Происхождение украи...
 
Уведомления
Очистить все

Происхождение украинского сепаратизма

27 Записи
9 Пользователи
0 Лайки
5,011 Просмотры
Форум
(@rubuz)
Записи: 3982
Почетный участник
Автор темы
 

Вот ходил и думал, ну не хватает этой темы на форуме... Про Украину (В основном современную) есть, про войну нонешнюю на Украине есть, а вот про истоки украинского сепаратизма нету... теперь есть.
В качестве топик старта слепил комбинаторическое эссе из труда русского историка Николая Ульянова с одноименным названием вышедшее в 1966 году. Свое вмешательство в сей дивный труд выделил курсивом.
Творение целиком: lib.ru/POLITOLOG/ulianow_ukraina.txt

Происхождение украинского сепаратизма.

ПРЕДИСТОРИЯ

По словам Грушевского, уже со времен Петра Великого началось стирание граней в культурном облике малоруссов и великоруссов. Образованные украинские силы, особенно духовенство, широко были привлечены к строительству Российской Империи.
Процесс слияния малороссийского шляхетства с великорусским шел так быстро, что окончательное упразднение гетманства при Екатерине не вызвало никакого сожаления. Все прочие перемены встречены столь же легко, даже с сочувствием. Если небольшая кучка продолжала твердить о прежних "правах", то очень скоро "желание к чинам, а особливо к жалованию" взяло верх над "умоначертаниями старых времен". Как только разрешился в благоприятную сторону вопрос о проверке дворянского звания, южнорусское шляхетство окончательно сливается с северным и становится фактором общероссийской жизни. Забвение недавнего автономистского прошлого было так велико, что по словам того же Грушевского "созидание национальной жизни" пришлось начинать "заново на пустом месте".

ПОЛЬСКАЯ НАДЕЖДА

Поляки много работали над разжиганием едва тлевшего под золой уголька казачьей крамолы и над объединением ее с декабристским путчем. Делалась ставка на возвращение Польше, если не всей Малороссии, то, на первый случай, значительной ее части. По договору 1824 г., Южное общество обнадежило их получением Волынской, Минской, Гродненской и части Виленской губерний. Но главные польские чаяния связывались с украинским автономистским движением. По словам С. Г. Волконского, поляки питали "большую надежду на содействие малороссийских дворян, предлагая им отделение "Малороссии от России". От союза с малороссийским дворянством ожидали большего, чем от офицерского восстания, но в массе своей, южные помещики оказались вполне лояльными по отношению к самодержавию. Только очень небольшая кучка встала на путь декабризма и связанного с ним украинского сепаратизма....
Малая Русь, входившая некогда в состав Речи Посполитой, была предметом страстных вожделений. Нигде пропаганда общности славян и федеративного всеславянского государства не велась так настойчиво, как здесь. Можно думать, что лозунг "соединенных славян", провозглашавший независимость каждой страны, сочинен был специально для пробуждения казачьего автономизма. Нигде в других краях он не насаждается с таким старанием....
В 1818 г. основывается в Киеве масонская ложа "Соединенных Славян", а через четверть века, в Киеве же - "Кирилло-Мефодиевское Братство", поставившее во главу угла своей программы, все то же общеславянское федеративное государство....
Существовали в Малороссии другие масонские организации инспирированные или прямо созданные поляками. Была в Житомире ложа "Рассеянного мрака" и ложа "Тамплиеров"; в Полтаве - ложа "Любовь к истине", в Киеве "Польское патриотическое общество", возникшее в 1822 г. и, тотчас же, как эхо, появившееся вслед за ним "Общество малороссов", состоявшее из поборников автономизма. "Где восходит солнце?" - гласил его пароль, и ответ: "В Чигирине"....
Основой и направляющей силой южного масонства являлись поляки, которым принадлежала в те дни культурная гегемония во всем малороссийском крае, а в некоторых губерниях (Киевской, например) - большая часть земельных владений....

НАДЕЖДА РУССКИХ ЛИБЕРАЛОВ

Пушкин с самого начала оказался проницательнее Рылеева и всего своего поколения. Он почувствовал истинный дух "Истории Русов", ее не национальную украинскую, а сословно-помещичью сущность. Думая, что автором ее, действительно, был архиепископ Г. Конисский, Пушкин заметил: "Видно, что сердце дворянина еще бьется под иноческой рясою".
На языке либерализма "сердце дворянина" звучало как "сердце крепостника". Теперь, когда нам известны вполне корыстные интересы, вызвавшие рецидив казачьих страстей породивших "Историю Русов", можно только удивляться прозорливости Пушкина.
Революционная русская интеллигенция, в своем отношении к сепаратизму, пошла путем не Пушкина, а Рылеева. "Украинофильство", под которым разумелась любовь не к народу малороссийскому, а к казацкой фронде, сделалось обязательным признаком русского освободительного движения. В развитии украинского сепаратизма оно было заинтересовано больше самих сепаратистов. Шевченко у великорусских революционеров почитался больше, чем на Украине. Его озлобленная казакомания приходилась русскому "подполью" больше по сердцу, чем европейский социализм Драгоманова.

ПАДЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ГИГАНТОВ МЫСЛИ

Все эти ранние статьи Костомарова написаны без достаточного знакомства с предметом и совершенно не аргументированы. Порой кажется, что их писал не историк. Первое глубокое погружение его в исторические источники произошло в 50-х годах, когда он начал работать над историей Богдана Хмельницкого. Знакомство с документальным материалом не могло не обратить его внимания на легендарный характер соответствующих страниц "Истории Русов", но это еще не послужило стимулом к критике тенденциозного памятника. Во множестве последующих работ он продолжал рассматривать присоединение Малороссии к Москве, как печальный факт, а пятидесятилетний период гетманщины - самым светлым временем. В этом смысле, он долго оставался верен своему кирилло-мефодиевскому манифесту - "Книгам Бытия Украинского Народу".
...
Демократом и народолюбцем остался навсегда, но занятия малороссийской историей произвели в его украинско-националистических воззрениях целый переворот. Хищные крепостнические устремления казачества открылись ему в полной мере, и мы уже не слышим под конец жизни историка восторженных гимнов запорожскому лыцарству. Ясна стала несправедливость и нападок на Екатерину II, как главную виновницу закрепощения украинского крестьянства. Под конец Костомаров вынужден был назвать "Историю Русов" "вредным" произведением.
Вытаскивая из своего ученого мышления одну за другой занозы вонзившиеся туда в молодости, Костомаров незаметно для себя ощипал все свое национально-украинское оперение. Оставшись украинцем до самой смерти он, тем не менее, подверг очень многое строгой ревизии. Даже царь московский перестает быть "идолом и мучителем". В 1882 г., в статье "Задачи Украинофильства", он упоминает о царе в совсем ином тоне: "Малорус верен своему царю, всей душой предан государству; его патриотическое чувство отзывчиво и радостью и скорбью к славе и к потерям русской державы ни на волос не менее великорусса...
Сходную с Костомаровым эволюцию совершил Пантелеймон Александрович Кулиш. Правда, взгляды его излагать оченьтрудно по причине непостоянства. Он часто и круто менял свои точки зрения на украинский вопрос....
Кирилло-мефодиевская идеология отразилась, впервые, в его "Повести об украинском народе", напечатанной в 1846 г. Это "вольный" очерк истории Украины с ясно проступающей мыслью, что она могла бы быть в прошлом самостоятельной, если бы не измена малороссийского дворянства и не московское владычество....
Лет на десять он умолкает, сходит со страниц печати и только в 1874 г. снова появляется. В этом году вышла первая книга его трехтомного сочинения "История воссоединения Руси". Продолжительное молчание объяснялось занятиями по истории Малороссии. Кулиш подверг рассмотрению важнейшее событие в ее судьбе - восстание Хмельницкого и присоединение к Москве. Он поднял гору материала, перебрал и передумал прошлое своего края и, по словам того же Костомарова, "совершенно изменил свои воззрения на все малорусское, и на прошедшее, и на современное". Широкое знакомство с источниками, критическое отношение к фальсификациям, представили ему казачество в неожиданном свете. Рыцарские доспехи, демократические тоги были совлечены с этого разбойного антигосударственного сборища. Друзья, в том числе и Костомаров, были недовольны таким слишком открытым сокрушением кумиров, которым служили всю свою жизнь, но серьезных возражений против приведенных Кулишем данных – не сделали. Развенчав казачество, он по иному оценил и поэзию своего друга Шевченко.
...Осудил Кулиш и свою прежнюю литературную деятельность. Про "Повесть об украинском народе", где впервые ярко проявились его националистические взгляды, он выразился сурово, назвав ее "компиляцией тех шкодливых для нашего разума выдумок, которые наши летописцы выдумывали про ляхов, да тех, что наши кобзари сочиняли про жидов, для возбуждения или для забавы казакам пьяницам, да тех, которые разобраны по апокрифам старинных будто бы сказаний и по подделанным еще при наших прадедах историческим документам. Это было одно из тех утопических и фантастических сочинений без критики, из каких сшита у нас вся история борьбы Польши с Москвою"

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ, ЕСЛИ ЕГО ГРАМОТНО СОЧИНИТЬ

Н.М. Катков в 1863 г. писал: "Года два или три тому назад, вдруг почему-то разыгралось украинофильство. Оно пошло параллельно со всеми другими отрицательными направлениями, которые вдруг овладели нашей литературой, нашей молодежью, нашим прогрессивным чиновничеством и разными бродячими элементами нашего общества"....
Из предыдущих глав видно, что не только вражды правящей России к малороссийскому языку не существовало, но была определенная благожелательность. Петербургские и московские издания на украинском языке - лучшее тому свидетельство. Благожелательность эта усилилась в царствование императора Александра II.
В 1861 г. Возникла идея печатания официальных государственных документов по-малороссийски, и первым таким опытом должен был быть манифест 19 февраля об освобождении крестьян. Инициатива исходила от П. Кулиша и была положительно встречена на верхах. 15 марта 1861 г. последовало высочайшее разрешение на перевод. Но когда перевод был сделан и через месяц представлен на утверждение Государственного Совета, его не сочли возможным принять. Кулиш еще до этого имел скандальный случай перевода Библии с его знаменитым "Хай дуфае Сруль на Пана" (Да уповает Израиль на Господа). Теперь, при переводе манифеста, сказалось полное отсутствие в малороссийском языке государственно-политической терминологии. Украинофильской элите пришлось спешно ее сочинять. Сочиняли путем введения полонизмов или коверканья русских слов. В результате получилось не только языковое уродство, но и совсем непонятный малороссийскому крестьянину текст, по крайней мере, менее понятный, чем обычный русский. Напечатанный впоследствии, в "Киевской Старине", он служил материалом для юмористики.
Но когда, в 1862 г. Петербургский Комитет Грамотности возбуждает ходатайство о введении в Народных школах Малороссии преподавания на местном наречии, оно принимается к рассмотрению и сам министр народного просвещения А. В. Головнин поддерживает его. По всей вероятности, проект этот был бы утвержден, если бы не начавшееся польское восстание, встревожившее правительство и общественные круги.
Выяснилось, что повстанцы делали ставку на малороссийский сепаратизм и на разжигание крестьянских аграрных волнений на юге России, посредством агитационных брошюр и прокламаций на простонародном наречии. И тут замечено было, что некоторые украинофилы охотно сотрудничали с поляками на почве распространения таких брошюр. Найденные при обысках у польских главарей бумаги обнаружили прямые связи украинских националистов с восстанием.
(Те же грабли набили новую шишку на лбу российской власти, ну нах... подумала власть и издала Валуевский циркуляр)
Министра беспокоит не распространение малороссийского слова, как такового, а боязнь антиправительственной пропаганды на этом языке среди крестьян....
Ни в "отношении" Валуева, ни в каких других высказываниях членов правительства, невозможно найти враждебных чувств к малороссийскому языку....
Валуевский запрет продолжался недолго, но через тринадцать лет, в 1876 году, снова издан указ запрещавший появление газет, духовной, общественно-политической литературы, а также концертов и театральных представлений на украинском языке....
Несмотря на шум, поднятый вокруг Указа 1876 г., никаким ударом для украинского движения он не был. На практике он почти не соблюдался....
Указ 1876 г. никому, кроме самодержавия, вреда не принес. Для украинского движения он оказался манной небесной. Не причиняя никакого реального ущерба, давал ему долгожданный венец мученичества. Надобно послушать рассказы старых украинцев, помнящих девяностые и девятисотые годы, чтобы понять всю жажду гонений, которую испытывало самостийничество того времени.

