Командир 141-го отдельного танкового батальона Герой Советского Союза майор Гавриил Антонович Половченя.
Гавриил Антонович Половченя (1907-1988) в рядах РККА с 1927 г. Участник Польского похода РККА и Советско-финской войны. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. В начале ноября 1941 г. назначен на должность заместителя командира 141-го ОТБ. В составе 4-й ударной армии Северо-Западного (с 22.01.42 г. Калининского) фронта батальон принял участие в Торопецко-Холмской операции. 9 января 1942 года 141-й ОТБ прорвал передний край обороны противника и устремился в прорыв. Форсировав по льду озеро Охват танкисты атаковали одноименную деревню. Т-34 капитана Половчени (командир танка мл. лейтенант И.Л. Гольцман, механик-водитель сержант Н.Ф. Пушкарский, башенный стрелок сержант В.Я. Бондаренко) вырвался вперед, отрезав пути для отхода противника и обеспечив дальнейший успех наступления. В ходе дальнейшего продвижения командованием было принято решение о ночной атаке села Луги, где располагался немецкий полк. В азарте боя танк капитана Половчени в одиночку ворвался в деревню. Действуя пушкой, пулемётом и гусеницами экипаж уничтожил 2 противотанковых орудия, 6 миномётов, 3 станковых пулемёта. Два батальона вражеской пехоты были обращены в бегство. Потери немцев в живой силе по разным оценкам составили от 300 до 2000 человек убитыми. Танк Половчени устремился дальше на Андреаполь, смяв отступающую колонну немцев. Дорога шла как бы в ущелье между 2-метровыми снежными стенами и в сторону было не выскочить. На этом шоссе были раздавлены танком 97 повозок и несколько автомобилей, уничтожено до 200 гитлеровцев. В конце концов немецкому орудию удалось повредить советский танк. Пока экипаж занимался починкой, его окружили немцы, затянув брезентом смотровые щели и приборы. Тогда капитан Половченя приказал двигаться вслепую, гитлеровцы попрыгали с танка, напоследок набросив на моторную часть пропитанный бензином горящий брезент. Отъехав подальше, командир покинул танк и сбросил горящий брезент, при этом его захватили в плен подоспевшие к стоящему танку гитлеровцы. Экипаж вступил в рукопашную схватку, отбил командира и даже захватил в плен одного из немцев. Развернувшись, танк вернулся в село Луги, рассеяв по дороге роту немецких лыжников, и помог пехотинцам подавить последние очаги сопротивления. В ходе развивающегося наступления наши войска продвинулись к Андреаполю. Капитан Половченя получил приказ двумя танками прорваться к железнодорожной станции и блокировать ее. При форсировании речки Городня танк Гавриила Антоновича гусеницами провалился под лёд. Отправив другой танк выполнять задание, капитан Половченя со своим экипажем остался в танке ждать подхода частей Красной Армии. Однако немцы заметили застрявший в реке танк. Посчитав, что машина брошена экипажем, немцы подогнали тягач и отбуксировали тридцатьчетвёрку в Андреаполь. В пять часов утра 16 января экипаж «трофейного» танка пошёл на прорыв. В ходе боя экипажем было уничтожено 12 орудий, 30 автомобилей с боеприпасами и военными грузами и более 20 солдат и офицеров противника. Но самое главное, дезорганизованные немцы не сумели оказать сопротивление подошедшим частям Красной Армии, и в тот же день город был полностью освобождён. 10 февраля капитан Половченя заменил раненого командира батальона, а 5 мая ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Летом 1942 г. он был отозван с фронта для учебы в академии. В декабре 1944 г. назначен командиром 19-го гвардейского танкового полка, принимал участие в боях за город Будапешт и Балатонской оборонительной операции. Боевой путь Гавриил Антонович закончил в должности командира тяжёлого самоходно-артиллерийского полка в Маньчжурии в ходе Советско-японской войны.
Наши, завидев немцев с тягачем, сами танк на «нейтралочку» поставили? Чтобы немцам не надо было внутрь заглядывать? Может и люки открыли, а сами под брезент спрятались? И почему прорыв они начали в 5 часов утра, а не сразу, как оказались на твердом грунте?
Возможно (моё личное мнение) дело было слегка иначе: к утру охранна уснула, а наши проковыряли дырочку в сарае и бегом к своему «боевому коню». И далее по тексту. Просто тогда нельзя было сказать, что попал в плен, вот и подправили «легенду» для отчётности. Героизма экипажа это не приумаляет нисколько.
1.Люки танковые закрываются изнутри, без спецключа или автогена снаружи не открыть.
2.На прорыв пошли в 5 утра потому, что по рации связались со своими и согласовали время прорыва. Факт радиопереговоров подтверждает то, что экипаж находился в танке.
Смелость города берёт! А ещё военное счастье и храбрость вместе с наглостью! Орлы, куда там всяким Рембам! Испытываешь подлинную гордость за наших предков!
Странно, что немцы перед буксировкой танка от реки его не обшмонали. А, в целом, «Рэмбо ? Не, не слышал …»
охренеть…
Наши, завидев немцев с тягачем, сами танк на «нейтралочку» поставили? Чтобы немцам не надо было внутрь заглядывать? Может и люки открыли, а сами под брезент спрятались? И почему прорыв они начали в 5 часов утра, а не сразу, как оказались на твердом грунте?
Возможно (моё личное мнение) дело было слегка иначе: к утру охранна уснула, а наши проковыряли дырочку в сарае и бегом к своему «боевому коню». И далее по тексту. Просто тогда нельзя было сказать, что попал в плен, вот и подправили «легенду» для отчётности. Героизма экипажа это не приумаляет нисколько.
1.Люки танковые закрываются изнутри, без спецключа или автогена снаружи не открыть.
2.На прорыв пошли в 5 утра потому, что по рации связались со своими и согласовали время прорыва. Факт радиопереговоров подтверждает то, что экипаж находился в танке.
Вот это да!!! В кино увидела бы — не поверила. По невероятности и смекалке напомнило чем-то «Женя, Женечка и Катюша». Чего только на войне не бывает.
Смелость города берёт! А ещё военное счастье и храбрость вместе с наглостью! Орлы, куда там всяким Рембам! Испытываешь подлинную гордость за наших предков!
Кадровик, зубр, судя по биографии, судьба его любила, дошёл до Победы — честь и слава! Жаль, что фильмы сейчас принято снимать не про таких.