уральский 95-сильный мотор ЗИС-МФ, но затем всё свелось к двигателю ЗИС-5М в 78 сил и типовым узлам от ЗИС-5. На приемочных испытаниях БТР буксировал 76-мм пушку с орудийным расчетом, но из-за перегрева двигателя и слабости трансмиссии показал отрицательные результаты.
Из-за низкой надежности опытного образца и отрицательных результатов испытаний работа над проектом была свернута, и Б-3 не вышел из стадии прототипа.
По окончании войны модель Б-3 послужила идейной основой известной колесной бронемашины БТР-152.
https://www.kolesa.ru/article/vojna-spisala-vsyo-pochemu-sovetskie-polugusenichnye-mashiny-vremen-vov-schitalis-neudachnymi
http://zonwar.ru/bronetexnika/armored_IIMV/B-3.html?utm_source=warfiles.ru
Вот такой чудесный аппарат был замечен в 1952 году в америкосских частях, воевавших в Корее. За основу был взять Willys MB, который перевернули задом наперед, и из которого сделали броневик, установив на него безоткатку и ещё 3 пулемёта Browning M1919.
https://yuripasholok.livejournal.com/12193023.html
Кстати чехи после войны создавали нечто подобное - бронемашина OA 82 Jarmila II. Данная бронемашина стала развитием более "спокойного" броневика OA Š 791 Jarmila, который был чем-то средним между Sd.Kfz.221 и БА-64. Прародитель, с точки зрения вооружения, был вполне прост - башенка с дыркой для пулемета. А вот в OA 82 Jarmila II чехи воткнули сразу две безоткатки. Правда, чехословацкие военные не ценили данную разработку и OA 82 Jarmila II остался опытной машиной.
"Ночь музеев", которая прошла в Питере 22 мая, позволила попасть туда, куда обычно посетителей не пускают. Касается это и заднего двора Военно-Исторического Музея Артиллерии, Инженерных Войск, и Войск Связи, Санкт-Петербург. Вообще то предполагалось открыть эту закрытую экспозицию, но по ряду причин это не случилось. Так или иначе, пока туда можно попасть в год.
Касается этой вот штуки. Зовется этот аппарат КСП-Т-12. Когда именно он появился, история умалчивает. Это как минимум 60-е годы ХХ столетия, о чем намекают арочные шины Я-146. Сама концепция машины является упрощенным продолжением идей КСП-76. На сей раз без броневой защиты, она всё равно тут особо не поможет. Это всего лишь попытка механизации 100-мм противотанкового орудия Т-12. Задачей подобной штуковины было передвижение по полю боя, для чего и нужны подобные арочные шины. Впрочем, получилось чересчур сложно, да и связка "МТ-ЛБ+пушка" явно справляется лучше. Поэтому работы прекратились, а само орудие довольно долго стояло на полигоне, пока не переехало в музей.
Машины получались перегруженными, медленными и неспособными передвигаться по пересеченной местности. Поэтому их предполагалось использовать для защиты объектов инфраструктуры. Опять таки, бетон против тяжелого вооружения - решение сомнительное. Но в Британии всерьез опасались, что немцы попытаются парализовать критическую инфраструктуру с помощью воздушного десанта. Собственно, для противостояния легковооруженным десантникам и нужны были "Бизоны". По сути, это были мобильные ДОТы, где защитники могли бы укрываться от автоматного и винтовочного огня противника.
Бетонные "Бизоны" предположительно на выходе из сборочного цеха.
https://zen.yandex.ru/media/bronetex/angliiskii-mobilnyi-dot-bizon-61e46752f552d7346f2831ee
В современной тактике боя малыми мобильными группами, как против против мелких групп противника, так и его тылов применяются т.н. ДРГ в состав которых могут входить как и "джихад-мобили" с крупнокалиберными пулемётами, так и гражданские грузовики или фургоны с "кочующими/блуждающими миномётами", хотя действовать они могут и самостоятельно или же по приказу штабов для введения противника в заблуждение большим кол-вом миномётных батарей расположенных на различных участках боестолкновений.
Видео учений и боевых применений автомобилей с "кочующими миномётами":
Отработка миротворцами тактики ведения боя "кочующий миномёт":
Блуждающий миномёт в Донецке:
Старомихайловка «Блуждающий» мусоровоз «ДНР» с минометом
Новая миномётная тактика Росгвардии - "кочующий миномёт", под Изюмом.
https://dzen.ru/video/watch/630911af5fd742070932e9fe?t=1
А разговор пойдёт о том что т.н. "кочующие миномёты" имели место быть во время ВОВ и в рядах РККА. Хотя конечно большого распространения эта тактика не получила, всё было на уровне экспериментов, но отзывы военных в целом были положительные.
