Торпедные катера Г-5 1-й бригады торпедных катеров Черноморского флота в море.
Катер ТКА-101 — командир старший лейтенант А.А. Макуха. Катер ТКА-101. Пропал 4 ноября 1943 года и был обнаружен в 2016 г. при обследовании Керченского пролива экспедицией МО. Катер ТКА -111 — командир старший лейтенант И.Д. Михайлов. Катер ТКА-111 подорвался на мине у мыса Ахиллеон 8 ноября 1943 года .
Контр-адмирал В. Проценко, бывший командир II-й бригады торпедных катеров в годы войны, считал эти катера слишком слабозащищенными и слабовооруженными. Нашим катерникам приходилось очень нелегко в схватках с авиацией и легкими силами противника, немецкими и итальянскими катерами, БДБ или самоходными паромами типа Siebel.
Возможно, с немецкими и итальянскими катерами нашим Г-5 приходилось нелегко, но противопоставлять легкий торпедный катер авиации (топившей включая линкоры и авианосцы) и паромам (не катерам) «Зибель», вооружение которых могло состоять свыше десятка стволов из 88-мм орудий, 20-мм и 37-мм автоматов, по-моему, не совсем корректно.
Вот как раз В. Проценко и описывал крайне неравные бои наших катерников именно с истребителями противника и БДБ / самоходными паромами. Более чем серьезные были противники. В Сети есть воспоминания В. Проценко. При их изучении всегда надо делать поправку на суровую цензуру советских времен. То есть, на самом деле, нашим катерникам приходилось исключительно трудно сражаться в столь неравных условиях на столь утлых дюралевых скорлупках с чисто декоративным вооружением. Торпеды на БДБ старалиись не расходовать, лишь со временем, когда часть катеров переоборудовали под установку ПУ для РС-82 (М-8), ситуацию удалось слегка поправить в нашу пользу с широким применением смешанных групп ТК… Читать далее »
Мнение адмирала Проценко не имело под собой нормального обоснования. Основная защита торпедных катеров являлась скорость 50 узлов, а если навесить броню и поставить пушки, то это был бы не торпедный катер,а сторожевой катер. В небольшой катер попасть торпедой невозможно, а основные потери торпедных катеров были от минных полей и раумботов (небольшие быстроходные суда с сильным малокалиберным артиллерийским вооружением). На некоторые наши торпедные катера экипажи самостоятельно устанавливали авиационные ШВАК, в первую очередь для защиты именно от этих немецких катеров. А с установкой систем с реактивными снарядами нарушалась остойчивость катера, не позволявшая делать скоростное маневрирование с целью ухода от атаки авиации.
Ни в коем случае, именно адмирал В. Проценко как раз именно в этом отношении является вполне компетентным экспертом и реальным знатоком. Отнюдь, скорость наших ТК ни от чего такого не спасала. Примерно такие же заблуждения царили в предвоенное время в отношении такой скоростной, верткой и маневренной неуязвимости быстроходных танков семейства БТ. Прекрасно горели все эти быстроходные танки семейства БТ на всех скоростях. Многие к тому же еще и самовоспламенялись в самый неподходящий момент из-за перегрева мотора М-17 (или «Liberty») на слишком напряженных режимах работы в боевых условиях или на марше в условиях сильной запыленности и задымленности. Немцы на своих ТК… Читать далее »
Скорее всего, при создании этих ракетно-артиллерийских катеров, оснащенных системами РСЗО М-8 и М-13 «Катюша», прообразов и пращуров современных могучих ракетных катеров, безусловно, возникал целый ряд самых серьезных технических проблем и затруднений, вполне успешно решавшихся в рабочем процессе чисто технически и технологически. Но решавшихся достаточно удовлетворительно и приемлемо. Во всяком случае, адмирал В. Проценко не упоминал о возникновении каких-либо непреодолимо фатальных неприятностях и проблемах, проистекавших из-за упущений или принципиальной порочности данного проекта.
