Уведомления
Очистить все

Аэросани времени войны

Страница 4 / 8
Владимир
(@dreft)
Участник

Два немца позируют в брошенных ОСГА-6. Возможно так, если подписано, что фото периода WWII в России.

Форум
ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 7.02.2011 1:17
formica
(@formica)
Участник

Карикатура «Приманка».

1.
Форум
2.
Форум
ОтветитьЦитата
Размещено : 7.02.2011 23:42
Владимир
(@dreft)
Участник

Не аэросани, а бронированный аэромобиль периода Первой мировой войны, но концепция боевых аэросаней видна. Эту фотографию отношу к весёлым картинкам. У этого броневика под капотом мотор имеется для привода колёс в движение. Тогда зачем пропеллер с моторчиком? долго думал...

Форум
ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 8.02.2011 3:01
formica
(@formica)
Участник

Дополнение к post 29.
Добавлено: 08.02.2011 0711

Аэросанный десант. Волховский фронт. 1944 г.

1.
Форум
2.
Форум
ОтветитьЦитата
Размещено : 8.02.2011 9:38
formica
(@formica)
Участник

К post 63.Возможно создавали универсальное средство передвижения.Случай не единичный в истории.На фото №1 аэромобиль конструкции «Компаса» (Комиссия по постройке аэросаней).Фото №2 уже знакомый по post 50 .Eщё информация к post 63 .Бронеавтомобиль был построен, как макет, на шасси Sizaire-Berwick и оснащен 110-сильным авиадвигателем "Sunbeam" в корме, вращая четырехлопастный пропеллер который, как надеялись, будет выталкивать БА если колеса начнут вязнуть в грунте.

1.
Форум
2.
Форум
ОтветитьЦитата
Размещено : 8.02.2011 11:45
Владимир
(@dreft)
Участник

Отлично formica ! А я подбираю уже всё в интернете.
Нашёл заметку про училище под Котласом: ... "Весом вклад Коряжмы в победу Великой Отечественной. Образованное тут в первые военные месяцы Котласское военное аэросанное училище готовило командиров этих машин, а также техников, стрелков – водителей. Главным образом, здесь на 3-х месячных курсах переучивали бывших специалистов лётного состава. Нередко направление сюда получали выпускники такого же училища в Соликамске и Челябинского авиационного. Использовались же аэросанные батальоны в ходе боевых действий на Ленинградском, Волховском, Донском, Первом Белорусском фронтах. Только в 1944 году училище передислоцировалось в Киев. Известны случаи повышенного интереса к военным объектам, находившимся в Коряжме, Вражеских разведок и выброса в ближайших местностях немецкого десанта."...
Подтверждение предположения, что лётчиков перед войной наготовили с избытком, что на них самолётов не хватало.
Фото №1 - Погрузка боеприпасов в транспортные аэросани НКЛ-16/41. Волховский фронт 1944 г.
Фото №2 - Фронтовая ремонтная "летучка" - НКЛ-16РЛ.

1.
Форум
2.
Форум
ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 8.02.2011 12:45
formica
(@formica)
Участник

Ещё фото.

1.
Форум
2.
Форум
ОтветитьЦитата
Размещено : 9.02.2011 16:16
formica
(@formica)
Участник

Может не по теме немецкий аэропоезд 1931 года. В СССР тоже велись разработки даже было изготовлено несколько прототипов , но проект закрыли из за аварий.
Добавлено: 12.02.2011 1949

№ 3 Аэровагон инженера Абаковского.

1.
Форум
2.
Форум
3.
Форум
4.
Форум
ОтветитьЦитата
Размещено : 12.02.2011 21:51
Владимир
(@dreft)
Участник

Аэросани НКЛ-16. 37-я стрелковая дивизия 32-й армии. 20 декабря 1942 г.

1.
Форум
2.
Форум
ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 13.02.2011 8:44
formica
(@formica)
Участник

№ 1 Дополнение к пост 43. № 2 НКЛ-26.