Еще до войны шли работы по установке 82-мм миномета БМ-36 в коляске мотоцикла ПМЗ А-750. Тогда эти опыты особо ничем не закончились, а к теме кочующего миномета вернулись уже непосредственно после начала Великой Отечественной войны. Одним из центров разработки самоходных минометов стал Ленинград. Этим там занимались силами ЛОНИТОМАШ (Ленинградское отделение Научного инженерно-технического общества машиностроителей). На сей раз дело продвинулось дальше опытов. Осенью 1941 года появились первые разработки на шасси серийных грузовиков. Собственно самих разработок было немного, но встречались весьма оригинальные технические решения. В том числе скрещивание миномета с морской пушкой.
Изначальная концепция самоходного миномета выглядела следующим образом. На шасси ГАЗ-АА, либо ЗИС-101, ставился бронированный корпус с открытым сверху боевым отделением. Внутри, в центре кузова размещалась тумба от морского орудия, на которой монтировался 82-мм миномет БМ-37. Первый, но не бронированный образец самоходного миномета появился в октябре 1941 года, на базе ГАЗ-АА "Полуторки".
Самоходный миномет ЛОНИТОМАШ.
В отличие от "Машины №1" (индекс заводской переписки) у "Машины №2", бронирование не предусматривалось. Сделано это было целенаправленно, явно с расчетом на то, что вырастет мобильность самоходного миномёта.
Она же в боевом положении. Компактная установка позволила вносить минимальные изменения в обычную "полуторку".
Переделать обычный грузовик в носитель 82-мм миномета пытались в нескольких КБ. Но у ЛОНИТОМАШ получилось самое оригинальное решение. По центру штатного кузова смонтировали морскую 45-мм универсальную установку 21-К. Для придания жесткости конструкции под деревянным кузовом уложили деревянные брусья. Вместо штатного ствола смонтировали ствол от 82-мм миномета БМ-37, при этом штатные механизмы отката 21-К остались на месте.
Тумбовая установка обеспечивала круговой обстрел.
Универсальная морская пушка 21-К, переделанная в миномет.
Данная конструкция давала явные преимущества перед другими представленными вариантами самоходного миномёта. Во-первых, обеспечивался круговой сектор обстрела при минимальных габаритах системы. Во-вторых, наличие откатных механизмов снижало нагрузку на машину при стрельбе. В-третьих, данная конструкция получилась легче, чем другие варианты. Масса 21-К составляла около 500 кг, а ствол миномета был несколько легче ствола 45-мм пушки. Миномет остался дульнозарядным, но особых проблем при этом не возникало. Общая высота системы была такой, что человек среднего роста вполне мог заряжать миномет с дула.
Работа расчета.
Расчет машины. На самом деле в кузове ездило трое, а в кабине двое.
Помимо миномётной установки, дополнительно в кузове оборудовали место для трех номеров расчета, а также орудийный ЗИП. Не пустовало место и под сиденьем. Там разместили боезапас, по планам, предполагался боекомплект в 90 мин. На заднем борту также появилась лестница, чтобы забираться внутрь, не открывая борт. В отличие от похожих проектов, борта кузова не фиксировались в горизонтальном положении. Как показала практика, тумбовая морская установка вполне позволяла вести огонь без "платформы".
Под сиденьем видны укладки мин. Всего их планировалось перевозить 90 штук.
Испытания самоходного миномета проводились в период с 26 по 29 июня 1942 года. До места испытаний машина добиралась своим ходом, причем вместе с членами комиссии, а также охранением, в общей сложности в кузов набилось 12 человек. Так что поездка на стрельбы превратилась еще и в ходовые испытания. В общей сложности, за время испытаний машина прошла около 150 км по грунтовым дорогам и пересеченной местности, развивая скорость до 50 км/ч. То есть фактически ведя себя как обычная "полуторка" с неполной загрузкой. Вопреки переписке со страхами о плохой проходимости, машина вполне неплохо ездила, даже с перегрузкой 20% от боевой массы.
Работа под надзором комиссии Ленинградского фронта.
Полевые испытания "Машины №2".
Как показали испытания, и со стрельбой у "Машины №2" всё оказалось хорошо. В общей сложности было выпущено 58 мин, типовой дистанцией были 700 метров. При стрельбе отмечалась устойчивость машины, скорострельность достигала 25 выстрелов в минуту. Имелись некоторые проблемы с прицеливанием, но комиссия уточнила, что дело в сбитом прицеле. Тумбовую установку похвалили за легкость наводки. Кроме того, испытания стрельбой показали, что расчет из 5 человек оказался избыточен. По факту хватало 4 - командира, наводчика, заряжающего, снарядного (подающего). Перевод орудия в боевое положение занимал 40 секунд, в походное - 25. То есть на роль самоходного миномета установка вполне годилась.
Как показали испытания, вполне хватало расчета из 4 человек. Пятый оказался избыточен.
