Британский линкор «Малайя» (HMS Malaya), класс «Куин Элизабет» (Queen Elizabeth-class) из состава Соединения Н (Force H) в Средиземном море.
Линкор «Малайя» построен на верфях компании «Сэр У.Дж. Армстронг-Уитворт энд Компани» (Sir W. G. Armstrong Whitworth and Company) в Хай-Уокере (High Walker), пригороде Ньюкасла-апон-Тайн, и спущен на воду в марте 1915 г. Корабль назван в честь Федерированных малайских государств (Federated Malay States) в Британской Малайе, на средства правительства которого велось строительство. «Малайя» служила в составе 5-й эскадры линкоров Гранд-Флита (5th Battle Squadron, Grand Fleet) под командованием контр-адмирала сэра Хью Эван-Томаса (Sir Hugh Evan-Thomas). Корабль принял участие в Ютландском сражении 31 мая 1916 г., где он получил восемь попаданий, сильные повреждения и понес большие потери в команде. В бою и от полученных в ходе него ран погибло 65 человек. Среди раненых был матрос 1-го класса Уилли Викарейдж (Willie Vicarage), вошедший в историю как один из первых прошедших пластическую операцию по реконструкции лица по методу сэра Гарольда Гиллиса (Sir Harold Delf Gillies). Среди кораблей, участвовавших в сражении, «Малайя» также выделялась тем, что несла красно-бело-черно-желтый флаг Федерированных малайских государств.
17 ноября 1922 г. на борту «Малайи» в изгнание из Стамбула на Мальту (и впоследствии в Сан-Ремо) отбыл Мехмед VI, последний султан Османской империи. В августе-сентябре 1938 г. линкор нес службу в порту Хайфа во время Арабского восстания 1936—1939 гг. в Палестине.
В отличие от своих систершипов «Куин Элизабет» (HMS Queen Elizabeth), «Уорспайт» (HMS Warspite, 03) и «Вэлиант» (HMS Valiant), «Малайя» не проходила перестройки для радикального «осовременивания» в межвоенные годы. Она и «Барэм» остались на уровне модернизаций 1924-1934 года.
В 1940 г. линкор служил на Средиземном море, участвуя в сопровождении конвоев и операциях против итальянского флота. В феврале 1941 г. «Малайя» участвовала в обстреле Генуи (Genova) в ходе операции «Грог» (Operation Grog). Однако из-за ошибки команды она выстрелила 15-дюймовым бронебойным снарядом по юго-восточному углу нефа Кафедрального собора Святого Лаврентия. Запал снаряда не сработал.
В марте 1941 г. участие «Малайи» в сопровождении конвоя в районе Кабо-Верде стало одной из причин, по которой немецкие линкоры «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau) отказались от атаки на него.
20 марта 1941 г. в 23:23 «Малайя» была торпедирована немецкой подлодкой U-106. Подлодка атаковала из тени торгового судна двумя кормовыми торпедами, находясь с левой стороны конвоя SL 68, примерно в 250 милях к северо-западу от островов Кабо-Верде. Капитан-лейтенант Юрген Эстен (Jürgen Oesten) услышал звуки попаданий спустя 2 мин. 37 сек. и 3 мин. 35 сек. Одна торпеда попала в «Малайю», вторая — в нидерландский пароход «Меркерк» (Meerkerk). Торпеда попала в левый борт линкора, нанеся значительные повреждения. Из-за затопления ряда отсеков корабль накренился на 7 градусов, но он смог дойти до Тринидада. После временного ремонта «Малайя» отправилась на Нью-Йоркскую военно-морскую верфь, где она провела четыре месяца.
9 июля линкор под командованием капитана Катберта Коппингера (Cuthbert Coppinger) вышел из Нью-Йорка на испытания и отправился в канадский Галифакс для сопровождения срочного быстроходного конвоя. Ни один корабль конвоя не был потерян, и «Малайя» 28 июля прибыла в Росайт (Rosyth), Шотландия. Впоследствии линкор до лета 1943 г. сопровождал конвои из Великобритании на Мальту и в южноафриканский Кейптаун (Cape Town).
В конце 1943 г. «Малайю» вывели в резерв. С корабля сняли вспомогательные 6-дюймовые орудия, а его зенитное вооружение усилили. 15-17 мая 1944 г. линкор использовался в заливе Лох-Стривен (Loch Striven), Шотландия, в качестве мишени для неснаряженных прототипов прыгающих бомб «Хайболл» (Highball), одна из которых пробила дыру в борту корабля. «Малайю» вернули из резерва незадолго до высадки в Нормандии, в ходе которой она использовалась в качестве резервного линкора огневой поддержки десанта.
Корабль окончательно вывели из состава флота в конце 1944 г. и приспособили под плавучую казарму торпедного училища. 20 февраля 1948 г. линкор «Малайя» был продан на слом.
Написать комментарий