Бензино-электрический танк Холта (Holt Gas-Electric Tank) стал первым настоящим танком, который был спроектирован, построен и испытан соединенными штатами от начала и до конца. Но изначально конструкция Holt оказалась внутренне сложной, что привело к созданию танка, который был просто слишком тяжелым и недостаточно эффективным. Производство было ограничено только одним оценочным прототипом. Разработка была начата в 1917 году и закончена в 1918 году.
Холт уже накопил большой опыт в строительстве своих тракторов. Поэтому он объединился с General Electric Company (GEC) в попытке создать первую американскую танковую машину, основанную на их производственном и конструкторском опыте, и более-менее отвечающую требованиям заказчика - МО.
Совершенно новая гусеница была разработана более длинной, десятиколесная конструкция, использующая вертикальную систему пружинной подвески. Надстройку составлял неподвижный, клёпанный, броневой узел типа "коробка", в котором размещались двигатель, трансмиссия, вооружение, БК и экипаж. Броневая защита экипажа варьировалась по всей конструкции, достигая толщины от 6 мм до 15 мм. Вес составлял 25,4 т, длина 5,03 м., высота 2,37 м., ширина 2,76 м.
Экипаж состоял из шести человек: командира, водителя, наводчика, заряжающего и двух пулеметчиков. Мощность обеспечивалась 4-х цилиндровым бензиновым двигателем Holt-brand, 90 лошадиных сил, трансмиссия размещалась в отсеке, в задней части танка. Для улучшения охлаждения и предотвращения перегрева трансмиссии, была разработана сложная система водяного охлаждения. Двигатель служил генератором для двух электрических двигателей GEC, вращающих каждую гусеницу.
Вооружение бензино-электрического танка Holt состояло из 75-мм гаубицы Vickers mountain. Она была установлена в носовой части корпуса. Дополнительно присутствовали два пулемета Браунинга калибра 7,62 мм, установленных по бокам машины. Эти пулеметы должны были быть установлены в шаровых опорах внутри боковых спонсонов.
Когда все было сделано, конструкция Холта оказался полным разочарованием. По большей части, танк не впечатлил на своих испытаниях, чрезмерный вес работал против его проходимости. В то время как машина шла достаточно хорошо на ровной местности, ее истинный недостаток заключался в преодолении высот, на которых проходимость танка значительно снижалась. По существу, танк Holt не мог эффективно взбираться по склонам, чтобы быть полезным для армии США. Максимальная скорость для машины составляла жалкие 10 километров в час при дальности передвижения 50 километров.
Хотя усилия по разработке первого американского танка были закончены, Holt Manufacturing Company стала известной компанией Caterpillar, Incorporated company - все еще крупным производителем спецтехники даже сегодня.
К первым месяцам 1915 года Первая мировая война на Западном фронте зарылась в землю, опуталась колючей проволокой, покрылась воронками и насквозь простреливалась пулеметами. В общем она была совсем не такой, к которой готовились французские генералы. Надо было искать выход, и часто его поиски принимали причудливые виды, такие как машина Луи Буаро - одногусеничный агрегат с огромными траками.
Appareil Boirault/Аппарат Буаро/Инженерная машина Буаро Первый проект:
ТТХ:
Страна производитель: Франция
Год производства: 1915г.
Боевая масса: 30 т.
Экипаж: 1 чел.
Бронирование: не устанавливалось
Размеры: 8000х4000х3000 мм
Вооружение: не устанавливалось
Двигатель: 80 л.с.
Сложно найти причину, но почти год в военных ведомствах всех воюющих стран в упор не рассматривали гусеницу, как движитель для перемещения боевой машины по полю боя. Производились экспериментальные машины разных степеней безумия, но только не гусеничные, хотя... 3 января 1915 года с первой новогодней звездой французское военное ведомство одобрило проект боевой машины Луи Буаро (Louis Boirault). Конструктором была предложена боевая машины с оригинальным движителем. Наверно все таки его стоит назвать гусеничным, но с очень большими траками. Военные заказали комплект чертежей и экспериментальную модель для проверки идеи.
