высота ещё не выбита. Копать там трудно, но среди старых перекопов ещё встречаются находки.
Доброго времени суток.
Планируем поисковую экспедицию в район высоты 128,9. У кого есть информация по данной высоте:
- возможно ли там проведение работ?
- есть ли карты или схемы данной высоты (интересует период начала октября 1942 года).
- кто ранее работал на данной высоте?
Здравствуйте хочу поделиться новостями по высоте 147,6 . Сегодня недалеко от вершины высоты 147,6 были найдены останки троих бойцов .У одного из них в нагрудном кармане гимнастерки было найдено не отправленное письмо . Адресатом являлась Васильева Зинаида Петровна ППС 83747 отправителем был Мирошниченко Леонид Михайлович ППС 2144. Текст письма пока прочесть не удалось .
Ну до чего же молодцы ребята! В такую погоду и таким благородным делом занимаются!!!
От всей души благодарен поисковикам! Очередной боец возвращается с войны. Спасибо!
Кстати, судя по всему Мирошниченко может иметь непосредственное отношение к тому разведчику, который был обнаружен там ранее.
Мирошниченко Леонид Михайлович ППС 2144
41 гв.сд.
Установлена судьба автора и получателя письма .СУДЬБА:
Васильева
Зинаида
Петровна
__.__.1921
Селецкий р-н
163 сд
санинструктор
умер от ран
27.09.1942
Ленинградская обл., Лычковский р-н, д. Лонно,
северо-восточнее, 3500 м, лес
2144 ППС - 41 ГВ.СД – отправитель СУДЬБА:
· Мирошниченко
Леонид
Михайлович
__.__.1919
41 гв. сд 124 гв. сп
мл. политрук
погиб
06.09.1942
· Мирошниченко
Леонид
Михайлович
__.__.1919
Крымская АССР, г. Евпатория
Евпаторийский РВК, Крымская АССР, Евпаторийский р-н
41 гв. сд
мл. политрук
убит
06.09.1942
Сталинградская обл., Г
бал. Грачева, в районе
Удалось прочесть текст письма .ППС 837/47
Васильевой Зинаиде Петровне
ППС 2144
Мирошниченко Леонид Михайлович
Здравствуй, дорогая Зина. Спешу сообщить, что я жив и здоров, что, конечно, и тебе желаю. Знаю, как тебе сейчас приходится нелегко на фронте, какие тяжести приходится переносить. У меня все хорошо, бью фашистов у Сталинграда. Бои идут тяжёлые, но я уверен, победа будет за нами.
Зина, прошу тебя, по возможности, не рискуй собой, пожалуйста. Я боюсь представить, что с тобой что-нибудь случится. Твою фотографию я всегда храню в кармане гимнастерки и помню о тебе. Пусть тебя минуют вражеские пули и осколки. Как хочется видеть тебя. Пиши, пожалуйста. Твой далекий друг Леонид Мирошниченко
___2_ сентября 42 года.
И погибли оба, практически в одно время.........
В силу открывшихся обстоятельств думаю будет трудно понять как Мирошниченко смог попасть на высоту 147,6 в периуд со 2 сентября по 6 сентября . Как нам уже удалось выяснить немцы высоту заняли 31 августа . Попытки 41 ГСД прорваться к высоте 4 и 5 сентября закончились плачевно ,дивизия не дошла около 400 метров до железной дороги .От ЖД до высоты 147,6 еще около 600 метров .
Добавлено: 19.12.2017 08:52:42
Да,что то тут не стыкуется. И в архивных данных пишут ,что убит он в р-не балка Грачева, а он на высоте найден.
По всем признакам Мирошниченко и еще двух бойцов в окоп скинули немцы . Насстрела не было совсем ,подсумки полные ,у одного бойца была каска и котелок ,малые пехотные лопатки были у всех .
По всем признакам Мирошниченко и еще двух бойцов в окоп скинули немцы .
Тащить убитых 600-900 метров к себе в окоп?
Может уже зимой/весной там похоронили, когда окопы стали не нужны?
