В Архангельск прибыл союзный конвой «Дервиш» (PQ-0) в составе 6 транспортов, 2 эс-минцев, 3 тральщиков, 4 корветов. Конвой вышел из Исландии 21.08. Среди прочих гру-зов транспорты доставили 10 тыс. т каучука и 16 истребителей английской авиагруппы с личным составом (534 чел.). Для обеспечения конвоя в Двинском заливе был выставлен усиленный корабельный дозор.
11 октября. В Архангельск прибыл английский конвой PQ-1 в составе 9 ТР, в охранении КР «Саффолк», ЭМ «Эскапейд» и «Импласив», ТЩ «Госсамер», «Хуссар» и «Леда».
28 октября. В Архангельск прибыл английский конвой PQ-2 в составе 6 ТР, в охранении КР «Норфолк», «Икарус» и «Эклипс», ТЩ «Брамбл», «Спиди» и «Сигалл».
22 ноября. Конвой PQ-3 в составе 6 ТР и 1 танкера к 10.00 подошел к о. Мудьюг. Навстречу конвою выходили ТЩ «Госсамер», «Хуссар», «Спиди» и «Сигалл», сопровождавшие кон-вой до кромки льда в Двинском заливе, после чего они ушли в Мурманск. В 10.00 нача-лась проводка конвоя силами ЛЕД «Ленин» и ледокольных буксиров № 6 и 8 к причалам Бакарицы. К 22.00 все ТР конвоя были доведены до канала. Ночью из-за плохой видимо-сти проводка не производилась: она возобновилась с 6.00. Конвой в составе 5 ТР был про-веден за ледоколами до Экономии. 3 ТР были проведены к причалам и поставлены под разгрузку.
28 ноября. Конвой PQ-4 к 10.00 прибыл к кромке льда в Двинском заливе. Начата проводка ТР ТР к причалам разгрузки. ТЩ «Брамбл», «Спиди» и «Сигалл», доведя конвой до кромки льда, ушли в Мурманск. (разгрузка двух последних конвоев закончена к 09.12.1941г.).
14 декабря. Ледокол «Ленин» проводил в тяжелом льду 5 ТР конвоя PQ-5 вверх по реке Северная Двина от района Экономия.
21 декабря. ЛЕД «Иосиф Сталин» подошел к конвою PQ-6 в районе о. Сосоновец, встретил его и начал проводку 2 ТР в Молотовск.
22 декабря. Положение с английскими конвоями по состоянию на 19.00:
1) Из состава конвоя PQ-3 4 ТР были выведены на бар р. Северная Двина, один ТР выводился ЛЕД № 7 на бар, один танкер находился в Молотовске и один ТР ожи-дал ледокола в Бакарице.
2) Из состава конвоя QP-4 2 ТР были готовы к выходу и ожидали ледоколов в Бака-рице, а один танкер ждал ледокола в Молотовске.
3) Из состава конвоя PQ-5 2 ТР оканчивали разгрузку в Молотовске, один ТР был раз-гружен на 70 % в Бакарице, один ТР с полным грузом ожидал в Экономии ледоко-ла для следования в Бакарицу, один ТР с ЛЕД «Ленин» прибыл в Бакарицу.
4) 4 ТР и танкер из состава конвоя PQ-6, идя за ЛЕД «Иосиф Сталин», в 16.00 нахо-дились в Ш-65049 и Д-39025.
Взято отсюда: http://www.severnyflot.ru/
Тема конечно интересная. ЛЛ никто не отрицает. Но без документов наверное не разобраться. Возможно поэтому и путаница в расчётах СССР-США. Причём очень часто встречаю именно описание "Северного маршрута", хотя на ЕГО долю приходится помоему 28 % ЛЛ. И очень мало по Ирану и Чукотке. Так... в общих чертах. Надо искать...
(робко) Может тему отделить?
Привёл данные по конвоям, чтобы стало понятно: в 1941 году немцев остановили и без ленд-лиза.