Учитывая задачи, которые ставились перед машиной Луи Буаро, это была инженерная машина, предназначенная для проделывания проходов в проволочных заграждениях противника для прохода пехоты. Работа на поле боя предусматривала защиту машины от огня противника и в серии подразумевала установку оружия. Соответственно подразумевался бронекорпус с пулемётами или даже пушкой, что делало боевую машину Буаро почти танком. В танковой триаде броня-маневр-огонь у этой конструкции как класс отсутствовал маневр, но такая задача военными и не ставилась, нужно было всего лишь преодолеть колючую проволоку и проделать проход достаточной ширины. В военное время автору было не до того, но в 1919 году он даже получил патент на свое транспортное средство.
Первая машина получила название Appareil Boirault – «Устройство Буаро», а когда спустя полгода на полигон выехал уже натурный образец, к названию добавили №1 - Первое устройство Буаро. Технически машина представляла собой огромную гусеницу из 6 шарнирно соединенных рам-траков и движущуюся внутри них кабину с двигателями и экипажем. Каждый "трак" представлял собой большую опорную раму, на грунт одновременно опиралось две рамы. Существовали идеи более крупных машин например из 12 сегментов, тогда на грунт опиралось сразу пять "супертраков". Треугольная кабина с колесиками в углах и широкой стороной у основания катилась по рельсам на рамах, наезжая на основание передней "трака-рама", кабина опускала ее своей массой на грунт. Соответственно задняя часть поднималась и так по кругу.
Широкие траки-рамы позволяли просто раздавливать любые препятствия в виде проволочных заграждений, завалов, кустарника и небольших деревьев, спокойно преодолевать окопы и воронки от снарядов. За машиной сзади образовывалась достаточно широкая полоса, по которой пехота могла бы идти в наступление. Каждая рама-трак движителя первого прототипа представляла собой металлическую раму шириной 3 м и длиной 4 м. Рама была собрана на болтах из профилей, усиленных косынками. На внутренней стороне плит располагалась пара рельс для колес кабины.
Внутри движителя размещалась "кабина" машины, в которой на первом прототипе были расположены только силовая установка и трансмиссия. Кабина напоминала в профиль букву «А». Внизу треугольника была усиленная плита на концах которой были расположены ролики, которые катились по рельсам опорных рам. Еще два ролика располагались сверху, они служили как опорные для поддержания верхних секций "гусеницы". На перекладине рамы устанавливался бензиновый двигатель. При помощи цепной трансмиссии крутящий момент передавался на ведущие колеса - верхние и задние нижние ролики опорной рамы, вращающиеся в разные стороны. Внутри А-образной рамы с силовой установкой и трансмиссией помещалось рабочее место единственного члена экипажа - водителя. Так как Appareil Boirault №1 была экспериментальной демонстрационной машиной единственной задачей водителя в ходе испытаний был контроль за работой двигателя и управление скоростью движения. При вертикальном положении секций, находящихся впереди и сзади, и горизонтальном размещении всех прочих рам общая длина машины составляла 8 м, ширина – 3 м, высота – 4 м. Двигаясь и изменяя положение плит движителя, Appareil Boirault №1 меняла свою форму и длину Полная масса инженерной машины была примерно 30-ть тонн. Низкая удельная мощность не позволяла рассчитывать на высокие ходовые характеристики, но от демонстратора технологии это и не требовалось.
Принципиально такой одногусеничный движитель не мог поворачивать от слова "совсем". Конструктор предусмотрел для осуществления поворота домкраты, которые поднимали агрегат, испытатели руками поворачивали его на необходимый угол и машина продолжала движение в нужном направлении.
