Портрет британского авиатора Томаса Грея (Thomas Gray), кавалера Креста Виктории.
Крест Виктории (Victoria Cross, VC) — высшая военная награда Великобритании, вручается за героизм, проявленный в боевой обстановке.
Родился 17 мая 1914 г. в Арчфронте (Urchfont), графство Уилтшир, Англия, Великобритания. Служил в 12-й эскадрильи Королевских ВВС Великобритании (No. 12 Squadron RAF). Был удостоен Креста Виктории совместно с пилотом, флаинг-офисером (старшим лейтенантом) Дональдом Гарландом (Donald Edward Garland).
Во время вторжения в Бельгию немцы активно использовали один из мостов через Альберт-канал (Albertkanaal / Canal Albert). Его защищали истребители, зенитная артиллерия и пулемёты. Британским ВВС было поручено уничтожить этот стратегически важный мост. 12 мая 1940 г. в атаку на мост была отправлена пятёрка бомбардировщиков Фэйри «Бэттл» (Fairey Battle). Экипаж ведущей машины состоял из пилота Дональда Гарланда и штурмана Томаса Грея. Они попали под шквальный зенитный огонь, однако миссия была успешно выполнена. Её успех во многом был обусловлен выдержкой и находчивостью экипажа ведущей машины. К несчастью, ведущий самолёт и три других из вылета не вернулись.
Объявление и текст представления к награде, опубликованные в приложении к «Лондон Газетт» (London Gazette) 11 июня 1940 г.
«Министерство авиации, 11 июня 1940 г.
КОРОЛЬ всемилостивейше утверждает представление к посмертному награждению Крестом Виктории нижеуказанных офицера и унтер-офицера за выдающуюся храбрость:
флаинг-офисера Дональда Эдварда Гарланда (личный номер 40105)
сержанта Томаса Грея (личный номер 563627)
Флаинг-офисер Гарланд был пилотом, а сержант Грей — штурманом ведущего самолета группы из пяти бомбардировщиков, совершивших налёт на мост через Альберт-канал. Данный мост не был уничтожен и позволял противнику развивать наступление вглубь Бельгии. На задание вызвались добровольцами все лётные экипажи эскадрильи. Жеребьёвкой были выбраны пять экипажей. Налет на данную стратегически-важную цель проводился с малой высоты. Было приказано уничтожить мост любой ценой. Как и ожидалось, по самолетам был открыт исключительно плотный огонь из пулеметов и зенитной артиллерии. Более того, мост усиленно охранялся вражескими истребителями. Несмотря на это, группа совершила успешную бомбардировку в пикировании с минимальной высоты. Находившиеся неподалеку британские истребители сообщили, что цель было не видать за разрывами бомб. С этого задания вернулся только один самолёт. Его пилот доложил, что помимо необычайно плотного зенитного огня, сквозь который они спикировали на цель, наш бомбардировщик после сброса бомб также был атакован большим количеством вражеских истребителей. Успех данной операции исключительной важности обусловлен действиями лидера группы, флаинг-офисера Гарланда, и выдержкой и находчивостью сержанта Грея. Сержант Грей в тяжелейших условиях направлял самолет Гарланда так, что вся группа смогла успешно атаковать цель, несмотря на понесённые впоследствии большие потери. Флаинг-офисер Гарланд и сержант Грей не вернулись из вылета».
Написать комментарий