Мемориал «Танк» находится на привокзальной площади ж/д. станции Уяр, Красноярского края. Железнодорожники узла связи станции «Клюквенная» (ныне ст. Уяр) в годы войны собрали 200 тыс. рублей на строительство танковой колонны. В честь 40–летия Победы было решено увековечить память о патриотах – уярцах. При этом использовали списанный танк Т-34, который некоторое время без башни эксплуатировался в качестве гусеничного тягача. 1 августа 1984 года исполком горсовета принял решение о долевом участии железнодорожных предприятий в сооружении мемориала, где увековечены имена всех погибших железнодорожников.
http://www.dishmodels.ru/wshow.htm?p=1922&np=all&lng=R
Качество, и хоть некая аутентичность изготовленной башни данного макета Т-34 оставляет желать лучшего, но это ни сколько не уменьшает подвига тех патриотов в памать о которых он установлен.
Автомобиль ГАЗ М-1 в Кургане
Памятник военным автомобилистам
Автомобиль ГАЗ-67 в Кирове
Памятник военному автомобилю
Автомобиль ГАЗ-67 в г.Омск
Автомобиль ГАЗ-67 в г.Каменск-Шахтинский
Автомобиль ГАЗ-67 в г.Мариуполь
Автомобиль ГАЗ-67 в г.Гомель. Правда сам внедорожник поставлен в память работников МВД того времени
Единственный памятник на котором установлен Willys посвящен не войне, а Кольке Снегиреву из песни "Есть по Чуйскому тракту дорога" стоит на 744 км Чуйского тракта в Алтайском крае
"Есть по Чуйскому тракту дорога"...
Бронеавтомобиль БА-10
Установлен на постаменте в г.Шумейково, Полтавской обл.(Украина)
БА-10 в качестве памятника установлен в городе Чойбалсан (Монголия).
Правда колёса задних мостов заменены на катки и гусеницы от современной бронетехники, таже участь постигла и передние фары.
ФАИ-М тоже в Монголии на Халхин-Голе, с жутким камуфляжем и ещё более жутким стволом вместо ДТ
БА-64 в г.Старая Майна, Ульяновской обл.
По описанию само фото предположительно начала 80-х. Это ФАИ-М.
Был обнаружен под Алакуртти, Мурманской обл, отремонтирован вояками, и первоначально установлен на постамент в одной из в/ч Алакуртти. При переформировании той в/ч был перевезен в Архангельск, где был установлен на территории тамошней части ПВО. С расформированием уже архангельской части был успешно продан. В настоящее время судьба неизвестна.
Башня танка Т-34-76 в Запорожье
Башня танка Т-34-85 в Люблино, МО. Монумент памяти воинам 8-го Гвардейского танкового корпуса
Башни Т-34-76 в Волгограде.
Знаменитый памятник «Линия обороны Сталинграда» представляет собой 17 башен танка Т-34, расположенных на гранитных постаментах вдоль береговой линии – в тех местах, где немецкие войска были максимально близки к Волге. Памятник проходит по четырём районам города и имеет протяжённость около 30 км. Символично также, что пушки танков направлены от Волги в сторону врага.
Сама идея сделать подобный памятник возникла в 1948-м году, тогда ей вплотную занялся архитектор Фёдор Лысов.. Из оставшихся после войны танков выбирались те, что неплохо уцелели, но при этом имели явные следы боёв. Рассматривались башни разных модификаций и заводов-изготовителей. Первый постамент был установлен в 1951-м году, а последний, 17-й – в 1954-м. Вот все семнадцать установленных на улицах Волгограда...
Изначально задумано было что в комплекс входит 25 объектов. Со временем их количество сократили до 17, но четыре старых постамента изначально без башен всё ещё существуют. Пустые постаменты выкладывать не вижу смысла...
https://ru.wikipedia.org/wiki/Линия_обороны_Сталинграда_(памятник)
Леса Брянской обл. Башня от танка Т-34-76 обр. 1941г. на своеобразном постаменте
Нижний Новгород. У школы №115 была установлена башня танка Т-34-85 на постаменте. Памятник посвящён Герою Советского Союза, генерал–майору танковых войск Клюеву В. К. который учился в этой школе(памятник уже был засвечен в ВА)
Башня Т-34-76 на братской могиле. Ростовская обл., п. Зимовники
Памятник 11 армии Северо-западного фронта в виде башни Т-34-76 установленной на постамент. Новгородская обл., п.Кневицы(уже был засвечен в ВА)
Башня танка Т-34-76 на памятнике в г.Немиров. Винницкая обл. Украина. Памятник посвящён героям-танкистам освобождавшим Немировский р-он от немецких захватчиков.
Башня танка Т-34-76 установлена на памятнике героям-танкистам погибшим в 1941г. г.Бобрик, Роменский р-он, Сумская обл. Украина. Памятник открыт в 1971г.
Памятник воинам-танкистам 8-го Гвардейского танкового корпуса и 1-й армии Войска Польского в Старой Дарнице, Киев у школы № 42 г. Башня среднего танка Т-34-85 на постаменте.(табличка отсутствует)
Киев. Оболонь. Башня тяжелого танка ИС-2 по улице Северная 8, установлена на территории школы №170 в честь танкистов-освободителей города.
Башня ИС-3 - памятный знак воинам 91-й отдельной танковой бригады по улице маршала Якубовского 7б, установлен на территории школы № 220 в честь воинов освободителей города. Киев (Теремки-2).
Башня танка Т-70 установлена на колонне монумента памяти местным жителям погибшим в ВОВ, п.Светлое, Украина
Макет башни КВ-1 установлен на дот №19 у дома 30 по проспекту Славы, Санкт-Петербург. Дот был сооружен в 1943 году в составе оборонительного рубежа «Ижора». После войны башня демонтирована, а в 1960-х, когда прокладывали дорогу, сам дот присыпали, и до 2014г на том месте была горка с газоном.
Так же макет башни КВ-1 просто символичного исполнения установлен на аналогичный дот №230, оборонительного рубежа "Ижора" в р-не Мурзинка/Рыбацкое, размещать его фото просто рука не поднимается...
Про неё тут: https://memory-map.1sept.ru/#/memorial-13021/type=map¢er=59.844341,30.481839&zoom=13
В Питере, на Красненьком кладбище существует аналогичный дот № 126 входящий в оборонрубеж "Ижора", с погоном под башню КВ-1, но сама башня демонтирована.
Памятники с самолётами-истребителями ЛА (в.т.числе и макетами)
Первый памятник с самолётом(макетом) ЛА-7 в Химках, который собирался во время ВОВ в этом подмосковном городе, ранее уже был засвечен.
ЛА - 5 перед музеем НПО им. С.А. Лавочкина, Химки.
ЛА-5 в г. Запорожье
ЛА-5 в пос. Уразово, Валуйский р-он, Белгородская обл.
На 70-летие Победы над фашистской Германией, на Московском шоссе при въезде в город-Герой Тулу, на Мемориале «Защитникам неба Отечества», посвящённому 171-му ИАП, на высоте 27м установлен макет Ла-5ФН
Танк на правом берегу Дона между Калачем и ст.Голубинской.
Не могу понять, почему их красят в такой крокодильский цвет?
Специально что-ли?
Танк на правом берегу Дона между Калачем и ст.Голубинской.
Не могу понять, почему их красят в такой крокодильский цвет?
Специально что-ли?
Памятник на балансе какого нибудь местного поселения, глава администрации которого возможно и не служил в таковых войсках.