Для проверки демонстратора технологи Appareil Boirault его испытали на полигоне, имитирующем поле боя с проволочным заграждением шириной 8-м метров, двухметровыми траншеями и воронкой диаметром 5 м. Конечно удивительно что эта машина вообще начала движение, но ещё удивительней было то, что она без значительных усилий преодолела все препятствия, спокойно сминая проволочные заграждения и переезжая траншеи и воронки, взбираясь на пологие холмы. Скорость движения не превышала 1,6 км/ч, конечно ожидать большего и не стоило при относительно маломощном двигателе.
На испытаниях Appareil Boirault получила неформальное прозвище Diplodocus militaris – «Диплодок военный» - медленный, неповоротливый и огромный. Испытания закончились 17 мая отчетом, главная мысль которого была: "Хорошо, но не применимо в реальных условиях".
В существовавшем виде Appareil Boirault был классическим демонстратором технологий. Если демонстратор показывал приемлемые результаты следующим шагом было бы строительство натурного образца.
Несмотря на то, что в июне 1915 года проект был военными закрыт, конструктору все таки было разрешено построить натурный образец с учетом замечаний после испытаний демонстратора. Уже в ноябре 1915 Appareil Boirault №2 выехал на полигон.
Appareil Boirault №2/Аппарат Буаро №2/Инженерная машина Буаро. Второй проект:
ТТХ:
Страна производитель: Франция
Года производства: 1916г.
Боевая масса: 40 т.
Экипаж: 4 чел.
Бронирование: 25 мм
Размеры: 6000-8000х3000х2000-3000 мм
Вооружение: 2х пулемета + 1 пушка, калибром 37-мм (на образце не устанавливалось).
Двигатель: 80 л.с.
К осени 1915 года, несмотря на почти полгода испытаний различной новой техники и оценки различных проектов разных производителей, французские военные так и не имели собственного понимания конструкции боевой машины, которая в ходе боев в 1916 году будет решать проблему прорыва подготовленной обороны. Опытный образец «Устройства Буаро» - Appareil Boirault,который проходил испытания весной 1915 года был отклонен, но не разобран. Несмотря на все минусы, машина задачу передвижения по полю боя могла решать. Военные вернулись к проекту и проверили предельные параметры машины. 13 ноября 1915 года были проведены добавочные испытания, в которых Appareil Boirault догрузили 9-ю тоннами балласта, который должен был имитировать броню и вооружение. Испытания подтвердили, что и с такой нагрузкой агрегат может двигаться, только ещё медленнее, но и по проволочным заграждениям, и через траншеи. Дополнительно на новых испытаниях была изменена система поворота, один большой домкрат заменили системой маленьких. Тем не менее по итогам испытаний Луи Буаро взялся построить натурный уже бронированный образец своего "боевого ромбоида". Луи Буаро на фото крайний справа:
Машина Appareil Boirault №2 представляла собой совершенно самостоятельную конструкцию, которую с экспериментальным образцом №1 объединял только общий принцип одногусеничного движителя с гигантскими траками и общий принцип движения. Длина каждого "трака" была уменьшена, что привело к изменению формы гусеницы, которая стала больше похожа на эллипс, а не на комбинацию треугольников, которой в принципе являлась. Траки-рамы стали квадратными, но их конструкция была изменена, была добавлена мощная продольная балка, в усиливающие косынки выросли в размере и стали нести не только нагрузку, но и увеличивать площадь опоры. На внутренней поверхности рам, вдоль внешних балок, проходили рельсы. Бронекорпус с двигателем был существенно увеличен и уже кроме двигателя мог нести вооружение и экипаж.
Траки машины превратились в дополнительную защиту кабины и стали невосприимчивы к минам, пулям и осколкам. Разрушить мощную раму-трак можно было лишь прямым попаданием артиллерийского снаряда. Главную проблему управляемости машины решили введением дополнительной возможности доворота одного трака относительного другого, что осуществлялось с использованием гидравлических домкратов. Луис Буаре до того, как занялся строительством танков, был одним из лучших специалистов по проектированию железнодорожной техники, откуда он и заимствовал устройство сцепки рам гусеницы, подобное сцепкам вагонов. Хотя и недостаточная, но управляемость появилась, радиус разворота составлял 100 м.
