К вопросу о бронепоезде (-дах) в районе Центральной (набережной) переправы. Воспоминания участника событий:Крещение на переправе
Рязанов Георгий Иванович (род. в г. Сталинграде)
В 1939 году в Сталинграде было открыто Сталинградское детское речное пароходство. Мы учились там на капитанов, механиков местного флота и третья группа была – береговая служба. У нас было 3 деревянных трамвайчика «Папанин», «Павлик Морозов», «Комсомолец» и баркас «Пугачев», свои шлюпки, своя купальня, и все это было покрашено в бледно-розовый цвет, выделялось. Мы зиму учились в обычной школе и учились теоретически в пароходстве в классах судовождения, лоции, судомоделизма, а летом, на каникулах мы практику проходили на этих трамвайчиках. В рейс ходили вместе со взрослыми до Теплого Яра, до Ленинска, в Красную Слободу. Много было походов на шлюпках на веслах, под парусами. В 1941 году мы ходили 15 суток, около 70 человек в походе участвовало на шлюпках, а когда мы оттуда вернулись, узнали, что началась война. У кого был призывной возраст, тех забирать стали с судов на фронт, и нас отобрали, кто по 2 года учился и успешно сдал экзамены. В том числе и я сдал на рулевого, стал работать на «Папанине».
В 1941 году работали на переправе, но уже не как гражданские лица, а детское речное пароходство расформировали. Когда закрылась навигация, меня направили работать на завод «Медоборона» токарем по заготовке бойков миномета, потому что в войну стали минометы выпускать пятидесятимиллиметровые. Работали по 12 часов, смены без выходных, а еще после дневной смены стояли как наблюдатели на вышке: если где ракета какая-то появится, упадет где, нужно было сообщать.
В 1942 году, когда открылась навигация, с завода меня перевели на «Папанина». И там работал до начала боев в городе. 23 августа 1942 года утром сменился с вахты, и с другом решили сходить в Москомедию. По городу тревога была объявлена, не разрешали ходить. Мы решили зайти к моей маме пообедать – она в столовой работала, – а потом в театр идти. Пришли в столовую, и в это время – в 16:15 – начали бомбить. Мы как раз сидели за столом, когда шарахнуло. Рама вылетела, мы успели только под подоконник спрятаться, волной все рамы, стекла повыбило. Просидели мы в этом здании до темноты, потом я вылез по лестнице наверх, посмотрел – а вокруг нашего дома все горит. Ну, домой надо же пробираться, и мы втроем пошли. Жили мы на Балашевской улице, на берегу Волги. Дом наш целый. Ночь просидели, с рассветом мы с матерью пошли в бомбоубежище, где метро строили. Там у входа была каша из людей, сверху горяк падает, бревна. А мне на вахту надо заступать, ну и пошли мы по берегу Волги. Там стоял разбомбленный бронепоезд, кругом разбросаны трупы. Катера брали только тяжелораненых, переправляли солдат, офицеров, гражданских никого не брали. Мы пошли на гражданскую переправу. Берег был черный от шинелей – ремесленников, ФЗУшников собрали, чтобы переправить. С парома стала выгружаться воинская часть, а тут немец начал паром бомбить, стали кричать те, кого осколками задело.
На баркас погрузили машины с ранеными, были там и военнослужащие, и гражданские. Капитан «Пожарского» увидел меня и говорит: «Давай, помогай выходить на буксир». Отошли от берега, и в это время трос буксирный лопнул, паром сел на мель, мы не могли подойти его снять, потому что мелко было. Немец начал паром расстреливать из пулемета и «зажигалку» бросал. Народ кинулся в Волгу, паника, друг друга давили. Кого-то на лодках спасли, но много погибло. Мы пришли к рыбзаводу, взяли другой паром и обратно. Спасли, кого смогли. Вот с этого началась моя работа на переправе.
Я работал до первых чисел ноября. В «Папанина» попала бомба, он сгорел, меня взрывной волной выбросило за борт. Я полушубок с телогрейкой сбросил, а валенки не в состоянии снять. До берега метров 6–8 не мог доплыть, потому что лед, и в этой каше ледяной я барахтался. А я хорошо плавал, с 10 лет Волгу переплывал. Солдаты увидели, бросили веревку, меня вытащили. После этого перешел я на «Павлика Морозова», работал на нем до ледохода. Мы возили боеприпасы, продукты, людей. Переправа проходила ночью. Днем не вылезешь – с Мамаева Кургана немцам видно все, как на ладони. Со всех видов оружия нас обстреливали, не только бомбили. Ночами работали, а чтобы ночью не сесть на мель, на лодках стояли и фонариками из-под одежды показывали, что здесь мелко.
