Уведомления
Очистить все

Боевые действия в центральном и Ворошиловском районах Сталинграда

1,004 Записи
82 Пользователи
3 Лайки
75.5 тыс. Просмотры
(@egorych)
Записи: 513
Высший уровень
Автор темы
 

На warspot опубликована очередная часть серии, рассказывающая про оборону центрального вокзала.

http://warspot.ru/3512-neizvestnyy-stalingrad-tsentralnyy-vokzal

 
Размещено : 13.03.2016 9:00
Форум
(@zlovegro)
Записи: 321
Активный участник
 
От: егорыч

На warspot опубликована очередная часть серии, рассказывающая про оборону центрального вокзала.

http://warspot.ru/3512-neizvestnyy-stalingrad-tsentralnyy-vokzal

Подписался :)

 
Размещено : 13.03.2016 11:16
(@egorych)
Записи: 513
Высший уровень
Автор темы
 

Редактор от себя про панфиловцев добавил, типа параллели. Может он и прав, но первоначальной версии этого не было.

 
Размещено : 13.03.2016 11:37
Форум
(@sebastien)
Записи: 61
Активный участник
 
От: егорыч

На warspot опубликована очередная часть серии, рассказывающая про оборону центрального вокзала.

http://warspot.ru/3512-neizvestnyy-stalingrad-tsentralnyy-vokzal

Отличная статья Егорыч.
Но читая заметил ряд ошибок и возникли вопросы для уточнения.

В описании под картой от 13.09.42

На северной окраине Сталинграда находились позиции 14-й и 16-й танковых, а также 3-й моторизированной дивизий

там позиции 14-го танкового арм.корпуса, 14-я танковая дивизия лишь в октябре была на севере города.

В описании к фото по бомбёжки Ю-88-ми аэродрома «Школьный» указано, что немцы использовали его для доставки подкреплений ... а где взят источник этой информации? и интересно в какие дни туда прилетали садиться немецкие самолёты?

В районе Свирской улицы были обустроены позиции батареи 105-мм орудий, которой командовал молодой обер-лейтенант Виганд Вюстер (Wigand Wüster)

У Вюстера были 150 мм гаубицы.

Так же хотелось бы узнать источник названия возвышенности заполотной части - "сибирь-горы"

С уважением, Андрей

 
Размещено : 13.03.2016 12:18
(@egorych)
Записи: 513
Высший уровень
Автор темы
 

Подпись под фото в книге:

"Прекрасно замаскированные орудийные позиции 2-й батареи Вюстера. 105-мм пушки едва видны, даже с близкого расстояния. Кроме орудия справа, на заднем плане есть еще одно, с левого края церкви. На переднем плане видна укладка снарядов. Хотя позиция находится в пределах досягаемости советской артиллерии, гаубицы Вюстера ни разу не были обнаружены и его люди понесли очень малые потери, в отличие от других батарей, расположенных глубже в тылу."

Я так понял, что в 171 арт полку, где служил Вюстер было три батальона 105 и один 150
Добавлено: 13.03.2016 16:38:06

Про Сибирь-гору слышал от волгоградских краеведов, но конечно немцы ее так не называли, это еще с царицынских времен пошло.

Добавлено: 13.03.2016 16:47:29

Аэродром "Школьный" немцами активно использовался, это подтверждается агентурными данными 13 гв сд, по моему даже в воспоминаниях Орлова было. Плюс к этому есть немецкие воспоминания, оттуда последний немецкий самолет отчалил в январе, автор воспоминаний четыре часа тяжелораненый из универмага ковылял, и успел таки. Сейчас жж тупит чего то, попозже найду, скину ссылку.
Добавлено: 13.03.2016 16:55:01

во нашел, немец из 94 ПД

http://sogenteblx.livejournal.com/71155.html

 
Размещено : 13.03.2016 12:55
Форум
(@sebastien)
Записи: 61
Активный участник
 
От: егорыч

Подпись под фото в книге:

"Прекрасно замаскированные орудийные позиции 2-й батареи Вюстера. 105-мм пушки едва видны, даже с близкого расстояния. Кроме орудия справа, на заднем плане есть еще одно, с левого края церкви. На переднем плане видна укладка снарядов. Хотя позиция находится в пределах досягаемости советской артиллерии, гаубицы Вюстера ни разу не были обнаружены и его люди понесли очень малые потери, в отличие от других батарей, расположенных глубже в тылу."