Да, ранее (см. пост 131) выяснили,что на утро 5 сентября 41 гв. сд. подошла почти вплотную к железной дороге северо-западнее высоты 147,6. Скорее всего Мирошниченко в это время был захвачен немцами (варианты: раненный , в качестве языка , либо при иных обстоятельствах) и доставлен на высоту, где скончался (был расстрелен) и сброшен немцами в яму-захоронение.
Учитывая что Мирошниченко был политруком взвода пешей разведки 124 ГСП ,то есть вероятность что на высоту он попал будучи в разведке. Хорошо бы узнать в журналах боевых действий 41 ГСД производился ли поиск разведчиками перед предстоящим 4 сентября наступлением .
Здравствуйте . Пытался найти информацию о боевых действия 41 ГСД за 4 и 5 сентября ,но удалось найти только эти сведения .Задачей 1-й гвардейской армии было овладеть высотами к северу от Городища, пересечь железную дорогу и соединиться с частями, оборонявшими Сталинград. Контрудар проводился 24 и 116-й стрелковыми дивизиями при поддержке сводной бригады 16-го танкового [144] корпуса и 7-го танкового корпуса соответственно. В случае выполнения поставленной задачи 7-й танковый корпус должен был наступать на восток, оттесняя противника к Волге. С корпусом и 116-й стрелковой дивизией должны были взаимодействовать 671-q гаубичный артполк РГК, 1184-й истребительный противотанковый полк, 23 и 57-й гвардейские минометные полки и 1140-й отдельный гвардейский минометный дивизион. Танковый корпус Ротмистрова вводился в бой с марша, почти не имея времени на подготовку. Начертание переднего края перешедшего к обороне противника не было установлено. Проблемой были даже карты района боевых действий — не у всех командиров они были. Рекогносцировку успели провести только командиры бригад.
По замыслу командования 7-й танковый корпус должен был ударить в направлении почти строго на юг и по кратчайшему расстоянию соединиться с действовавшими в районе Городища советскими войсками. К началу наступления бригад Ротмистрова 2-я мотострелковая бригада 23-го танкового корпуса 62-й армии оборонялась к северу от Городища. 189-я танковая бригада 23-го танкового корпуса и 399-я стрелковая дивизия оборонялись фронтом на запад в районе Городища. Тем самым 23-й танковый корпус удерживал позиции, до которых было, можно сказать, рукой подать. Требовалось пройти лишь несколько километров. Однако 23-й танковый корпус находился под постоянным нажимом противника, и перспективы удержания района Городища были туманными. Именно это заставляло спешить с нанесением контрударов.
В 5.30 3 сентября после 30-минутной артподготовки 1-я гвардейская армия перешла в наступление. В первом эшелоне 7-го танкового корпуса двигались 3-я гвардейская и 62-я танковая бригада, а во втором эшелоне — 87-я танковая бригада и мотострелковая бригада. [145]
Атака началась без взаимодействующей пехоты. Успеха две бригады первого эшелона не имели, и Ротмистров в 12.00 ввел в бой 87-ю танковую бригаду. Продвижение корпуса было остановлено сильным противотанковым огнем противника. Попытки советских танкистов огнем с места подавлять и уничтожать огневые точки противника успеха не принесли. Мотострелковая бригада в силу малочисленности в бою 3 сентября просто не участвовала. За 3 сентября корпус потерял 5 KB сгоревшими и 7 подбитыми, 15 Т-34 сгоревшими, 17 Т-34 подбитыми, 6 Т-60 сгоревшими и 3 Т-60 подбитыми{79}. В течение первого дня боевых действий вышли из строя 53 танка, почти треть состава корпуса.
Попытка установить связь со Сталинградом кавалерийским наскоком не удалась. Что делать? Останавливаться [146] и ждать прибытия главных сил резервных армий? Вечером 3 сентября Сталин посылает Жукову распоряжение, которое можно смело назвать «криком души»:
«Положение со Сталинградом ухудшилось. Противник находится в трех верстах от Сталинграда. Сталинград могут взять сегодня или завтра, если Северная группа войск не окажет немедленной помощи.
Потребуйте от командующих войсками, стоящих к северу и северо-западу от Сталинграда, немедленно ударить по противнику и прийти на помощь сталинградцам.