Когда Волга горела – это 24, 25, 26 августа, – никто никуда не мог переправляться. В другое время – когда раз за ночь, когда два раза, а бывало, что ни разу не выйдешь. Иной раз ночью выходишь, а немец навешает ракет на парашютах и Волгу освещает всю. Всего было две переправы: воинская флотилия и наша, гражданская. Вот если у воинской флотилии дымовую завесу поставят, тогда мы под этой завесой и проходили. В другой раз загрузят патроны, мины, гранаты и солдат. Продукты перевозили, потому что неоткуда их было получать, никакого не было снабжения, только через Волгу. Когда переправлялась дивизия Родимцева, ночью подошел к рубке мужчина, я в рубке был, капитан вышел. Мужчина мне задал вопрос: «Сынок, на мель не посадишь?». Я говорю: «Дяденька, не впервой». А они все мне дяденьки, потому что мне, пацану, только 16 лет было, а я же не вижу, что под плащом надето, я не разбирался в званиях. А это был Герой Советского Союза генерал Родимцев. После этого меня так и стали называть «сынок» на переправе, где я свое боевое крещение принял в 16 лет.
В 1943 году в районе, где река Царица впадает в Волгу, не могли проходить нефтеналивные суда, там было много техники затоплено. Я был здесь при аварийно-судоподъемном отряде №1, с водолазами работали, очищали это место. А потом я ушел на Ленинградский фронт.
Мне задавали вопрос: «Страшно было?». Страх был, когда тонули мы, «Папанин» сгорел, когда я за борт вылетел. Но тогда еще мы воспитаны были, что надо Родину защищать. А у меня это в крови, по наследству. Дед по материнской линии в 1915 году был расстрелян белогвардейцами как машинист красного бронепоезда. Мать воевала в Первой конной Буденного во 2 дивизии, во время Сталинградской битвы находилась в Красной Слободе, помогали нашим солдатам, как могли, и мать, и тетка. Отец мой был убит в 1932 году, он был агент ГПУ, заброшен в банду «Тамбовские волки». Привезли его, он умер на наших руках…
Записала Екатерина Феоктистова,
г. Волгоград, 2000 г.
Возможно был еще какой-то бронепоезд, кроме зенитного, описанного выше в ветке форума? Или это тот же, только к боям на набережной его отремонтировали?
Ночь просидели, с рассветом мы с матерью пошли в бомбоубежище, где метро строили.
Считаю, что речь идет о массовом бомбоубежище - командном пункте на 2000 человек. Расположение - парк "Конкордия", замок Миллера, театр "Музкомедии"(зимний театр "Конкордия) на Пушкинской, д.3
Впоследствии в убежище находился командный пункт 62-й армии (см.воспоминания Крылова,Чуйкова). Позже там был последний КП штаба 35-й гв.сд
Убежище - КП уровня ГКО страны находилось выше по руслу Царицы - в ковше, в створе с улицей Ворошиловской. Строилось зимой 41-42 года силами Метростроя, сдали к июлю 1942. В нем находился штаб фронта - жили: Хрущев,Еременко, Шашков,Горегляд, Малышев. В нем, полагаю, был и Симонов с Ортенбергом - в районе 7-10 сентября 1942г. Привожу постановление ГКО:
Рассекречено
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 945
от 22 ноября 1941 г. Москва, Кремль
О строительстве специальных убежищ в г.г. Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске,
Куйбышеве, Саратове, Сталинграде.
Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Построить в городах Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Саратове и Сталинграде командные пункты – бомбоубежища.
Строительство, помимо Куйбышева, производить по типу, принятому для гор. Горького, с полезной площадью в городах: Горьком – 300 кв. м., в Саратове, Сталинграде, Ярославле, Казани и Ульяновске – по 200 кв. м.
К работе приступить с 1 декабря и закончить:
в Ярославле – к 15 января 1942 года
в Саратове – -"- -"-
в Сталинграде – -"- -"-
в Ульяновске – к 20 января 1942 года
в Казани – -"- -"-
2. Руководство строительством бомбоубежищ поручить НКВД СССР, а непосредственное выполнение работ возложить на Метрострой НКПС СССР.
3. Обязать НКПС:
а) немедленно командировать на указанные выше строительства из Москвы и с ветки Кинель-Бузулук Куйбышевской ж.д. необходимое количество рабочих, инженерно-технических работников Метростроя, а также перебросить механизмы, строительные материалы и оборудование;
б) выделять для этой цели с 23-го ноября 1941 г. необходимое количество вагонов по требованиям Метростроя.
