Советский ледокол «Александр Сибиряков» горит и тонет после боя с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер».
Ледокольный пароход куплен у британской компании Министерством торговли и промышленности Российской империи, в 1916 году переименован в «Александр Сибиряков». В 1932 году пароход совершил первое в мировой истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово, за одну навигацию – за что был награжден орденом Трудового Красного Знамени. До начала Великой Отечественной войны «Александр Сибиряков» работал в Арктике как судно снабжения.
С августа 1941 года находился в составе ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. На пароходе установили вооружение, в том числе два 76-мм орудия и пулеметы ДШК. В августе 1942 года, под командованием капитана Анатолия Качаравы, ледокол вышел из порта Диксон, выполняя рейс на Северную Землю. 25 августа «Александр Сибиряков» встретился в районе острова Белуха с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шеер», проводящим рейдерские операции на трассе Севморпути. Несмотря на слабое вооружение, «Александр Сибиряков» принял бой, в котором был потоплен артиллерийским огнем 280-мм орудий тяжелого крейсера. С самого начала моряки знали, что шансов против крейсера у них нет – их бой был обреченным, но не бессмысленным. Пароход загорелся и менее чем через час обстрела начал тонуть, на протяжении этого времени моряки отстреливались. Перед тем как затонуть, сражающийся советский пароход успел «засветить» немецкий рейдер в радиоэфире и лишил его главного преимущества — внезапности. Благодаря этому советские порты в Арктике выиграли необходимое время на подготовку к обороне, а конвои на Северном морском пути получили предупреждение по радио и рейдер «Адмирал Шеер» не потопил более ни один советский корабль. Погибли 79 моряков и полярников, остальные 23 человека, в том числе и тяжелораненый капитан, попали в плен. Из них в плену выжили только 13, они вернулись на Родину уже после войны.
В последующие годы постепенно стала известна история героического поступка членов экипажа ледокольного парохода. 29 апреля 1961 года экипаж наградили – согласно указу Президиума Верховного Совета СССР, «За мужество и стойкость, проявленные членами экипажа Краснознаменного ледокольного парохода «А. Сибиряков» в бою с фашистским крейсером «Адмирал Шеер» в период Великой Отечественной войны». Капитан корабля Анатолий Качарава был награжден орденом Красного Знамени. В 1982 г. пароход пытались найти силами Северного флота, но сделать это не удалось.
Только в 2014 году компания «Фертоинг», в ходе исторической экспедиции, обнаружила точное место и сильно поврежденный корпус парохода на глубине 49 м. в заливе Миддендорфа Карского моря. Во время «Карской экспедиции 2015» на корпусе погибшего в бою ледокольного парохода «Александр Сидиряков» водолазами компании установлена мемориальная табличка в память о погибших моряков. Водолазы увидели пробоины по корпусу, следы пожаров, трубу, заваленную на рубку. Эти свидетельства совпали с описанием боя. В 2017 году при поддержке компании установлен памятник капитану парохода Александру Качарава. В 2018 году в Федеральном архиве ФРГ обнаружены кадры кинохроники, заснявшие захват в пленение израненных моряков «Сибирякова», а история корабля показана в документальном фильме «Северный морской путь».
79 человек погибло, а 23 попало в плен — но один моряк, кочегар Павел Вавилов, плена избежал, доплыл до острова Белуха и более месяца провёл там в одиночестве, пока не был спасён гидросамолётом.
79 человек погибло, а 23 попало в плен — но один моряк, кочегар Павел Вавилов, плена избежал, доплыл до острова Белуха и более месяца провёл там в одиночестве, пока не был спасён гидросамолётом.