Командир отделения рулевых катера МО-126 Краснознаменного дивизиона истребителей подводных лодок охраны водного района Северного флота старшина 2 статьи Алексей Федотович Хоменко (1919 г.р.) работает с гиромагнитным компасом.
Скорее всего А.Ф. Хоменко определяет местоположение катера, беря пеленг на ориентир с использованием пеленгатора катерного гиромагнитного компаса КГМК.
Навигационный компас оснащен специальным устройством – гироскопом, который показывает не магнитный земной полюс, как другие модели, а настоящий. Данный вид устанавливался на самолеты, речные или морские суда. Достоинством прибора считается его высокая устойчивость. Он может использоваться в неблагоприятных погодных условиях, определяя даже при сильном раскачивании максимально точное направление.
Странно, здесь в статье в ВК с данным фото описан совсем другой человек — командир торпедного катера ТКА-242 Герой Советского Союза Василий Иванович Быков (1920 — 1999), его подвиги и награждение в 1944-м году. Где же истина?
Каково назначение толстого (металлического?) стержня в передней нижней части конструкции? Как-то не нашёл его в принципиальной схеме гиромагнитного компаса.
Не тот компас: https://waralbum.ru/159512/?ysclid=lmko8cl6un590936375 Не было гирокомпасов на МО_4. Был магнитный компас. Согласно справочника Бережного на СФ не было МО-126. Литеры»МО» в названии катеров в ВМФ СССР появились в 1944 г. Малый охотник № 126 (бывший № 143) был переименован в МО-426. По поводу гирокомпасов на советских катерах в годы войны в монографии Платонова А. П.пишется: К началу Великой Отечественной войны советский ВМФ не имел гирокомпасов, пригодных для оснащения кораблей 3 и 4 ранга, боевых катеров и малотоннажных судов… В 1943 г. для катеров разработали малогабаритный гирокомпас «Гиря», однако серийно он начал поступать на корабли уже после войны. С использованием… Читать далее »
Ссылка на lexicon.dobrohot.org указана как источник самой фотографии. Переместите уже свой взгляд на источники информации о фото, на основании которых подготовлен нынешний вариант описания.
Согласно справочника Бережного на СФ не было МО-126. Литеры»МО» в названии катеров в ВМФ СССР появились в 1944 г.
Сергей Сергеевич, конечно, авторитетный флотский историк, но командир дивизиона истребителей подводных лодок ОВР Северного флота, подписавший 27.05.42 г. наградной лист, наверное, чуть лучше разбирался в организационно-штатной структуре своей части.
Нет. МО-126 — это военный жаргонизм. Написать «МО-126» «СКА-1», «КАТЩ-57», чем «Малый охотник № 126» «Сторожевой катер №1», «Катер-тральщик № 57″ быстрее в любом документе, и всем причастным понятно про что речь. Но до появления литерных наименований в 1944 году официально это именно»Малый охотник № 126», «Сторожевой катер №1», «Катер-тральщик № 57», а не МО-126, СК-1, КТ-57.
Вопрос с гирокомпасом остался непрояснённым.
Странно, здесь в статье в ВК с данным фото описан совсем другой человек — командир торпедного катера ТКА-242 Герой Советского Союза Василий Иванович Быков (1920 — 1999), его подвиги и награждение в 1944-м году. Где же истина?
Командир торпедного катера ТКА-242 Василий.. | Человеческий фактор | ВКонтакте
https://vk.com/wall-177432219_82240
Каково назначение толстого (металлического?) стержня в передней нижней части конструкции? Как-то не нашёл его в принципиальной схеме гиромагнитного компаса.
Публикация фото в газете Северного флота декабрь 1942-го, Быков на Северном Флоте с июня 1943. Описание из газеты.
Не тот компас: https://waralbum.ru/159512/?ysclid=lmko8cl6un590936375 Не было гирокомпасов на МО_4. Был магнитный компас. Согласно справочника Бережного на СФ не было МО-126. Литеры»МО» в названии катеров в ВМФ СССР появились в 1944 г. Малый охотник № 126 (бывший № 143) был переименован в МО-426. По поводу гирокомпасов на советских катерах в годы войны в монографии Платонова А. П.пишется: К началу Великой Отечественной войны советский ВМФ не имел гирокомпасов, пригодных для оснащения кораблей 3 и 4 ранга, боевых катеров и малотоннажных судов… В 1943 г. для катеров разработали малогабаритный гирокомпас «Гиря», однако серийно он начал поступать на корабли уже после войны. С использованием… Читать далее »
По ссылке под фотографией тоже lexicon.dobrohot.org.
Верно, там в подписи под этим фото указано даже: 1943 Из кн.: Диамент Л. Р. От Москвы до Заполярья. 1941–1945. То есть его фото?
Ссылка на lexicon.dobrohot.org указана как источник самой фотографии. Переместите уже свой взгляд на источники информации о фото, на основании которых подготовлен нынешний вариант описания.
Сергей Сергеевич, конечно, авторитетный флотский историк, но командир дивизиона истребителей подводных лодок ОВР Северного флота, подписавший 27.05.42 г. наградной лист, наверное, чуть лучше разбирался в организационно-штатной структуре своей части.
Нет. МО-126 — это военный жаргонизм. Написать «МО-126» «СКА-1», «КАТЩ-57», чем «Малый охотник № 126» «Сторожевой катер №1», «Катер-тральщик № 57″ быстрее в любом документе, и всем причастным понятно про что речь. Но до появления литерных наименований в 1944 году официально это именно»Малый охотник № 126», «Сторожевой катер №1», «Катер-тральщик № 57», а не МО-126, СК-1, КТ-57.
Вопрос с гирокомпасом остался непрояснённым.