Перевозки всех грузов, а также рабсилы для этих работ, приравнять к воинским;
в) передать Метрострою, за счет других строек, 30 передвижных компрессоров на автомашинах с комплектами резиновых шланг и 20 электростанций по 50 клв;
г) разрешить выплачивать командировочные ИТР, служащим и адмхозперсоналу, за время нахождения командировки, – 50% к окладу и рабочих 50% тарифной ставки.
Установить процент накладных расходов, принятый постановлением СНК СССР 6.VI.41 г. № 1505-617сс.
4. Обязать начальника Метростроя тов. Самодурова:
а) немедленно начать проектирование, закончив типовой эскизный проект к 25.XI.41 года;
б) строительные работы развернуть с 25 ноября, подготовив к этому сроку строительные механизмы и рабсилу и полностью окончить строительство к 5 января 1942 г.
5. Обязать секретарей обкомов ВКП(б) – Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской, Ярославской областей и Татарской АССР:
а) совместно с представителем Метростроя в 5-ти дневный срок выбрать и отвести место строительства убежищ, а также и необходимые стройплощадки; рассмотреть и утвердить к строительству эскизный проект убежищ и графики производства работ;
б) обеспечить организацию общественного специального питания, снабжение продуктами и предоставление жилья рабочим и инженерно-техническим работникам Метростроя до их приезда к месту работ;
в) полностью удовлетворять потребности Метростроя, по его требованиям, в строительных материалах, постоянном оборудовании, автотранспорте для работ;
г) проводить мобилизацию рабочих и ИТР в соответствии с заявками Метростроя.
6. Обязать НКХП поставить Метрострою с 25.XI по 25.XII.41 г. 480 штук газовых фильтров ФПН-200.
7. Обязать НКТМ изготовить и поставить Метрострою 100 шт. специальных защитно-герметических дверей к 25.XII.41 г.
8. Обязать НКУП:
а) откомандировать на время строительства в распоряжение Метростроя: проходчиков и откатчиков – 800 чел., крепильщиков – 200 чел., ИТР – 50 человек;
б) передать Метрострою отбойных молотков со шлангами – 150 шт.
9. Обязать НКЭС обеспечить все строительства необходимым количеством электроэнергии, произведя подводку своими материалами и оборудованием к 1.XII.41 г.
10. Обязать Главнефтесбыт при СНК СССР ежемесячно выделять из наличия в указанных городах по разнарядкам Метростроя:
Бензина – 500 тонн
Керосина – 50 -"-
Автола – 40 -"-
Компрессорного масла – 10 -"-
11. Обязать Госплан при СНК СССР в 10-ти дневный срок рассмотреть и обеспечить реализацию заявки Метростроя на материалы и оборудование, за счет выделения из наличия, принадлежащего другим наркоматам.
12. Обязать Наркомфин СССР выделить из резервного фонда СНК СССР на строительство убежищ аванс 50 млн. руб., в том числе:
Ноябрь 1941 г. – 5 млн. руб.
Декабрь 1941 г. – 15 -"-
Январь 1942 г. – 20 -"-
Февраль 1942 г. – 10 -"-
13. Обязать Госбанк СССР:
а) финансировать эти строительства без проектных заданий, технических проектов и смет;
б) все связанные с этими работами расходы по перевозкам механизмов и рабсилы, а также выплату зарплаты и командировочных за время нахождения в пути и производства работ – относить на счет строительства указанных убежищ;
в) выдавать необходимые средства в суммах, по заявкам Метростроя, установив отчетность по исполнительным сметам.
14. Обязать ГУГВФ по первому требованию Метростроя перевозить на самолетах руководящих работников и ИТР Метростроя.
15. Возложить на члена Государственного Комитета Обороны тов. Берия наблюдение за выполнением настоящего постановления.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОМИТЕТА ОБОРОНЫ И. СТАЛИН
Выписки посланы:
т.т. Берия, Кагановичу, Самодурову, Вознесенскому, Сабурову, Чадаеву – все;
Наркомам и обкомам ВКП(б) – соответств.
Еще один защищенный (подземный или как тогда говорили-штольня) командный пункт - 10 сд НКВД, находился ниже по течению Царицы, между Астраханским мостом и рестораном "Шанхай".
Не путать со штольней в районе комплекса НКВД, туда штаб 10 сд НКВД перебрался позднее, в сентябре.
modul, спасибо за информацию по подземным сооружениям!
Наконец то разобрался, получается такая схема расположения подземных объектов
С этими подземельями еще копать и копать... Слышал историю про ангар для У2 и секретную ветку волгоградского подземного трамвая)) А будка бункера ГКО в Комсомольском саду до сих пор привлекает особо ретивых исследователей, дверь там раскурочили так, что скоро доступ туда будет открытым.
