Аэрофотоснимок немецкого линкора «Тирпиц» (Tirpitz) в норвежском Тромсё-фьорде (Tromsøfjorden), перевернувшегося в результате британской бомбардировки (операция «Кэтикизм» (Catechism, англ. «катехизис»). Рядом с кораблем работают спасательные суда.
Снимок сделан с самолета воздушной разведки Де Хевилленд «Москито» PR Mark XVI (De Havilland Mosquito PR Mark XVI, бортовой номер NS637) из 544-й эскадрильи Королевских ВВС Великобритании (No. 544 Squadron RAF).
Операция «Кэтикизм» стала последней из девяти попыток потопить или вывести «Тирпиц» из строя. Она была проведена силами Королевских ВВС Великобритании 12 ноября 1944 г.
В день проведения операции в районе британской авиабазы «Лоссимут» (RAF Lossiemouth) в северо-западной Шотландии стояли сильные морозы. Семь Ланкастеров 9-й эскадрильи Королевских ВВС Великобритании (No. 9 Squadron RAF) оказались покрыты такой коркой льда, что они не смогли взлететь со своей увеличенной нагрузкой. Всего в 03:00 в воздух поднялись 32 машины 9-й и 617-й эскадрилий Королевских ВВС Великобритании (No. 617 Squadron RAF) (включая борт съемочной группы 463-й эскадрильи Королевских ВВС Австралии (No. 463 Squadron RAAF)).
Вне зависимости от исхода налета, возможностей для новой попытки не оставалось. К 27 ноября даже в полдень солнце не поднималось бы выше горизонта, и увидеть цель было бы невозможно из-за недостаточной освещённости.
В 09:35 самолёты достигли точки встречи над озером Турнетреск (Torneträsk) в шведской Лапландии в 160 км к юго-западу от Тромсё (Tromsø), выстроились в боевой порядок и отправились на северо-восток. Ланкастеры поднялись на высоту 4 267 м (14 000 футов). Во время набора высоты их засекли немецкие радары. Напряжения добавлял еще тот факт, что экипажи знали о недавней переброске немецкой истребительной эскадрильи в норвежский Бардуфосс (Bardufoss).
Когда бомбардировщики перелетели через горный хребет, их встретил плотный зенитный огонь «Тирпица», других кораблей и береговых батарей. Однако сам линкор находился в зоне прямой видимости. Не было ни облаков, ни дымовой завесы. На самом деле, «Тирпиц» попытался замаскироваться с помощью дыма, который в штиль поднимался вертикально вверх, однако доставленные из Кофьорда (Kåfjord) на позиции дымовые шашки не были приведены в готовность.
Атака началась в 09:41, и один из самолётов сбросил на корабль первую бомбу, которая попала в цель. Несмотря на отчаянные требования о воздушном прикрытии, ни один самолет не вылетел из Бардуфосса. Они послали на «Тирпиц» сообщение о британских истребителях в воздухе над аэродромом, что, на самом деле, не соответствовало действительности. Немцы могли нанести атакующим сильный урон, поскольку с Ланкастеров были сняты средние верхние турели. Однако бомбардировщики лишь немного потрепало зенитным огнем. В течение 8 минут на цель с большой точностью было сброшено 29 бомб с высот от 3 810 м (12 500 футов) до 4 877 м (16 000 футов).
Линкор получил два прямых попадания в районе левого борта: одна упала в районе мостика, другая рядом с башней «С». Последняя, по всей видимости, вызвала пожар. После первого попадания корабль накренился примерно на 20°, а после второго, усугубленного упавшими рядом с левым бортом бомбами, крен достиг почти 70°. Примерно в 09:50, сразу же после падения последней бомбы, прогремел мощный взрыв. Башню «С» оторвало полностью. Ее обнаружили приблизительно в 12 м от расчётного места падения. По всей видимости, она была уничтожена внутренним взрывом, а не попаданием бомбы. «Тирпиц» ещё сильнее накренился на левый борт и перевернулся.
Несмотря на приказ покинуть корабль, «Тирпиц» перевернулся так быстро, что у находившихся на нижних палубах и в орудийной башне, поврежденной предыдущей бомбардировкой (операция «Тангстен» (Tungsten)), не было времени выбраться наружу. Из находившихся на борту 1 700 человек утонули или пропали без вести 971. 87 человек удалось спасти, прорезав отверстия в днище корабля. Бомбардировщики потерь не понесли. Только один из Ланкастеров 9-й эскадрильи получил сильное повреждение от огня зенитной артиллерии. Но он смог совершить посадку в нейтральной Швеции без потерь экипажа.
Уничтожение «Тирпица» существенно снизило угрозу атак немецкого надводного флота по союзным арктическим конвоям. В результате появилась возможность перевести несколько британских крупных боевых кораблей с Атлантического океана в Тихий.
В 1949-1957 гг. обломки «Тирпица» были разрезаны и проданы на металлолом норвежской компанией «Эйнар Хёвдинг Шиппсупхуггинг» (Einar Høvding Skippsuphugging), которая приобрела их у норвежского правительства за 100 000 крон.
Написать комментарий