Привёл данные по конвоям, чтобы стало понятно: в 1941 году немцев остановили и без ленд-лиза.
Это всему прогрессивному человечеству понятно, кроме непрогрессивного.
:)
Не время НАМ расслабляться, товаришчь anatol.ba: "А у вас есть такие же "спитфаеры", но только без крыльев? Нет? Будем искать..."
:)
Молотовск - это нынешний Северодвинск. Известные места.
Привёл данные по конвоям, чтобы стало понятно: в 1941 году немцев остановили и без ленд-лиза.
Немецкие документы 4 танковой группы отмечают факт первого применения английских танков против 2 танковой дивизии 25 ноября 1941 года в районе Пешки.
На 1 января 1942 года из Англии был получен 361 танк. 730 истребителей. Мало? На первое января 1942 года в РККА на всех фронтах было всего 1588 исправных танков и 1323 неисправных. Следовательно, английские машины - это более 10% от всех наличных танков на фронте, включая неисправные. Значит, в действительности они составляли даже большую часть. Предполагаю, что их доля доходила до 15%.
Следовательно, английские машины - это более 10% от всех наличных танков на фронте, включая неисправные. Значит, в действительности они составляли даже большую часть. Предполагаю, что их доля доходила до 15%.
Не пойму логику. То есть из 361 танка может быть неисправно 361? наши жгли сотнями, а англичане "чуть-чуть" ломались?
15 августа 1941 года ... В течении 50 дней боев потеряно 10000 офицеров, то есть 200 человек в день. До конца года потребуется 16000 офицеров, сейчас в наличии только 5000. (Франц Гальдер)
Заметте это еще только август 1941 года. Думаю помощь союзников в уничтожении офицерского состава вермахта минимальна.
И чем дальше, тем быстрее и менее качественно немцам приходилось готовить офицерский состав.
А у нас и перед войной с офицерами был туган, так что для нас условия войны в этом плане не сильно менялись.
Союзники офицеров нам не поставляли.
Почему этот фактор никак не учитывается в споре???
Вы господа зажрались с этими железками, без офицеров войну не выиграть.
А выбить у немцев за 50 дней войны в два раза больше, чем они смогут восполнить сразу, это дорогого стоит!
Сложность переброски войск заключалась бы в том что на запад от Москвы войска перебросить было бы невозможно.
Это вообще - ПЕРЛ. Если захвачена Москва, то зачем перебрасывать свои войска западнее?
Я думаю понятно о чем речь. В случае захвата Москвы любые железнодорожные и авто перевозки в европейской части были бы крайне затруднены, все дороги сходятся в Москве или в непосредственной близости, и до сих пор так.
Легко обвинять в трусости думающих людей. Вы даже имея на руках всю обстановку на Балтике, настойчиво гнёте свою линию о трусливых адмиралах. Только, наш храбрец, не добрались бы Вы всей эскадрой дальше Финского залива, а угробили бы корабли и экипажи на минных полях. Или, перефразируя, "по минам, аки по суху"?
Мины не являются непреодолимым препятствием. Было бы желание. Немцы дважды играючи преодолели эти самые заграждения на Балтике в первую войну. Все то нужна была небольшая флотилия тральщиков, маленьких и дешевых суденышек. Русский флот и береговые батареи никак не смогли им помешать. А в 1943 и флота то никакого не было вражеского на Балтике.
Смешно просто, это напоминает ответ отравленных большевизмом команд кораблей в 1917 году - "в море не пойдем потому что там стреляют".
Балтийские линкоры вообще наверное самые бесполезные капитальные корабли построенные в 20 веке. Ни разу вышли из финского залива за обе войны. Отметились разве что резней своих офицеров в 1917 году и участием в большевистком перевороте командами одуревшими от безделья.
Ну Балтика ладно, но на Черном Море то тоже мины что ли заперли все корабли с 43 года ?
Тема конечно интересная. ЛЛ никто не отрицает. Но без документов наверное не разобраться. Возможно поэтому и путаница в расчётах СССР-США. Причём очень часто встречаю именно описание "Северного маршрута", хотя на ЕГО долю приходится помоему 28 % ЛЛ. И очень мало по Ирану и Чукотке. Так... в общих чертах. Надо искать...