Побывав в Волгограде и в музее-панораме, заснял много интересного. Особенно ценные фотки - портреты непосредственных участников описываемых событий, которые буду постепенно выкладывать с короткими подписями в начале темы (музейные аннотации малоинформативны).
Фото народных мстителей и разведчиков 92 осбр, мужчины Палагушкины и Ивановы (стр. 9)
Иванов Алексей Миронович
его сын Иванов Виктор, впоследствии ГСС
семья Палагушкиных, Михаил Федорович и его сын Юрий Михайлович
modul, спасибо за информацию по подземным сооружениям!
Наконец то разобрался, получается такая схема расположения подземных объектов
С этими подземельями еще копать и копать... Слышал историю про ангар для У2 и секретную ветку волгоградского подземного трамвая)) А будка бункера ГКО в Комсомольском саду до сих пор привлекает особо ретивых исследователей, дверь там раскурочили так, что скоро доступ туда будет открытым.
Егорыч! Забыли нанести местоположение кафе "Метро", по размерам весьма приличное подземелье было - 1500 раненых одновременно размещали. На выложенном фото памятника Хользунову, с разрушенным постаментом, кафе "Метро" слева, дальше - портал с колоннами. Сейчас кафе засыпано, над ним прогулочные дорожки парка набережной.
Насчет местоположения КП 10 сд НКВД попробую разместить фото, датируется апрелем 1942, подпись:"бойцы 10 сд НКВД на строительстве КП дивизии"
Спасибо! Теперь понятно где был вход
На заднем плане - жд мост ветки, которая шла по берегу Волги.
Кафе "Метро" отметил на схеме. Глядя на расположение памятника Хользунову на послевоенное фото со входом в кафе и сравнив со снимком целого памятника на фото с немцами, пришел к выводу что после битвы саму фигуру переместили немного севернее и ближе к Волге и поставили на груду камней.
Приветствую ! Егорыч, с возвращением !
По 136-му отдельному зенитному бронепоезду : К сожалению про этот бронепоезд вообще нет данных когда он прибыл в Сталинград. Единственное, что известно, он числится в перечне войск с 20.07 42. Судя по наградным бойцов и командиров бронепоезда - он шел в город через ст.Котлубань. Причем про этот бронепоезд не указано в работе историка Опалева.М.П.( есть местный историк из Волгоградской области, который разбирает тему о действиях бронепоездов в Сталинградской битве ). Из работы Опалева Максима Николаевича ,, Зенитные бронепоезда в обороне железных дорог на театре сталинградского сражения :
<< ...Поэтому по решению командования действующих армий на железных дорогах не только устанавливалось авиационное патрулирование, но и наращивались наземные средства ПВО, в том числе в составе Сталинградского корпусного района ПВО (командующий полковник Е.А. Райнин) нашли применение отдельные зенитные бронепоезда (ОЗБП).
ОЗБП создавались с августа 1941 г. на Ленинградском заводе «Большевик» и на Мытищинском вагоностроительном заводе. Вооружение: три 76-мм(средний калибр - СЗА) и два 37-мм зенитных орудия, три 12,7-мм зенитных пулемета ДШК (малый калибр - МЗА) размещались на семи бронеплощадках, установленных на открытых 20-тонных двухосных платформах с бронированными бортами. Боевые платформы соединялись кабелями синхронной передачи с приборами наведения и целеуказания: ПУАЗО -2 и стереодальномером ДЯ.
Уже в июле 1942 г. для защиты железнодорожных мостов на магистрали Сталинград - Поворино было выдвинуто 6 бронепоездов. 22 июля 1942 г. 132-й ОЗБП (командир - капитан Седлов) на станции Арчеда в ходе боя с 29 бомбардировщиками сбил 4 из них5. С июля по октябрь 1942г. ОЗБП № 54 «Большевик», обороняя станцию Филоново и мост через р. Бузулук уничтожил 6 вражеских самолётов, из них два в один день - 3 октября 1942 г.6 С сентября по ноябрь 1942 г. 10 зенитных бронепоездов (№№ 72, 122, 126, 132, 137, 140, 141, 142, 144, 181) перебрасываются для обороны стальных магистралей в Заволжье7.>>
Скорее всего бронепоезд № 136 под командованием лейтенанта Петрова прибыл в Сталинград до 23 августа, когда немцы еще не перерезали сообщение с северным участком. Про другие бронепоезда в районе набережной не известно. Слишком маленький участок маневра, примерно 1-3 километра, если считать участки от Соляной пристани до набережной -примерно 1 километр, до элеватора- 3 километра. И ж.д ветка под бронепоезд была отдельная, скорее всего там был один бронепоезд.