З.Ы. я думаю, главное что покрашен и ухожен (стоит в степи)
Ситуация простая: у гражданских администраций, на балансе которых находятся данные памятники, обычно нет краски защитного цвета(хаки) и просто купить её у поставщиков стройматериалов практически невозможно, если не сделать спецзаказ и ждать, или изначально доставать её у вояк(именно "доставать").
Поэтому идут по простому пути - берут на складе или у поставщика ПФ-115 зелёного цвета и красят. Ну а если ещё учесть что во многих администрациях или конторах ЖКХ ответственными за этот вопрос бывают женщины и многие из них не вдаются в такие детали как "оттенок краски зелёного цвета"(если это не уточнено вышестоящим руководством), то всё становится понятным.
Да, а если ещё и не красить долго такой же зеленью, то она выгорает и военная техника становится цвета морской волны...
Для показательности - ЗиС-3 в Протвино, МО
Иранская художница Неда Тайедби занимается тем, что разукрашивает брошенные и разбитые в Афганистане советские танки и бронеавтомобили. По ее мнению эта техника - уже неотъемлимая часть Кабула, поэтому избавляться от нее и не стоит. А вот украсить - это пожалуйста.
Работает женщина с вооруженной охраной, которую ей предоставляет правительство страны.
https://dezinfo.net/foto/76931-raspisnye-sovetskie-tanki-i-broneviki-v-afganistane.html
З.Ы. В таком ракурсе приходится признать эту технику - памятниками, и тем более Т-34 там красиво представлен...
Ну чтож: Подводные лодки - памятники
Памятник первой русской подводной лодке - "Потаённому судну" Ефима Никонова и её испытаниям, на которых присутствовал ПетрI.
Одной из достопримечательностей Сестрорецка считается памятник первой русской подводной лодке. Неподалеку от озера Разлив, на Петровской набережной установлена точная копия той, что была построена при Петре I мастером Ефимом Никоновым. Деревянная подлодка с маленькими окнами напоминает громадную бочку, которая опоясана длинными и толстыми канатами. Также в строительстве использовались железные полосы, дубовые доски и медные листы.
В 1721 году была построена уменьшенная модель, а спустя четыре года — полноразмерное потаенное судно. Именно на этом озере проводились ее первые испытания, но из-за неверных расчетов глубины и недостаточных знаний, лодка опустилась на дно и треснула. Император велел продолжать работать над усовершенствованием лодки и укрепить ее железными обручами. Но повторные погружения весной 1725 года были также неудачными - была обнаружена течь и испытания не имели продолжения. После смерти Петра I интерес к изобретателю и его детищу постепенно прекратился, и после очередного неудачного испытания в 1727 году Ефим Никонов был сослан в Астраханское адмиралтейство. Но согласно документально подтвержденным свидетельствам, он все же совершил несколько удачных погружений на первоначальной лодке-модели, на Неве.
Памятник первой серийной российской подводной лодке Джевецкого. Макет 1:1. Гатчина
Рубка-памятник погибшим морякам ПЛ"Камбала". Севастополь.
Третья подлодка типа «Е» была заложена в мае 1904 года на верфи Дойче Верфт АГ в Киле, Германия, под заводским номером 111, по заказу Морского Ведомства России. 25 июля 1906 года была зачислена в списки кораблей Черноморского флота как подводная лодка «Камбала». В июне 1907 года корабль был спущен на воду. Вступила в строй 8 сентября 1907 года. 22 апреля 1908 года доставлена по железной дороге из Либавы в Севастополь.
Лодка вошла в состав Отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота, состоявшего из пяти подлодок: двух американской постройки — «Судак» и «Лосось» и трех германской — «Карп», «Карась» и «Камбала».
29 мая 1909 года, в ходе учений Черноморского флота, лодка под командованием лейтенанта Михаила Михайловича Аквилонова (командир ПЛ — граф П. Ф. Келлер был в отпуске) осуществляла учебную атаку черноморской эскадры, возвращавшуюся из Евпатории, у входа в Южную бухту. В результате столкновения с броненосцем «Ростислав» подводная лодка была разрезана на две части и затонула на глубине 56 метров.
Погибли капитан II ранга Н. М. Белкин, мичман Д. А. Тучков, минный кондуктор Ф. И. Сальников и 17 членов экипажа. Спасся только лейтенант Аквилонов, смытый с мостика в момент столкновения. Кроме того, в ходе спасательной операции 30 мая 1909 года от кессонной болезни погиб водолазный боцманмат транспорта «Березань» Е. Бочкаленко.
В июле—сентябре 1909 носовая часть лодки с находившимися в ней телами 15 подводников была поднята водолазами Кронштадтской водолазной школы. Впоследствии 12 низших чинов были захоронены на военном кладбище Севастополя. .
В 1912 году на братской могиле подводников был сооружен памятник по проекту лейтенанта Г. Дудкина. Памятник был сооружен на средства собранные офицерами Подводного Плавания и «…представляет собой подлинную рубку подводной лодки «Камбала» на каменном цоколе, внутри которой повесили образ с теплящейся перед ним неугасимой лампадой. На рубке стоит перископ – «глаз подводной лодки», около перископа водружен крест со склонившейся фигурой Скорбящей. Памятник находится у входа на городское кладбище.
В годы Великой Отечественной войны памятник погибшим подводникам был сильно разрушен. Мемориальные плиты, бетонные столбики ограждения памятника и мраморная фигура Скорбящей были утрачены.
Вполне вероятно, что они были уничтожены упавшей в непосредственной близости от могилы подводников авиационной бомбы или разорвавшегося артиллерийского снаряда, о чем свидетельствует один из согнутых взрывной волной штырей (фигура Скорбящей была закреплена на двух штырях сверху рубки) и засыпанная воронка справа от памятника. До настоящего времени на рубке заметны следы от попаданий и близких разрывов снарядов.
Мемориал-памятник подводной лодке К-21. Североморск.
Подлодка была заложена 10 декабря 1937 года в Ленинграде на Заводе № 194 имени А. Марти, спущена на воду 16 августа 1939 года. 3 февраля 1941 года вошла в состав Балтийского флота, затем по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в Полярный, 17 сентября 1941 года зачислена в состав Северного флота.
В первом боевом походе «К-21» ночью поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн, утром 27 ноября 1941 года на заграждении подорвался и затонул норвежский транспорт «Bessheim» (тоннаж 1774 брт).
Ярким эпизодом службы ПЛ «К-21» стала атака на немецкий линкор «Тирпиц» 5 июля 1942 года в районе острова Ингей, «Тирпиц» шёл с охраной на перехват конвоя «PQ-17» следовавшего из Исландии в Мурманск.
27 июня 1942 года подводная лодка «К-21» получила приказ выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя «PQ-17», позже подводная лодка получила радиограмму, где сообщалось, что на перехват конвоя «PQ-17» движется немецкая эскадра во главе с кораблями «Тирпиц» и «Адмирал Шеер». «К-21» приступила к поиску эскадры противника. 5 июля в 16:33 гидроакустик Сметанин доложил командиру о приближающемся шуме винтов. Эскадра была обнаружена, она состояла из линкора «Тирпиц», тяжёлых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер», и нескольких эсминцев.
Эскадра шла противолодочным зигзагом. Первыми шли эсминцы типа 1936, они прикрывали собой линкор и крейсера от возможных атак из-под воды. Над эскадрой кружили немецкие гидросамолёты Arado Ar 196.