Для натурного образца Бауре построил уже нормальную броневую кабину из 24 мм стали. Двигатель был смещен в заднюю часть корпуса, вверху располагалась система привода. Мощный корпус имел сложную форму, стремящуюся к пирамиде, скошенные лобовые и кормовые листы. Бронекорпус занимал все пространство, которое не задевалось мощными "траками". С боков было что-то схожее со спонсонами, как на британских "ромбах", возможно и вооружение планировалось установить так же, как и у английских танков.
17 августа 1916 года уже натурный образец боевой машины Буаро - Appareil Boirault №2 выехала на тот же полигон, на котором испытывался демонстратор технологий. Машина стала лучше, она была управляемой, хоть и не очень, бронированной, спокойно преодолевала траншеи и воронки до 2-х метров шириной и заграждения из колючей проволоки, за полтора часа было преодолено расстояние в 1,5 километра. Если бы это было поле боя, то за час была бы захвачена первая линия обороны, особенно учитывая то, что толстая броня была непробиваема стрелковым оружием, да и у артиллерии были бы проблемы с поражением цели. Сохранив достоинства, машина не оставила в прошлом и недостатки - скорость не превышала 2 км/час, масса в 40 тонн была чрезмерна для транспортных возможностей армии, да и ожидаемая стоимость была чрезмерной. В то время как в армию уже начали поступать Сен-Шамоны и Шнейдеры, готовился проект Рено FT-17, а англичане везли через море вооруженные "баки", супертанк с одной гусеницей был уже совсем не актуален. Тем не менее, ряд генералов настаивали на сохранении и дальнейшем развитии проекта, так как, технически машина для проделывания проходов в обороне Appareil Boirault №2 была непревзойденной. Натурный образец был частично доработан. Сбоку на рамы были добавлены "шипы" расширители для увеличения сцепления с грунтом и увеличения площади опоры.
Но далее эта идея не продвинулась - Рено FT-17 уже показывал свою боеспособность на поле боя...
В дополнение ранее проскакивавших фото и видео наших бронетрактаров "НИ-1" https://waralbum.ru/community/armor/62/paged/30/#post-14852
Фотографии "НИ-1" запечатленных фрицами:
Т-26 был в 30-е годы одним из самым испытываемых танков в РККА, и что только с ним не делали (как-нибудь надо будет по подробней рассмотреть эти модификации и эксперименты). И вот, 7 апреля 1934 года на полигоне НИАБП испытывалось новое устройство, на базе танка Т-26. Необычное приспособление состояло из двух больших полых металлических треугольных колес, которые крепились на рамной тележке с вертикально поворотным механизмом к корпусу танка по бортам. Так называемые - «Танковые треугольники», или по-другому «Система Стражиц», и предназначались для возможности танку преодолеть вертикальную стену, а так-же заградительные баррикады и противотанковые эска́рпы.
Согласно ТТХ танка Т-26, он мог преодолевать вертикальную стенку высотой 75 сантиметров. Предполагалось, что с указанным устройством танк сможет преодолеть вертикальную стенку высотой порядка 1,5 метра. Сами металлические треугольные колеса были высотой в 1 метр и имели рифленую рабочую поверхность, свободно вращались на своих осях, прикрепленных к длинным трубам, которые в свою очередь вставлялись в поворотные полуоси, приваренных к бортовым, броневым листам. Так же по бортам имелись рамы не дающие соскочить танку с треугольников.
Движущийся танк катил перед собой тележку с треугольными колесами, при подъезде к стенке, «треугольники» упирались в нее и превращались в «горку», по которой танк мог взобраться наверх. Трубы скользящим движением сдвигались в полуосях назад и танк цеплялся гусеницами за «треугольники». Весь путь преодоления препятствия треугольники проходили под танком. А после преодоления преграды устройство нужно было вернуть в переднее положение.