ОЩУЩЕНИЕ ПОЛНОГО АНАЛА УКРАИНСКОГО СЕПАРАТИЗМА В МАЛОЙ И НОВОЙ РУСИ УГНЕТАЕТ :(

...украинофильство, в лучшие свои времена, насчитывало до того ничтожное количество последователей и представляло столь малозаметное явление, что приводило порой в отчаяние своих вожаков. Простой народ абсолютно не имел к нему касательства, а 99 процентов интеллигенции относилось отрицательно; в нем видели "моду" - внешнее подражание провансальскому, ирландскому, норвежскому сепаратизмам, либо глупость, либо своеобразную форму либерально-революционного движения....
Никакой украинской редакции освободительного движения малороссийская интеллигенция не признавала. За это и снискала лютую ненависть. Можно сказать, что у самостийников не было большего врага, чем своя украинская интеллигенция....
Незадолго до отъезда Драгоманова произошло событие, явившееся для него настоящим ударом....
На Балканах вспыхнуло восстание славян против турок.... Со всех концов России, в том числе из Малороссии, устремились тысячи добровольцев на помощь восставшим. Громада заволновалась. На квартире у Драгоманова устроено было собрание, где решено
послать на Балканы отряд, который бы не смешиваясь с прочими волонтерами, явился туда под украинским флагом. Принялись за организацию. Дебагорий-Мокриевич поехал для этой цели в Одессу, остальные занялись вербовкой охотников в Киеве. Результат был таков: Дебагорию удалось "захватить" всего одного добровольца, а в Киеве под украинский флаг встало шесть человек, да и то это были люди "нелегальные", искавшие способа сбежать за границу.
Знать, что дело, которому посвятил жизнь, непопулярно в своей собственной стране - одно из самых тяжелых переживаний. Отъезд Драгоманова означал не невозможность работы на родине, а молчаливое признание неудачи украинофильства в России и попытку добиться его успеха в Австрии.

