В продолжении темы "Самоходных минометов" времён ВОВ.
Самоходная минометная установка М-4 на шасси ЗИС-5, походное положение.
Самоходная минометная установка М-4 на шасси ЗИС-5, созданная в 1943г. Артиллерийской академией РККА имени Ф.Э. Дзержинского. которую эвакуировали из Ленинграда в Самарканд. Руководство работами осуществлял инженер-полковник А.М. Модек, непосредственно работы по изготовлению опытного образца шли силами майора В.В. Королева, инженер-капитана Д.Г. Сычева и инженер-капитана В.А. Федорова. Также консультации по проектированию данной системы оказывал профессор М.И. Слободкин.
Счетверенная 120-мм минометная установка М-4, которая могла сниматься с машины.
Причин, которые побудили столь серьёзных людей создать данную систему, оказалось несколько. Первая была связана с повышением мобильности крупнокалиберных минометов. Согласно руководствам на них, скорость перемещения методом буксировки не превышала 15 км/ч, а перевозка внутри кузова грузовиков требовала разборки минометов. Это означало низкую огневую маневренность. Вторая причина более интересная. При таком калибре возникала идея использования минометов как некий аналог М-13"Катюши", то есть как системы залпового огня. При всех плюсах М-13"Катюши" имелось и несколько недостатков. Это высокая стоимость реактивных мин и долгое время перезарядки. 120-мм мина имела значительно меньшую дальность стрельбы (до 5 километров) и меньший заряд (3 кг тротила у ОФ-843), но зато и скорострельность 120-мм миномёта была на порядок выше. К тому же при стрельбе из миномета не образовывалось большое облако дыма и пыли, да и "бабахал" он куда тише. Третьей причиной называлось стремление создать дешевое химическое оружие. Одним словом, выбор 120-мм миномета для подобных экспериментов был вполне осознанный.
Борта у грузовика откинуты, но сам миномет в походном положении.
Для своего детища его авторы оптимальным посчитали 120-мм полковой миномет обр.1938 года. Получившуюся конструкцию они назвали "самоходной минометной установки М-4". Цифра 4 означало количество использованных стволов. Для того, чтобы создать такую батарею, потребовалось создать с нуля лафет, естественно, не имеющий к кинематической схеме мнимого треугольника никакого отношения. Тут требовалась совсем другая конструкция. Была создана плита новой конструкции, широкая и со скобами для четырех номеров расчета. Чтобы выдержать гораздо более существенную нагрузку, сделали раму-лафет вполне оригинальной системы. По ее центру был установлен подъемный механизм с большим маховиком. Стволы соединялись специальной рамкой, получилась надежная конструкция, позволявшая одновременно наводить все стволы. В верхней части рамки-лафета поставили поворотный механизм, благодаря чему М-4 получил наводку влево-вправо на 10 градусов в каждую сторону. Еще одной интересной особенностью конструкции стало то, что имелась возможность демонтировать две нижних "трубы", превратив миномет в двухствольный. Правда, сильно легче он от этого не становился. Конструкция миномета и так была такова, что вручную его было перетаскивать крайне затруднительно.
Приведение минометной установки М-4 в боевое положение.
Впрочем, применение самоходной минометной установки М-4 с земли являлось скорее опциональным решением. Как следовало их названия системы, приоритетным являлось использование ее "с колес". В качестве базы было решено использовать грузовой автомобиль ЗИС-5. В передней части кузова были оборудованы укладки для мин, всего их бралось на борт 45 штук. Одновременно укладки частично использовались как сиденья для расчета, составлявшего, вместе с водителем и командиром, 9 человек. В кузове сидели наводчик, двое заряжающих, двое подносчиков боеприпасов и двое их помощников. Подобно М-13, кабина грузовика сзади прикрывалась металлическим листом, чтобы ее не повредить при стрельбе пороховыми газами. При этом, в отличие от М-13, не требовалось закрывать кабину полностью. Также машина оборудовалась лебедкой грузоподъемностью 1,5 тонны, необходимой для приведения минометной установки в боевое положение и обратно. В полу кузова делался большой прямоугольный вырез под минометную установку, а на внутренней стороне бортов крепились скамейки, которые, в боевом положении, использовались как ступеньки.
Миномётная установка в боевом положении, расчет готов к стрельбе.
Принцип работы самоходной минометной установки М-4 был довольно простым. Машина останавливалась, откидывались борта, а дальше двое номеров расчета, за счет специальных тяг, опускали миномет на дорогу (еще двое страховали). При этом использовалась также и лебедка. По итогам испытаний выяснилось, что за счет правильно рассчитанной системе время приведения М-4 в боевое положение составляло около минуты. Столько же времени требовалось и для приведения в походное положение. С учетом боекомплекта и скорострельности (ее не замеряли, но в целом 5-6 выстрелов в минуту вполне можно было получить), менее чем за 2 минуты получалось провести 11 залпов. Можно было вести огонь и с земли с отцепленной минометной установкой, но на это требовалось от 10 до 15 минут. Не менее важным моментом было то, что такая установка обладала куда большей точностью, нежели М-13, у последней успех применения являлся результатом накрытия большой площади.
Провоз по дороге М-4 с расчётом и БК в кузове, не выявил никаких проблем.
Работы по самоходной минометной установки М-4 начались в конце ноября 1942 года, а на испытания машина вышла 4 февраля 1943 года. Она прошла 300 километров по дороге, максимальная скорость передвижения составила 30-40 км/ч. Никаких проблем при этом выявлено не оказалось. Для чистоты эксперимента был использован не тренированный расчет. При этом огневые испытания показали, что кучность огня была равнозначна обычному 120-мм миномету. Также испытания выявили тот факт, что заряжание с машины является наиболее удобным способом ведения огня. В целом комиссия результатами испытаний оказалась довольно. Кроме того, именно она предложила сделать также двухствольный вариант миномета для использования на более легких шасси (ГАЗ-АА).
Двухствольный вариант установки, который также успешно прошел испытания.
Согласно выводам комиссии, самоходная минометная установка М-4 предлагалась для использования механизированными соединениями, а также в качестве кочующих батарей. В принципе, батарея из таких "минометных катюш" могла доставить массу неприятностей, поскольку обладала куда более высокой мобильностью, нежели М-13, да и времени для покидания района стрельб было куда больше. Дать серию залпов и убежать до того, как район накроют ответным огнем - это очень неплохое качество. Увы, далее опытной разработки дело не пошло. Причины, почему машина не пошла в дело, неизвестны. Отчет по данной системе лежит, в двух экземплярах, в отделе мехтяги ГАУ КА и Управлении Самоходной Артиллерии ГБТУ КА. Причем безо всяких сопроводительной переписки. Так или иначе, но весьма интересная конструкция, успешно прошедшая испытания, так и осталась удачным, но экспериментом.