Еще по бронепоездам . Ближе к центральному участку, в районе ст. Садовая действовал бронепоезд № 73 войск НКВД, уничтожен в районе Мамаева кургана (про него писал выше Егорыч) и в районе Воропоново- Басаргино был бронепоезд ,, Александр Невский " ( потерян 1.09.42 в районе ст.Басаргино, позже в январе 1943 в ходе нашего контрнаступления был вновь использован бойцами 15-й гв.сд как огневые точки).
Еще в обороне города Сталинград прнимало такое подразделение как 680-я отдельная железнодорожная ( морская) батарея, которая была в черте города. Сборка и монтаж батареи на железнодорожные платформы производилась на заводе в Сарепте ( в южной части города) . Из книги Широкорада ,, Артиллерия в Великой Отечественной Войне "
<< 23 августа 1942 г. по приказанию командующего Сталинградским фронтом и командующего Волжской военной флотилией для защиты города началось формирование 680-й железнодорожной батареи в составе четырех взводов (134 человека): огневого, железнодорожного, управления и ПВО. На вооружении батарея имела три 152-мм орудия и пулеметы. Боекомплект батареи составлял 1197 152-мм снарядов.
25 августа 680-я отдельная железнодорожная батарея Волжской военной флотилии была оперативно подчинена командующему 62-й армии.
6 сентября командующий флотилией приказал командиру 680-й батареи изготовить ее к бою к 4 ч 00 мин 7 сентября 1942 г. Первую боевую позицию было приказано подготовить и тщательно замаскировать на заводе «Баррикады».
Первую стрельбу батарея произвела в 15 ч 00 мин 8 сентября 1942 г., выпустив по участку Гумрак 16 снарядов и вызвав пожар в районе цели.
9 сентября в 12 ч 00 мин батарея выпустила 15 снарядов по поселку Верхняя Ельшановка. В 15 ч 46 мин произведен второй огневой налет по району Гумрак и юго-восточнее его, выпущено 27 снарядов.
10 сентября в 5 ч 30 мин 680-я батарея выпустила по поселку Сталинградский и по перекрестку дорог 25 снарядов и по селу Воропоново 11 снарядов; в 6 ч 30 мин – по поселку Гумрак 4 снаряда; в 14 ч 30 мин – по деревне Поляновка 18 снарядов; в 15 ч 00 мин – по селу Бабаево 8 снарядов.
В то же время для этой батареи была подготовлена новая огневая позиция у завода «Красный Октябрь».
11 сентября с 9 ч 00 мин до 9 ч 50 мин 680-я батарея обстреляла скопление немецких автомашин в Грязной балке и рассеяла их, израсходовав 24 снаряда. С 12 ч 00 мин до 12 ч 25 мин эта же батарея выпустила три снаряда по цели № 2 юго-западнее Городища.
Второй артналет в этот день батарея произвела по скоплению вражеских танков в деревне Уваровка и рассеяла их, израсходовав 9 снарядов. Во время стрельбы в сторону батареи «неизвестно кем» были выпущены две белые и три красные ракеты. С этого момента над батареей стали систематически летать немецкие самолеты.
12 сентября батарея накрыла девятью снарядами село Городище.
13 сентября с 10 ч 00 мин до 11 ч 13 мин 680-я батарея вела огонь по разъезду Разумовка и израсходовала 36 снарядов. Огонь неоднократно прерывался из-за появления вражеских самолетов над батареей и из-за минометно-артиллерийского обстрела ее противником.
В тот же день «с 12 ч 55 мин до 15 ч 00 мин 680-я отдельная железнодорожная батарея трижды открывала огонь по высоте 102,0, по больнице и селениям Гумрак, Городище и Александровка; было израсходовано 12 снарядов; рассеяно скопление машин и пехоты врага >>.
13 сентября с 10 ч 00 мин до 11 ч 13 мин 680-я батарея вела огонь по разъезду Разумовка и израсходовала 36 снарядов.
скорее всего разъезд Разгуляевка
Поясните пожалуйста вашу мысль. Сабельный дивизион, приданный 13 гв сд, упоминается в эпизоде боев за "трансформаторную будку"? а то сообщения получились крайне загадочные :)
Добавил в галерею фото бойцов 42 полка из музея-панорамы, в основном из гарнизона дома Павлова (спасибо за инфу Александру):
Чернышенко Алексей Никифорович гвардии мл.лейтенант 13 гв.сд. 42 гв.сп. командир минометного взвода , убит Сталинград 25.11.42г
Свирин Иван Тимофеевич 13 гв.сд 42 гв.с.п - умер в госпитале 19.01. 1942г, похоронен пос.Верхняя Ахтуба( за Волгой)
Гаря Бадмаевич Хохолов 13 гв.сд 42 гв.с.п ( был снайпером) -умер кажется в 2012( по нему много есть в Сети)
Комолжон Тургунов 13 гв.сд 42 гв.сп -на дату 02.2013г был жив. ( есть материал в Сети, жил в Фергане)
Иващенко Алексей Иванович - гв.ст.сержант - остался жив.
