Горящий и тонущий американский тяжелый крейсер «Куинси» (USS Quincy, CA-39) в лучах прожекторов японских крейсеров в ходе боя у острова Саво. Огонь слева, на дальнем плане, вероятно, пожар на тяжелом крейсере «Винсенс» (USS Vincennes, CA-44), также получившем серьезные повреждения от японского артиллерийского огня и торпед и впоследствии также затонувшем.
Бой у острова Саво — ночной морской бой в водах, омывающих остров Гуадалканал а архипелаге Соломоновых островов, состоявшийся ночью 9 августа 1942 года, между соединением 8-го японского флота вице-адмирала Гунъити Микавы (三川軍一 1888 — 1981) и американо-австралийской крейсерской группой прикрытия оперативного соединения TG62 вице-адмирала Ричмонда Тернера (Richmond Kelly Turner, 1885 — 1961), прикрывающей высадку десанта на Гуадалканал.
В 01:50 «Куинси», когда его осветили прожектора японских крейсеров, не смог открыть огонь по причине неготовности. Американский крейсер сразу же попал под перекрестный огонь тяжелых крейсеров «Аоба», «Фурутака» и легкого крейсера «Тэнрю», получил тяжелые повреждения, на нем бушевали пожары. Вдобавок в левый борт крейсера попали две торпеды, выпущенные «Тэнрю». Крейсер дал наугад несколько залпов. 2 из выпущенных снарядов поразили тяжелый крейсер «Текай». В 02:10 от попаданий в мостик «Куинси» был смертельно ранен капитан крейсера Сэмуэль Мур (Samuel N. Moore) и почти все находившиеся там. В 02:16 крейсер был поражен в кормовую часть левого борта еще одной торпедой, выпущенной «Аобой». Крейсер остановился и прекратил огонь. Помощник артиллерийского офицера «Куинси», который прибежал на мостик, описывал уведенное:
«Когда я прибыл на палубу мостика, я обнаружил там горы мертвых тел, только три или четыре человека еще были живы. В рулевой рубке стоял только один человек, это был сигнальщик у штурвала, который тщетно пытался переложить руль с правого на левый борт. Спросив его, я узнал, что командир, который в это время лежал у штурвала, приказал ему, посадить корабль на мель, и он пытается держать курс на остров Саво, до которого было около четырех миль слева по корме. Я бросился на левый борт рулевой рубки, чтобы найти остров, и вдруг почувствовал, что корабль стал быстро крениться на левый борт, уходя под воду носом.»
Написать комментарий