1.
Форум
2.
Форум
ОтветитьЦитата
Размещено : 14.02.2011 16:41
formica
(@formica)
Участник

№ 1 . У этих аэросаней привод и форма дверей вроде не встречалось.№ 2 автомобиль похож на FIAT ,но логотип мне неизвестен. По буквам на номере использовалась WH = Wehrmacht Heere (Вермахт)

1.
Форум
2.
Форум
ОтветитьЦитата
Размещено : 22.02.2011 0:31
griha45
(@griha45)
Участник

Пежо-402В

Форум
ОтветитьЦитата
Размещено : 22.02.2011 19:31
formica
(@formica)
Участник

В коллекцию.

1.
Форум
2.
Форум
3.
Форум
ОтветитьЦитата
Размещено : 24.02.2011 8:19
formica
(@formica)
Участник

Эти бутафорские аэросани установлены как памятник ветеранам войны и тыла возле ОАО "Пиломатериалы "Красный Октябрь" в г. Пермь, в цехах которого в годы В.О.В. и выпускались.

1.
Форум
2.
Форум
3.
Форум
ОтветитьЦитата
Размещено : 26.02.2011 17:11
Владимир
(@dreft)
Участник

Лучше чем памятник-бутафория НКЛ-16/42 масштабная модель с боевыми аэросанями НКЛ-26. Фото №3.

Молодец моделист показал сани, те что иногда "...хворосту воз медленно в гору...". Только сани с лошадкой виденные мной конструктивно исполнялись по другому - концы лыж сходились в передней части. Кажется они назывались сани-розвальни. Картина №1.

Сани под лошадью использовались очень давно и в Отечественной войне 1941-45 гг применялись очень широко Красной Армией (фото №2),
а так же армиями противника.

1.
Форум
2.
Форум
3.
Форум
ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 12.03.2011 23:59
Владимир
(@dreft)
Участник

Расскажу про аэросани что слышал и не нашел записей об этом в интернете. Немцам достались аэросани НКЛ-16/37 трех-лыжной схемы и они их скопировали. У этой схемы есть свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести простоту конструкции и более высокую динамику разгона. Недостатком "трехлыжки" является их склонность к опрокидыванию вперёд-вбок при глубоком вираже, поэтому маневренность невысокая.
Теперь расскажу о наших санях четырёх-лыжной схемы. Заложить вираж на них было можно по более крутой траектории и высокой скорости не боясь, что на пути будет снежный бугорок - с которого можно опрокинуться. Некоторые механики-водители наших аэросаней НКЛ могли развернуться на месте - для этого стопорили намертво один из тормозов на передних лыжах. Соответственно можно было развернуться на месте в сторону где тормоз оставлен работающим.
Устройство тормоза аэросаней НКЛ-16/42 на присоединенном изображении №2.

(Описание рис. №2: Лыжа и ее тормозное устройство: 1 — подрез, 2, — лента подреза, 3 — стяжные заклепки, 4 — фанерная обшивка лонжерона, 5 — лонжерон, 6 — стойки кабана, 7 — рычаг тормоза, 8 — ушко пружины, 9 — втулка кабанчика, 10 — усиливающий обод втулки, 11 — трос тормоза, 12 — угольник крепления лонжерона, 13, 14 — болтовое крепление, 15 — обратная пружина тормоза, 16 — тормоз, 17 — окно тормозного рычага, 18 — ось тормозного рычага, 19 — усиливающая накладка, 20 — болтовое крепление подреза, 21 — подошва лыжи (стальная), 22 — лента крепления подошвы, 23 — усиливающие продольные подкладки подошвы, 24 — подошва лыжи (фанерная).)