Продолжение ниже
Добавлено: 24.09.2014 16:27:40

ИЗ ЛЬВОВСКОЙ ИСКРЫ РАЗГОРИТСЯ ПЛАМЯ

(1861 год: Одновременно с украинофильскими языкообразующими эякуляциями российской власти австрияки гОрмонизируют Галицию создав краевой сейм Галиции (польск. Sejm Krajowy, нем. Galizischer Landtag) для решения вопросов местной жизни королевства. Он собирался на основании указа австрийского императора раз в год во Львове. Избирательная система была такова, что поляки что доминировали среди крупных землевладельцев и промышленников всегда имели большинство. Краков и Львов имели городские думы и особое самоуправление. Языком управления и сейма был польский. Тем не менее именно там видели единственно уцелевшую искру "Великой" мотыльки сепаратизма, туда и летели)
Поездки туда начались задолго до указа 1876 г., даже до валуевского запрета 1863 г. И печататься там начали до этих запретов. Печаталась, прежде всего, та категория авторов, которая ни под один из запретительных указов не подпадала, - беллетристы. Это лучшее свидетельство несправедливости мнения, будто перенесение центра деятельности "за кордон" было результатом преследований царского правительства.
Поведение беллетристов Драгоманов объясняет их бездарностью. Ни Чайченко, ни Конисского, ни Панаса Мирного, ни Левицкого-Нечуя никто на Украине не читал. Некоторые из них, как Конисский, испробовали все способы в погоне за популярностью - сотрудничали со всеми русскими политическими лагерями, от крайних монархистов до социалистов, но нигде не добились похвал своим талантам. В Галиции, где они решили попробовать счастья, их тоже не читали, но галицийская пресса, по дипломатическим соображениям, встретила их ласково. Они-то и стали на Украине глашатаями лозунга о Галиции, как втором отечестве....
Сам Драгоманов так и остался дуалистом в своем политическом мировоззрении, но киевские его приятели быстро обрели полную "цельность", выбросив из своего умственного багажа все несозвучное с так называемым "формальным национализмом". Термин этот – связан с ростом числа не рассуждающих патриотов, для которых утверждение "национальных форм" стало главной заботой. Национальный костюм, национальный тип, национальная поэзия, "национальне почуття", заступили всякие идеи о народном благе, о "найкращем" общественно-политическом устройстве. Происходит быстрое отделение казачьего украинизма от либерально-революционной российской общественности.
Но если, как уже говорилось, идеология умершего сословия могла существовать в XIX веке благодаря лишь прививке к порожденному этим столетием общественному явлению, то что могло ее ожидать в 80-х и 90-х годах? Оторвавшись от русской революции, она привилась к австро-польской реакции. Теперь уже не Костомаровы и Драгомановы, а галицийское "народовство" берет на буксир лишившуюся руля днепровскую ладью. Украинофильство попадает в чужие, не украинские руки; Киев склоняется перед Львовом.
С отъездом Драгоманова кончается собственно-украинский период движения и начинается галицийский, означающий не продолжение того, что зародилось на русской почве, а нечто иное по духу и целям.
С конца 70-х годов, Львов становится штаб-квартирой движения, а характер украинизма определяется галичанами. Здесь выдаются патенты на истинное украинофильство и здесь вырабатывается кодекс поведения всякого, кто хочет трудиться на ниве национального
освобождения. Широко пропагандируется идея национального тождества междугаличанами и украинцами; Галицию начинают именовать не иначе, как Украиной....
(Хотя) в Галиции ни народ, ни власти слыхом не слыхали про Украину. Именовать ее так начала кучка интеллигентов в конце XIX века.
Несмотря на все ее усилия, "Украина" и "украинец" дальше страниц партийной прессы не распространялись. Было ясно, что без чьей-то мощной поддержки чужое имя не привьется. Возникла мысль ввести его государственным путем. У кого она возникла раньше, у галицких украинофилов или у австрийских чиновников - трудно сказать. Впервые, термин "украинский" употреблен был в письме императора Франца Иосифа от 5 июня 1912 г. парламентскому русинскому клубу в Вене.
(До "пробуждения" украиноблудов Галиции не о какой Украине там слыхом не слыхивали. Весь "украинский" сепаратизм был русским и только русским!)
Пробуждение было русское.
Во всех австро-венгерских владениях, населенных осколками русского племени - в Галиции, в Буковине, в Угорской Руси - национальное возрождение понималось как возвращение к общерусскому языку и к общерусской культуре. Затираемое поляками, венграми, румынами, немцами, население этих земель стихийно тяготело к России, как к своей метрополии. Совершенно гипнотизирующее действие произвело на него движение стотысячной армии Паскевича в 1849 г., шедшей на подавление венгерского восстания. Она не только ослепила его своей мощью и окружила образ России нимбом непобедимости, но простой народ, живший в деревнях и местечках, был глубоко взволнован тем, что вся эта армада говорила на совершенно понятном, почти местном языке. Для угорских русин, пришествие русских было величайшим торжеством....
Император, напуганный венгерским восстанием и видевший, в тот момент, в русинах своих естественных союзников, на все отвечал согласием.... (Удовлетворение всех) национальных нужд угорских русинов – с просьбой о выделении их земель в особые "столицы", с учреждением в них местной русинской администрации и русского языка в управлении и в школе. Просили даже основать в Унгваре русскую академию....
Но продолжался этот ренессанс недолго. Как только венгерское восстание кончилось, как только австрийское правительство помирилось с мадьярами и венгерская аристократия снова приобрела влияние в государственных делах, началось преследование всего русского. Сам Добрянский был устранен, а местная интеллигенция подверглась гонению.
Что же касается Галиции, то там произошло подлинное чудо. Несмотря на многовековое вытравливание всякой памяти о ее русском прошлом, несмотря на усиленную иноземную колонизацию, в ней восторжествовало руссофильство. Хотя там сделана была попытка разработки местного наречия, но никто иной, как сам Яков Головацкий, инициатор этого дела, пришел к заключению о ненужности таких опытов, при наличии развитого русского языка....
Для него, как и для подавляющего большинства культурных галичан, выбор предстоял не между местным русинским наречием и русским языком, а между польским и русским. Галичанин должен быть либо поляком, либо русским - среднего нет....
До самой войны 1914 г. москвофильство пользовалось симпатиями БОЛЬШИНСТВА галичан и если бы не эта мировая катастрофа, неизвестно, до каких бы размеров разрослось оно. Но аресты и избиения в начале войны, а особенно после кратковременного пребывания в Галиции русских войск, нанесли ему тяжелый удар. Русофильская интеллигенция оказалась уничтоженной. Морально ее доконала большевицкая революция в России, открыто принявшая сторону самостийнического антирусского меньшинства....