По результатам испытаний комиссия рекомендовала принять "Машину №2" в производство. Вердикт подписали 30 июня, его одобрил и генерал-майор Г.Ф. Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта. Далее отчет и вердикт ушел в Артиллерийский Комитет ГАУ КА, а вот там в начале августа 1942 года идею забраковали. Причем предлоги выглядели смехотворно. Товарищи артиллеристы посчитали, что нужна броня, а если появляется броня, проходимость снизится. И вообще, дальность стрельбы низкая, тут же убьют, поэтому давайте делать не будем. На этом всё и закончилось.
Ленфронт самоходный миномет одобрил, Арктом ГАУ - нет.
Отчасти, конечно, здравый смысл в словах имелся. Но в Арткоме ГАУ КА часто теряли связь с реалиями. Самоходные минометы активно использовали и немцы и американцы, причем выпускали их в больших количествах. И как-то насчет дистанции не жаловались. Консерватизм артиллеристов порой их и подводил.
https://dzen.ru/a/YiJlCKtsBBBhiIbT?&
И конечно стоит рассказать и о бронированном варианте самоходного миномёта - "Машине №1" разрабатывавшимся на ЛОНИТОМАШ.
В начале осени 1941 года работы по данной теме возглавил военинженер 3-го ранга И.М. Кучер, общее руководство осуществлял профессор А.И. Чистяков, который являлся начальником спецформирования ЛОНИТОМАШ. Наиболее доступной, а заодно и наиболее приоритетной базой для создания самоходного миномёта был ГАЗ-АА "Полуторка". И уже 17 ноября 1941 года на Охтенском полигоне были проведены испытания бронированного самоходного миномета, сделанного с использованием шасси ГАЗ-АА "Полуторки".
На шасси машины установили бронированный корпус, который состоял из двух частей - полностью бронированной кабины и открытого сверху боевого отделения. Особым изяществом бронекорпус не отличался, но в целом противопульная и противоосколочная защита была вполне эффективная. В разработках ЛОНИТОМАШ хорошо заметно влияние Ижорского завода, причем речь идет не только о пушечных броневиках, но и о бронированных грузовиках. Подробных данных об уровне бронезащищённости корпусов и их массе нет. Вместе с тем, в расчетах по самоходному миномету указывалась полная нагрузка в 2 тонны. В эти 2 тонны входили не только бронекорпус, но и минометная установка с боеприпасами.
Самоходный миномет "Машина №1", лето 1942 года.
В переписке самоходный миномет проходил как "Машина №1"
Внутри боевого отделения размещалась поворотная платформа, позволявшая вести круговой обстрел. К поворотной платформе крепился 82-мм миномет, а расчет сидел вокруг на круглых сиденьях. Получившаяся конструкция чем-то напоминала платформу 37-мм зенитного орудия 61-К. Также в боевом отделении размещался боезапас и сиденья для расчета, которыми пользовались в походном положении. Согласно описанию, в случае выхода машины из строя существовала возможность снять миномет и использовать его с земли.
Внутри боевого отделения находилась платформа, имевшая круговой сектор обстрела.
С точки зрения маневренности огня "Машина№1" оказалась лучшим, что создавалось по данной теме
Из всех самоходных минометных установок, которые разрабатывались у нас во время войны, конструкция ЛОНИТОМАШ оказалась наиболее совершенной. Во-первых, за счет платформы обеспечивалась высокая маневренность огня. Во-вторых, боевая машина обеспечивала защиту расчету от пуль и осколков снарядов. С учетом того, что самоходным минометам приходилось действовать в непосредственной близости от противника, важный момент. Также следует отметить, что машина отличалась высокой степенью технической проработки.
Внутрь БО можно было попасть в том числе и воспользовавшись поручнями.
Главный момент заключался в том, что бронированный самоходный миномёт "Машина №1" ЛОНИТОМАШ не являлся опытным изделием. Вопреки всплывающей иногда информации, о том что построили всего одну машину, точно можно говорить о мини-серии. На снимках всплывает несколько таких самоходных минометов, вероятнее всего, сделаны они были где-то в конце 1941-начале 1942 года. Тем не менее машины эти мелькают в самые разные периоды ВОВ.
"Машина №1" и ее расчет в боевом положении.
Самоходный миномет "Машина №1", проходил испытания в период с 26 по 29 июня 1942 года. Одновременно испытывался еще один самоходный миномет "Машина №2"(см. выше). Проводились эти испытания неслучайно: с начала 1942 года тема самоходных минометов активно обсуждалась в ГАУ. Предлагались самые разные установки, включая и казнозарядные минометы. Есть мнение, что Артиллерийский Комитет ГАУ КА больше склонялся как раз к казнозарядным минометам, с ориентиром на стрельбу прямой наводкой. Какой в этом глубинный смысл, понять сложно.
