фирма Эрхарда Лаустера.
Известна уникальными, наиболее крупными, мощными и необычными машинами для выполнения специальных и эвакуационно-спасательных операций. Первым в этом ряду был тяжелый тягач LW3 (Sd.Kfz.325), построенный в 1942 г. в двух экземплярах и применявшийся для выравнивания поверхности полевых военных аэродромов, эвакуации с них поврежденных самолетов и рытья периферийных траншей. Его главной особенностью были два задних полых стальных ведущих барабана диаметром около 3 м, приводившихся двумя 75-сильными двигателями "Татра". В 1943 г. появился 36-тонный тягач LW5 (4x4) с шарнирно-сочлененной рамой,и четырьмя ведущими барабанами с высокими грунтозацепами типа "ёлочка".
1. LW5 (4x4)
2. LW3 (Sd.Kfz.325)
САУ СУ-12 на шасси американского автомобиля " Морланд".
Вооружались короткоствольной 76,2-мм пушкой образца 1927 года, установленной на тумбовой установке на месте грузового отсека. САУ разработана в 1933 году, серийно производилась в 1933-1935 годах. Всего выпущено 48 машин, применявшихся в боях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, а также в Зимней войне.
САУ СУ-12 на шасси грузовика " Мореланд" только на 3-ем фото, на первых двух на шасси ГАЗ ААА.
Шкода.
...бронеавтомобиль PA-II (OA vz.23), признанный одной из самых оригинальных колесных бронемашин всех времен и за характерную внешность получивший прозвище "Черепаха" (Zelva). Главной особенностью был симметричный округлый бронекорпус без единой острой грани, двумя боковыми дверями, двумя постами управления и центральным возвышением, имитировавшим башню, где размещались 4 пулемета. Бронеавтомобиль весил 7,4 т и достигал скорости 70 км/ч. С ноября 1925 г. эти машины поступали на вооружение чехословацкой армии, но собрали их всего 9 экземпляров.
Фото №2. В 1927 г. появились пушечные прототипы PA-IID или "Делови" (Delovy) c 48-мм пушкой, весившие 9,4 т, и 100-сильный PA-IV с пушкой калибра 37 мм и пятью пулеметами..Позднее на "Шкоде" собрали 15 облегченных бронеавтомобилей PA-III (ОА vz.27) с 60-сильным мотором и упрощенным угловатым корпусом с тремя пулеметами.
Самые оригинальные военны машиы всех времен — многоцелевые полугусеничные тягачи НК-101 (Sd.Kfz.2) сверхлегкого класса. Они были своеобразной помесью мотоциклов с более тяжелыми артиллерийскими тягачами. Двигатель мощностью 36 л.с. от автомобиля "Опель Олимпия".Тягачи НСУ широко применялись во всех подразделениях Вермахта, имели полезную нагрузку 325 кг, весили 1280 кг и развивали скорость 70 км/ч. В 1943 г. к их сборке подключилась фирма "Штёвер", а всего было изготовлено 9067 тягачей, в том числе во время войны — 8536 штук.
1. Варианты Sd.Kfz.2/1 и Sd.Kfz.2/2 служили для прокладки и ремонта радио- и телефонных сетей.
2. Вид из нутри.
3. Ротвейлер, пленённый (кобель, немного закормленный). Амер. из военной полиции. Ме262. и Sd.Kfz.2 c MG...
В конце XIX века в Германии появился небольшой завод по производству текстильного оборудования "Фогтландише Машиненфабрик АГ" сокращенно ФОМАГ, никогда по своей инициативе не изготовлял армейских машин. В 1940–44 г. на заводе ФОМАГ параллельно с фирмой ФАМО собирался тяжелый полугусеничный транспортер-тягач F3 (Sd.Kfz.9) 18-тонного класса с 250-сильным мотором V12. Специализацией ФОМАГа был выпуск ремонтно-эвакуационных машин Sd.Kfz.9/1 с 6-тонным механическим краном и Sd.Kfz.9/2 с 10-тонным бензоэлектрическим. В конце войны на заводе изготовили 14 полугусеничных шасси "Flak 18"с выносными опорами, бронированными кабиной и капотом, служивших для установки наиболее мощных зенитных орудий калибра 88 мм. Фирма собирала также тяжелые танки.