(робко) Может тему отделить?
Это вполне объяснимо. Северный маршрут был ближе всего к восточному фронту. От Ирана и Чукотки было еще ехать и ехать до фронта по крайне плохим дорогам. И естественно только на северном маршруте немцы могли помешать.
В случае захвата Москвы любые железнодорожные и авто перевозки в европейской части были бы крайне затруднены, все дороги сходятся в Москве или в непосредственной близости, и до сих пор так.
вы сами себе отвечаете на свой же вопрос, только не хотите в этом признаться. вот именно только в европейской части. а если помните, то все заводы были эвакуированы далеко за европейскую часть. и СССР не заканчивалось только на евпропейской части.
...очень часто встречаю именно описание "Северного маршрута", хотя на ЕГО долю приходится помоему 28 % ЛЛ. И очень мало по Ирану и Чукотке.
Это вполне объяснимо. Северный маршрут был ближе всего к восточному фронту. От Ирана и Чукотки было еще ехать и ехать до фронта по крайне плохим дорогам. И естественно только на северном маршруте немцы могли помешать.
sandman
В вашем тексте или что то лишнее или чего то не хватает. Может я не правильно вас понял. "Северный" маршрут один из пяти:
1. Дальний восток - 46% поставок
2. Южный (через Ирак) - 24%
3. Северный (через Мурманск) - 23%
4. Чёрное море - 4%
5. Советская арктика - 3%
Я про немцев вообще не говорил. Может вы хотите сказать, что северный маршрут использовали с умыслом, чтобы немцы помешали?
Я думаю понятно о чем речь. В случае захвата Москвы любые железнодорожные и авто перевозки в европейской части были бы крайне затруднены,
Да, затруднены.Только стоит отметить, что переброска пополнения на север и северо-запад из Сибири и Дальнего Востока осуществлялась через Ярославль, а не через Москву. На юг и юго-запад также перебрасывались не через Москву. Затруднения вызывались перевозками север - юг. Учитывая мобресурсы СССР - не смертельно.
Черном Море то тоже мины что ли заперли все корабли с 43 года ?
Чем они там должны были заниматься? Гоняться за торпедными катерами?
Как вам всем известно история не терпит БЫ, да КАБЫ!!! ;)
Мы выиграли войну против стран Оси все вместе!!! И было бы кощунствено забывать погибших войнов и моряков союзников, которые положили свои души на алтарь НАШЕЙ ОБЩЕЙ ПОБЕДЫ!
Если разбирать тему ЛЕНД-ЛИЗА для РККА, то не стоит скидывать её со счетов, в 1941 году уж точно!
Практически сразу после начала ВОВ ( 28.06.41г.) это до принятия СССР в программу помощи, правительство сделало заявку на первичные закупки, через торговые и финансовые миссии Великобритании. Хотя как скоро выяснилось "пиндоская" воздушная техника была не приспособлена к нашим зимним условиям, что сподвигло наши страны обменяться технологиями, америкосы подсказали нам насчёт незамерзающей гидравлики, а мы морозостойкого каучука.
Первая бронетехника поступившая к нам была британская ( Матильда, Валя-3 и Валя-4), первое поступление пришлось к зимнему наступлению под Москвой, что учитывая тогдашнее голокуево по части матчасти, а также тока-тока набирающей обороты эвахуированой промышлености, было очень даже в жилу! Особено вкатила Матильда( по отзывам наших танкистов) немецкие ПТ орудия её выкупали с трудом да и танки тоже, тогда как она со своей 40 мм пукалки щёлкала немецкие Шкоды,Pz -II,Pz -III, да и с IV могла попбадаться!