Однако, первые же испытания показали, что танк при касании гусеницами верха стенки начинал буксовать на треугольниках, и если сцепление с гусеницами было хорошим «треугольники» проворачивались под танком, сбрасывая его со стенки назад. Изобретатели видели причину того, что танк не может заехать на стенку, в достаточно рыхлом грунте перед стенкой, однако военные наблюдатели сочли, что изобретение не имеет смысла и танк не стоит больше подвергать испытаниям.
От идеи отказались. Не имеется сведений и об авторах. Сами испытания провели за несколько часов и всё сразу стало понятно. Сама идея теоретически была интересна, а испытать ее в практическом действии было необходимо, и вот изобретатели и военные это сделали, не смотря на имеющиеся сомнения.
Американские танкисты наблюдают за надувным макетом среднего танка М4 Sherman, развёрнутого британскими сапёрами; район Анцио; Италия; май 1944-го года.
В Военном альбоме это фото подписано: Установка макета танка «Шерман» в ходе подготовки к нормандской десантной операции.
Изготовление подобных макетов в годы Второй мировой широко практиковалось противоборствующими сторонами для введения в заблуждение авиаразведки войск противника и имитации концентрации войск. Кроме непосредственно макетов техники, в районах ложного сосредоточения техники также разворачивались звуковещательные установки, на которых транслировались звуки работы танковых двигателей, а также радиостанции, имитирующие работу штабов соединений.
Сам макет в не накаченном состоянии весит порядка 40кг. помещается в мешке, переносится двумя солдатами, а накачивается специальным компрессором.
https://477768.livejournal.com/7082773.html?amp=1
57-мм зенитной автоматическая пушка С-60 засветилась в зоне СВО с нашей стороны, в виде самодельных САУ. Разработка этих зенитных автоматов началась еще в 1944 году, а производство осуществлялось с 1950 по 1957 годы.
Данная пушка установлена на трофейной мотолыге(МТЛБ)
БТС (Бронированный Тягач Средний), переделанный из танка Т-55 с Сахалина.
УРАЛ
Видео: С-60 установленное на гусеничное шасси трелёвочного трактора ТСН-4 у ЧВК Вагнер
https://vk.com/video-216979460_456239093
Данная пушка в виде САУ отметилась и в других регионах мира:
Молдавия (ЗИЛ-135ЛМ)
Сирия, у бармалеев на КАМАЗе, захвачена и выставлена в Музее Техники Вадима Задорожного
Такая же, шмаляет непосредственно в Сирии
Тоже в Сирии, но на УРАЛе
Эти же 2 пушки раньше были установлены и на серийной ЗСУ-57-2
Вот ещё экземпляры бронетракторостроения, на базе трактора «Катерпиллер» применялись в Испании, на стороне республиканцев в 1936г.
1.
Моделька, чтобы лучше разглядеть
2. Ещё один, подбит где-то под Мадридом
3. Бронетрактора (на той же платформе) "Федерации анархистов Иберии" воевавших за республику
4. С носовой пулемётной башенкой
Немецкие бронетрактора
5. Бронированный и вооружённый пулемётом трактор фирмы FAMO "Rübezahl" где-то в Хорватии.
6. Колонну немецкой техники у Ля-Рошель(Франция) возглавляет бронированный трактор-тягач Cаterpillar-Schneider вооружённый 50мм РаК-38.
Итальянские бронетрактора
7. Нечто из рессорных полос на базе Катерпиллера RD6, построенное итальянскими фашистами в 1941г., во время обороны эфиопского города Гондэр - последнего опорного пункта итальянцев в Восточной Африке. Вооружен, судя по всему, пулеметами FIAT-Revelli M1914 кал.6.5 мм.