Я так понял, что в 171 арт полку, где служил Вюстер было три батальона 105 и один 150

Прошу извинить, невнимательно читал и забыл, что 18 сентября убило командира 2-й лёгкой батареи (105 мм гаубицы) и Вюстер перешёл туда из своей 10-й батареи...

От: егорыч

Про Сибирь-гору слышал от волгоградских краеведов, но конечно немцы ее так не называли, это еще с царицынских времен пошло.

Я конечно не краевед, а всего лишь житель города, но просто из общения со старожилами ни разу о таком названии не слышал.

От: егорыч

Аэродром "Школьный" немцами активно использовался, это подтверждается агентурными данными 13 гв сд, по моему даже в воспоминаниях Орлова было. Плюс к этому есть немецкие воспоминания, оттуда последний немецкий самолет отчалил в январе, автор воспоминаний четыре часа тяжелораненый из универмага ковылял, и успел таки. Сейчас жж тупит чего то, попозже найду, скину ссылку.

Вдруг будет возможность поделиться ссылками на воспоминания Орлова по этому поводу, с удовольствием бы ознакомился.

А по поводу немецкий воспоминаний... я так понимаю вы об воспоминаниях пилота He111 Михаэля Даймля (Michael Deiml), который служил в авиаполку бомбардировщиков KG 55 "Greif"?

 
Размещено : 13.03.2016 13:01
(@egorych)
Записи: 513
Высший уровень
Автор темы
 

не, по ссылке - комбат 267 полка 94 пд

 
Размещено : 13.03.2016 13:06
Форум
(@sebastien)
Записи: 61
Активный участник
 
От: егорыч

не, по ссылке - комбат 267 полка 94 пд

Cпасибо, прочитал.
Да, там идёт речь о последнем аэродроме 6-й армии - "Сталинградский", который проработал не полные два дня (22 и частично 23 января).

 
Размещено : 13.03.2016 13:12
(@egorych)
Записи: 513
Высший уровень
Автор темы
 

ну, до этого он тоже работал, наблюдатели из дивизии Родимцева постоянно фиксировали садящиеся самолеты за Мамаевым курганом

 
Размещено : 13.03.2016 13:15
Форум
(@sebastien)
Записи: 61
Активный участник
 
От: егорыч

ну, до этого он тоже работал, наблюдатели из дивизии Родимцева постоянно фиксировали садящиеся самолеты за Мамаевым курганом

Хотелось бы видеть эти донесения и знать их дату.

А так аэродром "Школьный" за Мамаевым курганом и аэродром "Сталинградский" это два разных аэродрома.

 
Размещено : 13.03.2016 13:18
(@egorych)
Записи: 513
Высший уровень
Автор темы
 

Да, сейчас перечитал, с аэродромами не все так просто:

В агентурных данных есть про аэродром, но не указано где он располагался (стр 2):

"- подкрепление немцы получают с аэродрома, где 14.10.1942г. находилось около 2000 немецких солдат, расположены они в окопах и блиндажах.
- на авто тех. мастерских аэродрома немцы проводят ремонт самолетов и наших (!трофеи?) танков. На аэродроме находятся до 20 дежурных самолетов."

Из воспоминаний Орлова выходит, что он разведывал аэродром в Гумраке http://iremember.ru/memoirs/razvedchiki/orlov-nikolay-vasilevich/

То, что это данные Орлова я точно сказать не могу, может это разные аэродромы. Но скорее всего в донесении, на которое я опирался имелся ввиду аэродром у Гумрака.

Далее в донесениях есть два упоминания про аэродромы:

- северо-восточнее ст. Прудовая строится аэродром, где сосредоточены до 15 новых самолетов (от 30.10 стр 4)

и от 29.11
-- посадка 6 транспортных самолетов в р-не сев Базисная (стр. 5)

Возможно, я не прав.

