Собственно по делу.
Известно, что производством танков Т-34 занимались разные заводы в разные периоды войны. В связи с этим у танков Т-34 появились свои индивидуальности и особенности, по которым можно идентифицировать машину.
Завидуя ловкости опознавания "тридцатьчетверок" серьезными "варальбумщиками" в комментариях, я все пытался посредством сравнения понять, как они пришли к выводу о принадлежности той или иной машины к тому или иному заводу того или иного периода производства. Тщетно.
Было бы весьма неплохим делом сконцентрировать эту информацию в данной теме на форуме "Военного Альбома".
я все пытался посредством сравнения понять, как они пришли к выводу о принадлежности той или иной машины
Просто прочитали в книге или на сайтах подпись под таким же фото и выложили на ВА, как собственную мысль.
Это дело нелегкое. Мало того что на заводах использовались элементы смежников и части машин, прибывших с фронта в капремонт, так ещё и в войсковых рембазах делали сборные "конструкторы". Поэтому при опознании машины на фото будет наиболее корректным определять место происхождения отдельных элементов танка ( корпуса, башни и т. д.).Определить производителя только по одному признаку невозможно. ХПЗ производил башни не только для себя , но и для СТЗ. Завод "Красное Сормово" первые машины выпускал вообще из тех комплектующих, которые ему достались после эвакуации других заводов. На приведенной выше схеме Т-34 с пушкой Л-11 указан как продукция ХПЗ. Но этот завод выпускал танки и с Ф-34. Там одновременно употребляли и сварные и литые башни. В разное время кормовой лист башни крепили то на 6 то на 4 болта. Башенные перископы ставили то два то один. И таких нюансов миллион.
На приведенной выше схеме Т-34 с пушкой Л-11 указан как продукция ХПЗ. Но этот завод выпускал танки и с Ф-34. Там одновременно употребляли и сварные и литые башни. В разное время кормовой лист башни крепили то на 6 то на 4 болта. Башенные перископы ставили то два то один. И таких нюансов миллион.
Понятное дело, схема общая, но если человеку хочется во всем этом разобраться, то нужно с чего-то начинать.
В самих выпусках ФИ много прорисовок, смысл все это сюда тянуть?
Что-то у Кирсанова, что-то у Барятинского, какую еще литературу или вебресурс посоветовать?
какую еще литературу или вебресурс посоветовать?
Коломиец "Полная энциклопедия Т-з4"
http://otvaga2004.narod.ru/publ_w4/050_t34.htm
По самолётам знаю переставляют с самолёта на самолёт всё, что угодно: кили, крылья, двигатели. Даже в условиях ТЭЧ боевых частей переделывали в другую модификацию, попробуй разберись?
Вкус у каждого свой, но на Барятинского время тратить не стоит. Кирсанов и Коломиец - заслуживают внимания, но каждый кто пытается выстроить систему идентификации тридцатьчетверок рано или поздно садится в лужу.
В общем мой совет таков - информацию ищите везде где можно, но не выключайте собственный мозг.
Добавлено: 05.03.2012 20:24:22
По самолётам знаю переставляют с самолёта на самолёт всё, что угодно: кили, крылья, двигатели. Даже в условиях ТЭЧ боевых частей переделывали в другую модификацию, попробуй разберись?
Да, там максимум о чём можно с уверенностью говорить, так только о том что "это фото сделано не ранее такого-то месяца потому что вот эта фиговина на этой конкретной машине стала производится с такого-то числа на таком-то заводе". И не факт что с завода сфотографированный танк вышел с этой фиговиной! Кроме корпуса танка в войсковых рембазах переставить с других машин можно почти всё, включая башню.
Кирсанов и Коломиец - заслуживают внимания, но каждый кто пытается выстроить систему идентификации тридцатьчетверок рано или поздно садится в лужу.
В общем мой совет таков - информацию ищите везде где можно, но не выключайте собственный мозг.
Согласен на все сто, звиняюсь за неупоминание Коломийца, писал мимоходом, Кирсанова привел именно из-за наглядности, множества илл. матерьяла, что бы человек мог индетефицировать детали на фото, ведь речь идет именно об этом. Насчет выстраивания четкой структуры модификаций - действительно нереал, Т-34 танк-призрак :) Другого такого нет.
Да, тридцатьчетверками заниматься сложнее всего. Вот сейчас рою про экранированные танки 112-го завода, так только что заметил что завод на кормовой бронелист корпуса ставил два разных люка... Но зато так интереснее.
Собственно по делу.
Т-34 обр 1943 года производство з-да 183 им.Сталина
Фотографии альбома конструкции Т-34 издание 1943 г.
на прозрачных пленках. Своего рода "танковый стриптиз"
По Т-34 есть не плохая книга Танки Уралвагонзавода "Т-34"
Очень много фактического материала и чертежей.
Можно считать за первоисточник.
Собственно по делу.
Т-34 обр 1943 года производство з-да 183 им.Сталина
Фотографии альбома конструкции Т-34 издание 1943 г.
на прозрачных пленках. Своего рода "танковый стриптиз"По Т-34 есть не плохая книга Танки Уралвагонзавода "Т-34"
Очень много фактического материала и чертежей.
Можно считать за первоисточник.
Где посмотреть или скачать? Коллега - ссылку!!!
Книгу можно поискать в сети. Есть эл копии.
А вот с альбомом сложнее.
На сайте Кубинки есть упоминание об этом альбоме.
Тираж-то всего 300 экз и ручная работа.
