Повреждённый британский танкер «Сан-Деметрио» (MV San Demetrio) следует вверх по реке Клайд на верфь «Кингстон» (Kingston) в Порт-Глазго (Port Glasgow) для ремонта. Хорошо видны повреждения от обстрела немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер» (Admiral Scheer), а также сделанные командой на мостике и юте судна надписи «SOS» и «Помогите!».
Построен на верфи «Блайтсвуд Шип Билдинг Ко» (Blythswood Ship Building Co). Спущен на воду 11 октября 1938 г. «Сан-Деметрио» был одним из нескольких танкеров тоннажем около 8 000 брт, построенных для «Игл Ойл энд Шиппинг Компани» (Eagle Oil and Shipping Company) в конце 1930-х.
В Галвестоне (Galveston), штат Техас, США, «Сан-Деметрио» принял груз в 11 200 тонн авиационного горючего, предназначенный для доставки в Эйвонмаут (Avonmouth), графство Соммерсет, Англия, Великобритания. Танкер ввели в состав конвоя HX-84 (38 судов), который вышел из Галифакса (Halifax), провинция Новая Шотландия, Канада, 28 октября 1940 г. В территориальных водах Канады конвой сопровождали канадские эсминцы «Коламбия» (HMCS Columbia, I49) и «Сент-Френсис» (HMCS St. Francis, I93). Но в открытом море конвой конвоировал только вспомогательный крейсер «Джервис-Бей» (HMS Jervis Bay) — переделанный пассажирский лайнер, вооружённый семью устаревшими 6-дюймовыми морскими орудиями Mk VII (BL 6-inch Mk VII naval gun) и парой 3-дюймовых (76 мм) зенитных пушек.
5 ноября 1940 г. немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» обнаружил конвой в точке с координатами 50°30′N32°00′W и немедленно его атаковал. Капитан «Джервис-Бея» Э.С.Ф. Феген (Edward Stephen Fogarty Fegen) повернул к рейдеру, чтобы задержать «Адмирала Шеера» и дать конвою рассеяться и уйти. «Джервис-Бей» по всем показателям уступал «Адмиралу Шееру», но продержался в бою с ним 22 минуты, после чего затонул вместе со 190 членами команды. Эта жертва, после которой последовала четырёхчасовая погоня за сухогрузом «Биверфорд» (SS Beaverford), позволили уйти большинству судов конвоя HX-84. Феген был посмертно награждён Крестом Виктории.
После этого «Адмирал Шеер» попытался пустить на дно как можно большее число судов конвоя до наступления темноты. Он несколько раз попал по «Сан-Деметрио»: его снаряды уничтожили мостик и ют, а также вызвали пожар на верхней палубе. Несмотря на разрывы снарядов и начавшийся пожар, легковоспламеняющийся груз танкера не взорвался. Тем не менее, капитан судна Уэйт полагал, что из-за пожара авиационное горючее может взорваться в любой момент, и приказал покинуть судно. Команда покинула танкер на двух шлюпках, пока «Адмирал Шеер» продолжал обстреливать судно. Затем немецкий крейсер переключился на другие суда конвоя.
Ночью две шлюпки разделились. Шлюпку, в которой находился капитан и 25 членов команды, подобрали и отправили на Ньюфаундленд. 16 человек в другой шлюпке, включая второго помощника Артура Дж. Хоукинса (Arthur G. Hawkins) и старшего механика Чарльза Полларда (Charles Pollard), дрейфовали 24 часа, пока не заметили горящий корабль. К их удивлению, им оказался их собственный танкер, «Сан-Деметрио». Не имея большого выбора, команда должна была выбирать между риском смерти в дрейфующей в открытом море шлюпке и риском сгореть на танкере. В конце концов они решили остаться в шлюпке, поскольку пожар был слишком сильным, а погода слишком опасной для попытки подъёма на борт. Однако после второй ночи в шлюпке на морозе в штормовой Северной Атлантике они пожалели, что не вернулись на танкер.
На рассвете следующего дня, 7 ноября 1940 г., «Сан-Деметрио» находился примерно в 5 морских милях (9 км) с подветренной стороны. Команда поставила паруса, нагнала судна и вернулась на борт. Они потушили пожар, починили левый резервный котёл, которого оказалось достаточно для запуска помп и генераторов, и отремонтировали вспомогательный рулевой привод. Все карты и навигационные приборы погибли в пожаре, из-за чего команде пришлось ориентироваться по солнцу, редко выглядывавшему из-за облаков. Радиостанция также оказалась потерянной. Они смогли перевести танкер через оставшуюся часть Атлантики, борясь с плохой погодой и угрозой немецких подлодок. Семь дней спустя «Сан-Деметрио» дошёл до берегов Ирландии, откуда его сопроводили до устья реки Клайд. Судно встало в док 16 ноября 1940 г. Они отказались от предложения буксировки из-за высокой стоимости.
Несмотря на повреждения, было потеряно всего 200 тонн высоколетучего груза танкера. Команда потеряла всего лишь одного человека, Джона Бойла (John Boyle), который получил травму при прыжке в шлюпку после первого боя, и чьё самочувствие стало ухудшаться. Его положили в машинном отделении приглядывать за показаниями приборов, но два дня спустя он умер от кровотечения. Он посмертно получил Благодарность короля за храбрость (King’s Commendation for Brave Conduct).
Поскольку команда не получала помощи от других судов, на последовавшем заседании отделения Высокого суда по наследственным делам, по делам разводов и по морским делам (Probate, Divorce and Admiralty Division of the High Court) они смогли получить от страховщиков вознаграждение за спасение судна и груза. Груз был оценён в 60 000 фунтов стерлингов. Само судно, практически новое, стоило 250 000 фунтов. Высокий суд присудил заявителям 14 700 фунтов вознаграждения: 2 000 второму помощнику Хоукинсу; 1 000 наследникам Джона Бойла. Ещё 1 000 фунтов получил 26-летний Освальд Росс Престон (Oswald Ross Preston), американский моряк, сыгравший «великолепную» роль в начале боя с крейсером. Хоукинсу также вручили потрёпанный флаг торгового флота с корабля.
Второй помощник Хоукинс за храбрость был произведён в офицеры ордена Британской империи (OBE). Старший механик Чарльз Поллард и младший матрос Джон Льюис Джонс (John Lewis Jones) получили Ллойдовскую военную медаль за храбрость на море (Lloyd’s War Medal for Bravery at Sea). «Сан-Деметрио» был отремонтирован и вернулся в строй.
14 марта 1942 г. «Сан-Деметрио» вышел без сопровождения из Балтимора (Baltimore), штат Мериленд, США, в путь в Великобританию через канадский Галифакс. На его борту было 4 000 тонн этилового спирта и 7 000 авиационного бензина. 17 марта судно находилось к северо-востоку от мыса Кейп-Чарлз, штат Вирджиния, когда судно торпедировала и потопила немецкая подлодка U-404. Погибли 16 членов команды и трое членов расчётов оборонительных орудий, ранено шесть членов команды, однако выжившие смогли спустить на воду две шлюпки. Два дня спустя американский танкер «Бета» (SS Beta) спас капитана, 26 членов команды и 5 членов расчётов защитного вооружения и доставил их в Норфолк, штат Вирджиния. Командир, Конрад Видот (Conrad Vidot) был награждён Ллойдовской военной медалью.
По мотивам участия танкера в конвое HX-84 в 1943 г. был снят фильм «Сан-Деметрио, Лондон» (San Demetrio London). Это один из немногих фильмов, посвящённый героизму британского торгового флота во время Второй мировой войны.
Написать комментарий