А где могли аэродромы у Базисной и Прудовой?
Добавлено: 13.03.2016 17:59:48

и далее: В 12:30 в р-не сев Базисная сделали посадку до 30 транспортных самолетов.

у меня такое мнение, что аэродром сев. Базисной - это и есть "школьный".

Про Сибирь - гору. В Царицыне так называли возвышенность около Сергиевской церкви, там якобы хорошо приживались деревца. Ваши местные краеведы глаголят.
Добавлено: 13.03.2016 18:04:03

Ну точно, по карте Северная Базисная - это район Авиагородка, так что все правильно.

С конца ноября в Сталинград на "школьный" активно прибывали транспортники. Конечно может и не с подкреплениями, но все же.

 
Размещено : 13.03.2016 14:04
Форум
(@sebastien)
Записи: 61
Активный участник
 
От: егорыч

По агентурным данным установлено:
- в г. Калач располагаются 2 штаба на ул. Красная и Октябрьская, большое количество пехоты, расквартированной по домам, и сосредоточены легк и груз машины.
- в роще вост Калач сосредоточено до 200 машин.
- северо-восточнее ст. Прудовая строится аэродром, где сосредоточены до 15 новых самолетов

и от 29.11
-- посадка 6 транспортных самолетов в р-не сев Базисная (стр. 5)

и далее: В 12:30 в р-не сев Базисная сделали посадку до 30 транспортных самолетов.

А где могли аэродромы у Базисной и Прудовой?

С конца ноября в Сталинград на "школьный" активно прибывали транспортники. Конечно может и не с подкреплениями, но все же.

По ст. Прудовая ничего не могу сказать, ибо не нашёл её на картах и в списках Приволжской ЖД... возможно там ошибка и имелась ввиду ст. Прудбой, там действительно был аэродром... в р-не Мариновка-Карповка.

Гумрак немцами не охотно использовался, сказывалось то, что взлётная полоса была разбита, но дежурные самолёты там действительно были.

По донесениям конечно точно ясно, что транспортники садились на аэродром "Школьный" в начальный период котла. Но в немецких источниках пока не встречал данные об активных посадках на этот аэродром... очевидно причина в том, что аэродром был визуально виден нашими артиллеристами, которые пристреляли его и сделали не возможным для использования немцами. По этой же причине не использовались и многие другие "учебные" аэродромы, которые находились внутри "котла", но были близки к линии фронта...

Поэтому по мере сужения территории "котла" немцы использовали Питомник, потом Гумрак и последним был Сталинградский...

 
Размещено : 13.03.2016 14:38
(@egorych)
Записи: 513
Высший уровень
Автор темы
 

а "Сталинградский" где был расположен?
Добавлено: 13.03.2016 18:48:37

это и есть Школьный?

 
Размещено : 13.03.2016 14:48
Форум
(@sebastien)
Записи: 61
Активный участник
 
От: егорыч

а "Сталинградский" где был расположен?
Добавлено: 13.03.2016 18:48:37

это и есть Школьный?

Описание расположения аэродрома "Сталинградский" есть же у Адама... близ посёлка Сталинградский, ныне Овражный.
Этот факт подтверждают и периодически попадающиеся артефакты по немецкой авиационной теме в том районе...

 
Размещено : 13.03.2016 14:52
(@egorych)
Записи: 513
Высший уровень
Автор темы
 

а у Рынка как назывался?

 
Размещено : 13.03.2016 15:06
Форум
(@sebastien)
Записи: 61
Активный участник
 
От: егорыч

а у Рынка как назывался?

Это вы про тот, что располагался на территории нынешнего Алюминиевого завода?

Я честно не знаю его название. Подобных аэродромов по территории нашей области было масса. Что у Спартановки, что у ст. Древний вал, что у ст. Воропоново... и проч.

Немцами они если и использовались, то очень краткосрочно.

 
Размещено : 13.03.2016 15:14
(@egorych)
Записи: 513
Высший уровень
Автор темы
 

спасибо!