При рассмотрении устройства тормоза саней НКЛ видно недостатки конструкции. Ремонтники на фронте были очень недовольны сложной формой качалки рабочей части тормоза отмеченной цифрой 16 на присоединённом рисунке №2. При цеплянии лесной коряги под снегом крепёж оси тормозного рычага (18) вырывало из лонжерона и требовался сложный ремонт лыжи. "Матюков" доставалось и водителю аэросаней НКЛ и конструкторам(Андрееву или Веселовскому ?). Зато хвалили более простые тормоза на задних лыжах аэросаней РФ-8 (конструктор Веселовский или разработка конструкторов ГАЗ-а) штыревого типа на присоединённом изображении №1.
Повышенная маневренность аэросаней НКЛ-26 , НКЛ-16/41 и НКЛ-16/42 достигалась в основном тем, что задние лыжи тоже были управляемые. Правда эти аэросани "рыскали" по курсу из-за работы подвески на неровностях, что приводило к утомляемости водителей. Рысканье аэросаней показано на схеме в присоединенном изображении №3.
Все лыжи на санях НКЛ четырёх-лыжной схемы были взаимозаменяемы и исполнены конструктивно Т-образными в профиле. Поэтому на многих фотографиях мы можем видеть наших десантников стоящих на полках лыж - что называется "облепив как муравьи" аэросани. Никто из противников не догадался так перевозить десант, да и конструктивно лыжи немецких и финских аэросаней не позволяли этого делать.

1.
Форум
2.
Форум
3.
Форум
ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 13.03.2011 12:38
Владимир
(@dreft)
Участник

Замечательный рассказ опубликовала Вива по адресу http://clubs.ya.ru/4611686018427394728/replies.xml?item_no=1390
Думаю она не будет против, если я его скопирую в теме.

Воспоминания ко Дню Победы (опубликовано Вива).
Это реальные воспоминания (вернее их часть) моего двоюродного деда - брата бабушки Хитродумова Анатолия Георгиевича. Он писал их, когда ему было уже 85 лет, он был тяжело болен, и догадываясь, что ему осталось совсем немного, испытывал острую потребность поделиться пережитым, передать остающимся на земле свою память, свои чувства и мысли. Хорошо, что он успел это сделать.
/ А.Г. Хитродумов закончил Вольскую военную авиационную школу авиамеханников. комментарий dreft /

Война.

Я хорошо помню начало войны. В этот день мы занимались хозяйственными работами, но в 10 часов утра нас всех построили и объявили, что началась война. Тут же появились различные географические карты, тут же появились свои стратеги и свои тактики, каждый высказывал свои мысли, которые конечно не совпадали с действительностью. Мы все ожидали окончания учебы и отправки на фронт, но наша учеба закончилась в конце сентября и только единицы попали на фронт, для остальных не было боевой техники. В конце сентября основная масса выпускников нашей школы была направлена в вновь созданное Котлаское аэросанное училище. Мы строем прошли по улицам Вольска к пристани на пароход на котором прибыли к месту назначения. Прибыв в город Котлас, нас на буксире перевезли к поселку Коряжма. Там были двухэтажные деревянные дома, в которых жили прибалтийцы. Выражение их лиц было далеко не добродушное. Их отправляли куда то в другое место, а мы заняли их жильё. Выпускники нашей школы образовали пятый батальон технического обслуживания (комбат Петров). Никакой техники (аэросаней) не было, но уже в других помещениях находились люди, которые должны были осваивать новую технику. Постепенно стали прибывать аэросани, хотя никакого снега еще не было в нашу задачу входила смена лыж на колеса. Одновременно строилась лежневая дорога по которой должны были обучать вождению аэросаней курсантов.