А вот и из мемуаров В.Проценко- «Несколько цифр: в первые 17 дней операции у нас погибло на минах пять катеров. В последующие 50 суток, когда мы ходили по минным полям только на максимальной скорости, затонул один катер (тот самый, на котором экспериментировал Кочиев). Но дело не только в этих цифрах. Опыт, приобретенный нами в Керченском проливе, очень пригодился в дальнейшем. Минные поля, по существу, перестали быть для нас непреодолимым препятствием.» И это на третий год войны… Т.е. правильное боевое применение скорости снижает потери, а использование высокоскоростных торпедных катеров с малым радиусом действия по прямому назначению , т.е. охрана ВМБ и… Читать далее »
Разумеется, если нет более эффективных специализированных средств для борьбы с минной опасностью, регулярно приходилось гонять ТК по минным полям и над местами засеченных постами ВНОС и СНИС падений вражеских неконтактных донных мин, оснащенных приборами срочности, кратности, элементами неизвлекаемости и прочими техническими уловками. Но 100% гарантии это не давало. Отмечались неоднократные подрывы судов и кораблей, проходивших, казалось бы, уже многократно проверенными и протраленными фарватерами. Но прямого отношения к утверждению адмирала В. Проценко о слабозащищенности и слабовооруженности наших ТК эти повествования о методах борьбы с минной опасностью не имеют. С минами должны бороться специализированные и надлежащим образом оснащенные минно-тральные силы, в том… Читать далее »
Вы не поняли мой комментарий. Я не говорил про борьбу с минами. Туполев проектировал торпедный катер Г-5 по заданию ВМФ и выполнил требования моряков к такому типу ТК, т.е. данные ТК обладали высокой скоростью свыше 100 км/час,причем кратковременной и малым радиусом действия, низкой мореходностью, но именно это изначально и было известно. ТК должны были предназначены для охраны водного района (военно-морских баз, портов, прибрежных районов). Катер Г-5 должен был атаковать вражеские суда на подходе с целью недопущения ведения артиллерийского огня судами типа линкоров и крейсеров по базам флота и прибрежным городам. Выскочил из места базирования, выпустил торпеды по противнику и также… Читать далее »
Отчего же, прекрасно понял. Просто пришлось еще дополнить своими сведениями по использованию ТК в борьбе с минной опасностью. Адмирал В. Проценко не стал углубляться в исследования предвоенных концепций использования туполевских ТК, а просто честно описал свой реальный боевой опыт службы на ТК данного типа.
Контр-адмирал В. Проценко, бывший командир II-й бригады торпедных катеров в годы войны, считал эти катера слишком слабозащищенными и слабовооруженными. Нашим катерникам приходилось очень нелегко в схватках с авиацией и легкими силами противника, немецкими и итальянскими катерами, БДБ или самоходными паромами типа Siebel.
Возможно, с немецкими и итальянскими катерами нашим Г-5 приходилось нелегко, но противопоставлять легкий торпедный катер авиации (топившей включая линкоры и авианосцы) и паромам (не катерам) «Зибель», вооружение которых могло состоять свыше десятка стволов из 88-мм орудий, 20-мм и 37-мм автоматов, по-моему, не совсем корректно.
Вот как раз В. Проценко и описывал крайне неравные бои наших катерников именно с истребителями противника и БДБ / самоходными паромами. Более чем серьезные были противники. В Сети есть воспоминания В. Проценко. При их изучении всегда надо делать поправку на суровую цензуру советских времен. То есть, на самом деле, нашим катерникам приходилось исключительно трудно сражаться в столь неравных условиях на столь утлых дюралевых скорлупках с чисто декоративным вооружением. Торпеды на БДБ старалиись не расходовать, лишь со временем, когда часть катеров переоборудовали под установку ПУ для РС-82 (М-8), ситуацию удалось слегка поправить в нашу пользу с широким применением смешанных групп ТК… Читать далее »
Мнение адмирала Проценко не имело под собой нормального обоснования. Основная защита торпедных катеров являлась скорость 50 узлов, а если навесить броню и поставить пушки, то это был бы не торпедный катер,а сторожевой катер. В небольшой катер попасть торпедой невозможно, а основные потери торпедных катеров были от минных полей и раумботов (небольшие быстроходные суда с сильным малокалиберным артиллерийским вооружением). На некоторые наши торпедные катера экипажи самостоятельно устанавливали авиационные ШВАК, в первую очередь для защиты именно от этих немецких катеров. А с установкой систем с реактивными снарядами нарушалась остойчивость катера, не позволявшая делать скоростное маневрирование с целью ухода от атаки авиации.