От: Sebastien

Поэтому по мере сужения территории "котла" немцы использовали Питомник, потом Гумрак и последним был Сталинградский...

От: Sebastien

Описание расположения аэродрома "Сталинградский" есть же у Адама... близ посёлка Сталинградский, ныне Овражный.

Получается последним был все же "Школьный" :)
Добавлено: 13.03.2016 19:21:01

От: Sebastien

Cпасибо, прочитал.
Да, там идёт речь о последнем аэродроме 6-й армии - "Сталинградский", который проработал не полные два дня (22 и частично 23 января).

по ссылке, которую я привел, там имелся ввиду именно "Школьный", я уверен

 
Размещено : 13.03.2016 15:21
Форум
(@sebastien)
Записи: 61
Активный участник
 
От: егорыч

Получается последним был все же "Школьный" :)

нет))), немцы врать не будут. Последним был именно Сталинградский...

из воспоминаний пилота He111 Михаэля Даймля (Michael Deiml) KG 55 "Greif"

...
После того, как мы потеряли Питомник, в период с 17.01. по 21.01.1943 г. мы совершили 10 вылетов, дневных и ночных, сбрасывали «продуктовые бомбы», атаковали русские войска, склады, артиллерийские позиции, даже в близи нашего аэродрома в Новочеркасске и восточнее Ростова на Дону. Последний аэродром Гумрак (около 10 км. Западнее Сталинграда) мы потеряли 21. 01. 1943 г. Теперь оставался всего лишь один аэродром – «Сталинградский», где ещё можно было садиться, его построили ещё ближе к городской окраине.
...
За всеми этими делами мы провели на аэродроме полтора часа и в 10:45 смогли вылететь обратно. Пока мы там были, мы не увидели ни одного другого немецкого самолёта. Садились ли после нас там ещё немецкие самолёты и если да, то сколько, я не знаю. Одно известно точно, в тот же день, 23-го января 1943 года мы потеряли «Сталинградский» и из неё вылетел последний немецкий самолёт, покинувший Сталинград. Это подтвердили и в одной из передач немецкого телевидения, которая была посвящена Сталинграду

могу сказать, что после него туда всё же сели ещё пару Хенкелей... которые улететь от туда уже не смогли...

Вот технологический лючёк и различные фрагменты одного из них

белая краска, камуфляж зимний, об этом так же есть в воспоминаниях лётчиках, что их самолёты камуфлировались под зимние условия.

Брошенные повреждённые самолёты остались стоять возле взлётки так же как и на Питомнике и Гумраке... наши после боёв их подербанив уволокли в неизвестном направлении...

Хенкель 111 на этом фото получил повреждение при посадке на Гумраке...

 
Размещено : 13.03.2016 15:36
(@egorych)
Записи: 513
Высший уровень
Автор темы
 

На двух руках и одной ноге комбат из приведенной мною ссылке до Сталинградского бы не доковылял за четыре часа. Я думаю 23 января последние самолеты садились не только на Сталинградском, но и на Школьном. Хотя все может быть.

 
Размещено : 13.03.2016 15:42
Форум
(@sebastien)
Записи: 61
Активный участник
 
От: егорыч

На двух руках и одной ноге комбат из приведенной мною ссылке до Сталинградского бы не доковылял за четыре часа. Я думаю 23 января последние самолеты садились не только на Сталинградском, но и на Школьном. Хотя все может быть.

Надо брать в расчёт, что положение частей 6-й армии было катастрофическим... У них на обслуживание одного аэродрома не хватало ни средств, ни людей, а содержать несколько посадочных мест в тех условиях было нереально. Лётчики Хе111, а именно на данном типе самолёта этот "товарищ" улетел, чётко сообщают, что последним местом для осуществления посадок был именно аэродром Сталинградский, далее полёты что хенкелей, что тётушек Ю (Ju-52) были только для сбрасывания "продуктовых бомб".

А по поводу "подвига" комбата могу лишь сказать, что он явно чего-то нам не договорил)))

 
Размещено : 13.03.2016 15:52
Страница 30 / 51