Мурзаев Талибай( ???) - умер в 1953
Аникин Алексей Иванович мл.лейтенант 42 гв.сп 13 гв.сд тяжело ранен 25.11.42 ( скорее всего при атаке молочного дома) , есть на Подвиге, награжден орденом Красной Звезды, погиб 27.08.43 как командир роты в составе 302 сд 827 сп.
Касаемо сабельного дивизиона - читаем:отдельный кавдивизион 62 армии. Придан 13 гв.сд. Кав. дивизионы как правило были 2-х эскадронного состава. Конечно с шашками в атаку не ходили - спешили "лихих орлов" и в окопы. После первых 2-х недель боев, 13 -ю гв.сд. изрядно повыбили - поэтому усиливали дивизию чем могли, включая придание целых полков от соседних дивизий, маршевых пополнений. С целью удержать на приемлемо минимальном уровне боеспособность и плотность оборонительных порядков. В первых числах октября вообще рассматривался вопрос о выводе управления дивизией (-ий)(не только 13-й гв.!!!) за Волгу с передачей остатков л/с другим частям.
По трансформаторной подстанции - просто мемуары Холля, наиболее подробный источник о боях конца сентября от тюрьмы ("Голубинки") далее ж/д переезд, далее по ул. Краснознаменской, далее Центральная набережная, кафе "Метро", устье Царицы. Все прослеживается буквально по дням и даже часам. К великому сожалению, с нашей стороны никто таких подробных мемуаров не оставил.
Бои в центре и в Зацарицынской части мало описаны. А подстанция - репер, сохранившийся ориентир, битвы за неё не было, был бой.
Битва была за разъезд на южном фланге...но это другой участок фронта.
Добавлено: 08.12.2013 11:49:40
По наградному листу - 92 осбр после сентябрьских боев была пополнена и воевала на правом фланге
284 сд в районе "теннисной ракетки" и северных склонов Мамаева кургана. Там тоже, как и везде в городе и на предприятиях, были трансформаторные будки. Так что в наградном листе речь идет об одной из них..
]
По 92 -й отдельной морской стрелковой бригаде . Бригада формировалась второй раз с 31 октября по 5 ноября 1942 года, была пополнена моряками Тихоокеанского флота ( основной состав) частично из выздоравливающих бывших ранее в боях участников 92 Сбр и других частей. Была переправлена в город Сталинград вероятно часть 10.11.42 -1500 человек, другая позже, может 15 ноября - еще 1500 ( данные на основе книги ,, В огне сталинградских переправ" ). Далее части бригады заняли оборону на западных и южных окраинах метизного завода. 16 ноября части 92-й бригады пошли в атаку на позиции немцев на северных скатах оврага Долгий. К вечеру рубеж был взят. После 25 ноября бригада сдала участок обороны и передислоцировалась в район завода Лазурь и южной части завода,, Красный Октярь".
По наградному листу Насифова Нурги Кадыровича следует, что вероятно речь идет о боях в районе Метизного завода.
Добавлено: 08.12.2013 18:03:52
В наградном листе указано - 1-й отдельный стрелковый батальон 92 ОсБр, на выше приведенной карте видно, что 1-й батальон занимал позицию в районе Метизного завода.
Кстати у Зайцева тоже есть про трансформаторную будку у метизного завода:
"Я сижу в траншее рядом с Сашей Лебедевым. Он вернулся в роту из госпиталя только вчера: в первом бою попал в лавину горящего бензина.
Становится все жарче. Из трансформаторной будки гитлеровцы ведут огонь разрывными пулями. Вокруг рвутся снаряды. Как груши из перевернутой корзинки, сыплются мины. Черным дымом и пылью заволокло небо".
Воспоминания Нины Исуповой , опубликованы в книге,, Солдаты Сталинграда" , издана в 1998 году, о последних днях и часах эвакоприемника № 54, который находился у памятника Хользунову :
<< В первый же день бомбежки мы, студенты мединститута - я, Вера Холодилина, Людмила Карпова и Нина Кудрявцева, пошли в военкомат. Меня и Веру Холодилину направили к памятнику Хользунова, где была центральная переправа. Здесь, в бывшем подвальном ресторане <<Метро>> ( название ресторана было из-за внутреннего интерьера, похожего на отделку станций московского метрополитена- прим. ), разместился эвакоприемник №54 62-й армии.