Обрусение галичан чревато было опасностью отделения края, украинизация не только не несла такой опасности, но сама могла послужить орудием отторжения Украины от России и присоединения ее к Галиции. Полагали, что хорошей приманкой в этом отношении станет конституция 1868 г., по которой все населявшие Австрийскую Империю национальности получили равноправие и культурную автономию....
Австрийцы, по-видимому, до такой степени увлеклись мечтами об отторжении Украины, что с течением времени возникла идея подыскать для будущего украинского королевства достойного кандидата на трон, какового нашли в лице принца Вильгельма Габсбургского, названного Василем Вышиванным.
В Вене и в Львове заинтересованные круги убедили "Василя" перейти из латинского обряда в Унию. Сам наследник австрийского престола Франц-Фердинанд принял горячее участие в этой авантюре. Как только польский план в Вене получил санкцию, в Галиции тотчас возникла "народная" партия в противовес "объединителям" (москвофилы) и целый
вспомогательный аппарат в лице О-ва "Просвита", газет "Правда", "Дило", "Зоря", "Батькивщина" и многих других.
Ядро и основу "народной" партии составило униатское духовенство. Уния, в свое время, задумана была в целях денационализации подвластного Польше русского населения, но цели своей не достигла. Через несколько поколений после насильственного обращения, галицкое население стало рассматривать свою новую Церковь, как "национальную", отличную от польской.....
Попав в начале 80-х годов в Галицию,он (Кулиш) приходит в ужас от тамошних украинофилов, увидев тот же ложный патриотизм, основанный на псевдонауке, на фальсифицированной истории, еще в большей степени, чем в самой Украине. Деятели галицийского национального движения потрясли его своим духовным и интеллектуальным обликом. В книге "Крашанка", выпущенной в 1882 г. во Львове, он откровенно пишет об этих людях, не способных "подняться до самоосуждения, будучи народом систематически подавленным убожеством, народом последним в цивилизации между славянскими народами". Он обращается к местной польской интеллигенции с призывом "спасать темных людей от легковерия и псевдо-просвещенных от гайдамацкой философии".....
Уже из этих кратких сведений можно заключить об общественно-политическом и культурном лице народовства. Оно задумано как строго охранительное, с точки зрения австрийской государственности и польских аграриев. Униатское ультрамонтанство придало ему колорит, явившийся полной неожиданностью для Драгоманова, стремившегося изо всех сил в Галицию - обетованную землю свободы.
(Но Шевченку там не взлюбили, всячески тролили и пинали ибо нех... ристь)
Обнаружив в этих "поэзиях" "много такого, що вирий моральности есть шкодливе" - клерикалы обрушились на общество "Просвиту", главного виновника пражского издания "Кобзаря" и распространителя его в Галиции. И тут воочию стало ясно, кто хозяин народовского движения....
Опасен он был и такими поэмами, как "Гайдамаки", где воспевается резня польских панов украинскими мужиками. Мотив ненависти крестьян к барам совершенно был неприемлем для Галиции, и Шевченко стали причесывать в местном вкусе....
Случай с "Кобзарем" был полной неожиданностью для Драгоманова, и уже тогда раскрылись у него глаза на народовство, названное им впоследствии "австро-польской победоносцевщиной". Вместо свободы мысли, слова, совести и всех демократических благ, ради которых покинул родину, он увидел в конституционной стране такой (... что охренел)....
Надднепрянские деятели сильно просчитались, надеясь найти в Галиции тихую заводь, где бы они спокойно писали антимосковския книги, прокламации, воспитывали кадры для работы на Украине и создали бы себе надежную штаб-квартиру. Гостеприимство им было оказано с полного одобрения австрийцев и поляков, но в то же время дано понять, что тон украинскому движению будут задавать не они, а галичане....
Чтобы уяснить, что это означало для самочувствия "схидняков", надо помнить, что люди, устремившиеся в Галицию, вроде Кулиша, Драгоманова, - по уму, по образованию, по талантам, стояли неизмеримо выше своих галицких собратьев. Самые выдающиеся среди галичан, вроде Омеляна Огоновского, выглядели провинциалами в сравнении с ними. "Для росиян галицка наука - схолястика, галицка публицистика - реакцийна, галицка беллетристика, псевдоклясична мертвечина", - писал Драгоманов. Тем не менее, на него и на всех малороссов во Львове смотрели сверху вниз...
"До принятия мудрости нимецкой паны украинци не були еще приспособлени, а опроче культура чужа могла б таких недолюдкив зробити каликами моральними". Так писала в 1873 году львовская самостийническая "Правда". По словам этой газеты "таки недоуки, полизавши дешто нимецкой философии, всяку виру в Бога мусили втратити. От и жерело ужасного нигилизму".
(Получив волшебного пенделя от "истинных украинцев" из Галиции вылетели как пробки все титаны украинской мысли Драгоманов, Кулиш и пр. и больше туда не возвращались. Опять ощущение полного анала :( Прощальный высер Кулиша в адрес "истинных украинцев":
"O ribaldi flagitiosi! Я приехал в вашу подгорную Украину оттого, что на днепровской Украине не дают свободно проговорить человеческого слова; а тут мне пришлось толковать с телятами. Надеюсь, что констатируя факты способом широкой исторической критики, я увижу вокруг себя аудиторию получше. С вами же, кажется, и сам Бог ничего не сделает, такие уж вам забиты гвозди в голову".(Не для украинской википедии)...
Если в Киеве носились с идеей объединения всех славян, в том числе и русских, то во Львове это означало государственное преступление, грозившее развалом цесарской империи. Вместо славянской федерации, здесь говорили о всеукраинском объединении. Практически это означало соединение Украины с Галицией. Мыслилось оно не на республиканской основе; народовцы были добрые подданные своего императора и никакой другой власти не хотели. Полагая, что конституция 1868 года открыла для них эру благоденствия, они хотели распространения его и на своих "закордонных" братьев украинцев.
Называться украинцами, а Галицию именовать Украиной, народовцы начали в утверждение своего права заботиться и болеть сердцем за этих братьев стонавших под сапогом царизма. Галичан и малороссов объявили единым народом, говорящим на одном языке, имеющим общую этнографию. Стали популяризировать неизвестных дотоле в Галиции малорусских поэтов и писателей - Котляревского, Квитку, Марко Вовчка, Шевченко. Эпизод 1876 года лишь на время поколебал треножник "Великого Кобзаря". Как только удалось принарядить его на польский манер и спрятать куда-то "несозвучные" с народовством стихи, он был восстановлен в своем пророчестве и апостольстве.
(Раздав волшебных пенделей всяким панславянским укромыслителям и очистив мозг для "истинного украинства" Галиция вздохнула спокойно и ... понеслось)