Недопустимо никакое промедление. Промедление теперь равносильно преступлению. Всю авиацию бросьте на помощь Сталинграду. В самом Сталинграде авиации осталось очень мало.
Получение и принятые меры сообщить незамедлительно»{80}.
Утром 4 сентября 1-я гв. армия уже была в готовности к новому наступлению. Однако в 6.00 на нее обрушилась контрподготовка противника. Она вообще станет одним из основных приемов оборонявшихся к северу от Сталинграда немецких соединений. Ф. Меллентин приводит слова полковника Генерального штаба Г. Р. Динглера, служившего начальником оперативного отдела в 3-й моторизованной дивизии. Перед нами встает картина классического позиционного сражения с массированным использованием артиллерии:
«Огонь русской артиллерии действительно был очень сильным. Русские не только обстреливали наши передовые позиции, но и вели огонь из дальнобойных орудий по глубоким тылам. Пожалуй, следует хотя бы коротко сказать и об опыте, полученном нами в эти напряженные [147] дни. Вскоре артиллерия заняла первостепенное место в системе нашей обороны. Поскольку потери росли и сила нашей пехоты истощалась, основная тяжесть в отражении русских атак легла на плечи артиллеристов. Без эффективного огня артиллерии было бы невозможно так долго противостоять настойчиво повторяющимся массированным атакам русских. Как правило, мы использовали только сосредоточенный огонь и старались нанести удар по исходным позициям русских до того, как они могли перейти в атаку (т.е. провести контрподготовку. — А. И.). Интересно отметить, что русские ни к чему не были так чувствительны, как к артиллерийскому обстрелу»{81}.
В 6.30 немецкая контрподготовка была дополнена авиаударом. Налет продолжался в течение полутора часов. Пехота 116-й стрелковой дивизии под сильным огнем противника залегла. Соответственно, 7-й танковый корпус лишился пехотной поддержки. Предыдущие неудачи советских контрударов сами по себе создавали почву для создания противником устойчивой обороны. Оставшиеся на поле боя подбитые танки (в том числе танки 4-го танкового корпуса, действовавшего в этом же районе 26–27 августа) были превращены немцами в огневые точки. Броня подбитых танков позволяла оборонявшимся немецким пехотинцам выживать при артобстреле. Затем подбитые танки становились импровизированными ДОТами. Засевшие в них немецкие солдаты обрушивали на наступающих град свинца.
В итоге двухдневных боев 7-й танковый корпус потерял 7 KB, 30 Т-34 и 10 Т-60 сожженными, 14 КВ, 10 Т-34 и 6 Т-60 подбитыми. Ударные возможности корпуса были [148] практически исчерпаны. 6 сентября 12 танков корпуса были приданы 41-й гвардейской стрелковой дивизии для атаки в прежнем направлении.
Обращает на себя внимание тот факт ,что немцы знали и точное время наступления наших войск и места их сосредоточения . Этим и объясняются столь катастрофические последствия их артиллерийских ударов . Наше же командование судя по этим данным не имело вообще представления о силах противника и их расположении .
Приветствую !
Есть книга о боях 41-й Гв. Сд : Ярошенко А. А. ,, В бой шла 41-я гвардейская"
Из книги:
,, 41-я гвардейская стрелковая дивизия 3 сентября, составляя резерв армии, имела задачу развить успех наступления в стыке между 39-й гвардейской и 24-й стрелковыми дивизиями.
Так как в первый день наступления войскам 1-й гвардейской армии не удалось соединиться с 62-й армией, на 4 сентября задача оставалась прежней. 41-я гвардейская дивизия получила приказ уничтожить противостоявшего противника, овладеть высотой 143,6, перерезать железную дорогу. Справа наступала 116-я стрелковая дивизия, слева — 38-я гвардейская стрелковая дивизия.
Противник, как и в предыдущий день, одновременно с артиллерийской подготовкой советских войск открыл по всему фронту свой артогонь, длившийся полтора часа, потом налетели самолеты. Сразу после перехода наших войск в наступление он начал предпринимать контратаки.