Летом 1942 года меня и еще несколько механиков стали переучивать на командиров машин (аэросаней). В этот период времени вдруг большинство курсантов охватила завшивленность, с которой началась активная борьба. Нашу часть так и называли «вшивый гарнизон» потому что такие меры, как проглаживание и мытье в бане не помогали. Было решено командованием сменить всю одежду и постельные принадлежности. Только после этих мероприятий завшивленность пошла на убыль. В ноябре 1942 года 6 числа, наш аэросанный батальон погрузили на платформы и отправили на Карельский фронт. Подъезжая к фронтовой полосе нас дважды водили в баню. Потом мы прибыли в город Сегежа и ночью разгрузили аэросани, заправились горючим и двинулись своим ходом через населенные пункты Морская Масельга и др. в сторону Онежского озера. В Пяльме, Кодачи разместился наш батальон. Аэросанный батальон состоит из трех рот, каждая рота состоит из трех взводов . Аэросанный взвод – это три машины аэросаней. Экипаж аэросаней состоял из командира и механика-водителя. Наш взвод продвинули вперед, где мы с отделением погранвойск несли охрану берега Онежского озера.
Фактически мы были приданы роте погранвойск 80-го погранполка под командованием полковника Лускатова.
Наверно каждый фронтовик помнит тот первый бой, в котором он принимал участие. Помню его и я…
Это было 16 февраля 1943 года. Взвод младшего лейтенанта Кондакова, состоящий из трех боевых машин находился в естественном укрытии на берегу Онежского озера недалеко от поселка Пяльма. Наш 4-й отдельный аэросанный батальон также должен был оказывать помощь погранполку в борьбе с проникновением диверсионных групп врага в наш тыл. В 10 часов вечера 9 пограничников во главе со старшим сержантом Черстневым, продвигаясь вдоль берега, в 200 метрах от себя мы заметили группу противника численностью — до 300 человек. Они имели 3 конно-санные упряжки, на которых, как потом было установлено, имелись крупнокалиберные и станковые пулеметы и противотанковые ружья. Черстнев развернул наряд в боевой порядок и открыл по противнику ружейно-пулемётный огонь. Одновременно о происшедшем он дал сигнал на командный пункт роты. Диверсионная группа противника, приняв бой, отстреливаясь, начала отход в свою сторону, к Хед-острову, находящемуся в 20 км от нашего берега. Я в эту ночь был дежурным и, проверив состояние моторов, возвращался в землянку. Звуки выстрелов и красную ракету я услышал и увидел почти одновременно. Около землянок кто-то крикнул: “Тревога!” Солдаты стали выбегать на улицу, одеваясь па ходу, разбирали лыжи. Кто-то крикнул :”Заводи сани!” Я увидел, что младший лейтенант Кондаков нес пулемет, сумку с тремя магазинами к нему и мой автомат. Подбежав к машине, я стал отбрасывать маскировку и снимать с мотора чехол. Каждый экипаж у своей машины делал то же самое. Нужно быстрее заводить мотор. Хоть бы не замерз, не забарахлил. Мне надо ехать первому, я механик-водитель у командира взвода младшего лейтенанта Кондакова. В голове мелькает мысль: одевать нет, маскировочный халат. Нет, некогда. Надо скорее выехать, противник хорошо ходит на лыжах, может успеть скрыться. Сажусь в машину. Смотрю на манометр давления воздуха в бензобаке. Оно немного упало, надо его поднять. Нагнетаю воздух. Вот теперь хорошо. Когда заведется мотор, тогда бензин начнет подаваться насосом. Зажигание выключено. Кричу Кондакову: “Провернуть винт !”. Слышу как Кондаков отвечает:”Есть провернуть винт”,- и проворачивает его. Затем я кричу:”От винта!”. Слышу ответ:”Есть, от винта”. Я пробую завести мотор стартером, но он почему-то отказал наверно какая-то неисправность и устранить её некогда . Пробуем завести вручную, как в старинку у самолета У-2 . Кондаков проворачивает винт и кричит: “Внимание, контакт!”. “Есть контакт” -отвечаю и одновременно включаю зажигание и кручу магнето . Нет не завёлся. Пробуем еще разок. Еще. Наконец, мотор зачихал, а затем, вначале неуверенно, но заработал. Сейчас надо дать ему немного прогреться, совсем немного, чтобы не заглох, чтобы увереннее заработал. Чувствую, как Кондаков шевелит лыжи. Мне не видно, что делают другие товарищи, но я слышу, что моторы заработали. Кондаков влез в машину, стал устанавливать пулемет, а меня легонько толкнул в спину. Это сигнал - “Вперед”. Я закрыл дверку саней, нажал на педаль газа, мотор заработал сильнее и сани стали медленно двигаться вперед. Нажал сильнее на газ мотор работает хорошо, а машина пошла быстрее . Спустился с пригорка на Онежское озеро . В ночное время через смотровое окно видно плоховато . Можно было бы включить осветительную фару, но это демаскирует нас, едем без света. Хорошо хоть тихая погода, без ветра. Придется доверяться командиру. Чувствую по правому влечу похлопывание и одновременно толчок в спину. Значит, надо немного правее и прибавлять скорость. Видимо остальные две машины так же выехали па озеро. Надо торопиться. Озеро ровное, снежное, дорога