В виде бумажных копий можно поискать
книги Т-72, Т-54Т-55, Танки 60-х и конечно Т-34.
Собственно по делу.
Т-34 обр 1943 года производство з-да 183 им.Сталина
Фотографии альбома конструкции Т-34 издание 1943 г.
на прозрачных пленках. Своего рода "танковый стриптиз"По Т-34 есть не плохая книга Танки Уралвагонзавода "Т-34"
Очень много фактического материала и чертежей.
Можно считать за первоисточник.Где посмотреть или скачать? Коллега - ссылку!!!
Добавлено: 06.02.2014 10:59:30
Эти книги тоже хороши очень подробно описано и главное показано, скачивайте не пожалеете.
Это у меня есть. Я про заводской альбом спрашиваю.
Про заводской альбом в оригинале можно и не спрашивать.
Даже при очень хороших копиях, нельзя воспроизвести "разборку" Т-34.
А найти хороший оригинал просто не реально.
Добавлено: 06.02.2014 11:06:45
Да, тридцатьчетверками заниматься сложнее всего. Вот сейчас рою про экранированные танки 112-го завода, так только что заметил что завод на кормовой бронелист корпуса ставил два разных люка... Но зато так интереснее.
Экранированые Т-34 были з-да 112, з-да 183 ( очень не много и по временным чертежам),
Сталинград, и Ленингад ( экранирование в процессе ремонта).
Кроме того экранирование Т-34 выполнялось в войсках при ремонтно-восстановительных работах.
Экранированые Т-34 были з-да 112, з-да 183 ( очень не много и по временным чертежам), Сталинград, и Ленингад ( экранирование в процессе ремонта). Кроме того экранирование Т-34 выполнялось в войсках при ремонтно-восстановительных работах.
Я в курсе. Просто в работе у меня именно экранировка 112го завода на машине с бензиновым двигателем.
Экранированые Т-34 были з-да 112, з-да 183 ( очень не много и по временным чертежам), Сталинград, и Ленингад ( экранирование в процессе ремонта). Кроме того экранирование Т-34 выполнялось в войсках при ремонтно-восстановительных работах.
Я в курсе. Просто в работе у меня именно экранировка 112го завода на машине с бензиновым двигателем.
Все правильно! Дв-ль М-17 устанавливался в период конца 1941 гола по начало 1942 на машинах пр-ва з-да 112.
Собственно по делу.
Известно, что производством танков Т-34 занимались разные заводы в разные периоды войны. В связи с этим у танков Т-34 появились свои индивидуальности и особенности, по которым можно идентифицировать машину.
Завидуя ловкости опознавания "тридцатьчетверок" серьезными "варальбумщиками" в комментариях, я все пытался посредством сравнения понять, как они пришли к выводу о принадлежности той или иной машины к тому или иному заводу того или иного периода производства. Тщетно.
Было бы весьма неплохим делом сконцентрировать эту информацию в данной теме на форуме "Военного Альбома".
Буду КЭПОМ: 1. Проще всего отличить различные модификации по орудию (если мы говорим только про Т-34-76) и форме башни. Соответственно с пухой Л-11 только ранние машины ХПЗ, что видно и на схеме приведенной во втором посте темы, с Ф-34 все сотальные. 2. Форма башни "пирожок" модификация до конца 1942 года (в РФ сохранилось до наших дней 3 шт. если мне склероз не изменяет), с башней гайкой более поздние, а завод №174 выпускал танки с гайкой и до конца войны, правда больше в огнеметной модификации. 3. Гусеницы, "гладкие" опять же на ранних машиных ХПЗ и "вафелькой" на всех остальных. 4. Носовая балка, на сормовских машинах и машинах завода №174 имела иную форму. 5. Маска орудия Ф-34 была очень своеобразной на танках выпуска СТЗ. 6. Форма буксировочных крюков/петель. 7. Катки ранних машин, особенно их резиновые бандажи отличались от более поздних, кроме того существовали и катки с "внутренней" аммортизацией, преимущественно у машин выпуска СТЗ, но не обязательно. 8. Башня, сварная, литая или штампованная, также были разные варианты. 9. Передний люк механа, с двумя смотровыми приборами у более поздних машин, или с 1 у более ранних. 10. Экранировка: только корпуса, только башни, и корпуса и башни (впрочем об этом уже говорили) 11. Поручни для десанта на башне/ их отсутсвие. 12. Наличие/отсутствие антенного ввода и место его расположения. 13. Наличие/отсутствие дополнительных топливных баков (наружных), их расположение и форма.
И это только то, что я с ходу вспомнил, если порыться в специальной литературе, можно найти еще более полутора десятка признаков по которым примерно можно довольно точно узнать год выпуска танка и завод его выпустивший. Однако нельзя забывать про ремонтные машины, когда даже корпуса и башни ставились выпуска разных заводов, не говоря про более мелкие детали.
Даже ранние литые башни Т-3476 1940 года с Л-11 пр-ва ХПЗ отличались от более поздних литых этого-же завода и с этой-же пушкой
Вот и представьте себе сколько вариантов Т-34
Даже ранние литые башни Т-3476 1940 года с Л-11 пр-ва ХПЗ отличались от более поздних литых этого-же завода и с этой-же пушкой
Вот и представьте себе сколько вариантов Т-34
Вы совершенно правы, а если учесть еще и то, что даже на уровне ГКО в 1942 году решался вопрос об УНИФИКАЦИИ танков выпуска разных заводов, то можно говорить о многих десятках отличий серийных Т-34 выпущенных на различных предприятиях.