Приняв казачье имя Украины и украинцев, народовцы не могли не признать своим родным и казачьего прошлого. Его "республиканством" и "демократизмом" не восхищались, но его русофобия, его песни и "думы", в которых поносилась Москва, пришлись вполне по душе. Стали создавать моду на все казачье. Как всякая мода, она выражалась во внешности. По львовским улицам начали, вдруг, разгуливать молодые люди одетые то ли кучерами, то ли гайдуками, вызывая любопытство и недоумение галичан, никогда не знавших казачества. Позднее, в сельских местностях стали возникать "Сечи". Так именовались добровольные пожарные дружины. Каждая такая Сечь имела своего "кошевого атамана", "есаула", "писаря", "скарбника", "хорунжого" и т. д. Тушение пожаров было делом второстепенным; главное занятие состояло в церемониях, в маршировках, когда во главе отряда таких молодцов в синих шароварах шел "атаман" с булавой, трубил "сурмач", а "хорунжий" нес знамя. Этим достигалось
воспитание в соборно-украинском духе.
Никому, однако, в голову не приходило идти в своих казачьих увлечениях дальше костюма, особенно во всем, что касалось запорожского отношения к государственной власти и к Польше. По словам Драгоманова, народовская партия "не только мирилась с австро-польской правительственной системой, но сама превращалась в правительственную". Всякая тень агитации либо выпадов против Австро-Венгрии и Польши устранялась из ее деятельности....
(Во всем виноваты кляти москали - кляти окупанты, то, что поляки и австрияки тоже окупанты, это опускаем, они правильные окупанты, цывылызованные)
По всем высказываниям "народовцев" выходило, что Россия единственный угнетатель племен "соборной Украины". Напечатав в том же 1900 году брошюру Н. Михновского "Самостийна Украина", провозглашавшего ее "вид гир Карпатьских аж по Кавказки", они ни словом не обмолвились о том, что для образования столь пространной державы препятствием служит не одна Россия....
И на той же странице – яростная брань по адресу русских царей, которые "завели московский устрий, московски школы, та намагались завести российску мову замисть украиньской". Нет числа возмущенным возгласам по поводу указа Валуева об украинском языке, но ни один галичанин не отозвался соответствующим образом о заключении правительственной австрийской комиссии, высказавшейся в 1816 г. О галицийском наречии, как совершенно непригодном для преподавания на нем в школах, "где должно подготовлять людей образованных".
Получалась картина: люди боролись не за свое собственное национальное освобождение и не с государством их угнетавшим, а с чужим государством, угнетавших "закордонных братьев". "Пропала славнаУкраина - клятый москаль орудуе"....
Национальная доктрина "Украинского Пьемонта" ясна: быть украинцем, значит быть антирусским. "Если у нас идет речь об Украине, то мы должны оперировать одним словом - ненависть к ее врагам... Возрождение Украинысиноним ненависти к своей жене московке, к своим детям кацапчатам, к своим братьям и сестрам кацапам, к своим отцу и матери кацапам. Любить Украину значит пожертвовать кацапской родней". О том, к каким страстям и настроениям апеллировал этот лозунг в самой Украине и как это отразилось на днепровском национализме, скажем в следующей главе. Здесь же упомянем, хоть вкратце, о заключительном этапе галицкого народовства....
С началом первой мировой войны, оно проявило свое лицо созданием отрядов австрийских янычар, под именем Сечевых Стрельцов, а также всевозможных шпионско-диверсантских организаций типа "Союза Вызволения Украины", работавших в пользу Австрии против России. Но мировая война кончилась крахом Австрийской Империи и полным переворотом в судьбе Галиции. Она оказалась, как полтораста лет тому назад, в составе возродившейся Речи Посполитой. Поляки сделались теперь не краевой, а государственной властью для русин; все их поведение резко изменилось. Возродились религиозные и национальные притеснения в формах, напоминающих XVIII век. Изменилось, разумеется, и отношение к народовской партии. Она им стала не нужна. Кое-что в ее практике допускалось как приманка для подсоветских украинцев, но во всем остальном она была стеснена и ограничена. Два былых союзника превращались постепенно во врагов....
Народился тип националиста, готового мириться с любым положением вещей, с любым режимом, лишь бы он был "свой" национальный. От 70-х и 80-х годов тянется нить к тому эпизоду 1919 г., когда один из членов Директории на заседании Украинской Рады заявил: "Мы готовы й на совитьску владу, аби вона была украинська". Никто тогда оратору "не заперечил" и, впоследствии, многие видные деятели самостийничества, во главе с М. Грушевским, перешли к большевикам, удовлетворившись внешней национальной формой советской власти на Украине....
Драгоманов, строго осуждавший такой образ мыслей, прозвал его "формальным национализмом". Его насаждение шло параллельно с ростом нового поколения и с превращением украинского самостийничествя в провинциальный отголосок галицкого народовства. Кто не принял запрета наложенного на антиавстрийскую и антипольскую пропаганду, не дал ясных доказательств своей русофобии, кто не поцеловал туфли львовского ультрамонтанства, тот как бы отчислялся от самостийничества....
Еще в 70-х годах они развили подозрительную деятельность по ввозу галицийской литературы в Малороссию. Они же поставляли ложную информацию галичанам, внушая миф о существовании проавстрийской партии на Украине. Впоследствии, к началу 900-х годов, когда эти люди вышли на передний план, в них уже трудно было распознать малороссов. Многие отреклись от своих учителей, осудили их, назвав "поколением белых горлиц" - прекраснодушных, но абсолютно недейственных. Они преисполнялись боевого
пыла, требовали рек русской крови, беспощадной борьбы с московщиной.
Вождем этого поколения и наиболее последовательным выразителем формального национализма стал Михаил Сергеевич Грушевский – питомец киевского университета, ученик проф. В. Б. Антоновича. Он сделался тем идеологом безыдейности, которого недоставало формальному национализму. Он же блестяще выполнил задачу слияния днепровского украинства с львовским народовством, будучи одинаково своим и на Украине, и в Галиции....
Конечно, он дал все доказательства лояльности в отношении Польши и Австрии и соответствующей ненависти к России. Она ясно видна в его статье "Украинсько-руське литературне видрожденне", появившейся в 1898 г., где он мечтает о "прекрасном дне, когда на украинской земле не будет врага супостата; но особенно много клеветы и поношений России содержится в его статье "Die Kleinrussen", напечатанной в сборнике "Russen ber Russland", вышедшем во Франкфурте в 1906 г.
Если враждебных выпадов его против России можно насчитать сколько угодно, то трудно привести хоть один направленный против Австро-Венгрии.
Особого внимания заслуживает отсутствие малейшего осуждения Духинщины. Прежнее "поколение белых горлиц" не по одним научно-теоретическим, но и по моральным соображениям отвергло это расово-ненавистническое учение....
По отношению к России, Грушевский был сепаратистом с самого начала. Сам он был настолько тонок, что ни разу не произнес этого слова, благодаря чему сумел прослыть в России федералистом типа Драгоманова. Даже летом 1917 года, когда образовалась Центральная Украинская Рада и тенденция ее основателей ясна была ребенку, многие русские инт