Командир лодки Н. А. Лунин принял решение атаковать. «К-21» проскочила барьер эсминцев и прошла внутрь ордера. Сблизившись на дистанцию 18 кабельтовых, подводники произвели четырёхторпедный залп из кормовых торпедных аппаратов по флагманскому кораблю — линкору «Тирпиц». Акустик и члены экипажа в отсеках подводной лодки слышали два взрыва. Однако после войны в немецких документах историками не было найдено подтверждений попаданиям торпед в линкор, не самого факта атаки. В документах «Тирпица» об операции «Ход конём» никаких упоминаний об атаке Лунина не содержится. Несмотря на это, версия о попадании торпед (или торпеды) К-21 в «Тирпиц» по-прежнему не опровергнута на сто процентов.
23 октября 1942 года подводная лодка «К-21» была награждена орденом Красного Знамени.
Боевой путь лодка закончила под командованием З. М. Арванова.
За время войны «К-21» было засчитано 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей, из которых в послевоенное время было подтверждено потопление на минах одного транспорта, одного боевого корабля (большой охотник за ПЛ), а также потопление артиллерией двух норвежских невооруженных рыболовецких мотоботов и повреждение ещё трёх мотоботов.
9 мая 1945 года лодка находилась в ремонте.
С 6 по 14 апреля 1949 года лодка принимала участие в океанографической работе в районе архипелага Новая Земля.
После вывода из состава, около 20 лет служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть.
Весной 1981 года была поставлена в плавдок «ТПД-12» на заводе города Полярный для преобразования в музей боевой славы. После переделки трёх кормовых отсеков под экспозицию (4 первых остались практически без изменений) поставлена на постамент (с погружением в воду при приливе) в качестве музея в Североморске. Решение было принято в 1981 году. Музей открыт в 1983 году.
В настоящее время Краснознамённая подводная лодка «К-21» является филиалом Военно-морского музея Северного флота.
Памятник подводной лодке С-56. Владивосток.
Подводная лодка «С-56» заложена 24 ноября 1936 года, под заводским № 405, на судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде. Секциями по железной дороге доставлена на завод № 202 во Владивосток, где произведена окончательная сборка. Спущена на воду 25 декабря 1939 года, вступила в строй 20 октября 1941.
30 октября 1941 года лодка вошла в состав Тихоокеанского флота. Вместе со своим дивизионом она занималась подготовкой в дальневосточных водах, а накануне отправки на Север успела пройти гарантийный ремонт. Трансокеанский переход протекал для нее без особых происшествий до тех пор, пока на подводах к Галифаксу она не попала в свирепый шторм. В результате борьбы со стихией подлодка получила множественные мелкие повреждения. Вливавшаяся через рубочный люк вода (закрыть его было нельзя, поскольку через него осуществлялась подача воздуха к дизелям — штатные шахты пришлось задраить из-за того, что они постоянно заливались волнами) вывела из строя множество устройств и приборов на мостике. Отправленная для ремонта и смены батареи в Розайт подлодка по дороге туда попала в новый шторм, который привел к очередным повреждениям легкого корпуса и выхода из строя носовых горизонтальных рулей. После прохождения аварийного ремонта субмарина направилась в Полярное.
31 марта 1943 года, после перехода на Северный флот подлодка вышла в первый боевой поход. Боевая задача состояла в скрытной высадке разведгруппы на норвежский берег. 6 апреля задача была выполнена, а уже 10 апреля лодка вышла в первую торпедную атаку. В момент обнаружения крупного конвоя противника лодка отошла слишком далеко от берега и к моменту залпа смогла сократить дистанцию только до 15 кабельтовых. Выпущенные торпеды не дошли до цели и не были замечены противником. Спустя четверо суток экипажу довелось снова атаковать конвой, но и в этот раз неудачно. Незадолго до залпа немецкие сторожевики обнаружили подлодку по перископу, в связи с чем капитану Щедрину пришлось уклониться от них, пересечь курс каравана и стрелять кормовыми аппаратами. Суда уклонились от торпед, ближайшая из них прошла в 10 м от парохода Detlef.
17 мая 1943 года подлодка заняла позицию у Тана-фьорда и вскоре обнаружила конвой в составе транспорта, двух танкеров и шести кораблей охранения, шедший в восточном направлении. На этот раз сближение для атаки было выполнено безупречно. Четыре торпеды, выпущенные из носовых аппаратов устремились к цели. Немецкие судна заметили приближение торпед с расстояния всего 300 м, так что времени на уклонение у судов не оставалось. Капитан Щедрин стрелял с таким расчетом, чтобы одним залпом поразить транспорт и первый танкер. Выполнить задуманное не удалось, первая из выпущенных торпед попала в машинное отделение транспорта Wartheland, но не взорвалась. Четвертая торпеда прошла под кормой Wartheland и поразила шедший на удалении танкер MV Eurostadt. На борту судна находилось 1280 тонн горюче-смазочных материалов, что привело к серии мощных взрывов и гибели танкера в течении трех минут. Залп «С-56» стал единственной за всю войну торпедной атакой советской подводной лодки, когда реально были поражены два судна. 29 мая лодка вернулась на базу, где ей командование организовало торжественный прием.
Третий поход (11 — 21 июля 1943 года) был еще более успешным для С-56. В ночь на 17 июля удалось перехватить отряд немецких кораблей между мысами Нордкап и Сейбунес. Несмотря на то, что отряд охранялся двумя тральщиками с включенными гидролокаторами и шумопеленгаторами. С-56 удалось незаметно подкрасться к кораблям на дистанцию 2,5 кбт. Четыре торпеды были выпущены по тральщику М-346 и минному заградителю «Остмарк». Хотя снаряды были сразу же замечены немцами, времени на уклонение уже не имелось — спустя 18 секунд два из них поразили тральщика. К огорчению экипажа «С-56», «Остмарк» находившийся на большем расстоянии — успел уклониться. Мгновенная гибель тральщика произвела настолько сильное впечатление на немцев, что они даже не пытались контратаковать, только барражировавшая над отрядом летающая лодка сбросила две бомбы. Тем не менее, от близкого взрыва «С-56» получила повреждение механизмов. Через поврежденный кингстон цистерны быстрого погружения заполнились водой, что привело к временной прокладке на грунт на глубине 86 метров.
Впрочем, мелкие повреждения нисколько не помешали Щедрину продолжить боевой поход. 19 июля в поле зрении акустической вахты оказалась групповая цель. Правильно определить количество и элементы движения кораблей помешал густой туман. По кораблям противника были выполнены 2 залпа, сначала из кормовых, затем из носовых торпедных аппаратов. При таких условиях надеяться оставалось только на случай, но после каждого залпа слышались глухие взрывы. В результате атаки был потоплен сторожевой корабль «№Ки-09» (бывший рыболовный траулер «Алане»). Уцелевший сторожевик сбросил на субмарину 36 глубинных бомб, и его капитан, торопясь покинуть район, посадил корабль на мель. Этим походом экипаж С-56 поставил второй свой рекорд — он сумел достоверно потопить в течение одного похода два вражеских корабля, что не удалось ни одной другой подлодке Северного флота. Субмарину встречали почти всем составом флота во главе с командующим вице-адмиралом А. Г. Головка, который прямо на пирсе вручил капитану командиру «С-56» орден Красного Знамени. До конца года лодка стояла в ремонте и участие в боевых походах не принимала.
28 января 1944 года экипаж подлодки «С-56» добился еще одного успеха, потопив залпом из кормовых аппаратов транспорт Heinrich Schulte (5056 брт), следовавший в составе конвоя. И снова группа охотников не смогла добиться чёткого контакта, ограничившись сбросом 10 глубинных бомб, для предотвращения повторной атаки. 4 февраля субмарина вернулась на базу и 31 марта её наградили орденом Красного Знамени.