хорошая, без бугров. Стал наращивать скорость, наверное километров 30—35. Кондаков не дает знать, что еду быстро, значит машины не отстают. Они должны идти немножко сзади, слева и справа от нас. Такой боевой порядок. Движемся как бы углом. Мы впереди. Так решил командир. Можно ещё идти и уступом, это когда впереди машина командира, а сзади, немного приотстав, одна от другой идут следующие две машины, Но они не заслоняют друг друга, а на некотором расстоянии в стороне, слева. Но мы идем углом. Но где же противник? Самое главное, надо их догнать и не дать им укрыться за Хед-островом. Это база противника, а она сильно укреплена . Когда я в 1981 году побывал в с. Пяльма в районе боя, то местные жители говорили, что остатки укреплений, окопы, проволочные заграждения до сих пор видны повсюду.
Мне не видно ничего. Вдруг рука Кондакова дотронулась до моей головы. Я сбавил скорость и услышал голоса, но не могу понять о чем говорят. Это видимо, группа Черетнева показывает направление. Опять толчок в спину и вперед. Проехав некоторое расстояние Кондаков выстрелил из ракетницы и осветил местность. Когда она погасла мне на некоторое время ничего не стало видно . Но Кондаков, видимо, увидел противника, так-как ещё толкнул в спину, торопит. Вдруг чем-то обожгло голень моей правой ноги. Я понял, что ранен. Нет, боли не было, просто как бы обожгло. Видимо, стреляли слева, сбоку, так как ожог почувствовал с этой стороны. Надо сказать командиру. “Я ранен”- кричу. - “ехать можешь?” - “могу!”. Он рукой трогает мою голову. Значит надо ехать тише. Так надо для прицельной стрельбы. Сейчас наверное будет стрелять, Действительно - пулемет заработал короткими очередями 3-5 выстрелов. Такова тактика. При приближении к противнику сбавляется скорость и открывается пулеметный огонь. Внезапно я почувствовал, что мне обожгло стопы обеих ног и я понял, что ранен второй раз. Хорошо, что не повреждена педаль газа, иначе бы мотор стал не управляем и мог бы заглохнуть. Я доложил Кондакову о втором ранении. Проехав ещё немного вперед командир положил руку на мое левое плечо и толкнул меня в спину. Наш пулемет замолк. Сейчас самое главное - после разворота машины влево надо увеличить скорость, так как сзади находится бензобак и попадание в него опасно. Все-таки мотор забарахлил, наверное куда-то было попадание. Выехав из боя мы остановились. Чувствовалось, что мотор на малых оборотах работает с перебоями. Как впоследствии выяснилось - был пробит один цилиндр. Я ехать уже не мог, а машина была неисправна. С помощью Кондакова и подъехавших Кочеткова, Широкова, Псрминова стал выбираться из машины. Кондаков спросил Кочеткова, все ли у них в порядке и, услышав положительный ответ, распорядился сделать ещё один заход в сторону противника. Пока мне оказывали первую помощь, кто-то из солдат сообщил, что на льду подобрали одного раненого фашиста. Почти до самого Хед-острова мы преследовали диверсантов. Меня уложили в сани, запряженные лошадью, и по лесной дороге повезли в медсанбат. Там, когда разрезали валенок и ватные брюки, из раны выпала нуля. Видимо у неё не хватило сил чтобы вылететь из ноги.
Пулю и извлеченные из стоп ног металлические осколки я долго носил в кармане - хотел сохранить до конца войны, но война затянулась и я их потерял. Но множество мелких металлических осколков остались в стоне правой ноги на всю жизнь. Это ранение досталось мне очень тяжело. Потому что решался вопрос об ампутации правой ноги, но лечащий врач Эльдарова Тамара Алексеевна приложила все усилия для того чтобы сохранить ногу - для этого было сделано три операции, которые закончились успешно, и нога была сохранена. У меня была очень большая потеря крови и мне влили около двух литров крови.
Вместе с нами в этой операции принимали участие взвод транспортных аэросаней (три машины), на которых к месту боя были подвезены десять пограничников во главе с младшим лейтенантом Полторацким.
За участие в этом бою меня наградили медалью “За отвагу”. Её мне вручил подполковник Лускатов в госпитале 2213 в городе Сегеже. Находясь в госпитале, я слышал, что такой же медалью был награжден Кочетков. В этом городе находилось два госпиталя. 23 февраля, в день Советской Армии был налет вражеских самолетов. Налеты сопровождались бомбежкой. Наш госпиталь меньше подвергся разрушению, а другой госпиталь очень сильно пострадал. После этого меня эвакуировали в глубокий тыл в Архангельскую область в госпиталь 4871.