14 сентября случилось что-то страшное.Часа в два дня началась ожесточенная стрельба на центральных улицах города, особенно сильная в районе Дворца пионеров, который находился против памятника Хользунова на проспекте Ленина. Прибывше раненые сказали нам: << Немцы в городе. Они вот здесь, наверху, на улицах>>.
Начало темнеть. Откуда-то на переправе появились <<катюши>>. Они грузились на плоты, буксируемые катерами. По берегу метались военные, их было очень много.
Нас было восемь человек : комиссар Саперштейн, врач Софья Угриновская, медсестры Маша Лепнухова, Зина Сажина, Люба Соколова, Вера Плетенчук, Лида Добровольская и я. Мы получили задание разыскать помещене и сконцентрировать там раненых.
Где-то поблизости шел бой, стоял грохот, а мы почему-то разговаривали шепотом. С наступлением темноты поползли по берегу собирать раненых...В первые же сутки собрали к ресторану <<Метро>> около тысячи раненых. Тяжелораненых выносили сами, а ходячих оповещали о месте дислокации медпункта. В полночь поползли к мостику под водокачкой и стали подавать сигналы фонариками в сторону левого берега в надежде на то, что к нам придет какой-либо транспорт. Но ожидания были напрасны.
Первые ночи мы видели, как дойдя до середины реки, катер пытался прорваться к нам. Мы следили за ним с надеждой, сквозь слезы, но он, наткнувшись на сплошную стену огня, возвращался обратно.
На наше счастье, около водокачки разбило продлетучку, и мы под прикрытием ночи доставили в ресторан хлеб, масло, морковное варенье, сгущеное молоко и сыр. Но воды не было, хотя мы находились на берегу Волги. У нас не было ведер, мы доставляли воду в касках ползком.
Первые дни нашего прибывания в ресторане немцев отбивали от нас неизвестные нам герои. Но однажды они пришли к нам и сказали: Боеприпасы у нас кончились. Идем в последний бой. Прощайте, товарищи! ушли к реке Царица, откуда к нам прибывало много раненых, особенно из морской пехоты.
Как-то вечером в ресторане появился военный в солдатской шинели, встав у выхода обратился к раненым:
- Братцы, вас предали! Вас можно переправить на левый берег, но вы никому не нужны. Стреляйте в комиссара!
Мы загородили комиссара, но он оттолкнул нас и крикнул:
-Товарищи, кому вы верите? Ведь я здоров, не ранен и могу переплыть на левый берег. Помощь придет! А этого типа надо проверить.
После этого неизвестный быстро исчез. Значит это был провокатор.
Медикаментов уже почти не было и обслуживать раненых становилось труднее. Они стали умирать...
И вот настал вечер, когда, когда немецкий танк подошел к памятнику Хользунову. Немцы вышли почти к берегу около Дворца физкультуры( ныне театр музкомедии). Комиссар раздал нам и легкораненым оружие и сказал:
-Сколько сможем- будем держаться..
Приготовились к бою.. И вдруг страшный грохот разорвал тишину. Через несколько мгновений мы разобрались, что артиллерия била по улицам города, захваченным немцами. Потом наступила тишина, и мы увидели, чтоот берега движется какая-то черная лавина. Мы услышали наше раскатистое русское <<Ур-р-р-а-а-а!>>. Это была наша морская пехота.
- Товарищи, мы за вами! - кричали они.
Я заплакала. Плачу даже сейчас, когда пишу эти строки. А тогда мы все рыдали Рыдали и смеялись. Раненые были в таком же состоянии.
Бегом началась погрузка раненых на бронекатера. Раненых носили все: и врачи и, и моряки и комиссар. Несколько ночей мы выносили раненых. Сами последними покинули убежище...>>
Наиболее подробное описание операции по спасению раненых из эвакоприемника № 54 приводятся в книге ,, В огне сталинградских переправ " Волгоград 2001г, <<Издатель >>, авторы И.М. Плехов ( старший лейтенант, командир отряда бронекатеров), С.П. Хватов и Г.И, Захаров - воевали в составе Волжской Военной Флотилии.
<< К 23 сентября враги подошли на расстояние автоматного огня к ресторану у памятника Хользунову. В подвалах этого ресторана скопилось около 1200 раненых красноармейцев. Чтобы они не попали в руки немцев, было решено их эвакуировать на левый берег. Обычным речным судам нельзя было подойти в этом месте к берегу из-за сильного обстрела врага.