 
Размещено : 24.09.2014 18:27
Форум
(@rubuz)
Записи: 3982
Почетный участник
Автор темы
 

Рен ТВ выпустил передачу в которой освещается тема происхождения украинского сепаратизма.

 
Размещено : 9.11.2014 14:06
Srg70
(@srg70)
Записи: 964
Участник
 

RUBUZ!
Имеете ли Вы "негров"? Вашей плодовитости уже может позавидовать династия Дюма, а они, говорят, имели.
Но это к слову.
Вопрос - "Русей" (извиняюсь за корявое склонение) к определенному этапу стало трое - Великая, Малая и Белая. Малая и Белая прошли приблизительно одинаковый путь от Польши к Великой. Так почему же украинский сепаратизм был, а белорусский, до появления независимого государства в 1991г. не осязался никак.

 
Размещено : 9.11.2014 15:10
Форум
(@rubuz)
Записи: 3982
Почетный участник
Автор темы
 
От: Srg70

Имеете ли Вы "негров"?

"негров" у меня почти нет :)
Все материалы копились у меня годами. Я сохранял на комп все, что было мне интересно. Но потом "жесткий" рухнул.
Часть материалов уцелела на другом жеском, на флешке и еще на одном старом компе, вот сейчас я иногда разбираю весь этот бардак. И кидаю сюда, думаю тут сохраннее будет :) Просто оформляю это в виде каких-то статей. Где то 1-2 часа в день чистого времени я могу уделять этому.
Те почти "негры" которые мне помогают - это мои знакомые, которые либо приносят что-то по интересующей меня теме почитать, либо как сейчас для меня мой близкий друг (кандидат исторических наук) выполняет перевод интересной статьи по Эфиопии. Он спец, а я нет. Вот переведет статью и в теме про Эфиопию появится эксклюзивчик для русского интернета и вообще для русской исторической науки.

 
Размещено : 9.11.2014 15:31
Форум
(@kvn-63)
Записи: 1492
Постоянный участник
 

Скажу за себя: предки со средины 19 века переехали из Полтавы на Волгу. Два троюродных брата в начале 80-х переехали на Украину. Знаю, что один в г. Белую церковь, потому, что устойчиво считалось, что в Украинской ССР намного лучше жизнь и климат и т.д. Эти братья и их семьи сейчас на Украине (Зубричев и Молчанов), как и у многих окружающих меня людей. Кто, кому, враг и кто сделал, что мы все друг с другом воюем? Может их дети сейчас сидят в окопах под Донецком и кричат "Слава гэроям" называются Мыколамы и Олександрами, и щирыми украинцами - потомками древних укров! У нас свои дети такого же возраста. Какой злой гений смог всё это сделать, что бы мы все наелись дерьма?

 
Размещено : 9.11.2014 17:41
Форум
(@сармат)
Записи: 2381
Постоянный участник
 
От: Srg70

Вопрос - "Русей" (извиняюсь за корявое склонение) к определенному этапу стало трое - Великая, Малая и Белая. Малая и Белая прошли приблизительно одинаковый путь от Польши к Великой. Так почему же украинский сепаратизм был, а белорусский, до появления независимого государства в 1991г. не осязался никак.

Ещё как осязался!
Гражданская война, Белорусская рада
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/68364/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.
ВОВ: http://www.otvoyna.ru/statya113.htm.
Известный Вильгельм Кубе, неудачно переночевавший в Минске, был опасен тем, что делал ставку на уменьшение террора и поиска путей сближения с белорусскими националистами. Руководитель СС и полиции фон Готтберг тоже поощрял националистов.

 
Размещено : 10.11.2014 14:55
Srg70
(@srg70)
Записи: 964
Участник
 
От: Сармат
От: Srg70

Вопрос - "Русей" (извиняюсь за корявое склонение) к определенному этапу стало трое - Великая, Малая и Белая. Малая и Белая прошли приблизительно одинаковый путь от Польши к Великой. Так почему же украинский сепаратизм был, а белорусский, до появления независимого государства в 1991г. не осязался никак.

Ещё как осязался!
Гражданская война, Белорусская рада
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/68364/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.
ВОВ: http://www.otvoyna.ru/statya113.htm.
Известный Вильгельм Кубе, неудачно переночевавший в Минске, был опасен тем, что делал ставку на уменьшение террора и поиска путей сближения с белорусскими националистами. Руководитель СС и полиции фон Готтберг тоже поощрял националистов.

Ну не знаю.
Не знаю белорусских аналогов "щирого", "Шевченко" , "Галичины"
Да и Лукашенко, хоть и на "о" и политик, говорит вещи которые приятно слышать

Форум
 
Размещено : 11.11.2014 17:37
Форум
(@rubuz)
Записи: 3982
Почетный участник
Автор темы
 

Похоже поляки имеют свой взгляд на украинский сепаратизм, мол да, сепаратисты, но польские. Спасибо товарищу Сармату за ссылку.

От: Сармат

Цирроз головного мозга.
http://www.traitorofukraine.com/ru/index.html
Похоже, переводили с помощью Гугл-переводчика.

 
Размещено : 12.11.2014 0:04
Форум
(@сержант)
Записи: 2616
Почетный участник
 
От: Srg70

Да и Лукашенко, хоть и на "о" и политик, говорит вещи которые приятно слышать

Согласен, действительно приятно!

 
Размещено : 12.11.2014 8:54
Форум
(@сармат)
Записи: 2381
Постоянный участник
 
От: RUBUZ

Похоже поляки имеют свой взгляд на украинский сепаратизм, мол да, сепаратисты, но польские. Спасибо товарищу Сармату за ссылку.

От: Сармат

Цирроз головного мозга.
http://www.traitorofukraine.com/ru/index.html
Похоже, переводили с помощью Гугл-переводчика.

Служу трудовому народу!
Мне в польском мифотворчестве нравится настойчиво проводимая мысль о чудесном сосуществовании поляков и малороссов в рамках Речи Посполитой!

 
Размещено : 12.11.2014 10:45
Форум
(@gen-frost)
Записи: 67
Активный участник
 

Рубуз, это важная тема, спасибо!