Чуть погодя появились Черчили, но они не вызывали явного уважения среди наших танкопёров, вооружение его уступало нашему КВ, хотя они и в одной весовой категории...Да и видок у него был какой -то допотопный, хотя и броня у него была на уровне, но из-за малой скорости и неповоротливости этот бонус сводился на нет! Была даже забугорная экзотика Mk VII Тетрарх( кто подскажет хар-ки этого десантного танка...?) правда в боевых действиях они не участвовали, были в учебках!
К весне 1942 поступили и пользовались амеровские Гранты А3 и А5, хотя особого восторга они не вызывали , но понужали их очень интенсивно, так что до конца войны на остфронте их не осталось. А вот Шерманы пришлись ко двору, с 1943 года они постовлялись в разных модификациях и даже учавствовали в штурме Берлина! Некоторые танкисты, воевавшие на них, цепанули на грудь звезду героя!!! Стюарты не поканали и быстро исчезли с фронтов...
Кроме тяжёлой брони по лету 1943 стали поступать БТР: "Универсал" (Великобритания),колесные М3А1, полугусеничные М3, М5 и машины на их базе (650 САУ Т48, 1000 ЗСУ М17).
Америкоские истребки тоже не плохо себя показали, особенно в первый год войны, кода у нас в результате огромных потерь по авиации вообще мало что имелось...Героев Союза, пользующих забугорную авиатехнику тоже хватало...Это кстати к вопросу о том смогли бы или нет...если брать в расчёт только технику, то новерное бы смогли...было бы кому, было бы умение...можно было и на Ишаках-15,16 люфтвафлю контрапупить....Пусть техника ненашинская...зато парняги то наши побеждали!!!
А с другой стороны Америка окромя военной техники постовляла заводское оборудование,рельсы, трубы, взрывчатка, паровозы, платформы, грузовики, цветные металлы (медь, олово, молибден, алюминий), провода и кабели, обмундирование, тушенка и кожа для обуви. Не знаю правда или нет, но и валенки шли к нам из пиндостана( какой то мигрант организовал производство в штатах):))) Так что кто бы чего не говорил, но они нам помогали(вгоняли нас в долги), да и не только нас, а около 50 госусарств!!!
Кста...до сих пор им торчим немалую деньгу!!! Они походу сами стремаются озвучить сколько они подняли бабосов на крови солдатской...
После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию (Ельцин, Козырев), по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн американских долларов.
Вообще ценность ленд-лиза была не в некоторой добавочной толике пороха, а в поставках стратегических материалов/машин/оборудования/химикатов/средств связи и обнаружения и прочего такого, чего в СССР остро не хватало (а то и вообще не было), либо было очень низкого качества. Короче, ленд-лиз восполнял структурные перекосы советской экономики (люто-бешено усиленные войной, потерей огромных территорий и эвакуацией предприятий). Ну, и тушенка/яичный порошок/шоколад — тоже дело. Если уж говорить об объемах, то грамотно сравнивать поставки по ленд-лизу с производством того же самого внутри СССР, за тот же период — и про качество не забыть. И смотреть всю номенклатуру поставок! Распространенный демагогический прием — обращать внимание только на те позиции, по котором вклад ленд-лиза действительно не столь велик (порох, взрывчатка, танки, стрелковое оружие) и замалчивать критически для СССР важные. Или же наоборот, указывать лишь те, по которым вклад велик (как в таблице сверху). А объективности как не было, так и нет.
Мне нравится подход monolo)) Всё остальное - игры разума. Формулировка поставленного вопроса чрезвычайно заманчива, но, увы, некорректна.
А выбить у немцев за 50 дней войны в два раза больше, чем они смогут восполнить сразу, это дорогого стоит!
http://xkcd.com/605/
или
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:zN-wk0pHtp8J:xkcd.ru/605/+xkcd+%D1%8D%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=ua
А выбить у немцев за 50 дней войны в два раза больше, чем они смогут восполнить сразу, это дорогого стоит!
http://xkcd.com/605/
или
http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:zN-wk0pHtp8J:xkcd.ru/605/+xkcd+%D1%8D%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=ua
Дело не в экстраполяции, а в том, что потеря опытного высококачественного офицерского состава стало для вермахта проблемой уже в первых месяцах войны. А качественный офицер на фронте может и поценнее чем танк или самолет.