В связи с длительными туманами весной 1944 года на Севере и дальнейшим отступлением немецких войск, больше результативных боевых походов на счету у «С-56» нет. С октября месяца лодка стала на капитальный ремонт, к тому моменту её механизмы были весьма изношены, старая аккумуляторная батарея заряжалась только на половину, а газоотводные клапана сильно пропускали воду. В связи с этим она не смогла принять участие в завершающих сражениях на Севере. Тем не менее, предшествующие заслуги нашли признание у командования и правительства. 5 ноября 1944 года капитан 2 ранга Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза, а 23 февраля 1945 года сам корабль и весь его экипаж были зачислены в Гвардию.
После Второй мировой войны «С-56» продолжила службу на Северном флоте. В период с 10 июля по 5 октября 1954 года совершила межфлотский переход по Северному морскому пути из Екатерининской гавани в бухту Тарья (Камчатка), а затем во Владивосток, тем самым первой из советских подводных лодок совершив кругосветный поход. 6 ноября 1953 года вернулась в состав Тихоокеанского флота. 14 марта 1955 года подлодка была выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. 20 апреля 1964 года переделана в учебно-тренировочную подводную лодку.
9 мая 1975 года, в день 30-й годовщины Победы, «С-56» была установлена в качестве корабля-музея на Корабельной набережной рядом со зданием штаба Тихоокеанского флота на берегу бухты Золотой Рог во Владивостоке. Начиная с 25 июля (День ВМФ) 1982 года «С-56» функционирует как филиал Военно-исторического музея Тихоокеанского флота.
Памятник подводной лодке Д-2 «Народоволец». Санкт-Петербург.
Торжественная закладка подводных лодок «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец» состоялась 5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Еще три подводные лодки этой серии строились в Николаеве для Черного моря. Осенью 1931 года «Народоволец» вслед за «Декабристом» вошел в состав Морских сил Балтийского моря. В 1933 году три балтийские лодки перешли по только что открытому Беломорско-Балтийскому каналу в Заполярье, став первыми подводными кораблями Северной военной флотилии (с 1937 года — Северный флот). В 1934 году эти подводные лодки получили литерные наименования — Д-1, Д-2 и Д-3 (по первой букве имени головной подводной лодки «Декабрист»).
В 1934 и 1935 годах Д-2 совершила походы к Новой Земле, в 1936 году вместе с подводной лодкой Д-1 впервые в истории подводного флота прошла проливом Маточкин Шар в Карское море. В 1939 году она обеспечивала радиосвязь трансконтинентального беспосадочного перелета В. К. Коккинаки в США. 22 сентября 1939 года Д-2 прибыла из Полярного в Ленинград для капитального ремонта и модернизации. Здесь ее и застала Великая Отечественная война. 17 августа 1941 года подводная лодка была включена в состав Краснознаменного Балтийского флота. За годы войны Д-2 под командованием Р. В. Линденберга совершила четыре боевых похода, потопив 14 октября 1942 года транспорт «Якобус Фрицен» (Jacobus Fritzen) и, возможно, 26 октября 1944 года транспорт «Нина» (Nina), а также повредив 19 октября 1942 года железнодорожный паром «Дойчланд» (Deutschland).
После войны лодка выполняла на Балтике учебные задачи. В 1956 году Д-2, как устаревшая, была выведена из боевого состава флота и переоборудована в учебно-тренировочную станцию УТС-6. До 1987 года здесь отрабатывались приемы выхода экипажа из затонувших подводных лодок, борьба с пожаром и водой.
В конце 1980-х годов Правительство СССР приняло постановление о создании мемориального комплекса, посвященного подводникам Великой Отечественной войны, конструкторам и строителям подводного флота. В восстановлении подводной лодки участвовали Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», Балтийский завод и Ленинградская военно-морская база. Неоценимый вклад внесли ветераны-подводники. Экспозиция, посвященная истории Д-2 и действиям советских моряков-подводников в годы войны, была подготовлена сотрудниками Центрального военно-морского музея. Отсеки подводной лодки и ее внешний облик воссозданы такими, какими они были в годы Великой Отечественной войны. 8 июля 1989 года подводную лодку установили в Ленинграде в качестве памятника отечественного флота и кораблестроения.
2 сентября 1994 года мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”» был торжественно открыт для осмотра как филиал Центрального военно-морского музея.
Памятник подводной лодке С-51. Мурманск.
Лодка была заложена в апреле 1937 года в Ленинграде на заводе № 189 «Балтийский завод» под стапельным номером 284. В виде секций была перевезена во Владивосток и достроена на заводе № 202 «Дальзавод». Спущена на воду 30 августа 1940 года, была зачислена в состав Тихоокеанского флота 30 ноября 1941 года, была сдана в эксплуатацию 16 декабря 1941 года.
Зимой 1941/42 года C-51 под командованием капитана 3-го ранга Ивана Фомича Кучеренко прошла курс боевой подготовки. С 6 июня по 6 июля 1942 года лодка совершила дальний поход в Японское море с целью разведки коммуникаций. 6 октября 1942 года С-51 в группе из четырёх «эсок» отправилась в переход на Северный флот. Через 110 суток, 24 января 1943 года С-51, единственная из субмарин группы воздержавшаяся от промежуточной остановки в Англии, первой прибыла в Кольский залив. Лодка отличалась от других тем, что носовые сетепрорезающие пилы на ней к середине войны были демонтированы.
Боевые походы:
9 мая — 22 мая 1943;
16 июня — 30 июня 1943;
27 июля — 2 августа 1943;
30 августа — 10 сентября 1943;
16 марта — 3 апреля 1944: С-51 вышла в поход с целью перехвата «Тирпица», однако линкор остался на базе;
17 августа — 2 сентября 1944;
24 сентября — 13 октября 1944.
5 ноября 1944 года С-51 была награждена Орденом Красного Знамени.
Находилась в строю до 1954 года. Затем ещё в течение почти 20 лет служила кабинетом боевой подготовки, учебно-тренировочной станцией. В 1970 году вытащена на берег. В 1972 году исключена из состава флота, с 1973 года рубка и часть лёгкого корпуса установлены как памятник в Гремихе.
Памятник подводной лодке С-13. Копия рубки установлена в Кремле Нижнего Новгорода.
Лодка была заложена 19 октября 1938 года в Горьком на заводе № 112 «Красное Сормово», спущена на воду 25 апреля 1939 года, вступила в строй 31 июля 1941 года и 14 августа 1941 года вошла в состав Балтийского флота. Единственная подлодка серии «С», дожившая до Победы на Балтике.
«С-13» совершила четыре боевых похода, произвела 12 атак с выпуском 19 торпед, потопила пять и повредила одно судно:
2 сентября 1942 — 19 октября 1942
1 октября 1944 — 11 ноября 1944
11 января 1945 — 15 февраля 1945
20 апреля 1945 — 23 мая 1945
Потопленны транспорта:
11 сентября 1942 — финский транспорт «Hera» (1379 брт)
12 сентября 1942 — финский пароход «Jussi Н.» (2325 брт)
18 сентября 1942 повредила голландский пароход «Anna W.» (290 брт)
9 октября 1944 повредила немецкий транспорт «Siegfried» (563 брт)
30 января 1945 — немецкий транспорт «Wilhelm Gustloff» (25 484 брт)
10 февраля 1945 — немецкий транспорт «General Steuben» (14 660 брт)
Широкую известность «С-13» получила после потопления немецких транспортов «Wilhelm Gustloff» и «General Steuben», гибель которых вошла в ряд крупнейших морских катастроф.