Нет, не напрасно в первый период организации этих частей кто-то назвал аэросани “снежной кавалерией”. В годы войны там, где можно было их использовать, они оказали большую помощь. Аэросани в ряде случаев служили единственным видом быстрого механизированного транспорта, обеспечивавшего связь, управление войсками и санитарную службу в условиях боевых действий там, где это позволяли условия. Кузов боевых аэросаней выполнялся облегченной конструкцией, обитой фанерой. Лобовая стенка кузова в аэросанях НКЛ—26 защищена броневой плитой. Толщиною брони 8 мм. В верхней части кузова имелся люк пулеметной установки, которая была защищена броневым щитком. Это место для командира машины. Пулеметная установка была поворотной и имела угол обстрела 270 *. /Через воздушный винт не стреляли во избежание прострела лопастей. dreft / С левой стороны кузова дверь. Внутри кузова имеется доска приборов, на ней манометр давления воздуха в бензобаке, манометр давления масла, ручка пускового магнето, переключатель зажигания рабочего магнето мотора, кнопка стартера, тумблер фары. Внизу три педали: две тормоза передних и задних лыж и педаль газа.
Четыре лыжи аэросаней сделаны из дерева с металлической обшивкой, они взаимозаменяемы, что удобно для эксплуатации. Каждая из четырех лыж подвешивалась к кузову при помощи полуоси и амортизационных стоек. Амортизаторы пружинные двойного действия. Управление осуществляется поворотом всех четырех лыж. Радиус поворота составлял 8—9 метров у боевых и 10 метров у транспортных аэросаней.
Рулевое устройство состояло из штурвала с барабаном, стальных тросов с блоками, распределительного вала и рулевых тяг, соединяющих вал с полуосями. Торможение осуществлялось установленными на всех четырех лыжах штырями.
Для приведения в движение аэросаней сзади к кузову крепился двигатель и бензиновый бак. С обеих сторон машины имелись ограничители для защиты от вращающегося воздушного винта. На аэросанях использовались звездообразные пяти цилиндровые авиационные двигатели конструкции Швецова , списанные с самолетов У-2 после отработки моторных ресурсов. Мощность двигателя составляла 100 лошадиных сил. На 100 км пробега расход горючего составлял около 40 литров бензина, это более чем в 2 раза, против расхода горючего у автомашины того времени ГАЗ-67-Б. (15 литров на 100 км). Скорость аэросаней зависела от мощности двигателя, состояния снежного покрова, рельефа местности и веса груженных саней. На скорость влияло умение вождения машины. Обычно скорость колебалась в пределах до 60 км в час. Экипаж боевых аэросаней состоял из двух человек: командира машины и механика-водителя. На вооружении команды (у командира) был пулемет системы Дегтярева. Это автоматическое скорострельное оружие предназначенное для уничтожения групповых и одиночных целей на дистанции до 800 метров. Скорострельность пулемета — 600 выстрелов в минуту и ведется стрельба короткими очередями 3-6 выстрелов. Пулемет обладает высокой маневренностью, весит он 8,9 кг без магазина. Механик-водитель имел автомат. В машине также находились гранаты. Но, после госпиталя, мне больше встретится с аэросанями не пришлось.
После выхода Финляндии из войны нашу часть направили на переформирование в Костромскую область, в город Шарья. В начале февраля месяца нашу часть направили на второй Белорусский фронт. После моего отъезда на фронт приехал мой отец, чтобы повидать меня, но встретится нам было не суждено. Мы разминулись с ним на станции. Он опоздал на три часа. В составе 205 стрелковой дивизии я прошел всю Польшу, дойдя до Польско-Германской границы. Во время перехода мне припоминается очень интересный случай. В одном из сельских населенных пунктов я обнаружил двуколку (тележку на резиновом ходу) и запряг в нее лошадь. Сел и поехал в конце колонны. Меня заметил командир взвода, сказал что это не порядок, приказал мне встать в строй , а сам сел в двуколку и поехал. А через некоторое время я увидел в этой двуколке командира роты. И здесь 23 февраля 1945 года принимал участие в ее прорыве /польско-германской границы. dreft /. После прорыва границы нас повернули к Балтийскому морю. Это был опорный пункт немцев. Они эвакуировали воинские части морем. Их бомбили и обстреливали. В море было много трупов.
Последний бой в котором я принимал участие – это бой за город Гдыня и это было 31 марта 1945 года. Там я получил ранение и был отправлен в госпиталь, из которого я вернулся в эту же часть. За взятие города Гдыня нашу дивизию наградили орденом Суворова 2-ой степени. Окончание войны меня застало на берегу Балтийского моря около города Рюгенвальде. Связисты нашего подразделения 8 мая уже сообщили нам, что война закончена. А 9 мая мы отмечали день Победы.
После дня Победы, точное число не помню, нашу часть на катерах перебросили на Датский остров Борнхольн, а уж оттуда по болезни в связи с ранением меня отправили на большую землю в госпиталь города Торн. В сентябре 1945 года меня комиссовали и демобилизовали в связи с ранением и контузией. В сентябре 1945 года я пошел к матери, проживавшей по адресу проезд Серова (бывший Лубянский проезд) дом 7, кв.1. Мать и мои сестры сразу организовали стол. Мы отметили мое возвращение с фронта. Мать, мои сестры Нина и Валя весь период войны проживали в Москве безвыездно. Сестра Шура выезжала в Свердловск, работала на заводе им. Калинина, а после окончания войны вернулась в Москву.