итог прочитаного: нет вящего врага для России чем её мыслеблудливая интеллигенция с её беспечными играми с огнём.

вопросы:
- где истоки её вольного обращения с Родиной?
- почему, например, британское лордство или прусское юнкерство первейшим смыслом своего жизненного пути видят в служении Отечеству, а среди наших каждое столетие рождается значительное количество врагов Матери своей, подвергающих Родину свою неистовым испытаниям и всячески поносившим Её?
- сколько % надо извести данного врага, чтобы оставшиеся оного были патриотами России и Православия?
- как надо воспитывать и Кто должен воспитывать отроков Земли родной, чтобы отсеять гниль и червей, не чтивших ни Карамзина тогда, ни Жукова сейчас?

 
Размещено : 12.11.2014 13:50
Форум
(@rubuz)
Записи: 3982
Почетный участник
Автор темы
 
От: Gen.Frost

Рубуз, это важная тема, спасибо!

Спасибо вам.
Топик старт должен был быть больше, но движок сайта не позволяет задвинуть портянку большего размера, но советую прочесть книгу целиком.
История вопроса очень интересная, вот типичная пропагандистская карта-открытка начала 20 века.
Такие гуляют по украинским форумам в качестве аргумента в "хохлосрачах".
Но вот найти обратную ее сторону - это проблема, а там указан издатель: "Вiстий з Запорожа" Львов, улица Руская 20.
Вот тут вам гугль вряд ли поможет.
"Все вперед! Все враз! Делами а не словами!"
Я бы добавил: "Штыком, а не словом!"
А это "спортивное" издание, как бы должно было заниматься вопросами спорта.
И вот если тянуть за эту ниточку мы выйдем на такой интересный момент, как "сокольническое движение".
Вот там много всего интересного. Тема крайне мало изученная, по крайней мере у нас. А жаль.

1.
Форум
2.
Форум
 
Размещено : 12.11.2014 14:23
Форум
(@сержант)
Записи: 2616
Почетный участник
 
От: RUBUZ

История вопроса очень интересная, вот типичная пропагандистская карта-открытка начала 20 века.

Нехилые аппетиты у хлопцев, а морда не треснет? Или как в старом анекдоте - чтобы запихнуть в рот шмат сала придётся трохи щёки разрезать? :-)

 
Размещено : 12.11.2014 15:55
Форум
(@mental_f)
Записи: 6
Новичок
 
От: Srg70
От: Сармат
От: Srg70

Вопрос - "Русей" (извиняюсь за корявое склонение) к определенному этапу стало трое - Великая, Малая и Белая. Малая и Белая прошли приблизительно одинаковый путь от Польши к Великой. Так почему же украинский сепаратизм был, а белорусский, до появления независимого государства в 1991г. не осязался никак.

Ещё как осязался!
Гражданская война, Белорусская рада
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/68364/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.
ВОВ: http://www.otvoyna.ru/statya113.htm.
Известный Вильгельм Кубе, неудачно переночевавший в Минске, был опасен тем, что делал ставку на уменьшение террора и поиска путей сближения с белорусскими националистами. Руководитель СС и полиции фон Готтберг тоже поощрял националистов.

Ну не знаю.
Не знаю белорусских аналогов "щирого", "Шевченко" , "Галичины"
Да и Лукашенко, хоть и на "о" и политик, говорит вещи которые приятно слышать

Почему белорусы не такие националисты, как украинцы? Во-первых, у нас нет униатской Галиции, вся территория Белоруссии входила в Российскую империю, а с унией покончил ещё Николай I. Во-вторых, белорусы пришли в империю, как крестьянский народ, утративший свою аристократию, которая к 18 веку поголовно стала поляками и католиками. В-третьих, у нас не было казачества с его самостийно-помещичьими амбициями.

Но национализм есть и в Белоруссии. Он имеет польско-католические корни и не пользуется поддержкой большинства белорусов. Хотя за последние 25 лет выросло поколение очень склонное к "европейским ценностям". Да и батька не так прост, как кажется, он русский по культуре и менталитету человек, но правитель независимого государства, а власть штука сладкая, и так просто с ней не расстаются, а значит — нужно держать дистанцию от России и это сближает его с местными свядомыми.

 
Размещено : 13.11.2014 13:21
Форум
(@rubuz)
Записи: 3982
Почетный участник
Автор темы
 

Большое интервью Витренко: в нем большой кусок посвящен истории украинскому сепаратизму который я не стал включать в топикстарт из за экономии места. Рекомендую послушать все интервью, просто и доходчиво объясняет положение дел на Украине, но подобного украинские СМИ стараются не говорить.

 
Размещено : 7.01.2015 1:34
Форум
(@rubuz)
Записи: 3982
Почетный участник
Автор темы
 

Олесь Бузина рассказывает об истоках украинства как явления малого но вредного и впоследствии дезавуированного Российской Империей, хотя и не до конца:

 
Размещено : 19.04.2015 0:50
sukhov
(@sukhov)
Записи: 5901
Высший уровень
 
От: Mental_F

Почему белорусы не такие националисты, как украинцы?

Ага, почитайте хотя бы вот это http://www.twirpx.com/file/502507/

 
Размещено : 19.04.2015 12:18
Форум
(@rubuz)
Записи: 3982
Почетный участник
Автор темы
 

Фильм посвященный истории украинского сепаратизма и взаимоотношениям между украинцами, русскими, евреями и поляками.

 
Размещено : 6.06.2015 22:35
Форум
(@rubuz)
Записи: 3982
Почетный участник
Автор темы
 

Большой фильм на тему ""Проект Украина". Фильм Андрея Медведева":

 
Размещено : 29.06.2015 11:44
Форум
(@rubuz)
Записи: 3982
Почетный участник
Автор темы
 

Большой рассказ о бандеровцах для интересующихся темой.

 
Размещено : 14.07.2015 17:45
Страница 1 / 2