30 января 1945 года С-13, находясь под командованием капитан-лейтенанта А. И. Маринеско, в 21:15 обнаружила шедшее в сопровождении эскорта немецкое транспортное судно «Wilhelm Gustloff». Подводная лодка начала преследование и в 23:08 с дистанции 4,8 кабельтовых атаковала судно тремя торпедами (четвёртая торпеда застряла в торпедном аппарате). Все три торпеды попали в цель, через 40 минут «Wilhelm Gustloff» затонул. По современным оценкам, погибло около 6000 человек.
По суммарному тоннажу потопленных кораблей во время Великой Отечественной войны (44 138 брт) «С-13» принадлежит первое место в советском Военно-морском Флоте. 20 апреля 1945 года она была награждена орденом Красного Знамени.
Памятник подводной лодке Л-16. Создан из рубки подводной лодки Л-10. Вилючинск.
Лодка была заложена 5 ноября 1935 года на заводе № 198 в Николаеве, заводской номер 306, в виде отдельных секций была перевезена во Владивосток, на завод № 202 (Дальзавод), где была собрана. 9 июля 1936 года спущена на воду, 9 декабря 1938 года вступила в строй.
В 1942 году вместе с Л-15 была выбрана для усиления Северного флота и 24 сентября отправилась в переход из Петропавловска-Камчатского через Панамский канал в Полярный. 25 сентября 1942 года в 8.25 Л-16 вышла из порта под командованием Д. Ф. Гусарова совместно с Л-15 под командованием капитана 3 ранга (впоследствии капитан 2 ранга) Комарова Василия Исаевича в поход для перебазирования на Северный флот. 29 сентября 1942 года лодки пересекли 180-й меридиан и вошли в Западное полушарие. Американский сторожевик встретил подлодки у о. Уналашка. 1 октября 1942 года в 15.40 лодки ошвартовались у пирса военно-морской базы США Датч-Харбор. 5 октября 1942 года в 8.00 лодки вышли из порта Датч-Харбор.
11 октября 1942 года в 11.00 Л-16 на подходах к Панамскому каналу была торпедирована. С дифферентом на корму 45° она начала быстро погружаться в воду и менее чем за минуту затонула с 55 членами экипажа на борту. Когда сигнальщики с Л-15 обнаружили на расстоянии около 10 кабельтовых два перископа, её артиллеристы выпустили из 45-миллиметрового лодочного орудия по неизвестной цели 5 снарядов. В это же время радист принял обрывок радиограммы с тонувшей ПЛ: «Погибаем от…».
Обстоятельства гибели подводной лодки Л-16 не выяснены до сих пор. Не установлена и национальная принадлежность пиратской субмарины. В 1942 году в бассейне Тихого океана воевали две стороны — американцы и японцы. США являлись нашими союзниками, с Японией был подписан договор о нейтралитете. Боевые же действия немецких подводных сил происходили в водах Атлантического и Индийского океанов.
После войны ответственность за потопление Л-16 взял на себя Мейдзи Тагами, командир японской подводной лодки 1-25, дескать, возвращавшейся в ту октябрьскую ночь от побережья Америки. Обнаружив цели, он выпустил по ним последнюю оставшуюся торпеду, считая лодки американскими. Радиостанция в Токио 27—28 декабря 1942 года тоже сообщала о потоплении японской подводной лодкой одной из американских. Судя по времени и месту атаки, это могла быть наша Л-16.
Другой версией гибели советской субмарины считается ошибочная атака штатовской субмариной 88-31, вышедшей из Датч-Харбора накануне: её перископы очень походили на те, что обнаружили сигнальщики и обстреляли артиллеристы с Л-15.
В память о погибшей Л-16 и членах её экипажа в г. Вилючинске 24 июля 1966 года установлен памятник, представляющий собой рубку подводной и носовое орудие с лодки Л-10, той же серии.
Памятник ПЛ "Л-19" «Подводникам-тихоокеанцам погибшим в боевых походах на подводных лодках в августе 1945 года». Владивосток.
Л-19 (серии XIII, Л — «Ленинец») — советский дизель-электрический подводный минный заградитель.
Лодка была заложена 26 декабря 1935 года на заводе № 189. В 1936 году в виде отдельных секций перевезена на Дальний Восток, собиралась на заводе № 202 «Дальзавод». 25 мая 1938 года спущена на воду. В июне планировалось именовать лодку «Горьковец», присвоение имени не состоялось. 4 ноября 1939 года вступила в строй.
23 августа 1945 года торпедировала и потопила японский транспорт «Tetsugo Maru» (1 403 брт).
24 августа потоплена. Точная причина неизвестна, предположительно лодка погибла на донной мине или в результате налёта японской авиации. Л-19 стала последней советской подводной лодкой, погибшей во Второй мировой войне.
В 1989 году ограждение рубки подводной лодки Л-8 установлено в качестве мемориала подводной лодки Л-19 на территории соединения подводных лодок в бухте Малый Улисс, Владивосток.
Памятник подводной лодке Л-3. Москва, Поклонная гора.
Лодка была заложена 6 сентября 1929 года на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде, заводской номер 197, спущена на воду 8 июля 1931 года и 5 ноября 1933 года вошла в состав Балтийского флота. С 1939 года по 24 февраля 1941 года прошла модернизацию и капитальный ремонт. 24 февраля 1941 года «Л-3» вновь в строю.
В годы Великой Отечественной войны «Л-3» совершила 8 походов (7 боевых), произвела 16 торпедных атак с выпуском 46 торпед, сделала 12 (11) минных постановок. Достоверно потоплено торпедами 2 корабля противника общим водоизмещением 10 743 брт. Результативность ещё двух атак нуждается в уточнении. На поставленных минах погибло 9 судов общим водоизмещением 15 423 или 15 488 брт и повреждено не менее 1 судна.
22 июня 1941 года «Л-3» встретила под командованием капитана 3 ранга (впоследствии капитана 2 ранга) Петра Денисовича Грищенко в Либаве. 26 июня «Л-3» была поставлена задача выставить мины в районе Мемеля (Клайпеды). На следующий день 27 июня задача была выполнена, путём установки 20 мин. 4 июля при переходе из бухты Кихелькона в Триги безрезультатно атакована немецкой подлодкой U-145. 28 июля получила значительные повреждения в результате атаки немецких катерных тральщиков. 6 сентября 1942 подорвалась на мине, до базы дошла. 30 октября 1942 подорвалась на антенной мине, продолжила поход. 13 ноября 1942 попала под таранный удар транспорта, лишилась перископа, вернулась на базу. 1 марта 1943 присвоено звание «Гвардейская». 9 марта 1943 командиром был назначен капитан-лейтенант Владимир Константинович Коновалов.
13 ноября 1942 года субмарина «Л-3» обнаружила караван, состоящий из четырёх транспортов в сопровождении тральщиков, подлодка начала маневрирование для выхода в атаку на самый крупный, двухтрубный транспорт. Из-за быстрого ухудшения видимости принято решение маневрировать по данным гидроакустика. Однако «Л-3» попала в середину конвоя, вследствие чего стало трудно определить точные координаты цели из-за окружающих со всех сторон шумов других транспортов. Было принято решение подвсплыть на один метр с безопасной глубины 10,5 метра до перископной 9,5 метра и определить координаты цели в перископ. После поднятия перископа произошло столкновение с одним из транспортов, который в это время проходил над подводной лодкой. В итоге, несмотря на столкновение, субмарина замечена не была. От удара тумба ограждения была наклонена на правый борт на 30 градусов, командирский перископ был согнут вправо на 90 градусов и развёрнут в корму на 135 градусов, антенны левого борта были сорваны. 18 ноября подлодка благополучно вернулась на базу. Действия Грищенко были признаны грамотными, правильными и исключительно полезными, так как этим впервые в подводной войне на Балтике была доказана возможность бесперископной атаки по данным приборов гидроакустики. При этом отмечалось, что командиру для её успешного завершения следовало бы избрать несколько большую глубину погружения.