126-й полк наступал на левом фланге дивизии. Гвардейцы дружно пошли в атаку и потеснили противника. Но фашисты вскоре перешли в контратаку, впереди пехоты двигалось около двух десятков танков. Создалась тревожная обстановка. В батальоны поспешили комиссар полка И. И. Денисов, начальник штаба Г. А. Бочаров и другие полковые работники. Когда выбыл из строя командир 3-го батальона гвардии майор Бочаров возглавил бой подразделения. Контратака противника была отбита.
Очень важную роль играли инициативные действия мелких подразделений, стремление командиров рот, взводов найтн и использовать малейшую возможность для продвижения вперед.
Командир взвода 122-го гвардейского полка лейтенант П. И. Андронов обнаружил, что одна неглубокая балка слабее,, чем другие участки, прикрыта противником, а по ней можно выйти в тыл вражескому подразделению, оборонявшему высоту. Андронов повел взвод по балке. За¬мысел удался: гвардейцы внезапно атаковали противника на высоте. Удар для фашистов оказался неожиданным. Многих из них гвардейцы перебили и захватили высоту. Андронов был ранен, но остался в строю. Только после третьего ранения он ушел на медпункт *.
Успешно продвигался и взвод, которым командовал младший лейтенант А. Вакулинский. Противник контратаковал его, но гвардейцы отразили удар. Пулеметчик И. Несембаев был дважды ранен, истекал кровью, но продолжал вести огонь из «максима». Фашисты близко подобрались к нему и стали забрасывать гранатами. Несембаев хватал эти гранаты и метал обратно. Вражеская пуля оборвала жизнь отважного воина. В его партбилете товарищи обнаружили записку. В ней говорилось: «Ни шагу назад не уйду со своей позиции, погибну, но в своем окопе. Родина моя, земля моя за моей спиной. И если погибну, то погибну героем». Он был десантником, два ордена украшали его грудь.
В этом бою ранило и командира взвода. Уходя на медпункт, младший - лейтенант А. Вакулинский сказал бойцам: «Ни шагу назад, товарищи. Берите пример стойкости с нашего И супа Несембаева». Гвардейцы удержали рубеж. При отражении контратаки они подбили три танка, уничтожили много вражеских солдат.
Решительно действовал в атаке взвод младшего лейтенанта В. И. Горшкова, и пример отваги показывал бойцам сам офицер. В трех атаках за день участвовал сержант И. А. Микитась. Он шел среди первых, но в третьей атаке был тяжело ранен и контужен. Догнал он дивизию после лечения только через несколько месяцев.
ЦАМО, ф. 122 гв. сп., оп. 584033, д. 1, л. 46. (На ,,ПАМЯТИ НАРОДА" этого документа нет. Но фонд полка видимо есть в ЦАМО -прим.)
Весь день дивизия вела тяжелый бой, но продвинулась ненамного — так же, как и соседние дивизии. Вечером поступил приказ: ночью продолжать наступление и во что бы то ни стало соединиться с частями, прикрывавшими Сталинград.
5 сентября в наступление перешли все войска, действовавшие северо-западнее Сталинграда: 1-я гвардейская, 66-я, 4-я танковая и 24-я армии. По всей линии фронта, насколько видел глаз, рвались снаряды. С каждым часом бои становились все более кровопролитными, сопротивление врага возрастало.
41-я гвардейская стрелковая дивизия наступала во взаимодействии с 7-м танковым корпусом П. А. Ротмистрова в направлении совхоза Опытное поле, на главном направлении удара армии. В бой были введены все полки, учебный батальон, прикрывавший правый фланг дивизии. Настроение у гвардейцев было боевое: шли в наступление с танками.
Но только поднялись они в атаку, как противник открыл сильный огонь. В воздухе появились самолеты и начали бомбить. И почти одновременно против всех полков в контратаку двинулись танки, а за ними — пехота.
Следующий день, 6 сентября, оказался особенно трудным. Дивизия изготовилась к наступлению, но в это вре мя, как и в предыдущие дни, артиллерия противника открыла по всему участку сильный огонь. Он умножился ударами с воздуха. Вскоре из совхоза Опытное поле пошли в контратаку танки и пехота.