Мой фронтовой путь слагался из следующих эпизодов.
10.11.1940г.- 12.09.1941г. Вольская Военная Авиационная школа авиамехаников. Город Вольск Саратовской обл. Курсант.
16.09.1941г.- 01.10.1942г. Котласское аэросанное училище Архангельского Военного округа, 5-й батальон. Поселок Коряжма Сольвычегорского района Архангельской области. Механик-инструктор, сержант технической службы, курсант. 01.10.1942г.-06.11.1942г. 4-й отдельный аэросанный батальон, 3-я рота, 3-й взвод. Командир машины.
06.11.1942г.-17.02.1943г. 4-й отдельный аэросанный батальон, 3-я рота,3-й взвод. Придан 80-му погранполку, 32-й Армии Карельского фронта. Город Сегежа, Онежское озеро, командир машины.
17.02.1943г.-22.02.1943г. Медсанбат, в районе города Павелец, на лечении в виду ранения.
23.02.1943г.-22.04.1943г. Эвакогоспиталь 2213, г.Сегежа, на лечении.
24.04.1943г.-18.06.1943г. Госпиталь 4871. Город Молотовск, Архангельская обл., на лечении.
18.04.1943г.-26.06.43г. Батальон выздоровления, город Архангельск, после лечения.
26.06.1943г.-07.08.1944г. 3-й взвод, 7-я строевая рота 3-й СБ 1217-го стр. полка, 367-я СД 32-й армии, Карельского фронта. Станция Масельская, командир отделения.
07.08.1944г.-04.09.1944г. Эвакогоспиталь полевая почта 01496-ж. Город Кемь. На лечении.
04.09.1944г.-10.11.1944г. Госпиталь. Станция Лоухи, на лечении.
11.09.1945г.-31.03.1945г. 3-й взвод, 205-й стрелковой дивизии, второй Беларусский фронт. Польша, Германия, города Гдыня, Керлин, Кезлин. Командир отделения.
31.03.1945г.-20.04.1945г. Госпиталь. Город Кезлин. На лечении.
20.04.1945-15.08.1945г. 205-я дивизия, второй Беларусский фронт. Германия. Дания. Командир отделения.
15.08.1945г.-12.09.1945г. Демобилизован. Город Торн.
За время военных действий я был награжден медалью «За Отвагу», орденом «Отечественной войны» 1 степени. А 205-й стрелковой дивизии, где я воевал, присвоено имя «Гдынская» ордена Суворова 2-й степени.