В ночь с 16 на 17 апреля 1945 года «Л-3» под командованием Владимира Коновалова, находясь на патрулировании у входа в Данцигскую бухту, севернее маяка Риксгафт, обнаружила конвой в составе 3 транспортов и 2 кораблей охранения. Целью атаки был выбран самый большой корабль, транспорт «Гойя». Подводной лодке пришлось преследовать конвой в надводном положении, так как подводная скорость хода была недостаточна. В 23:52 по транспорту было выпущено 2 торпеды, обе поразили цель, которая затонула спустя 7 минут. Было уничтожено от 6 до 7 тыс. человек (точное количество находившихся на борту осталось неизвестным). По данным М. Морозова на «Гойе» в числе прочих находилось 1500 солдат 4-й танковой дивизии вермахта. Было спасено только 157 человек кораблями сопровождения и ещё 28 человек в течение дня другими кораблями. Потопление «Гойи» наряду с потоплением лайнера «Вильгельм Густлофф» является одной из крупнейших морских катастроф (по некоторым данным крупнейшей морской катастрофой за всю историю). Корабли охраны конвоя смогли сбросить 5 глубинных бомб, однако бомбы цели не достигли. 21 апреля «Л-3» направилась на базу.
За годы Великой Отечественной войны личный состав «Л-3» был награждён 423 орденами и медалями.
По количеству потопленных судов во время Великой Отечественной войны «Л-3» принадлежит 1-е место в советском ВМФ, хотя по суммарному тоннажу она уступает С-13 (командир капитан 3-го ранга А. И. Маринеско) с 44,1 тыс. брт.
Боевые походы:
22.06—09.07.1941 Либава — подходы к Мемелю — Таллин
15.07—31.07.1941 Таллин — Данцигская бухта — Таллин
09.08—10.09.1942 Кронштадт — южная часть Балтийского моря — Кронштадт (в походе участвовал писатель А. И. Зонин)
27.10—18.11.1942 Кронштадт — Балтийское море через Финские шхеры — Лавенсаари
01.10—16.11.1944 Ханко — юго-восточная часть Балтийского моря — Турку
23.01—08.02.1945
23.03—25.04.1945 Турку — южная часть Балтийского моря (Данцигская бухта) — Турку
Потопленные суда торпедными атаками:
18.08.1942 — «К. Ф. Лильевальш» — 5 513 брт
17.04.1945 — «Гойя» — 5 230 брт
Результативность двух торпедных атак (15.10.1944 и 31.01.1945) неизвестна.
На выставленных минах были подорваны и потоплены:
01.10.1941 — «Кайя» — 1 876 брт
22.11.1941 — «Уно» — 430 брт
26.11.1941 — «Эгерау» — 1 142 брт
28.08.1942 — «Вальтер» — 177 брт
25.09.1942 — «Ф. Бомке» — 210 брт
19.11.1942 — «Гинденбург» — 7 880 брт
05.02.1943 — «Тристан» — 1 766 или 1 701 брт
06.02.1943 — «Грундзее» — 862 брт
29.01.1945 — «Генри Лютгенс» — 1 141 брт
14.11.1944 на минах, выставленных Л-3, подорвался и получил повреждения транспорт «Альберт Лео Шлагеттер» водоизмещением 1643 брт.
Рубка подводной лодки «Л-3» вместе с кормовым орудием изначально была выставлена у штаба 22-й бригады подплава в г. Лиепае, после ухода российской армии из Прибалтики была эвакуирована и в 1995 году установлена на Поклонной горе в Москве.
Памятник подлодке Щ-307. Москва, Поклонная гора.
«Щ-307» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, принадлежит к серии V-бис 2 проекта Щ — «Щука». При постройке лодка получила имя «Треска».
Находилась в составе Балтийского флота.
В ходе Великой Отечественной войны подлодка Щ-307 совершила 4 боевых похода:
21.07.1941 — 12.08.1941
23.09.1941 — 06.11.1942
04.10.1944 — 07.11.1944
04.01.1945 — 03.02.1945
В ходе боевых действий произвела 11 торпедных атак, выпустив 26 торпед. Потопила 3 судна:
10 августа 1941 года «Щ-307» обнаружила в районе о. Даго в проливе Соэлозунд подводную лодку противника. После двухторпедного залпа обе торпеды попали в цель, потопив, таким образом, немецкую подлодку U-144 (314 т). Весь экипаж немецкой подлодки погиб. В некоторых источниках данную атаку называют, фактически, первой достоверно подтверждённой торпедной атакой балтийских подводников в Великой Отечественной войне. 12 августа 1941 года успешно вернулась на базу, после чего в конце августа того же года приняла участие в таллинском переходе и прибыла в Кронштадт.
26 октября 1942 года, в районе Аландских островов — финский пароход «Бетти Х.» (2477 брт).
16 января 1945 года в районе Либавы — немецкий пароход «Генриетта Шульце» (1923 брт).
6 марта 1945 года «Щ-307» награждена орденом Красного Знамени, а её командир Калинин М.С. получил звезду Героя Советского Союза.
23 апреля 1948 года выведена из боевого состава.
16 мая 1949 года переименована в ПЗС-5.
8 апреля 1957 года исключена из списка судов.
7 мая 1957 года расформирована и разделана на металл в Лиепае.
До 1994 года рубка «Щ-307» служила памятным мемориалом на территории базы подводных лодок в Лиепае, после чего была перевезена в Москву, где выставлена в музее на Поклонной горе.
после ухода российской армии из Прибалтики была эвакуирована и в
И это праввильно !!!
Памятник подводной лодке М-104 «Ярославский комсомолец». Ярославль.
Заложена 29 октября 1940 года под стапельным номером 301 на заводе № 112 «Красное Сормово» в Горьком. Спущена на воду 10 апреля 1941 года. С началом Великой Отечественной войны строительство было заморожено, так как завод сконцентрировался на выпуске танков.
25 августа 1942 года подводная лодка в разобранном виде погружена на транспортёр и отправлена по железной дороге на доработку на завод № 402 в г.Молотовск (ныне Северодвинск), куда прибыла 1 сентября 1942 года, в тот же день зачислена в отдельный учебный дивизион подводных лодок. Вторично спущена на воду 24 сентября 1942 года. 23-26 ноября переведена в СРЗ ГУ Севморпути в посёлке Роста в Мурманске для достройки, проведения испытаний и боевой подготовки. Затем переведена в Екатерининскую гавань (Полярное).
В начале 1943 года в рамках широкого общесоюзного движения по инициативе молодёжи колхоза «Заря свободы», воодушевлённой постройкой на собранные средства эскадрильи боевых самолётов «Ярославский комсомолец», комсомольцы и молодёжь Ярославской области собрали около 5,5 миллионов рублей на строительство подводной лодки. Этих денег хватало на новую подлодку типа «Малютка», и было принято решение присвоить наименование «Ярославский комсомолец» подлодке М-104, что и было сделано 22 февраля 1943 года приказом наркома ВМФ (впервые советская субмарина получила собственное имя).