Контратака не была неожиданной .для командиров дивизии и полков. Они имели сведения о том, что противник подтянул резервы, поэтому готовили подразделения к отражению удара. 124-й и 126-й полки успешно отбили контратаку, а 122-й полк оказался в очень трудном положении. В стрелковых подразделениях полка насчитывалось всего около 300 человек. Противник превосходил его по численности в несколько раз.
Предвидя трудности боя, командир полка подполковник А. Г. Мильский перешел на наблюдательный пункт командира 2-го батальона, находившегося в центре, откуда было удобнее управлять боем. Против полка шло около двух десятков танков и штурмовых орудий противника. Мильский вызвал огонь артиллерии. По танкам начали бить прямой наводкой противотанковые орудия, расчеты ПТР. На поле загорелось несколько машин. Фашисты не выдержали огня и отошли.
Вскоре атака повторилась, причем танков на этот раз шло еще больше. По ним ударили все противотанковые средства. Несколько танков было выведено из строя."
ЦАМО, ф. 292, оп. 0927, д. 19, л. 2.
Полностью книга есть на МИЛИТЕРЕ: http://militera.lib.ru/h/0/pdf/yaroshenko_aa01.pdf
Добавлено: 23.12.2017 08:27:10
Еще по 41 гв.сд. Видимо большинство документов дивизии было захвачено немцами в марте 1943 г, когда погиб её штаб с комдивом Ивановым.
Отчёт о боевой деятельности 77 легкого зенитного дивизиона об уничтожении штаба 41 гвардейской стрелковой дивизии.
,, 3 батарея 77 лёгкого зенитного дивизиона с 8 ч. 00 м. до 14.30 в районе 1 км северо-западнее Елкаузная южнее отметки 169.4, в ожесточённых огневых боях уничтожила весь штаб 41 гвардейской стрелковой дивизии во главе с командиром дивизии генерал-майором Ивановым. Убито 11 офицеров и 95 унтер-офицеров и рядовых. Четыре офицера взяты в плен, захвачены важные карты.
Общие результаты боевых действий:
Потери противника
Убитыми: командир 41 гвардейской стрелковой дивизии генерал-майор Иванов.
14 офицеров;
Комиссар дивизии;
(в том числе один майор)
6 унтер-офицеров и рядовых
Трофеи:
Оперативные карты и дивизионное знамя с надписью: «Смерть немецким захватчикам! За нашу советскую Родину. Союз Советских Социалистических Республик!»
411 унтер-офицеров и рядовых
Пленными: 5 офицеров"
Предоставил Ю. Мащенко.
С сайта "Военно исторический форум " : http://imf.forum24.ru/?1-22-40-00000027-000-0-0-1209487888
Вот еще есть сведения в Википедии
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/41-я_гвардейская_стрелковая_дивизия
"30 августа дивизия получила приказ перейти в район совхоза Котлубань северо-западнее Сталинграда, куда прибыла к рассвету 3 сентября. 4 сентября дивизия перешла в наступление на соединение с частями 62-й армии. До 11 сентября дивизия вела наступление в районе совхоза Опытное поле, при поддержке 7-го танкового корпуса П. А. Ротмистрова, но смогла продвинуться вперёд всего на несколько километров. В этих тяжелых боях дивизия понесла большие потери, в боевых подразделениях полков насчитывалось: 122-й гв. сп — 40 человек, 124-й гв. сп — 176 человек, 126-й гв. сп — 101 человек, в полном составе сохранились оусб, 44-й гв. осб, незначительные потери имели 49-й гв. опб и дивизионная артиллерия[2]."
Обращают на себе внимание потери дивизии - за 7!! дней от полков осталось 40-176 человек. Даже если полки были укомплектованы после прошедших боев на 50%, все равно за неделю потери составили от 65% до 92%. То есть практически полное уничтожение. При этом поставленные задачи не были выполнены.
https://vpk-news.ru/articles/40594
Добавлено: 30.12.2017 08:31:42
Получается блиндаж Ройбера скорее всего был расположен на высоте 147.6