Маневренность "Машины №1" оказалась вполне достаточной.
Программа испытаний оказалась одинаковой для обеих машин. Они прошли 150 километров, причем в перегруженном режиме. Вместо 5 человек в каждой из машин ехало по 12-15, поскольку самоходные минометы использовали для транспортировки комиссии и охраны на места проведения испытаний. Вели себя машины как обычные "полуторки" с полной загрузкой, вполне уверенно преодолевая разбитый проселок. По результатам первого этапа испытаний были сделаны выводы, что ГАЗ-АА вполне годятся как база для установки 82-мм минометов. Вполне уверенно прошли и огневые испытания. С "Машины №1" было произведено 48 выстрелов на дистанцию 700 метров. Стрельбы показали, что платформа ГАЗ-АА вполне годится для подобных целей.
На испытания машина везла и состав комиссии. Набилось в нее приличное число народа.
А вот открытые створки моторного отделения вызывают вопросы по поводу теплового режима мотора.
В выводах комиссии более удачной посчитали "Машину №2", как более легкую и удобную для стрельбы. С другой стороны, на "Машине №1" имелась возможность оперативно снять миномет и использовать его с земли. Так или иначе, но обе машины рекомендовали к запуску в серию. За это высказывался и генерал-майор Г.Ф. Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта.
Экипаж изначально был 5 человек, далее решили, что четырех будет достаточно.
Но вердикт Артиллерийского комитета ГАУ КА оказался отрицательным, причем некоторые пункты выводов выглядели нелепо. Особенно с учетом продвижения казнозарядных минометов, ведущих огонь прямой наводкой. Так или иначе, но к 1943 году самоходные минометы ЛОНИТОМАШ уже однозначно использовались не по их прямому назначению. Их можно встретить на снимках 1943-44 годов, но уже как бронетранспортеры. Что же касается автора самоходного миномета, то гвардии военинженер 3-го ранга И.М. Кучер, после излечения от ранения, с 1943 года служил в 5-й гвардейской минометной бригаде помощником по технической части.
Бывший самоходный миномет, переделанный в БТР.
https://dzen.ru/a/Yj6s5atvWCvQefAW?&
В продолжение темы о самоходных миномётах в РККА.
Работы по созданию самоходных миномётов проводились не только в ЛОНИТОМАШ, аналогичные работы производились в Ташкенте, на заводе "Ташмельмаш" им. Ворошилова. Уже в начале 1942 года была готова опытная машина на базе ГАЗ-АА "Полуторки".
Самоходный миномет СКБ завода "Ташмельмаш" им. Ворошилова был предельно простым. Брался обычный, серийный грузовик ГАЗ-АА, с односкатными задними колесами. По центру штатного кузова на болтах крепилось основание 82-мм миномета БМ-37. Для того, чтобы при стрельбе не проломило доски пола кузова, под доски были положены дополнительные скреплённые деревянные брусья. На борта кузова установили кронштейны так, чтобы борта при откидывании могли находится в горизонтальном положении, образуя платформу для работы расчета. На заднем борту кузова кроме таких же кронштейнов разместили крепёж для двух, штатных опорных плит, поскольку также возился второй миномет - для стрельбы с грунта. Вот и все переделки.
Схема самоходного миномета на шасси ГАЗ-АА.
Проведенные испытания показали, что самоходная минометная установка обеспечивает устойчивую стрельбу на 360 градусов. Пробовали стрелять с хода, но получилось не очень. Ну это уже было излишне. Главное, что установка получилась простая, устойчивая и достаточно мобильная, причем грузовик мог, в случае демонтажа тела миномета, применяться по своему прямому назначению.
Конструкция машины была принципиально простой.
Далее завод спроектировал и построил инициативно еще одну самоходную минометную установку. На сей раз базой послужил ЗИС-5, кузов которого переделали аналогичным образом. Разница была в том, что минометов было уже три штуки. Таким образом получался почти самоходный минометный взвод. Минометы разместили по диагонали, чтобы расчеты не мешали друг другу.
То же самое, но на шасси ЗИС-5.
Правда, сектор обстрела у такой установки был явно не круговым, да и испытания её не проводились - отсутствовали боеприпасы.
Эта машина даже не прошла испытаний.
В июне 1942 года Артиллерийский Комитет ГАУ КА работы забраковал. Их не устроила сама платформа, то есть грузовик. Там посчитали, что проходимость у ГАЗ-АА недостаточная, плюс машина является слишком большой целью.
Надо сказать, что поначалу Артком ГАУ КА предлагал ГАЗ-АА доработать, поставив броневую защиту на кабину. Фактически из их требований получался такой же самоходный миномет что и у ЛОНИТОМАШ. Но дальше и вовсе отказались от самоходных миномётов на базе автомобилей.