10 февраля 1943 года М-104 «Ярославский комсомолец» вступила в строй. 20 февраля перечислена в состав 4-го дивизиона подводных лодок Северного флота с базированием на Полярное. 23 февраля в присутствии делегации из Ярославской области торжественно поднят Военно-морской флаг. 24 февраля 1943 года вошла в состав Северного флота.
Первый боевой поход — с 7 по 16 апреля 1943 года — для действий в Варангер-фьорде. Раз в двое суток отходила в бухту Пумманки для зарядки аккумуляторов. Дважды наблюдала одиночные цели, но атаковать по различным причинам не смогла. 16 апреля у мыса Лангбунес атаковала германский транспорт. Торпеда выскочила на поверхность и взорвалась на виду противника, не достигнув цели.
Второй боевой поход — с 8 по 12 мая 1943 года — для действий в Варангер-фьорде. Во время пути в Пумманки для зарядки аккумуляторов М-104 была атакована 11 немецкими самолётами «Bf-109». Уходя от атаки легла на грунт на глубине 36 метров, но тем не менее была довольно серьёзно повреждена пушечно-пулемётным обстрелом и близкими разрывами бомб. На следующий день, находясь на ремонте в Пумманках, была безрезультатно атакована пятью «Bf-109». Была вынуждена вернуться на базу, где устраняла повреждения у борта плавмастерской «Красный горн». Вступила в строй только 24 июля.
Третий боевой поход — с 12 по 22 сентября 1943 года — патрулирование на позиции Вардё — мыс Сейбунес. 20 сентября в районе Бос-фьорда совершила неудачную торпедную атаку каравана немецких и норвежских судов. После возвращения с 24 сентября по 23 октября проходила навигационный ремонт.
Четвёртый боевой поход — с 29 ноября по 7 декабря 1943 года — патрулирование в районе Вардё — Конгс-фьорд. Обнаруживала одиночные цели, но из-за плохой видимости атаковать не смогла. С 3 по 31 января и с 11 по 21 февраля проходила навигационный ремонт.
Пятый боевой поход — с 5 по 11 марта 1944 года. Обнаруживала одиночные цели, но по различным причинам атаковать не смогла. 10 марта 1944 года в районе Сюльте-фьорда атаковала остов транспорта «Наталь», выброшенного в январе 1944 года штормом на камни у мыса Маккаур.
Шестой боевой поход — с 12 по 22 апреля 1944 года — патрулирование района Когс-фьорда в рамках операции «РВ-3» (разгром врага). 18 апреля был встречен конвой, но атаковать его не было возможности из-за плохой видимости.
В боевых действиях больше не участвовала. В итоге за 6 боевых походов подводная лодка М-104 «Ярославский комсомолец» совершила 3 безрезультатные торпедные атаки.
11 мая 1944 года «Ярославский комсомолец» отправлен по железной дороге из Мурманска в Поти на Черноморский флот, куда прибыл 6 (по другим данным 8) июня. 9 июля вошёл в состав отдельного учебного дивизиона подводных лодок с базированием на Поти. Этим же летом перечислен в состав 4-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота с базированием на Балаклаву.
17 августа 1953 года выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в кабинет боевой подготовки КБП-27. Летом 1955 года доставлена по внутренним водам на Каспийское море. 27 декабря 1956 года переформирована в учебно-тренировочную станцию УТС-32 и поставлена на прикол. В 1958 году затонула в Бакинском военном порту из-за неисправности донно-забортной арматуры, но была поднята. 19 сентября 1960 года исключена из списков судов ВМФ, 26 сентября расформирован экипаж, сдана на разборку.
В Ярославль были отправлены торпедный аппарат, ходовая станция и дверь, соединявшая дизельный и электромоторный отсеки. Ныне они являются экспонатами ярославского Музея боевой славы — филиала музея-заповедника.
Памятник подводной лодке М-104 «Ярославский комсомолец» в виде полноразмерного макета рубки и части лёгкого корпуса установлен в 2014 году на Тверицкой набережной Ярославля.
Не мог не написать про подводную лодку "Лембит", хотя она и является музейным экспонатом, НО она сама по себе конечно же памятник тем советским подводникам которые на ней воевали во время ВОВ. И тем показательней на её примере отношение к общей истории, хоть и не дружественной к России Эстонии.
«Лембит» эст. Lembit — эстонская подводная лодка, была построена на британской верфи «Виккерс-Армстронг», в городе Барроу-ин-Фернесс, графство Камбрия, Великобритания. Строительство лодки было начато в мае 1935 года. 13 мая 1936 года приказом Главнокомандующего вооружёнными силами Эстонии генерал-лейтенанта Йохана Лайдонера № 92 строившейся подводной лодке под строительным номером 706 было присвоено имя Lembit, а 7 июля 1936 года «Лембит» вместе с однотипной «Калевом» были спущены на воду и переданы Эстонии. Подлодкам были присвоены имена «Калев», в честь великана — персонажа эстонских легенд, и «Лембит», по имени древнего национального героя, старейшины земли Сакала, возглавившего борьбу народа эстов против тевтонских феодалов во время их вторжения в Эстонию в XIII веке.
Подводные лодки типа "Калев" были торпедно-минными. Торпедное вооружение включало четыре носовых торпедных аппарата калибра 533 мм (17″) с торпедами в аппаратах, и четыре запасные торпеды к ним. Минное вооружение состояло из двадцати морских якорных мин английского образца, размещённых в минных шахтах, находящихся в булях. С каждого борта размещалось по пять шахт вместимостью по две мины. Конструкция минного устройства позволяла выставлять мины и из надводного, и из подводного положения. Для противовоздушной обороны каждая лодка имела расположенную в специальной герметичной шахте автоматическую пушку системы «Бофорс» калибра 40 мм. Перед стрельбой пушка поднималась из шахты на специальной платформе. Для подготовки к стрельбе требовалось не более 90 секунд. Также на лодках имелось по одному пулемёту типа «Льюис» калибра .303 (7,7 мм).
«Лембит» и «Калев» составили дивизион подводных минных заградителей и базировались в Таллине. За три года службы в составе ВМС Эстонии система постановки мин «Лембита» не использовалась ни разу, и выходили в учебные выходы в Балтийское море.
19 августа 1940 года на лодках были подняты советские военно-морские флаги: «Калев» и «Лембит» вошли в состав Балтийского флота. Их имена, напоминающие о прошлом и дорогие эстонскому народу, были сохранены.
Подлодка была включена в 1-ю бригаду. В связи с этим на корабле произошло почти полное обновление экипажа. Командиром был назначен капитан-лейтенант Полещук В. А. Новых членов экипажа обучали работе с незнакомой советским подводникам техникой оставшиеся эстонские моряки — старшины некоторых групп, изъявившие желание продолжать службу в советском ВМФ.
Первое плавание состоялось в апреле 1941 года с перехода в военно-морскую базу Либава. После чего начались учебные выходы в Балтийское море; в том числе - патрулирование подходов к Ирбенскому проливу.
22 июня 1941 года «Лембит» находился в Либаве. Отсюда, совместно с подводным минным заградителем «Калев», был совершён переход в Кронштадт, где было проведено докование и переоснащение торпедных аппаратов под советские торпеды. После чего «Лембит» вернулся в Таллин, откуда, после загрузки мин, 10 августа отправился в первый боевой поход. В центральной части Балтийского моря были выставлены все 20 мин. 21 августа «Лембит» вернулся в Таллин. 28-29 августа «Лембит» принимает участие в прорыве КБФ из Таллина в Кронштадт, после чего становится в ремонт на Морском заводе.