/текст немного редактировал , но многие ошибки исправить не смог. Странная фамилия Псрминов (?) . Радует то, что женщина интересуется историей и в частности военной историей своих родных больше чем некоторые мужчины и хорошо в ней разбирается.
В конце поста дам её (Вивы) два комментария к данному тексту. dreft /

..."Да, дедушка молодец, что все-таки собрался и написал, вернее продиктовал свои воспоминания. Отчасти и я свою руку приложила (хвастаюсь). Очень часто люди собираются, собираются, и так и не соберутся. И свидетельства времени начинают помаленьку теряться. А ведь история ходит рядом с нами. Вот и нам уже есть, что вспомнить. Пора писать мемуары! Пора!
Нет, ну кроме шуток, можно уже начинать.
А дедушка так всю жизнь и хромал... С того самого первого боя."

..."А у дедушки фотографий с аэросанями нет.
Вообще, по моему понятию, эти аэросани - чистый гроб, потому что фанера, она и есть фанера, даже если ее немного укрепить металлом. Простреливается на ура. Неудивительно, что деда ранило в первом же бою. Удивительно, что они потом снова в них залезали и шли в бой. И применение этих саней было слишком узкое - требуются открытые заснеженные пространства. Ну, вроде, озер Карелии или заполярной тундры."
/оригинал текста в приведенной в начале поста ссылке. dreft /.

1.
Форум
2.
Форум
3.
Форум
ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 13.03.2011 15:01
formica
(@formica)
Участник

Рассказ действительно редкий. Обычно говорится о том, что аэросани стояли на вооружении. В журнале полигон № 2 2002 года напечатаны воспоминания И.Н.Ювенальева “Инспекторский выезд на фронт”. Он составлял техническую документацию по аэросаням, принятым на вооружении Красной Армии. Снимки сделаны во время инспекции. №1.Буксировка аэросаней. №2.План маршрута.№3-6 Авария инспекторских аэросаней.

1.
Форум
2.
Форум
3.
Форум
4.
Форум
5.
Форум
6.
Форум
ОтветитьЦитата
Размещено : 13.03.2011 16:25
Владимир
(@dreft)
Участник

Немного про аэроглиссер НКЛ-5 /"Наркомлес-5"/. Сведений по применению в Отечественной войне 1941-45 гг не нашёл.
Оказывается на фото №1 аэроглиссеры на реке Амур в 60-е годы. Совсем мало информации, но можно уверенно сказать что это НКЛ-5 .
На фото №2 - аэроглиссер А-10.
И только на фото №3 чертеж аэроглиссера НКЛ-5.

Аэроглиссеры проектировались только для эксплуатации на воде. Для более быстрого выхода на режим глиссирования на днище аэроглиссера (НКЛ-5, А-10 и подобных) имелся редан. Корпус спроектированный для воды не выдержал бы эксплуатации по льду, снегу или грунту. Водяные рули и охлаждение двигателей забортной водой / какая забортная вода в двигателе воздушного охлаждения ? dreft / также не позволяли эксплуатировать аэроглиссеры вне водной поверхности. Для передвижения по снежной поверхности, льду и грунту использовались аэросани. /компиляция из статьи в интернете. dreft/

1.
Форум
2.
Форум
3.
Форум
ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 14.03.2011 22:31
Владимир
(@dreft)
Участник

Вот фотография аэроглиссера НКЛ-5 на реке Северная Двина в 30-е годы.

1.
Форум
2.
Форум
ОтветитьЦитата
Topic starter Размещено : 14.03.2011 23:01
Страница 4 / 8