Замену немцы конечно нашли, но качество.
Гальдер Франц Военный дневник
24 июля 1941 года
Генерал Кейтель (управление кадров): Оставленный офицерский резерв в количестве 2 тыс. младших офицеров почти совершенно исчерпан, за исключением небольшого числа [181] офицеров противотанковых, артиллерийских и саперных частей. Из числа 4700 офицеров, находящихся в составе армии резерва, не все годны к строевой службе. Запретить штабам военных округов требовать пополнения. Заявки на пополнение представлять только через управление кадров личного состава сухопутных войск. С 20.8 начнут функционировать новые офицерские курсы. Это даст 5 тыс. младших офицеров. Ощущается нехватка батальонных командиров (на должности командиров батальонов следует назначать хорошо проявивших себя в боях младших офицеров частей!).
В данной теме немного подменены понятия.
Обсуждается: Смог бы Советский народ воевать без Ленд-Лиза? И происходит уход в сторону. Вроде как без Ленд-Лиза Советский народ бы не воевал.
Каждый детсадовец знает, что с падением Москвы война бы не закончилась.
Война не закончилась бы и при взятии Сталинграда.
Война не закончилась при взятии Кавказа.
Ленд-Лиз ОЧЕНЬ ПОМОГ победить. Помог сохранить жизни миллонов Советских граждан. Но не более.
Возможно не видно всей катрины обсуждений ВМВ в Европе. Но такое чувство, что больше всего НАМ, победителям Германии, нужно оправдание, что мы победили сильнейшего врага САМИ. Разве думают о значении ПОБЕДЫ СССР над Германией чехи, поляки, венгры, болгары, румыны и т.д. Мне кажется ИМ глубоко плевать, за исключением нескольких сотен "врубающихся в тему" и миллионов евреев, живших на этих территориях.
Мне кажется ИХ (Европу) надо постоянно ТЫКАТЬ в то , что в 1944 году НАДО было остановиться на границе СССР. Надо было дать почувствовать венграм, чехам, полякам и т.д. и СОЮЗНИКАМ всю составляющую "восточных ценностей". И спросить через годик: "Мы ВАМ что нибудь должны за ЛЛ? НЕ СЛЫШИМ? ГРОМЧЕ!"
НАДО было чтобы вся ЕВРОПА (исходя из нынешнего отношения к победе СССР) прочуствовала любовь Германии на собственной плоти в полной мере. Надо было дать немцам сбросить в море их десант. Вот тогда "западные ценности" думаю были бы ДРУГИЕ.
Ленд-Лиз ОЧЕНЬ ПОМОГ победить. Помог сохранить жизни миллонов Советских граждан. Но не более.
Тогда надо сказать, что Ленд-лиз помог сохранить ... жизни миллионов военнослужащих союзников, жизни миллионов граждан союзников и государственность союзников.
ОНИ помогали нам в СВОИХ ИНТЕРЕСАХ! МЫ победили, защищая СЕБЯ и ИХ ЦЕННОСТИ! НО МЫ могли без ИХ ленд-лиза защитить ТОЛЬКО СВОИ ЦЕННОСТИ, А ОНИ НЕ СМОГЛИ бы без СССР (И НЕ МОГЛИ) СДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ!
В данной теме немного подменены понятия.
Обсуждается: Смог бы Советский народ воевать без Ленд-Лиза? И происходит уход в сторону. Вроде как без Ленд-Лиза Советский народ бы не воевал.Каждый детсадовец знает, что с падением Москвы война бы не закончилась.
Война не закончилась бы и при взятии Сталинграда.
Война не закончилась при взятии Кавказа.Ленд-Лиз ОЧЕНЬ ПОМОГ победить. Помог сохранить жизни миллонов Советских граждан. Но не более.
С перекосом в обсуждении в сторону ленд-лиза можно согласиться. Второй фронт это не тушенка в банках, это день Д. Как с этим?