30 августа 1941 года командиром лодки был назначен старший лейтенант Матиясевич А. М..
23 сентября ремонт прерван из-за массированных налётов на Кронштадт. Минный заградитель переходит на внешний рейд к Толбухину маяку, где днём отлёживается на грунте. В это время с лодки списываются старшины-эстонцы, для направления на новые лодки.
6 октября «Лембит» переходит в Ленинград, где на пару недель становится у набережной Невы и включается в систему обороны.
Позже, лодка возвращается в Кронштадт, откуда 19 октября выходит в дозор в Нарвскую бухту, где, в ходе похода, выставил минное поле.
5 ноября минный заградитель возвращается из похода и становится в углублённый текущий ремонт на завод «Судомех» в Ленинграде, откуда, простояв всю блокадную зиму 1941-1942 годов, выходит только 28 апреля - становясь на стоянку у невской набережной напротив Летнего сада. Там и были завершены ремонтные работы к 18 июня 1942 года.
13 августа «Лембит» переходит в Кронштадт, откуда в ночь на 18 августа выходит в первый в этом году боевой поход. С недолгим заходом на остров Лавенсаари, 25 августа «Лембит» прибыл на позицию в устье Финского залива. Здесь проходят коммуникации связи финского порта Турку с портами Германии. Торпедные атаки на немецкие конвои 4 и 13 сентября прошли безуспешно. Днём 14 сентября состоялась торпедная атака ещё одного конвоя, в ходе которой был тяжело повреждён немецкий транспорт «Finnland» (5281 брт). После этого «Лембит» подвергся атаке немецких сторожевиков V 307 и V 310. Из-за раздавшихся рядом взрывов глубинных бомб во 2-й аккумуляторной яме Лембита произошёл взрыв водорода, который скопился там в ходе зарядки батарей. Последствия взрыва: разрушение радиорубки, повреждение дверей на переборках между отсеками, изгиб ближайшей переборки, разрушения баков, течь воды в трюм отсека с аккумуляторными ямами, а также контузии, ушибы и ранения личного состава. Из-за попадания морской воды на вылившийся электролит, в результате вступления в реакцию, выделяется хлор. В центральном посту начинается пожар. Лодка ложится на грунт на глубине 36 метров. Через 13 минут течь и пожар ликвидированы. При этом, личный состав получает ожоги и отравления газом (не все воспользовались дыхательными приборами - в частности, командир, Матиясевич А.М., не стал его одевать, чтоб тот не помешал руководить спасением лодки). Ночью, через 10 часов после взрыва, когда немецких сторожевиков поблизости уже не было, «Лембит» всплывает. В ночь на 16 августа начинается преодоление Финского залива в обратном направлении. В ходе преодоления противолодочных рубежей Лембит был атакован финскими сторожевыми катерами; безуспешно. Днём 19 августа лодка встречена катерами КБФ. За этот поход экипаж «Лембита» был награждён 11 орденами Ленина, 14 орденами Красного Знамени и 12 орденами Красной Звезды. В результате тяжёлых повреждений в походы в этом году лодка больше не выходит, с ноября становится в плавучий док на Неве (возле Калашниковой набережной). Отсюда «Лембит» выходит только 12 апреля 1943 года. Все ремонтные работы заканчиваются только к марту 1944 года. В этот период подводные лодки КБФ не применялись из-за блокады Финского залива немецкими и финляндскими противолодочными силами.
В рубке ПЛ"Лембит"
Советский экипаж ПЛ"Лембит"
«Лембит» за годы войны совершил семь боевых походов, пять минных постановок (100 мин), потопив, по разным оценкам, от 4 до 21 судов и кораблей. После войны с 1946 года служил в качестве учебной подлодки, потом, с 1955 года — в качестве учебно-тренировочной станции. С 1957 по 1979 год лодка была в аренде у завода «Красное Сормово» в Горьком. 28 августа 1979 года «Лембит» перевели в Таллин, и после ремонта, 5 августа 1985 года лодка была установлена в качестве музея-мемориала в Пирита (Таллин).
1 августа 1994 года «Лембит» был зачислен в список кораблей Эстонских ВМС кораблём под № 1. 16 мая 2011 года на «Лембите» был спущен военно-морской флаг. 20 мая 2011 года «Лембит» отбуксировали к слипу и 21 мая 2011 подняли с помощью надувных подушек на берег.
До 2011 года «Лембит» находился на стоянке в порту Таллина и являлся филиалом Эстонского морского музея, открытым для посещения. В отличие от большинства других подводных лодок-музеев, в которых проделаны специальные входы для посетителей, в «Лембит» экскурсанты попадают через один из предусмотренных проектом входов — торпедопогрузочный люк в первом отсеке. «Лембит» входит в число немногих сохранившихся подводных лодок времён Второй мировой войны и в 2011 году являлся самой старой подводной лодкой в мире из всё ещё находившихся на плаву. В 2011 году корабль был поднят из воды и перебазирован в бывший царский ангар для гидросамолётов на сухое хранение.
И всё так же ПЛ открыта для посещения, и в ней всё так же рассказана её героическая роль и роль её советского экипажа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
А «Калев» совершил два боевых похода и выполнил одну постановку в 10 мин, после чего при выполнении спецоперации пропал без вести в октябре 1941 года. По некоторым источникам, на его минах подорвались три судна. Сам «Калев» считается погибшим вместе с экипажем на мине в районе острова Прангли.
Памятник грузинской агрессии в Цхенвале (Южная Осетия), 08.08.2008г.
Днем 8 августа 2008 года группой российско-осетинских военнослужащих на перекрестке улиц Московской и Привокзальной в Цхинвале были подбиты три грузинских танка. Один из них после детонации боекомплекта фактически разорвало на части. (Место взрыва смотри на первом фото).
А его оторванная башня пролетела несколько десятков метров, пробила козырек здания и застряла в крыльце.
Тут она торчала ещё в 2010году. Пробитый ею козырёк пришлось снести в целях безопасности.
Здание позже восстановили, а башню покрасив, так тут и оставили как памятник грузинской агрессии.
Вот такое монументальное искусство находится, судя по всему, где-то в Китае. Не исключено, что в дело пошел реквизит одного из фильмов про войну. Помимо японского танка Ха-Го, здесь еще есть и бронемашина Тип 93.
Памятники ИЛ-2
Самара ...
Один из символов Самары, памятник легендарному штурмовику Ил-2, вернулся на свое место на перекрестке Московского шоссе и проспекта Кирова после двух лет реконструкции. В понедельник, 6 ноября, прошла торжественная церемония открытия монумента.
Реставраторы вернули самолету первоначальную окраску: сверху — черно-зеленый камуфляж, нижняя часть — серебристая, отремонтировали поврежденные элементы и восстановили отсутствовавшие, такие как прицел и антенна. Также восстановлена герметизация кабины и бортовой номер. Постамент, на котором установлен самолет, также воссоздан в первоначальном виде.
Отвечая на вопросы журналистов после окончания праздника, Дмитрий Азаров еще раз подчеркнул, что этот памятник — символ бережного отношения к великой истории нашей страны, к славному трудовому подвигу куйбышевцев, самарцев, к доблести нашего народа на фронтах Великой Отечественной войны: «Именно такое бережное отношение и дает нам основу, которая позволяет двигаться вперед. Наши традиции победные мы должны приумножить и в будущем достигать успехов несмотря ни на на происки врагов, несмотря ни на какие-то санкции, уверен так и будет».
Кроме того, глава региона заявил, что власти поддержат проект реконструкции летающего самолета Ил-2, который сейчас осуществляется самарскими энтузиастами.