Бомбардировщик американского производства А-20В «Бостон» 3-й эскадрильи 8-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 221-й бомбардировочной авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Экипаж: пилот — гвардии лейтенант Александр Михайлович Сучков (1920 г.р.), штурман — гвардии младший лейтенант Алексей Николаевич Шалютин (1920 г.р.), стрелок-радист — гвардии сержант Иван Иосифович Михайлов (1920 г.р.), стрелок — гвардии сержант Илья Арсентьевич Попугаев (1915 г.р.).
15 декабря 1943 года этот экипаж выполнял боевую разведку с задачей установить количество артиллерии и танков противника в районе Гармовичи, Коротковичи и колхоз Им. 11 костричников. В 9:30 в районе Коротковичи был встречен и атакован 6-ю истребителями противника типа Ме-109. В неравном воздушном бою самолет получил 8 сквозных пробоин снарядами и более 200 осколочно-пулевых. Один снаряд привезен в кабине штурмана на свой аэродром. Истребители произвели шесть атак, вывели из строя руль высоты и глубины(?), пробит полностью правый бак, правая покрышка колеса-шасси и пробит левый винт. Машина была неуправляемая и с высоты 4 000 м. шла в беспорядке-пике до 800 м. Но благодаря исключительно проявленного мужества и отваги Сучков на высоте 800 м. машину вывел из пике. Приборная доска работать отказала. Самолет был неуправляемым и Сучков зная, что его стрелок тяжело ранен, упорно вел самолет на свой аэродром. Не желая покидать самолет и воздушного стрелка, 160 км не считаясь с трудностями вел машину без указателя скорости. Не работал руль глубины(?) и высоты. Благополучно привел самолет на свой аэродром и произвел посадку. Этим самым спас жизнь экипажу и машину.
Штурман Шалютин, не считаясь с трудностями, всеми способами давал летчику маршрут на свой аэродром. Задание было выполнено, сведения о противнике и погоду по маршруту предоставлены в штаб полностью.
В воздушном бою стрелки Михайлов и Попугаев сбили один самолет противника. При этом Попугаев получил тяжелое осколочное ранение руки, а Михайлов — осколочное ранение ноги, но продолжали вести бой.
(описание из наградных листов на экипаж бомбардировщика от 16 декабря 1943 г.)
К этому моменту экипаж Сучкова совершил 63 боевых вылета, из них 12 на разведку. За этот вылет гвардии лейтенант Сучков награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, гвардии лейтенант Шалютин — орденом Отечественной войны 1-й степени, гвардии сержант Михайлов медалью «За боевые заслуги», гвардии сержант Попугаев медалью «За отвагу».
Фотография предоставлена правообладателем специально для «Военного альбома». Копирование и другое использование этой фотографии могут нарушать права правообладателя фотографии.
В 8-м ГБАПе на многих машинах были рисунки. Есть не совсем подтвержденная информация, что это дело американских рук, то есть рисунки наносились еще до перегона.
Evgeniy, Вы правы. Самолёты поставлялись с нанесенным рисунком.Ещё интересная особенность — модификация бомбардировщика А20В имела спаренное управление. Основные органы управления были выведены к стрелку-радисту, а их обучали вождению самолёта. С его места управлять было сложно, не видно землю по курсу. Но при подсказках штурмана удавалось привести самолёт на аэродром и произвести посадку. В 221-й БАД такой случай был при тяжёлом ранении лётчика.
Абсолютно с Вами согласен, причём звание героя не грех присвоить всему экипажу! Всё боролись дружно, одно слово Экипаж! А вообще ребята везучие, любит их Господь и Ангел-Хранитель видать крылами поддерживал.
Отличные фотография и описание! Обращает на себя внимание и рисунок на фюзеляже иномарки.
Да, интересно, какое у него значение.
Называть руль высоты — рулём глубины, нормально для того периода.
В 8-м ГБАПе на многих машинах были рисунки. Есть не совсем подтвержденная информация, что это дело американских рук, то есть рисунки наносились еще до перегона.
Evgeniy, Вы правы. Самолёты поставлялись с нанесенным рисунком.Ещё интересная особенность — модификация бомбардировщика А20В имела спаренное управление. Основные органы управления были выведены к стрелку-радисту, а их обучали вождению самолёта. С его места управлять было сложно, не видно землю по курсу. Но при подсказках штурмана удавалось привести самолёт на аэродром и произвести посадку. В 221-й БАД такой случай был при тяжёлом ранении лётчика.
Уважуха командиру Сучкову, иметь такую силу духа чтобы спати свой экипаж и тянуть до аэродрома. Таких надо награждать звездой героя!
Абсолютно с Вами согласен, причём звание героя не грех присвоить всему экипажу! Всё боролись дружно, одно слово Экипаж! А вообще ребята везучие, любит их Господь и Ангел-Хранитель видать крылами поддерживал.