Ни в коем случае, именно адмирал В. Проценко как раз именно в этом отношении является вполне компетентным экспертом и реальным знатоком. Отнюдь, скорость наших ТК ни от чего такого не спасала. Примерно такие же заблуждения царили в предвоенное время в отношении такой скоростной, верткой и маневренной неуязвимости быстроходных танков семейства БТ. Прекрасно горели все эти быстроходные танки семейства БТ на всех скоростях. Многие к тому же еще и самовоспламенялись в самый неподходящий момент из-за перегрева мотора М-17 (или «Liberty») на слишком напряженных режимах работы в боевых условиях или на марше в условиях сильной запыленности и задымленности. Немцы на своих ТК… Читать далее »
Скорее всего, при создании этих ракетно-артиллерийских катеров, оснащенных системами РСЗО М-8 и М-13 «Катюша», прообразов и пращуров современных могучих ракетных катеров, безусловно, возникал целый ряд самых серьезных технических проблем и затруднений, вполне успешно решавшихся в рабочем процессе чисто технически и технологически. Но решавшихся достаточно удовлетворительно и приемлемо. Во всяком случае, адмирал В. Проценко не упоминал о возникновении каких-либо непреодолимо фатальных неприятностях и проблемах, проистекавших из-за упущений или принципиальной порочности данного проекта.
Более полная информация по этому снимку здесь — http://waralbum.ru/bb/viewtopic.php?pid=136895#p136895
А вот и из мемуаров В.Проценко- «Несколько цифр: в первые 17 дней операции у нас погибло на минах пять катеров. В последующие 50 суток, когда мы ходили по минным полям только на максимальной скорости, затонул один катер (тот самый, на котором экспериментировал Кочиев). Но дело не только в этих цифрах. Опыт, приобретенный нами в Керченском проливе, очень пригодился в дальнейшем. Минные поля, по существу, перестали быть для нас непреодолимым препятствием.» И это на третий год войны… Т.е. правильное боевое применение скорости снижает потери, а использование высокоскоростных торпедных катеров с малым радиусом действия по прямому назначению , т.е. охрана ВМБ и… Читать далее »
Разумеется, если нет более эффективных специализированных средств для борьбы с минной опасностью, регулярно приходилось гонять ТК по минным полям и над местами засеченных постами ВНОС и СНИС падений вражеских неконтактных донных мин, оснащенных приборами срочности, кратности, элементами неизвлекаемости и прочими техническими уловками. Но 100% гарантии это не давало. Отмечались неоднократные подрывы судов и кораблей, проходивших, казалось бы, уже многократно проверенными и протраленными фарватерами. Но прямого отношения к утверждению адмирала В. Проценко о слабозащищенности и слабовооруженности наших ТК эти повествования о методах борьбы с минной опасностью не имеют. С минами должны бороться специализированные и надлежащим образом оснащенные минно-тральные силы, в том… Читать далее »
Вы не поняли мой комментарий. Я не говорил про борьбу с минами. Туполев проектировал торпедный катер Г-5 по заданию ВМФ и выполнил требования моряков к такому типу ТК, т.е. данные ТК обладали высокой скоростью свыше 100 км/час,причем кратковременной и малым радиусом действия, низкой мореходностью, но именно это изначально и было известно. ТК должны были предназначены для охраны водного района (военно-морских баз, портов, прибрежных районов). Катер Г-5 должен был атаковать вражеские суда на подходе с целью недопущения ведения артиллерийского огня судами типа линкоров и крейсеров по базам флота и прибрежным городам. Выскочил из места базирования, выпустил торпеды по противнику и также… Читать далее »
Отчего же, прекрасно понял. Просто пришлось еще дополнить своими сведениями по использованию ТК в борьбе с минной опасностью. Адмирал В. Проценко не стал углубляться в исследования предвоенных концепций использования туполевских ТК, а просто честно описал свой реальный боевой опыт службы на ТК данного типа.