Сюда могли подойти лишь бронекатера Волжской военной флотилии, потому, что он были защищены броней от пуль и осколков и имели хорошее вооружение. Поэтому командующий флотилией контр-адмирал Д. Д. Рогачев для эвакуации раненых послал бронекатера № 11, 12, 13, 31 и 34 под командованием лейтенанта Д. И. Поспелова.
Доставку раненых из подвалов на бронекатера должен был осуществлять медперсонал 54-го эвакоприемника( начальник военврач 2-го ранга Кузьмин), а прикрытие огнем - бронекатера и бойцы 42 -й стрелковой бригады.
Для обеспечения скрытного подхода к правому берегу Волги в районе памятника Хользунову силами отдельной бригады траления ВВФ ставились дымовые завесы. Постановка дымзавес велась из точек, находившихся у проверха острова Голодный и с южной оконечности острова Крит лейтенантом Мартыновым мичманом Щетининым с группой красноармейцев ( источник- ОЦВМА, ф. 192, д. 7642, л.21, 22.)
В первый рейс за ранеными в 2 часа 15 минут 24 сентября 1942 года вышли два бронекатера № 11и 12, на борту которых было 150 бойцов пополнения, 7 тонн боеприпасов и продовольствия. Головным шел бронекатер № 11 ( командир лейтенант Б. И. Цейтлин), вслед за ним бронекатер № 12 ( командир лейтенант П. Т. Картушин).
Как только немцы заметили бронекатера, приближавшиеся к берегу, они открыли ураганный огонь из пулеметов, но этот огонь не приносил бронекатерам серьезных повреждений. Но вот вступили в дело фашисткие минометы. Мины стали рваться все ближе и ближе. Одна из них взорвалась у пулеметной башни бронекатера № 11, был ранен один моряк.
Подойдя к берегу меньше чем за полчаса, произведя разгрузку, сразу начали грузить раненых, которых носили на руках не только работники 54-го эвакопункта, но и члены команды бронекатеров. Приняв на борт 72 раненых, в 6 часов 13 минут 24 сентября БК ( бронекатера) отошли от правого берега к Красной Слободе ( сейчас город Краснослободск - прим.).
На следующую ночь, 25 сентября, вышли за ранеными БК № 12, 13, 31 и 34.
Головным следовал БК № 31 ( командир лейтенант А. В. Щербаков). В рубку бронекатера попал снаряд, осколками которого был ранены командир отделения пулеметчков старшина 2-й статьи В. В. Асеев командир бронекатера лейтенант А. В. Щербаков. Раненый командир не покинул своего боевого поста и продолжал управлять кораблем.
На БК № 13 (командр лейтенант С. З. Ващенко) снаряд попал в машинное отделение. Был убит командир отделения мотористов старшина 2-й статьи Я. И. Базаров.
В ночь 25 сентября некоторые БК сделали по два рейса и возвратились на базу в 5 часов 30 минут 25 сентября. За эту ночь было перевезено 680 раненых.
В ночь на 25 сентября в 19 часов 40 минут за ранеными вышли БК № 11, 13, 31 и 34, переправив под огнем врага еще 222 человека.
В ночь на 27 сентября за ранеными ходили бронекатера № 11 и 34 вывезли еще 193 бойца.
Таким образом, к утру 27 сентября 1942 года все раненые, 1176 человек, были эвакуированы из подвалов ресторана у памятника Хользунову.
Командующий 62-й армии генерал - лейтенант В. И. Чуйков 19 катерников наградил медалями За отвагу и За боевые заслуги. Среди награжденных были командиры бронекатеров лейтенанты Б. И. Цейтлин, П. Т. Картушин, С. З. Ващенко, старшина 2 ст. Н. Н. Позенко, старшины 1-й ст.Н. Н. Красавин и П. А. Лазо, командир отряда БК Д. И. Поспелов и другие.
Мужество и героизм при эвакуации раненых проявили врачи, медсестры и санитары 54-го эвакопункта. Это они на своих плечах под жестоким огнем противника выносили раненых.
Так санитар С. Л. Желуденко перенес несколько сот раненых, санитар М. С. Зарубин - 300.
В эвакуации раненых и остатков 42-й и 92-й стрелковых бригад принимали участие до 27 сентября 1942 года тральщики ВВФ ( Волжской Военной Флотилии) №332 ( командир глав.старшина Г. П. Коновалов) и 337( командир старшина 2-й ст. Г. М. Пинегин), а так же пассажирские катера трамвайного типа <<2-я пятилетка>> и <<Второй>>. >>
Мужики, подскажите, где найти "Дом солдатской славы" Афанасьева в электронном виде?