Выжившие члены экипажа потопленного американского тяжелого крейсера «Индианаполис» (USS Indianapolis; CA-35), доставленные на Гуам. Выживших на носилках грузят в санитарные автомобили Dodge WC-54.
30 июля 1945 года, вскоре после выполнения миссии по доставке критически важных частей первой атомной бомбы «Малыш» на базу ВВС США на острове Тиниан, корабль был торпедирован подводной лодкой I-58 Императорского флота Японии. Корабль затонул через 12 минут. Из 1197 человек на борту около 300 утонули вместе с кораблём. Примерно 880 человек осталось на поверхности океана с несколькими спасательными шлюпками без еды и воды. За 4 дня, проведённых в воде, выжившие столкнулись с обезвоживанием, гипотермией, нападениями акул и сильными галлюцинациями. По некоторым оценкам около 60-80 моряков погибло из-за нападений акул, это считается одной из крупнейших акульих атак. Несмотря на то что радисты «Индианаполиса» успели передать сигнал бедствия, помощи выжившим после японской атаки морякам пришлось ждать почти четверо суток. В результате проведённого впоследствии расследования оказалось, что сигнал с тонущего крейсера был принят тремя американскими станциями, но ни одна из них не отреагировала на него должным образом. Командир первой станции оказался пьян, второй потребовал от подчинённых не беспокоить его, а третий решил, что сигнал бедствия – это японская ловушка. Кроме того, из-за преступной халатности офицер, ответственный за отслеживание передвижения крейсера, даже не уведомил командование о том, что «Индианаполис» не прибыл к месту назначения, на остров Лейте, в установленное время, 31 июля. Также вскоре после случившегося морская разведка перехватила сообщение о потопленном в районе маршрута «Индианаполиса» крейсере, переданное с I-58 в штаб, но оно также было проигнорировано. Помощь пришла только 2 августа, когда спасшихся заметил патрульный самолёт PV-1 «Вентура». Прибывшим спасателям удалось поднять только 321 моряка, из которых четверо вскоре скончались.
Капитан Чарльз Маквэй (Charles B. McVay III; 30.07.1897 — 06.11.1968), который командовал кораблём с ноября 1944 года, был одним из выживших после гибели судна, в день крушения ему исполнилось 47 лет. В ноябре 1945 года он был привлечён военным трибуналом к ответственности по обвинению в «подвержении опасности корабля из-за невыполнения противоторпедных манёвров». С другой стороны были и факты того, что само командование поставило корабль в опасное положение, не обеспечив противолодочный эскорт. Позже приговор Маквэя был отменен, его восстановили в звании и он ушел в отставку в звании контр-адмирала в 1949 году. Однако восстановить свою репутацию он не смог, — многие родственники погибших продолжали считать его главным виновником гибели крейсера. В 1968 году Маквэй застрелился из наградного револьвера.
В октябре 2000 года Конгресс США утвердил резолюцию о реабилитации Маквэя по обвинению в гибели крейсера, резолюция была подписана президентом США Биллом Клинтоном. В июле 2001 года главный секретарь Военно-морских сил США приказал очистить личное дело капитана Маквэя от каких-либо записей, обвиняющих его в гибели крейсера.
Написать комментарий