Второй поменьше
8. Бронетрактор итальянских партизан на базе трактора FIAT захваченный фашистами.
Сам трактор небольшой, и без кабины
Известный немецкий снимок конца войны, уже был засвечен в этой теме, но точных ответов, что это было сфоткано точно не было
Так вот это учебные танки-мишени на базе платформы учебного танка PZ 1 с газогенераторной установкой, для отработки стрельбы бойцами ПТО Фольксштурма, учебными Панцерфаустами по танкам противника в городском бою. Причём они не имели бронирования и вооружения, были обшиты фанерой, а по бортам досками. Учения проводились на улице Мартина-Лютера в Берлине; апрель 1945-го года.
Вот фото поближе:
А вот моделька для наглядности
Были и другие, более тщательно сделанные танки-мишени изображавшие Шерманы, на той же платформе
А это сама учебная платформа PZ 1, которая была сделана для обучения механиков-водителей Вермахта
Были так же учебные танки без бронирования, но с с газогенераторной установкой и на базе Pz II.
И на базе чешского легкого танка LT vz.38, он же Pz.38(t)
https://topwar.ru/82294-samogonnyy-panzerkampfwagen.html?ysclid=lrf80pbzed312392043
В продолжении экземпляров бронетракторостроения.
Приблизительно в 1929-1930 гг. американцы пытались предложить Нанкинскому правительству такой вот образец боевой машины, построенной на базе трактора Holt.
Сборка проводилась на фирме Disston, которая так-же строила бронетрактора для правительства Афганистана в 30-е годы. Интересно, что этот бронетрактор, инициатором создания которого был генерал Фрэнк Статтонт, разрабатывался специально для бедных (в смысле, не очень богатых) китайцев.
Состав вооружения был - два пулемета, 3-дюймовый траншейный миномет и личное оружие (пистолеты, винтовки). При этом миномет должен был стрелять назад по ходу движения через люк в задней стенке боевого отделения.
Сам идейный вдохновитель проекта дал бронетрактору название “Suttont Skunk”(Саттонтский скунс), поскольку самый мощный залп он мог дать именно задом.
Демонстрационный образец отправили в Китай, но потенциальный заказчик не пожелал закупать эти чудо-машины и американцы уехали без контракта.
Отечественный танк БТ-2 с добавочными бесконечными гусеницами-ковриками из веток, для преодоления болотистых участков и раскисших грунтовых дорог, а так же снежной целины. В 1934 году в мастерских НИИТ полигона РККА в Лен.обл. были произведены испытания.
Для движения данных гусениц используются собственные гусеницы танка и поддерживающие катки на верхней проекции корпуса. При испытаниях выяснилась непрочность самой конструкции данных гусениц и возможность движения только по прямой и с малой скоростью, при совершении маневра поворота происходило выскальзывание из данных гусениц самого танка.
Тогда же для лёгкого танка Т-26 с одной артиллерийской башней были изготовлены аналогичные добавочные, бесконечные гусеницы. Но при испытаниях данная гусеница свалилась и согнула передний поддерживающий каток.
https://seryj221221.livejournal.com/230738.html
https://seryj221221.livejournal.com/441782.html
В продолжении поста об одесском экземпляре бронетракторостроения НИ-1
https://waralbum.ru/community/armor/62/paged/32/#post-108810
Найдено ещё несколько фото этого танка
1.Танк НИ-1 с башней от плавающего танка Т-37А движется на ЛБС.
2. Фото НИ-1 на заводе "им. Январского восстания"
3. Завод "им. Январского восстания" где делали "НИ-1"
4. Брошенная при эвакуации советская бронетехника. В том числе и танки НИ-1. Одесса, октябрь, 1941г.
5. Модели "НИ-1"
6.
7. Японская модель НИ-1. Показателен перенесённый на корму топливный бак, из-за чего на корпусе, сзади, наверху, по бокам появились выступы.
8. Рисунок НИ-1
9. Схема НИ-1