17 декабря 1908 г. Фердинанд Порше представил проект активного автопоезда с бензоэлектрической силовой установкой. Он состоял из 2-осного тягача со 100-сильным двигателем и электрогенератором мощностью 93 кВт, от которого ток напряжением 300 В поступал на электромоторы задних колес тягача. Автопоезд, известный впоследствии как "А-Цуг", мог передвигаться со скоростью 18 км/ч, прекрасно вписываясь в серпантин горных дорог. До 1913 г. было построено 10 таких автопоездов, а в 1912–14 гг. фирма собрала еще 5 поездов "В-Цуг", М12 со 150-сильным двигателем. На шоссе они развивали скорость 26 км/ч, потребляя до 400 л бензина и 40 л масла на 100 км. В 1916–18 гг. было изготовлено 5 автопоездов "С-Цуг" со 150-сильным тягачом М16 (4x4), буксировавшим низкорамные прицепылафеты с ведущими и управляемыми колесами, служившие для перевозки орудий калибра 380–420 мм. Полная масса прицепов достигала 44 т, скорость движения автопоезда — 16–27 км/ч, расход топлива — 300 л на 100 км.
Аустро-Даймлер С-Цуг
Ганноверское машиностроительное акционерное общество, сокращенно "Ганомаг", было основано в 1835 г. для изготовления тяжелого оборудования и паровозов.
2. Первыми в 1928–31 гг. появились модели 3/16PS и 4/20PS в многоцелевом исполнении Kfz.1. Kfz.2
1и3. С 1932 г. второй специализацией "Ганомага" стали короткобазные дорожные тягачи серии SS с дизельными двигателями. Они предназначались для работы на крупных складах и железнодорожных станциях, но с милитаризацией Германии превратились в артиллерийские и аэродромные тягачи, а также использовались как ремонтно-эвакуационные машины. Основным аэродромным тягачом Люфтваффе стал SS100W (1936–44 г.). Оборудованный 100-сильным дизелем , он мог буксировать самолеты массой 20 т и развивал скорость 40 км/ч.
...Импровизированный и Бронированный ЗИС-5 Ижорского завода, с 20-мм пушкой Швак. 5 октября 1941г. На ближних подступах к Ленинграду.
Дятька по центру. "Хелбой". Мощный с крагами на руках...
27 июня 1941 года по - ИНИЦИАТИВЕ - ленинградского обкома и горкома ВКП(б) в городе началось формирование Ленинградской армии народного ополчения. Всего было сформировано 10 дивизий народного ополчения, а также более 20 различных батальонов и полков общей численностью в 160 тысяч человек.
По - ИНИЦИАТИВЕ - дирекции и партийной организации Ижорского завода для вооружения дивизий этой армии решено было изготовить броневые автомобили.
...в конструкторском бюро завода в течение суток разработали проект бронировки грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5.
ЗИС-5, помимо ДТ или ДП в лобовом листе вооружались 45-мм противотанковыми пушками образца 1934 или 1938 годов, которые закатывали в кузов и могли вести огонь только вперед по ходу машины.
Кроме того, судя по фото, несколько ЗИСов вместо сорокапяток имели 20-мм пушки ШВАК, смонтированные на импровизированных станках.
Большая часть полуброневиков Ижорского завода была потеряна в боях на подступах к Ленинграду в июле - сентябре 1941 года. При этом несколько полубронемашин попали в руки финнов и использовались ими до весны 1942 года.
Судя по фото, как минимум один броневик ЗИС-5 участвовал в боевых действиях во время прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года.