Герой Советского Союза, капитан Иван Никитович Кожедуб у истребителя Ла-5ФН, построенного на средства пчеловода В.В. Конева сельхозартели «Большевик» Бударинского района Сталинградской области.
В.В. Конев, передавая свои сбережения в Фонд обороны, попросил построить на них самолет имени своего племянника, летчика-истребителя, Героя Советского Союза Георгия Николаевича Конева, погибшего 30 декабря 1942 года. Поэтому помимо надписи на правом борту самолета — «От колхозника Конева Василия Викторовича», на левом борту была надпись «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева».
Самолет был передан Ивану Кожедубу в мае 1944 года. На нем он сбил 8 самолетов противника. После перевода Кожедуба в другую часть на этой машине летал сначала Кирилл Евстигнеев, а затем — Павел Брызгалов, одержавший на этом самолете 12 побед и к концу войны получивший звание Героя Советского Союза.
Не хочу уменьшать честь человеку, который купил самолет на свои деньги, но вот что пишет бывший летчик-испытатель И.Шелест «Вот и разберись тут!.. Новенький истребитель с мотором в 1550 лошадиных сил, с пушкой, с крупнокалиберными пулеметами, со всем оснащением и полной заправкой, чтобы разить врага, стоил 100 тысяч. Как будто не так уж и дорого, если вспомнить, что по коммерческой цене резиновые боты тогда стоили 2500 рублей, а килограмм меда на рынке — 2400… 42 килограмма меда — и самолет!.. И почет человеку, пожалуй, не меньше, чем герою… Трудное, почти невероятное по людскому напряжению это было время».
Цена истребителя в 100 тысяч, в то социалистическое, и тем более военное время была явно не коммерческая. Да и сопоставлять коммерцию и цены с патриотизмом по меньшей мере некорректно, даже для летчика-участника ВОВ.
Очевидно, что сбить вражеский самолет и собрать энное количество меда, действия трудносопоставимые. Что никак не может приуменьшить заслуг труженика тыла или преувеличить подвиг пилота. Если любой гражданин, на своем «участке» сделал все что мог и сделал «от души», то честь ему и хвала.
Написал это потому, что сам удивляюсь как наши деды и бабушки смогли жить, работать и воевать. Ведь у них не было возможноти даже нормально поесть, не то что одеться. А летчик, который сбил вражеский самолет и получил за это премию, не смог бы даже килограмм меда купить. Трижды кланяюсь в ноги В.В.Коневу за то, что он смог это сделать.
Бортовой номер машины — 14
Не хочу уменьшать честь человеку, который купил самолет на свои деньги, но вот что пишет бывший летчик-испытатель И.Шелест «Вот и разберись тут!.. Новенький истребитель с мотором в 1550 лошадиных сил, с пушкой, с крупнокалиберными пулеметами, со всем оснащением и полной заправкой, чтобы разить врага, стоил 100 тысяч. Как будто не так уж и дорого, если вспомнить, что по коммерческой цене резиновые боты тогда стоили 2500 рублей, а килограмм меда на рынке — 2400… 42 килограмма меда — и самолет!.. И почет человеку, пожалуй, не меньше, чем герою… Трудное, почти невероятное по людскому напряжению это было время».
Так зачем тогда писать в таком контексте? Именно для того, чтобы уменьшить честь человеку.
Цена истребителя в 100 тысяч, в то социалистическое, и тем более военное время была явно не коммерческая. Да и сопоставлять коммерцию и цены с патриотизмом по меньшей мере некорректно, даже для летчика-участника ВОВ.
Смысл цитаты не в сопоставлении патриотизма с чем-то еще, а в том, что собравший 42 кг меда удостаивался таких же почестей, как герой.
Очевидно, что сбить вражеский самолет и собрать энное количество меда, действия трудносопоставимые. Что никак не может приуменьшить заслуг труженика тыла или преувеличить подвиг пилота. Если любой гражданин, на своем «участке» сделал все что мог и сделал «от души», то честь ему и хвала.
Медаль за бой, медаль за труд из одного металла лъют
Написал это потому, что сам удивляюсь как наши деды и бабушки смогли жить, работать и воевать. Ведь у них не было возможноти даже нормально поесть, не то что одеться. А летчик, который сбил вражеский самолет и получил за это премию, не смог бы даже килограмм меда купить. Трижды кланяюсь в ноги В.В.Коневу за то, что он смог это сделать.
Ещё фрагмент
Счастливая машина! Как и её пилоты. Кожедуб — красава! Хорошие друзья в Москве живут как раз на улице его имени.
Более полное фото и колоризация